Чтение и анализ басни «Ворона и Лисица»

Вспомните, какие черты характера традиционно приписываются лисе. Похожа ли басенная лиса на лису из русских народных сказок? Объясните свой ответ. Как двигается лиса? Как говорит? Какое качество воплощает в себе эта героиня?

Что такое «льстец»?

Расскажите о характере Вороны, опираясь на текст басни. Похожа ли она на тот образ, который нарисовала Лиса? Почему же Ворона поверила?

Найдите мораль этой басни. Почему лесть «гнусна, вредна»? Почему «в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

Работа с рабочей тетрадью. Сравните басню Крылова с басней Эзопа. (Рабочая тетрадь. Часть 2. Раздел «Творчество И.А.Крылова», задание I):

Ворон и лисица

Далось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос – быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул он во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и горит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало».

Не верь врагам – проку не выйдет.

Сравни главных героев:

Каким традиционно изображается ворон в русских сказках? А каков он у Эзопа?

Что общего у лисы Эзопа и Лисы Крылова? В чем разница? В какой из басен героиня ярче? Почему?

Сопоставьте мораль басни Крылова и басни Эзопа.

Чем отличается язык Крылова от языка басни Эзопа?

Найдите в басне И.А.Крылова выражения, которые перекочевали в нашу обыденную речь как афоризмы.

Почему басня Крылова более популярна в России, чем басня Эзопа?

Чтение и анализ басни «Свинья под Дубом».

Сколько действующих лиц в басне?

Можно ли назвать автора действующим лицом басни? Когда мы слышим его голос?

Почему героев басни мы называем «действующими лицами»?

Как раскрываются характеры героев в драме?

Какие слова характеризуют свинью? (просторечная лексика, нарочитая грубость выражений).

Что можно сказать о характерах Дуба и Ворона? Чем Ворон Крылова отличается от Ворона Эзопа?

Какие человеческие качества высмеиваются в басне «Свинья под Дубом»? Кто такой «невежда»?

Обе басни высмеивают человеческие пороки. Одинаков ли смех? Какую басню можно назвать сатирической, какую юмористической? Почему автор смеется по-разному над разными явлениями?

Басня и сказка. Элементы драмы в баснях Крылова.

Заполните таблицу:

Черты сказок о животных Черты драматического произведения
   

Что делает басню одним из популярных жанров русской литературы?

Домашнее задание.

1. Выучить наизусть одну из басен «Лебедь, Рак и Щука», «Демьянова уха», «Слон и Моська». Ответить на вопросы по содержанию произведения. Охарактеризовать героев басен, сюжет, объяснить мораль басни.

2. Выписать из басен Крылова выражения, которые используются в современном языке как поговорки.

 

Царева Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

сош №76, г.Ярославль

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве И.А.Крылова.

Басня «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица».

Ход урока

1. Слово учителя. Работа с эпиграфом к уроку («Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, в те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались крылатые крыловские слова». М.Исаковский).

Согласны ли вы со словами Исаковского?

Почему крыловские слова названы «крылатыми»?

2. Проверка знания учащимися басен И.Крылова.

Узнайте басню по морали:

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»).

Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона! («Слон и Моська»)

Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться. («Ларчик»)

Продолжите крылатые слова:

Ты все пела? Это дело…(Так поди же попляши)

А вы друзья, как ни садитесь…(Все в музыканты не годитесь).

Чем кумушек считать трудиться…(Не лучше ль на себя,кума, оборотиться)

3. Работа с учебником. Слово о Крылове.

Знакомство с биографией Крылова: статья учебника.

4. Беседа. Вопросы для проверки усвоения материала:

Когда, где и в какой семье родился Крылов?

Каким был первый литературный опыт Крылова?

В каких видах творческой деятельности Крылов проявил себя?

Как вы думаете, каким образом талант драматурга помог Крылову в создании басен?

4. Коллективная работа. Жанр басни в творчестве Крылова.

Что такое басня?

Работаем с определением басни (статья учебника) и составляем опорный конспект.

5. Сообщение учителя «Басенное творчество Крылова».

Что такое мораль басни?

Выводы: в баснях Крылова воедино слились речь поэтическая и разговорная; по форме басни очень близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вместе с персонажами, смотреть на жизнь их глазами. Басни Крылова – отражение мудрости народа, его житейской философии.

6. Анализ басни «Свинья под дубом»:

чтение басни учителем;

по каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня?

Какой описывает Крылов Свинью?

Опишите, как вы представляете себе других персонажей басни?

Почему она названа невеждой? В чем разница в значении слов «невежа» и «невежда»?

В каких строчках заключена мораль басни? В каких жизненных ситуациях можно использовать эти строчки?

Ответьте на вопрос №3 с. 12 учебника.

7. Работа с учебником. Что такое аллегория?

Какое явление жизни аллегорически описывает басня?

Если бы вы рисовали иллюстрацию к этой басне, то чтобы вы изобразили?

(Этот вопрос помогает четко уяснить, кто из персонажей выступает на сцену в той или иной ситуации). Эта работа подготовит чтение по ролям.

Чтение басни по ролям.

8. Анализ басни «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, хитрости, глупости.

Басню читает учитель.

Кто главные герои басни?

В каких строчках заключена мораль басни?

Как вы понимаете слово лесть? В чем заключается лесть Лисицы?

Ответьте на вопросы учебника.

Выразительное чтение и чтение по ролям басни. Инсценирование басни.

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен.

 

 

Щегловская Тамара Николаевна,

учитель русского языка и литературы

гимназия №1 г.Углич

Басни И.А.Крылова

Ход урока

1. Слово учителя.

2. Беседа.

Еще в начальной школе вы познакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. Назовите басни Крылова, которые вы читали или учили наизусть («Квартет», «Ворона и Лисица», «Мартышка и очки», «Волк и Ягненок» и т.д.).

Вспомните, что такое басня? (Небольшой нравоучительный рассказ.)

Какой прием характерен для басен? Почему в баснях часто действуют животные, а не люди? (В баснях часто применяется прием иносказания, аллегории. Рассказывается о животных, а имеются в виду люди.)

С какой целью пишут басни? Чего обычно добивается автор-баснописец? (Обычно баснописец стремится высмеять пороки людей: глупость, жадность, лживость.)

Этой благородной цели – истреблению лжи, алчности, жесткости – посвятил часть своей жизни и И.А.Крылов. Прочитаем статью о нем в учебнике, попробуем понять, какой это был человек (учащиеся читают вслух статьи учебника об И.А. Крылове).

Жанр басни существовал за много веков до жизни Крылова. Еще древние греки Эзоп и Федр прославили себя в истории мировой литературы именно баснями. Знаменитый французский автор Лафонтен был баснописцем. Да и в русской литературе басня появилась еще в середине XVIII века. Знаменитый сюжет о вороне и лисице разрабатывали такие известные русские поэты, как Тредиаковский, Сумароков. Послушайте, как звучала басня Тредиаковского «Ворона и Лисица» (1752):

Ворон, похвалой надмен, мня себя пристойну,

Начал, сколько громче, каркать и кричать.

Чтоб похвал последнюю получить себе печать.

Но тем самым из его носа растворенна

Выпал на землю тот сыр.

Сравните эти тяжеловесные строки с легкой, разговорной речью И.А.Крылова:

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло,

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло, -

Сыр выпал…

Именно язык сделал басни И.А. Крылова явлением в русской литературе.

3. Прочтем басни, предложенные в учебнике, и подумаем, какие пороки высмеивает автор, рассказывая о поведении своих «героев».

Учащиеся вслух читают басни Крылова. Можно использовать фонохрестоматию («Свинья под дубом» - глупость и невежество, «Пустынник и медведь» - грубую, неуклюжую силу, «Лебедь, Рак и Щука» - упрямство, неспособность договариваться и т.д.).

Вывод: б лагодаря творчеству И.А.Крылова жанр басни стал одним из самых популярных в русской литературе XIX века. Это был жанр сатирической поэзии, т.е. поэзии, обличающей несправедливости и недостатка людей.

4. Домашнее задание: выучить значение терминов, связанных с творчеством баснописцев (аллегория, мораль, «эзопов язык» и т.д.); подготовить выразительное чтение басни.

                                     

 

Бородинова Любовь Михайловна,

учитель русского языка и литературы

Сретенская сош Рыбинский район


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: