Конкуренция (от лат. concurrentia – сталкиваться) – состязание, соперничество между производителями (продавцами) товаров и услуг за рынки сбыта с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция выполняет следующие функции:
¨ регулирующую (определяет структуру и объем производства продукции в обществе, обеспечивающие максимальный уровень благосостояния);
¨ размещения ресурсов (аллокация) (экономические ресурсы концентрируются там, где они могут быть использованы с максимальной отдачей);
¨ инновационную (конкуренция заставляет производителей внедрять более эффективные технологии, осуществлять нововведения);
¨ распределительную (конкуренция распределяет созданную стоимость; большие доходы получают те, кто владеет более эффективными и качественными факторами производства; главный критерий распределения – эффективность и качество экономических ресурсов).
Конкуренция бывает:
Внутриотраслевая – соперничество, борьба между фирмами одной отрасли. Отраслью называют группу фирм, которые производят либо один и тот же товар, либо родственные однородные товары.
|
|
Межотраслевая – борьба за наиболее выгодные сферы приложения капитала. Она предполагает перелив капитала из одной отрасли в другую.
По методам соперничества конкуренцию разделяют на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция – конкурентная борьба, которая ведется по поводу и с помощью цен. Примеры ценовой конкуренции: война цен, маневрирование ценами (предоставление различных скидок), ценовая диверсификация.
Неценовая конкуренция – конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах. Основа успешной неценовой конкуренции – реклама, повышение качества продукции, ее дифференциация (назначение продукции одно, а свойства различны в зависимости от потребностей различных групп потребителей).
С точки зрения типов соперничества выделяют: совершенную конкуренцию (ни одна из фирм отрасли не в состоянии влиять на рыночные параметры) и несовершенную конкуренцию (отдельная фирма в состоянии воздействовать на рынок, может регулировать спрос, предложение, цену в выгодном для себя направлении). К несовершенной конкуренции относят: чистую монополию; олигополию; монополистическую конкуренцию.
Понятие рыночной структуры и ее типы
Конкуренция является необходимым и важным элементом рыночного механизма, но характер и формы конкуренции различны. Они зависят от типа рыночной структуры. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рынка: количество фирм в отрасли, количество покупателей, тип производимого продукта, возможности для входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации о технологии производства, рынках сбыта, контроль над рыночной ценой товара и др., способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы и другие аспекты, которые могут повлиять на поведение фирм.
|
|
Важной характеристикой рынка является его конкурентность, под которой понимается способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара: изменять цену производимого товара, общий объем предложения или спроса. Чем ниже возможность каждой фирмы отрасли воздействовать на рынок реализуемого ими товара, тем более конкурентным считается рынок.
Типы рынков |
| Чистая конкуренция | Монополистическая концепция | Олигополия | Чистая монополия | |
Число фирм | Очень много | Много | Несколько | Одна | |
Тип продукта | Стандартный, однородный | Дифференцированная продукция | Стандартная или дифферинцир. | Уникальный | |
Контроль над ценой | Нет | Незначительный. | Ограниченный или значительный | Значительный | |
Условия входа | Нет барьеров | Незначительные барьеры | Существенные | Вход блокирован | |
Неценовая конкуренция | Нет | Есть | Типична | Типична |
Анализ поведения фирм в различных рыночных структурах осуществляется в два этапа:
1. На основе каких принципов фирма определяет оптимальный объем производства и цену на свою продукцию.
2. Насколько эффективна та или иная рыночная структура для решения основных вопросов экономики: что производить? как производить? Для кого производить?
Во всех типах рынка предполагается, что компании стремятся получить максимальную прибыль (MR=MC)., т.е. максимизировать разницу между совокупным доходом и совокупными издержками.
Тема 1. Производственные возможности общества.
1. Дана таблица производственных возможностей:
Вид продукта | Производственные альтернативы | ||||
А | В | С | D | Е | |
X | 0 | 6 | 12 | 18 | 24 |
Y | 60 | 54 | 42 | 24 | 0 |
Постройте кривую производственных возможностей. Определите альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара Y и товара X на каждом из отрезков кривой.
2. Марья Ивановна посвящает день домашнему хозяйству. Она тратит на стирку рубашки 15 минут, а на мытье окна – 45 минут. Изобразите кривую производственных возможностей Марьи Ивановны в рамках 9-ти часового рабочего дня. Как изменится такая кривая, если Марья Ивановна сможет ускорить мытье окна до 30 минут?
3. Допустим, задана кривая производственных возможностей для товаров А и В. Покажите на графике, как изменится данная кривая в следующих случаях:
а) в производстве товара А использован новый тип ресурсов;
б) в производстве товара В применены технические новшества;
в) объявлена эпидемия среди работников обоих заводов;
4. Альтернативныевозможности выпуска товаров на предприятиях, входящих в объединение, представлены в таблице:
Вид товара | Предприятие | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Телевизоры, тыс. шт. | 4 | 5 | 6 | 10 | 12 |
Видеомагнитофоны, тыс. шт. | 14 | 12 | 9 | 7 | 8 |
Требуется произвести 24 тыс. шт. телевизоров. Как распределить заказ между предприятиями, чтобы добиться при этом максимального выпуска видеомагнитофонов?