Сущность, функции и виды конкуренции

Конкуренция (от лат. concurrentia – сталкиваться) – состязание, соперничество между производителями (продавцами) товаров и услуг за рынки сбыта с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция выполняет следующие функции:

¨ регулирующую (определяет структуру и объем производства продукции в обществе, обеспечивающие максимальный уровень благосостояния);

¨ размещения ресурсов (аллокация) (экономические ресурсы концентрируются там, где они могут быть использованы с максимальной отдачей);

¨ инновационную (конкуренция заставляет производителей внедрять более эффективные технологии, осуществлять нововведения);

¨ распределительную (конкуренция распределяет созданную стоимость; большие доходы получают те, кто владеет более эффективными и качественными факторами производства; главный критерий распределения – эффективность и качество экономических ресурсов).

Конкуренция бывает:

Внутриотраслевая – соперничество, борьба между фирмами одной отрасли. Отраслью называют группу фирм, которые производят либо один и тот же товар, либо родственные однородные товары.

Межотраслевая – борьба за наиболее выгодные сферы приложения капитала. Она предполагает перелив капитала из одной отрасли в другую.

По методам соперничества конкуренцию разделяют на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция – конкурентная борьба, которая ведется по поводу и с помощью цен. Примеры ценовой конкуренции: война цен, маневрирование ценами (предоставление различных скидок), ценовая диверсификация.

Неценовая конкуренция – конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продажи при неизменных ценах. Основа успешной неценовой конкуренции – реклама, повышение качества продукции, ее дифференциация (назначение продукции одно, а свойства различны в зависимости от потребностей различных групп потребителей).

С точки зрения типов соперничества выделяют: совершенную конкуренцию (ни одна из фирм отрасли не в состоянии влиять на рыночные параметры) и несовершенную конкуренцию (отдельная фирма в состоянии воздействовать на рынок, может регулировать спрос, предложение, цену в выгодном для себя направлении). К несовершенной конкуренции относят: чистую монополию; олигополию; монополистическую конкуренцию.

Понятие рыночной структуры и ее типы

Конкуренция является необходимым и важным элементом рыночного механизма, но характер и формы конкуренции различны. Они зависят от типа рыночной структуры. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рынка: количество фирм в отрасли, количество покупателей, тип производимого продукта, возможности для входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации о технологии производства, рынках сбыта, контроль над рыночной ценой товара и др., способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы и другие аспекты, которые могут повлиять на поведение фирм.

Важной характеристикой рынка является его конкурентность, под которой понимается способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара: изменять цену производимого товара, общий объем предложения или спроса. Чем ниже возможность каждой фирмы отрасли воздействовать на рынок реализуемого ими товара, тем более конкурентным считается рынок.

Типы рынков
Таблица 4. Характерные черты основных типов рыночных структур

Критерии

Чистая конкуренция Монополистическая концепция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень много Много Несколько Одна
Тип продукта Стандартный, однородный Дифференцированная продукция Стандартная или дифферинцир. Уникальный
Контроль над ценой Нет Незначительный. Ограниченный или значительный Значительный
Условия входа Нет барьеров Незначительные барьеры Существенные Вход блокирован
Неценовая конкуренция Нет Есть Типична Типична

Анализ поведения фирм в различных рыночных структурах осуществляется в два этапа:

1. На основе каких принципов фирма определяет оптимальный объем производства и цену на свою продукцию.

2. Насколько эффективна та или иная рыночная структура для решения основных вопросов экономики: что производить? как производить? Для кого производить?

Во всех типах рынка предполагается, что компании стремятся получить максимальную прибыль (MR=MC)., т.е. максимизировать разницу между совокупным доходом и совокупными издержками.


 

Тема 1. Производственные возможности общества.

1. Дана таблица производственных возможностей:

Вид продукта

Производственные альтернативы

А В С D Е
X 0 6 12 18 24
Y 60 54 42 24 0

Постройте кривую производственных возможностей. Определите альтернативные издержки производства дополнительной единицы товара Y и товара X на каждом из отрезков кривой.

2. Марья Ивановна посвящает день домашнему хозяйству. Она тратит на стирку рубашки 15 минут, а на мытье окна – 45 минут. Изобразите кривую производственных возможностей Марьи Ивановны в рамках 9-ти часового рабочего дня. Как изменится такая кривая, если Марья Ивановна сможет ускорить мытье окна до 30 минут?

3. Допустим, задана кривая производственных возможностей для товаров А и В. Покажите на графике, как изменится данная кривая в следующих случаях:

а) в производстве товара А использован новый тип ресурсов;

б) в производстве товара В применены технические новшества;

в) объявлена эпидемия среди работников обоих заводов;

4. Альтернативныевозможности выпуска товаров на предприятиях, входящих в объединение, представлены в таблице:

Вид товара

Предприятие

1 2 3 4 5
Телевизоры, тыс. шт. 4 5 6 10 12
Видеомагнитофоны, тыс. шт. 14 12 9 7 8

Требуется произвести 24 тыс. шт. телевизоров. Как распределить заказ между предприятиями, чтобы добиться при этом максимального выпуска видеомагнитофонов?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: