Сердечно-сосудистая система

АВТОР: ГОНЧАРОВ С.а., преподаватель пм, высшая квалификационная категория, отличник здравоохранения.

Рецензент: а.с. кочагин,         врач-хирург гбуз «краевой центр свмп 1»

Создание учебного пособия по хирургии является слоной и ответственной задачей. Материал пособия предназначен для преподавателей и студентов медицинских колледжей, фельдшеров.

                                                                         ВВЕДЕНИЕ

Итак, Вы начинаете изучение хирургии. Слово «хирургия» означает рукодействие, ремесло. Для того чтобы знать хирургию необходимо досконально знать анатомию, физиологию, фармакологию и другие дисциплины. Фельдшер должен уметь установить диагноз, определить тактику оказания доврачебной помощи, владеть методами оказания помощипри всевозможных непредвиденных ситуациях. Отказ медицинского работника от оказания помощи уголовно наказуем.

 

                                                                             

                                                      Содержание

1. Расспрос больного.

2. Общие справочные данные о больном.

3. Анамнез данного заболевания

4. Общее состояние:

-нервная система;

-сердечно-сосудистая система;

-полость рта, зубы, пищевод;

-желудок, кищечник, поджелудочная железа;

-печень;

-селезенка;

-мочеполовая система;

-органы чувств;

-опорно-двигательный аппарат;

-кожа.

6.Объективное исследование:

-общий вид больного;

-вес;

-исследование конечностей;

-кости и позвоночник;

-голова;

-шея;

-грудная клетка (легкие);

-сердечно-сосудистая система;

-система органов пищеварения;

-почки и мочевыводящие пути;

-половые органы;

-двигательная сфера;

- чувствительная психическая сферы.

7. Орган зрения.

8. Дополнительные исследования.

9. Клинический разбор больного

10. Схема написания учебной истории болезни.

 

 

Распрос больного

Если состояние больного тяжелое и ему трудно или не следует говорить (резкие боли, сильная одышка, кровохаркание, значительная слабость и т. п.), нужно его расспросить лишь о том чего нельзя узнать у родственников или окружающих. Расспрашивать больного следует в такой форме, чтобы он мог отвечать одним словом или знаком.Если больной находится в бессознательном состоянии или утратил речь, если он не знает языка исследующего или умышленно не желает отвечать на вопросы, надо расспрашивать родственников или лиц, доставивших больного, или же без предварительного расспроса произнести объективное исследование больного.В случае внезапного заболевания, тяжелой травмы нужно быстро произвести краткий опрос, собрать самые необходимые сведения, так как состояние больного может ухудшиться, и распрос окажется невозможным.При исследовании больного и дальнейшем наблюдении за ним в. больнице следует обращать внимание на его поведение (спокойное, неспокойное); речь при общении с лечащим врачом (быстрая, торопливая, неторопливая, спокойная, заторможенная); как он реагирует на исследование, лечебные мероприятия, на окружающую обстановку; следует также обращать внимание на отношение больного к персоналу, отношение к своей болезни.

Общие справочные сведения о больном

Фамилия, имя, отчество. Возраст. Образование, Национальность. Семейное положение. Профессия — в каком учреждении, предприятии работает, в какой должности; домохозяйка, пенсионер и пр. Местожительство. Дата поступления в больницу (клинику).Чтобы иметь представление о материально-бытовых условиях домохозяйки, следует спросить о профессии мужа (детей).При расспросе детей следует выяснить профессию родителей. Основные жалобы больного

Подробная характеристика (детализация) жалоб.Если больной жалуется, например, на боли в подложечной области, рвоту, изжогу, то нужно подробно охарактеризовать каждую жалобу. Соответствующие указания имеются в разделе «Распрос об общем состоянии больного и о состоянии отдельных органов и систем».

