Школа В.А.Караковского

Изучить педагогическую систему современной средней школы, в частности, проследить процесс саморазвития гуманистических идей обучения и воспитания, можно на опыте московской средней школы N 825.

Особенностью становления ее педагогической системы является то, что до прихода в нее в качестве директора В.А. Караковского (в 1977 году) это была обычная средняя школа с типичным администротивно-командным стилем управления, для которого характерна ориентация на высокий процент успеваемости и показательные «вос­питательные» мероприятия, а также поддержание должной дисциплины учащихся. Учителя при этом очень часто подвергались давле­нию администрации. В результате характерными чертами в отноше­ниях между учителями и учениками были отчужденность, страх и вза­имное раздражение.

В.А.Караковский пришел в школу с готовой педагогической кон­цепцией, апробированной им ранее в школе № 1 г. Челябинска. Подготовка сознания школьников и педагогов осуществлялась постепенно в процессе обучения актива, которое получило название «творческая учеба». Разрабатываются «Перспективны раз­вития школы на 1978 - 80 гг.», «Заповеди педагогического коллектива», «Нравственные принципы школьника образцового города», «Письма в 2017 год».

Одним из главных элементов воспитательной системы в школе А.Караковского является весенний коммунарский сбор с обяза­тельным выездом участников за пределы города. В коммунарский сбор вписывается разнообразные виды и формы деятельности: и искусство, и труд, общение, и разнообразные виды досуговой дея­тельности. Но чтобы ученику реализовать свою субъективную пози­цию в учебно-познавательном труде, нужен целостный педагогичес­кий процесс.

В школе реально существуют дидактические и воспитательные системы. Включение урока в воспитательную систему многое меня­ет. Во-первых, учебный процесс подчиняется общим целям и зада­чам системы. Целью урока становятся не знания сами по себе, а человек, личность ученика, определенным образом воспитания сред­ствами учебной деятельности. Во-вторых, в учебном процессе воз­никает «педагогика отношений», адекватная всей воспитательной системе. Значит, меняется роль ученика на уроке: он становится ак­тивным субъектом познавательного процесса. В педагогической системе школы № 825 большую воспитатель­ную роль играли «ключевые общешкольные дела». Это дидактичес­кий театр, праздник знаний, праздник песни, различные формы твор­ческой учебы. Характерной чертой школы В.А. Караковского являет­ся сочетание разнообразных форм учебной и внеучебной деятель­ности.

"Школа самоопределения» А.Н.Тубельского

«Школа самоопределения» - это:

- научно-педагогическое объединение инновационного типа;

- научная лаборатория;

- курсы повышения квалификации учителей и директоров рос­сийских школ;

- курсы, где готовят будущих учителей для инновационных школ;

- спортивный и туристический клубы;

- 10 кружков и спортивных секций;

- 3 школьные газеты;

- школьное кафе;

- компьютерный центр с 15 ЭВМ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: