Изучить педагогическую систему современной средней школы, в частности, проследить процесс саморазвития гуманистических идей обучения и воспитания, можно на опыте московской средней школы N 825.
Особенностью становления ее педагогической системы является то, что до прихода в нее в качестве директора В.А. Караковского (в 1977 году) это была обычная средняя школа с типичным администротивно-командным стилем управления, для которого характерна ориентация на высокий процент успеваемости и показательные «воспитательные» мероприятия, а также поддержание должной дисциплины учащихся. Учителя при этом очень часто подвергались давлению администрации. В результате характерными чертами в отношениях между учителями и учениками были отчужденность, страх и взаимное раздражение.
В.А.Караковский пришел в школу с готовой педагогической концепцией, апробированной им ранее в школе № 1 г. Челябинска. Подготовка сознания школьников и педагогов осуществлялась постепенно в процессе обучения актива, которое получило название «творческая учеба». Разрабатываются «Перспективны развития школы на 1978 - 80 гг.», «Заповеди педагогического коллектива», «Нравственные принципы школьника образцового города», «Письма в 2017 год».
|
|
Одним из главных элементов воспитательной системы в школе А.Караковского является весенний коммунарский сбор с обязательным выездом участников за пределы города. В коммунарский сбор вписывается разнообразные виды и формы деятельности: и искусство, и труд, общение, и разнообразные виды досуговой деятельности. Но чтобы ученику реализовать свою субъективную позицию в учебно-познавательном труде, нужен целостный педагогический процесс.
В школе реально существуют дидактические и воспитательные системы. Включение урока в воспитательную систему многое меняет. Во-первых, учебный процесс подчиняется общим целям и задачам системы. Целью урока становятся не знания сами по себе, а человек, личность ученика, определенным образом воспитания средствами учебной деятельности. Во-вторых, в учебном процессе возникает «педагогика отношений», адекватная всей воспитательной системе. Значит, меняется роль ученика на уроке: он становится активным субъектом познавательного процесса. В педагогической системе школы № 825 большую воспитательную роль играли «ключевые общешкольные дела». Это дидактический театр, праздник знаний, праздник песни, различные формы творческой учебы. Характерной чертой школы В.А. Караковского является сочетание разнообразных форм учебной и внеучебной деятельности.
"Школа самоопределения» А.Н.Тубельского
«Школа самоопределения» - это:
- научно-педагогическое объединение инновационного типа;
- научная лаборатория;
- курсы повышения квалификации учителей и директоров российских школ;
- курсы, где готовят будущих учителей для инновационных школ;
- спортивный и туристический клубы;
- 10 кружков и спортивных секций;
- 3 школьные газеты;
- школьное кафе;
- компьютерный центр с 15 ЭВМ.