Анамнез данного заболевания (anamnesis morbi)

Когда (сколько времени тому назад), как (внезапно, сразу остро, медленно, постепенно), при каких условиях и какими проявлениями началось данное заболевание?Как развивалось и протекало заболевание до настоящего момента? Какое лечение применялось, и какие его результаты? Если доставлен пострадавший от травмы (повреждения открытого или закрытого), то нужно выяснить следующее:Когда (сколько времени тому назад), при каких обстоятельствах получена травма?Помнит ли пострадавший момент и обстоятельства травмы (или сведения об этих обстоятельствах получены от родственников, очевидцев или других лиц, доставивших пострадавшего)?Потерял ли сознание пострадавший в момент травмы, надолго ли?В каком положении находился пострадавший в момент травмы?В случае открытого повреждения — было ли значительное кровотечение из раны?Была ли оказана первая помощь пострадавшему когда, где, кем, какая помощь?Какие явления со стороны других органов наблюдались: головокружение, тошнота, рвота, кровохаркание, гематурия, другие?

Общее состояние

Самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое).Похудание (давно ли, в какой степени).Бледность (давно ли, усиливается ли).Общая слабость (давно ли, в какой степени, может ли ходить, стоять, может ли сидеть или только лежать).Работоспособность (сохранена, понижена, утрачена, давно ли).Лихорадочное состояние (повышение температуры, часто ли, давно ли; высота, тип лихорадки, продолжительность; познабливание, ознобы, поты).

Нервная система

Черноруцкий М. В., известный клиницист-терапевт, в заключительной части своей книги «Диагностика внутренних болезней» (1953 г.) в одном из примечаний к общему плану и схеме клинического обследования больного пишет; «Более детальный и углубленный расспрос о внутренней жизни больного и его психо-эмоциональном состоянии в данный момент должен производиться по окончании объективного исследования больного, когда между ним и врачом установился достаточный контакт (заключительный рас спрос).Не было ли травм (ушибы, ранения, другие повреждения) головы, позвоночника? Не было ли психических травм (тяжелые непосильные переживания, нервные по трясения)? Длительность трудной травмирующей ситуации. Не было ли тревог, лишений, внезапных и резких изменений жизненных условий? Легко ли удалось приспособиться к изменению этих условий? Часто ли бывали эмоциональные переживания отрицательного характера и легко ли, быстро ли больной их подавлял? Реакция больного на различные раздражения, эмоциональные переживания, на окружающую обстановку раньше и теперь?Сон. Спокойный, глубокий, неглубокий, прерывистый, тревожный, крепкий, плохой. Медленно или быстро засыпает, часто ли просыпается? Сколько часов спит ночью, высыпается ли, чувствует ли себя бодрым, отдохнувшим после сна, спит ли днем (сколько времени)? Постоянная сонливость днем. Правильно ли чередуются бодрствование и сон? Бессонница — часто ли, давно ли, «причины (боли, кашель, тяжелые переживания, другие причины), спит ли в гигиенических условиях?Головные боли. Бывают ли постоянно, по временам, часто ли, давно ли? Бывают ли приступы головных болей? Болит ли вся голова или отдельные области (какие)? Боли поверхностные, глубокие. Характер, интенсивность, продолжительность болей. При каких условиях боли появляются, усиливаются, уменьшаются, успокаиваются? Сопровождаются ли головные боли какими-либо явлениями со стороны других органов (тошнота, рвота, ослабление зрения и др.).Головокружения (Головокружения, обмороки часто связаны с сосудистой недостаточностью). Бывают ли, часто ли, давно ли, интенсивность, продолжительность? Сопровождаются ли головокружения шумом в ушах, тошнотой, рвотой, расстройством равновесия? При каких условиях появляются, усиливаются, прекращаются?Обмороки. Бывают ли, часто ли, давно ли?Нет ли расстройств чувствительности? Не ощущает ли ползаний мурашек, покалывания, жжения, похолодания, онемения — в каких местах?Судороги. Бывают ли судороги, характер их (клонические, тонические)?Припадки эпилепсии. Часто ли бывают, давно ли, при каких условиях появляются, продолжительность? Чувствует ли приближение припадка, как именно?Нет ли или не было ли парезов, параличей (вялых, спастических), гемиплегии, параплегии, моноплегии; давно ли, как появились, развивались (внезапно, быстро, медленно, постепенно)?Психическая сфера. Бывают ли галлюцинации, иллюзии, навязчивые состояния: навязчивые мысли (потребность думать постоянно об одном и том же); навязчивые страхи (боязнь темноты, высоты, одиночества и др.); навязчивые действия (потребность сделать какое-нибудь бессмысленное движение) — давно ли?Память (ослабление), забывчивость — в какой степени?Внимание, рассеянность — в какой степени?Раздражительность, вспыльчивость—в какой степени? Нетерпение, суетливость, торопливость.Настойчивость в достижении цели, в преодолении трудностей; выдержка; самообладание, мужество; решительность, предприимчивость, слабоволие, нерешительность, малодушие, бездеятельность.Настроение — бодрое, хорошее, возбужденное, подав ленное, грустное.Смена настроения — часто ли? Преобладающее наст роение.Характер — спокойный, уравновешенный, живой, подвижный, медлительный, беспокойный, раздражительный, замкнутый.

Сердечно-сосудистая система

Сердцебиение. При каких условиях усиливается (физическое напряжение, ходьба по ровному месту, подъем в гору, по лестнице, перемена положения тела, еда, курение, волнение; в покойном состоянии)? Продолжительность. Интенсивность. Ощущает ли больной перебои в сердцебиении — постоянно, по временам, часто ли, давно ли?Боли в области сердца. Бывают ли, постоянно или по временам, часто ли, давно ли? Характер болей: тупые, острые; ноющие, давящие, сжимающие, колющие. Интенсивность, продолжительность болей. Бывают ли приступы сильных болей, часто ли, долго ли длятся? Иррадиация болей: в плечо (левое, правое), руку, лопатку, шею, нижнюю челюсть. При каких условиях боли появляются (физическое напряжение, ходьба, волнение, в покойном состоянии), усиливаются, успокаиваются (покой, лекарства— какие)? Бывают ли боли за грудиной?Бывают ли другие неприятные ощущения в области сердца (давление, сжимание, замирание)? Бывает ли чувство тоски, страха смерти во время очень острых болей? Длительность этих ощущений. При каких условиях эти ощущения появляются, какими средствами облегчаются, устраняются (покой, лекарства — какие)?Сопутствующие явления. Часто ли бывают отеки, давно ли? Локализация их (стопы, голени, в других местах), интенсивность. Подолгу ли держатся? При каких условиях отеки появляются, исчезают (покой, лекарства — какие)?Слабость, утомляемость — постоянно, по временам, часто ли, давно ли, при каких условиях появляются?Цианоз (губ, носа, ушных раковин, пальцев), бледность — давно ли?Сопровождаются ли нарушения сердечной деятельности какими-нибудь расстройствами со стороны других органов и систем (одышка, диспептические явления, уменьшение диуреза, головные боли и др.).

Полость рта, зубы, глотка, пищевод

Полость рта. Ощущает ли сухость во рту (часто ли, давно ли), болезненность слизистой оболочки? Кровоточат ли дёсна — часто ли, давно ли?Слюноотделение (усиленное, уменьшенное).Неприятный вкус во рту (кислый, горький). Притупление или полное отсутствие вкусовых ощущений. Зубы. Имеются ли все зубы, много ли зубов отсутствует, какие? Искусственные зубы. Пережевывает ли пищу хорошо, плохо (почему)? Боли при жевании. Уход за зубами.Глотка. Неприятные ощущения (сухость, жжение, царапанье), болезненность слизистой оболочки. Бывают ли боли при глотании?Пищевод. Свободно ли, затруднено ли проглатывание и прохождение пищи (дисфагия)? Какая пища проходит с трудом — плотная, мягкая, кашицеобразная, жидкая? Постоянно ли, по временам, часто ли, давно ли? Какая пища совсем не проходит (давно ли)? Бывают ли боли при прохождении пищи? Нет ли ощущения остановки в пищеводе проглоченной пищи? На каком уровне пища задерживается, не возвращается ли неизмененной назад? Прогрессирует ли затрудненное прохождение пищи? Бывают ли кратковременные периоды улучшения проходимости? Не связано ли затрудненное прохождение пищи с волнениями? Не было ли раньше ожога пищевода химическими веществами (кислотами, едкими щелочами)? Не было ли какого-нибудь другого раздражения слизи стой оболочки пищевода (горячей пищей)? Не кажется ли больному, что как будто что-то подпирает к горлу (globus hystericus), при каких условиях?Целый ряд жалоб больного (боли, тошнота, рвота и др.) бывают при заболевании различных органов пищеварительной системы; некоторые из них повторяется при расспросе больного для фиксации внимания врача и лучшей дифференциальной диагностики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: