Лекция №1
Тема: Введение. Органы управления фармацевтической службой.
План:
1) Специфика и разделы ПМ 03.
2) Требования работодателей к качеству знаний молодых специалистов.
3) Социальная значимость фармацевтических услуг.
4) Системы здравоохранения в зависимости от вида собственности.
5) Уровни управления фармацевтической службой (Федеральный, муниципальный, организация).
6) Основные контролирующие органы наделенные правами контроля и надзора.
1)СпецификаиразделыПМ03.
Разделы:
Организовыватьработуструктурныхподразделенийаптекииосуществлятьруководствоаптечнойорганизации.
Осуществлятьпоискииспользованиеинформации,необходимойдляэффективноговыполненияпрофессиональныхзадач,профессиональногоиличностногоразвития.
2)Требованияработодателейккачествузнаниймолодыхспециалистов.
Наличиепрофильногообразованиявданномсектореобязательно.Ноработодателиготовынаниматьнастартовыепозицииистудентовснеоконченнымвысшимилисреднимспециальнымобразованием.Поэтомунавакансиюфармацевтамогутспокойнопретендоватьмолодыеспециалисты.Ключевыетребованияработодателейтаковы:знаниеассортиментамедикаментовифармакологическихгрупп(например,специалистобязан,есливналичиинетпрепарата,которыйзапрашиваетпокупатель,предложитьемуальтернативу),навыкивладенияПК,приветствуетсяопытработы(отполугода).Профильдеятельностиподразумеваетналичиезнанийвсамыхразличныхобластях–медицины,химии,биологии.
Носпециалист,которыйстремитсястатьуспешнымвсвоейобласти,долженпонимать:фармацевт–работа,ориентированнаянабизнес.Апотомубезнавыковэффективныхпродажибазовыхмаркетинговыхзнанийздесьнеобойтись.Такоедополнительноеобучениезачастуюобеспечиваютсамикомпании–навнутреннихкурсахитренингах.
Крометого,важнопонимать,наскольковданнойотраслиактуаленпринцип«учиться,учитьсяиещеразучиться».Нарынкепостояннопоявляютсяновыепрепараты,знатьокоторых–священныйдолгфармацевта.
3)Социальнаязначимостьфармацевтическихуслуг.
Расширениесовременногофармацевтическогорынкасвязаносувеличениемдолиегоэкономико-торговойсоставляющей,чтоможетиметьнегативныепоследствиядлясобственномедицинскогосодержаниялекарственногообеспечениянаселения.ВытеснениедешевыхЛСдорогими-яркийтомупример.Этунегативнуютенденциюможнопереломитьтолькоскорректировавповедениесамихпродавцовлекарственнойпродукции.Статуспродавцатоваравданномслучаеможетрассматриватьсякаквторостепенный,астатусмедицинскогоконсультанта-какпервостепенный.Сочетаниеинтересовбизнесаипользыдляздоровьяпациентавпроцесселекарственногообеспеченияможетбытьоптимизировано,еслипредоставлениеЛСпутемпродажибудетоцениватьсяпокритериюоказанияуслуги.Втакомслучаепредставительэтойуслуги-фармацевт-будеториентирован,преждевсего,наинтересыохраныздоровья.
Основнымисоциальнымисубъектами,взаимодействующиминарынкелекарств,являютсяфармацевтическиекомпании,персоналаптекиаптечныхсетей,врачиипациенты-потребителиЛС.
Противоречиямеждурольюпродавцалекарствирольюмедицинскогоконсультанта-помощникапациентастановитсяобычнымявлением.Именноэтопротиворечиеснижаетэффективностьпроигрываниясоциальныхролейработникамифармацевтическойотрасли,чтоотрицательносказываетсянакачественномудовлетворениипотребностей,пациентов.
4)Системыздравоохранениявзависимостиотвидасобственности.
ОсновызаконодательстваРоссийскойФедерацииобохранездоровьяграждан
РазделIIIОрганизацияохраныздоровьягражданвРоссийскойФедерации
Статья12.Государственнаясистемаздравоохранения
КгосударственнойсистемездравоохраненияотносятсяМинистерствоздравоохраненияРоссийскойФедерации,министерстваздравоохраненияреспубликвсоставеРоссийскойФедерации,органыуправленияздравоохранениемавтономнойобласти,автономныхокругов,краев,областей,городовМосквыиСанкт-Петербурга,Российскаяакадемиямедицинскихнаук,Государственныйкомитетсанитарно-эпидемиологическогонадзора
РоссийскойФедерации,которыевпределахсвоейкомпетенциипланируютиосуществляютмерыпореализациигосударственнойполитикиРоссийскойФедерации,выполнениюпрограммвобластиздравоохраненияипоразвитиюмедицинскойнауки.Кгосударственнойсистемездравоохранениятакжеотносятсянаходящиесявгосударственнойсобственностииподчиненныеорганамуправлениягосударственнойсистемыздравоохранениялечебно-профилактическиеинаучно-исследовательскиеучреждения,образовательныеучреждения,фармацевтическиепредприятияиорганизации,аптечныеучреждения,санитарно-профилактическиеучреждения,учреждениясудебно-медицинскойэкспертизы,службыматериально-техническогообеспечения,предприятияпопроизводствумедицинскихпрепаратовимедицинскойтехникиииныепредприятия,учрежденияиорганизации.
Вгосударственнуюсистемуздравоохранениявходятлечебно-профилактическиеучреждения,фармацевтическиепредприятияиорганизации,аптечныеучреждения,создаваемыеминистерствами,ведомствами,государственнымипредприятиями,учреждениямииорганизациямиРоссийскойФедерациипомимоМинистерстваздравоохраненияРоссийскойФедерации,министерствздравоохраненияреспубликвсоставеРоссийскойФедерации.
Предприятия,учрежденияиорганизациигосударственнойсистемыздравоохранениянезависимоотихведомственнойподчиненностиявляютсяюридическимилицамииосуществляютсвоюдеятельностьвсоответствииснастоящимиОсновами,другимиактамизаконодательстваРоссийскойФедерации,республиквсоставеРоссийскойФедерации,правовымиактамиавтономнойобласти,автономныхокругов,краев,областей,городовМосквыиСанкт-Петербурга,нормативнымиактамиМинистерстваздравоохраненияРоссийскойФедерации,министерствздравоохраненияреспубликвсоставеРоссийскойФедерации,органовуправленияздравоохранениемавтономнойобласти,автономныхокругов,краев,областей,городовМосквыиСанкт-Петербурга.
Статья13.Муниципальнаясистемаздравоохранения
Кмуниципальнойсистемездравоохраненияотносятсямуниципальныеорганыуправленияздравоохранениеминаходящиесявмуниципальнойсобственностилечебно-профилактическиеинаучно-исследовательскиеучреждения,фармацевтическиепредприятияиорганизации,аптечныеучреждения,учреждениясудебно-медицинскойэкспертизы,образовательныеучреждения,которыеявляютсяюридическимилицамииосуществляютсвоюдеятельностьвсоответствииснастоящимиОсновами,другимиактамизаконодательстваРоссийскойФедерации,республиквсоставеРоссийскойФедерации,правовымиактамиавтономнойобласти,автономныхокругов,краев,областей,городовМосквыиСанкт-Петербурга,нормативнымиактамиМинистерстваздравоохраненияРоссийскойФедерации,министерствздравоохраненияреспубликвсоставеРоссийскойФедерациииоргановместногосамоуправления.
Муниципальныеорганыуправленияздравоохранениемнесутответственностьзасанитарно-гигиеническоеобразованиенаселения,обеспечениедоступностинаселениюгарантированногообъемамедико-социальнойпомощи,развитиемуниципальнойсистемыздравоохранениянаподведомственнойтерритории,осуществляютконтрользакачествомоказаниямедико-социальнойилекарственнойпомощипредприятиями,учреждениямииорганизациямигосударственной,муниципальной,частнойсистемздравоохранения,атакжелицами,занимающимисячастноймедицинскойпрактикой.
Финансированиедеятельностипредприятий,учрежденийиорганизациймуниципальнойсистемыздравоохраненияосуществляетсязасчетсредствбюджетоввсехуровней,целевыхфондов,предназначенныхдляохраныздоровьяграждан,ииныхисточников,незапрещенныхзаконодательствомРоссийскойФедерации.
Статья14.Частнаясистемаздравоохранения
Кчастнойсистемездравоохраненияотносятсялечебно-профилактическиеиаптечныеучреждения,имуществокоторыхнаходитсявчастнойсобственности,атакжелица,занимающиесячастноймедицинскойпрактикойичастнойфармацевтическойдеятельностью.
Вчастнуюсистемуздравоохранениявходятлечебно-профилактические,аптечные,научно-исследовательскиеучреждения,образовательныеучреждения,создаваемыеифинансируемыечастнымипредприятиями,учреждениямииорганизациями,общественнымиобъединениями,атакжефизическимилицами.
ДеятельностьучрежденийчастнойсистемыздравоохраненияосуществляетсявсоответствииснастоящимиОсновами,другимиактамизаконодательстваРоссийскойФедерации,республиквсоставеРоссийскойФедерации,правовымиактамиавтономнойобласти,автономныхокругов,краев,областей,городовМосквыиСанкт-Петербурга,нормативнымиактамиМинистерстваздравоохраненияРоссийскойФедерации,министерствздравоохраненияреспубликвсоставеРоссийскойФедерациииоргановместногосамоуправления.
5)Уровниуправленияфармацевтическойслужбой(Федеральный,муниципальный,организация).
Уровни управления – федеральный, муниципальный, территориальный, внутри организации.
Федеральный