Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства

+
Q, шт.
LAС
AC4
AC3
AC2
Qопт
AC1
AC
Рис. 16 Издержки фирмы в долгосрочном периоде
В долгосрочном периоде все издержки (LAC) являются переменными, а их динамика определяется характером эффекта от масштаба производства.
M
Кривую LAC можно представить как огибающую семейства кривых краткосрочных средних издержек (АСi), соответствующих предприятиям различных размеров (рис. 16). В долгосрочном периоде фирма может изменять все факторы производства, поэтому, как только достигается минимум затрат в краткосрочном периоде, она увеличивает масштабы производства, для снижения удельных затрат. Таким образом фирма стремится к минимизации средних затрат при каждом уровне выпуска. Это означает, что выбор производственных мощностей в долгосрочной перспективе осуществляется вдоль кривой LAC.

Кривая долгосрочных средних издержек имеет также, как и кривые краткосрочных средних издержек U-образную форму, что означает экономию затрат вначале и их рост после достижения оптимального объема (Qопт.).

Конфигурация кривой зависит от эффекта масштаба и от того, насколько быстро положительный эффект масштаба сменится на отрицательный. Так при положительном эффекте масштаба

Q
Q2
Q1
AC
ACдолгоср
0
Q
Q1
AC
ACдолгоср
0
Q
Q1
AC
ACдолгоср
0
а)
c)
b)
Рис.17.Эффект масштаба: а) нейтральный; b) положительный; с) отрицательный
 расширение производства и вовлечение дополнительных капитальных ресурсов приводят к снижению средних издержек в долгосрочном периоде по мере увеличения объема производства. При отрицательном эффекте масштаба средние издержки в долгосрочном периоде будут расти с увеличением объема производства.

Симметрия кривой LAC относительно точки (см. рис 16), соответствующей оптимальному объему выпуска в долгосрочном периоде, необязательна.

При постоянном эффекте масштаба (рис. 17а) долгосрочные издержки (АС долгоср) будут постоянны (отрезок Q1 – Q2). В этой ситуации экономически оправдано существование мелких и крупных фирм (например, фармацевтическая промышленность).

На рис. 17b представлен вариант, когда минимальные средние издержки соответствуют большим объемам производства, следовательно, в отрасли будут существовать преимущественно крупные фирмы, и долго будет наблюдаться положительный эффект масшта ба.

Рис. 17с иллюстрирует быструю смену положительной отдачи на отрицательную. Это ситуация, LAC когда с наибольшей эффективностью функционируют мелкие фирмы.

Объем выпуска, при котором заканчивается фаза экономичности от масштаба и начинается фаза постоянной отдачи, называется минимально-эффективным масштабом производства (MES), который определяет максимальное количество эффективно функционирующих предприятий, необходимых для удовлетворения спроса на рынке.

Правило максимизации прибыли на конкурентном рынке

Чтобы добиться максимальной прибыли, фирма должна производить такой объем продукции, при котором предельная выручка равняется предельным издержкам (MR=MC, где MR – доход, который приносит дополнительные единицы продукции).

Математическое доказательство условия максимизации прибыли с использованием маржинального подхода: Pf = TR–TC. Функция чистой прибыли достигает максимума, если производная равна нулю. А это означает, что условием максимизации прибыли будет условие MR=MC. Предприятие будет получать максимальную прибыль, когда издержки производства дополнительной единицы будут равны дополнительному доходу, получаемому от ее реализации.

Валовой подход предполагает сравнение совокупной выручки (TR) и совокупных издержек (ТС). Если TR > TC, PF > 0, если же TR < TC, PF < 0. При равенстве ТR и ТС фирма работает безубыточно, и ее прибыль равна 0. На рисунке 32 отмечены интервалы, в которых фирма несет убытки, получает прибыль и работает безубыточно.

Рис. 18. Определение максимальной прибыли фирмой
Убытки
TR,TC
0
Q1
Qопт
Q2
Q
TC
TR
A
С
N
Pfmax
На интервале OQ1 – фирма работает с убытками, так как TC > TR. На интервале Q1Q2 фирма работает с чистой прибылью, она максимальна, когда разрыв между TR и TC наиболее велик (при Qопт). Точки С и N являются точками критического объема производства. Цель фирмы – закрепиться в ближайшей окрестности точки А. В этой точке MR=MC. На основе данного равенства фирма принимает решения об увеличении или уменьшении объема выпуска. Она строит свою кривую индивидуального предложения исходя из кривой предельных издержек. Эта кривая совпадает с той частью кривой МС, которая располагается выше кривой AVC.

 

Тема 4. Конкуренция и типы рыночных структур


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: