Общая характеристика коммерческих справочно-правовых систем

 

Справочно-правовая система «Консультант Плюс» открывает доступ к самым разным типам правовой информации: от нормативных актов, материалов судебной практики, законопроектов, финансовых консультаций, схем отражения операций в бухучете до бланков отчетности и узкоспециальных документов. Принцип и формы построения данной системы состоят в следующем. Документы физически содержатся в Едином информационном массиве «Консультант Плюс». Поскольку документы каждого типа имеют свои специфические особенности, они включаются в соответствующие Разделы информационного массива. Названия разделов сформулированы таким образом, чтобы можно быстро сориентироваться и понять, какие документы в каком разделе находятся. Основной список разделов представлен в виде интерфейса системы (рис. 1.):

Рис. 1. Интерфейс главного окна СПС «КонсультантПлюс»


 

Каждый раздел, в свою очередь, состоит из Информационных банков. Информационные банки различаются полнотой информации и характером содержащихся в них документов. Это дает возможность при установке «Консультант Плюс» гибко подходить к выбору объема информации, заказывая необходимые информационные банки. Представим краткую характеристику разделов информационного массива:

Законодательство: включает нормативные и иные официальные акты федеральных и региональных органов государственной власти, федеральное законодательство, законодательство всех субъектов РФ. Около 2 млн документов.

Судебная практика: включает судебные акты, материалы по вопросам правоприменительной практики, подборки судебных решений, документы высших судебных органов Федеральных арбитражных судов всех округов, арбитражная практика округов по налоговым спорам, решения арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, судов общей юрисдикции Москвы и Московской области, а также других регионов. Более 550 тыс. документов.

Финансовые консультации: включает консультационные материалы по бухгалтерскому учету, налогообложению, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, вопросам валютного регулирования, схемы отражения в бухучете финансово-хозяйственных операций (проводки), а также материалы бухгалтерских печатных изданий, консультации в форме «вопрос-ответ», формы первичных учетных документов, статьи из бухгалтерской прессы и книги. Около 150 тыс. документов.

Комментарии законодательства: включает комментарии к нормативным актам федерального законодательства, постатейные комментарии к законам и кодексам, книги, монографии, учебные пособия, статьи из юридической прессы. Около 16 тыс. документов.

Формы документов: включает типовые формы, бланки, образцы деловой документации, формы типовых документов-договоров, заявлений, деклараций и т.д. Около 32 тыс. документов.

Законопроекты: включает проекты федеральных законов, находящиеся на рассмотрении в Федеральном Собрании РФ, тексты законопроектов и сопроводительные материалы, организационные документы Государственной Думы ФС РФ. Около 43 тыс. документов.

Международные правовые акты: включает многосторонние и двусторонние международные договоры Российской Федерации, документы международных организаций, документы о ратификации, международные договоры РФ со странами дальнего и ближнего зарубежья (СНГ). Около 15 тыс. документов.

Правовые акты по здравоохранению: включает нормативные документы по медицине и фармацевтике, консультации по медицинской и фармацевтической деятельности, нормативные документы по здравоохранению, официальные справочники-реестры. Консультационные материалы по медицине и фармацевтике. Около 25 тыс. документов.

Технические нормы и правила: включает нормативно-техническую информацию по строительству. Около 6500 документов.

Кроме компактного визуального представления информационного массива существует еще несколько преимуществ его устройства и инструменты работы с правовой информацией, которые обеспечат эффективное решение повседневных задач. Познакомившись с материалами этой темы, можно получить общее представление о «Консультант Плюс» в целом и научиться основам работы со справочно-правовой системой.

Информационный массив характеризуется как «единый», потому что при поиске документов и при работе с ними не нужно точно помнить и учитывать, в каком разделе содержатся необходимые документы. Одновременно можно искать документы во всех доступных разделах, а при анализе документа переходить по связям в документы других разделов (например, изучая нормативный акт, можно обратиться к консультациям к той или иной статье этого акта). Итак, чтобы найти документ в «Консультант Плюс», можно использовать несколько инструментов. Главный из них – Карточка поиска. Чтобы найти документы, необходимо указать известную о них информацию (например, номер документа, название, вид, тематику и т.д.) в Полях Карточки поиска. Как правило, достаточно заполнить только несколько полей, чтобы документ был найден. А если известны точные реквизиты документа, например, его номер, то поиск становится еще проще (достаточно указать номер документа).

Поиск в «Консультант Плюс» является сквозным, то есть проходит одновременно по всем разделам информационного массива (для этого в Карточке поиска есть опция). Для сквозного поиска предназначены Общие для всех разделов поля, отмеченные в Карточке поиска значком. Реквизиты, указываемые в этих полях, имеет любой документ информационного массива. Например, общими полями являются Дата, Название или Тематика.

Кроме поиска по общим полям, система «Консультант Плюс» может выполнять поиск по Специальным полям. Они отражают специфические характеристики документов в каждом разделе. Например, в разделе Законодательство специальными полями являются поля Дата в Минюсте и Номер в Минюсте. Очевидно, что таких характеристик не имеют, например, консультационные материалы или формы документов. Специальные поля можно использовать одновременно с общими полями. Они будут учитываться при поиске в разделе Законодательство, а на поиск в других разделах не повлияют. Например, это позволит найти в разделе Законодательство только федеральные законы и кодексы (поле Вид документа) по указанной теме (поле Тематика), в то же время и в других разделах будут найдены все документы по этой теме.

Разработчиком компьютерной СПС «КонсультантПлюс» является образованная в 1992 году компания «Консультант Плюс». Общероссийская сеть распространения правовой информации «КонсультантПлюс» состоит из 300 региональных информационных центров, расположенных в крупных городах, и более 400 сервисных подразделений в небольших населенных пунктах. В настоящее время клиентами «КонсультантПлюс» являются более 200 000 организаций во всех регионах страны. СПС «КонсультантПлюс» содержит свыше 2 500 000 документов.

Справочная правовая система «Гарант» уже давно стала основным инструментом в работе руководителей различного уровня, юристов и бухгалтеров. СПС «Гарант» на сегодняшний день включает в себя более 900 тысяч нормативных актов федерального и регионального уровня, а также комментарии к ним. Еженедельное пополнение базы составляет порядка 4000 документов. Пользователь сам выбирает наполнение базы данных, что позволяет использовать в работе документы, касающиеся именно его сферы деятельности. Основными качествами и преимуществами СПС «Гарант» перед другими справочными правовыми системами, представленными на российском рынке, являются:

уникальный поиск по ситуации, с помощью которого можно найти документы без знания их реквизитов. Пользователь формулирует проблему, система выдает ему результат

наличие в базе в виде отдельных блоков материалов ведущих экономических изданий, книг с комментариями по налогам и бухучету, электронной версии Практической Энциклопедии Бухгалтера - бераторов, законодательства в виде схем и информации по налоговым судебным делам.

Информационный банк данных системы «Гарант» построен по модульному принципу и включает в себя 25 специализированных блоков по всем разделам российского законодательства и 40 блоков по законодательству субъектов РФ. Система «Гарант» позволяет одновременно работать с несколькими комплектами информационных блоков.

В основном меню системы «Гарант» представлены все основные возможности системы. Из него можно перейти к правовой и экономической информации, воспользоваться различными видами поиска, получить обновление информационного банка, а также обратиться к справочной информации. Основное меню разбито на четыре блока:

1. Блок «Правовая информация»: в этом блоке представлены пять видов правовой информации (нормативные акты, документы арбитражной практики, международные соглашения, консультационные материалы и проекты законов), причем доступ осуществляется к тематическому рубрикатору (классификатору) по отраслям права.

2. Блок «Экономическая информация»: этот блок содержит новости законодательства, бизнес- справки. Также можно перейти к Календарю бухгалтера, в котором приведены сроки основных платежей в бюджет.

3. Блок «Поиск»: быстро найти нужную информацию помогут мощные средства поиска:

по реквизитам - для поиска достаточно внести известные реквизиты документа в специальную карточку запроса;

по ситуации - особый вид поиска, позволяющий быстро решить сложную проблему в условиях отсутствия информации о необходимых документах;

по источнику опубликования - если известны печатный первоисточник и дата опубликования нужного аналитического материала, то данный вид поиска позволит Вам быстро отыскать его среди консультационных и аналитических материалов системы;

по толковому словарю - поиск толкований терминов в толковом словаре.

4. Блок «Обновление»: разделы, представленные в этом блоке, позволяют вовремя узнать о произошедших в законодательстве изменениях.

Также предлагаются дополнительные блоки:

1. Новые документы:можно ознакомиться с документами, подключенными в последние версии информационных блоков, входящих в комплект пользователя.

2. «Горячая» информация: в этом разделе можно узнать о наиболее важных документах и изменениях в законодательстве, принятых в последнее время, а также получить сведения об информационных услугах, предоставляемых пользователям системы «Гарант».

3. Информация о комплекте: можно просмотреть информацию об установленных блоках, узнать число документов в информационном банке и дату последнего обновления.

4. Получить обновление: данный раздел предназначен для специалистов по установке и сопровождению системы «Гарант».

Программная оболочка системы «Гарант» устанавливается и функционирует под Microsoft Windows версий 3.1, 3.11, Windows 95, 98, Windows NT 3.51, 4.0, Windows 2000, XP и Vista любой редакции.

Информационно-правовая система «Кодекс» - это не просто электронные библиотеки правовых актов, но и системы правового консалтинга, которые в состоянии отразить проблему, интересующую пользователя, во всех аспектах ее правового регулирования. Головным предприятием по созданию и распространению программных и информационных продуктов «Кодекс» является ЗАО «Информационная компания “Кодекс”», образованная в 2000 году. Пользователями систем «Кодекс» стали более 16 тысяч российских предприятий и организаций и объединяет более 200 российских компаний, занимающихся разработкой и распространением информационных и программных продуктов. Среди них органы власти, юридические и аудиторские компании, банки и страховые организации, государственные учреждения, предприятия среднего и малого бизнеса, библиотеки, учебные и научные заведения.

В настоящее время правовая база данных «Кодекс» содержит более 750000 документов. Сегодня в коммерческом распространении находится более 200 разделов базы данных «Кодекс». В их числе разделы федерального и регионального законодательства, судебной и арбитражной практики, консультационные и справочные, специализированные тематические и отраслевые разделы.

Система включает все материалы, необходимые специалисту по бухгалтерскому учету, и является настоящей энциклопедией бухгалтера. В состав комплекта входят все необходимые документы по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения как для коммерческих, так и для бюджетных организаций. Также пользователь найдет здесь консультации юристов и аудиторов, ответы министерств и ведомств на частные запросы, консультации, составленные на основе судебно-арбитражной практики и справочные материалы (различные нормы, ставки и нормативы).

Установив систему на свой компьютер или в локальной (корпоративной) сети, аудитор получает доступ к обширной электронной библиотеке правовой и экономической информации, содержащей собрание законодательства России, региональное законодательство, документы международного права, многочисленные юридические комментарии, консультации, справочники, наиболее популярные экономические и юридические периодические издания. На сегодняшний день база данных «Кодекс» является одним из крупнейших в России компьютерных банков правовой и экономической информации. Общее количество содержащихся в информационных разделах нормативных актов, тематических комментариев, консультаций, примерных форм деловых и правовых документов и других информационных материалов превышает миллион. Вся информация в информационно-правовых системах «Кодекс» проходит тщательную корректорскую и экспертно-юридическую обработку: специалисты консорциума «Кодекс» проводят многократную сверку документа с печатным оригиналом, расставляют необходимые гипертекстовые ссылки с другими актами действующего законодательства, готовят постатейные примечания, снабжают нормативные акты комментариями и другой справочной информацией.

Современные сервисные возможности программного комплекса «Кодекс» по достоинству оценены его многочисленными пользователями. Начиная с версии 4.5 программный комплекс «Кодекс» является полностью 32-битным приложением и позволяет реализовать все возможности современных 32-битных операционных систем - Windows 9x/Me или Windows NT 4/2000/XP и выше. Программный комплекс является полнофункциональным приложением среды Windows, полностью поддерживающим стандартные средства работы с интерфейсом Windows.

Подключаемые к программному комплексу информационные разделы базы данных «Кодекс» образуют единое информационное гипертекстовое пространство. В системе реализованы: мощные средства поиска (универсальный атрибутный, интеллектуальный поиск - возможность запроса к системе на естественном языке); сортировка и фильтрация выборок, полученных в результате поиска; возможность помещать выборки и отдельные информационные материалы в пользовательские папки и делать закладки в текстах документов, что позволяет эффективно и творчески работать с базой данных.

В системе «Кодекс» реализован механизм защиты от несанкционированного доступа, позволяющий защитить некоторые информационные продукты (том или набор томов базы данных). Механизм реализуется в драйвере защиты, который может инициализироваться при установке системы. Возможна защита либо с привязкой к аппаратной конфигурации компьютера, либо с электронным ключом.

Возможности программного комплекса «Кодекс» позволяют пользователям реализовать полный комплекс сервисных возможностей современных компьютеров, использовать новейшие технологические решения в области телекоммуникаций, а состав и содержание документов, находящихся в базе данных, - обеспечить профессиональные потребности различных специалистов. Для этого предлагаются разнообразные наборы информационных разделов, содержащие различное количество документов, сгруппированных, например, по тематическому критерию. Разделы базы данных «Кодекс» обновляются еженедельно и ежедневно. Пакеты обновления могут быть переданы вам на любом компьютерном носителе или по Интернету. ЗАО «Информационная компания "Кодекс"» оставляет за собой право вносить изменения в систему и документацию к ней без предварительного оповещения пользователей. Изменения, произведенные в системе, будут отражаться в электронном справочнике системы, в кратком руководстве пользователя, являющемся дополнением к руководству, и в файле readme.txt, входящем в комплект поставки. Все модификации программного комплекса «Кодекс» версии 5.0 для Windows вместе с кратким руководством пользователя будут передаваться пользователям в рамках информационного обслуживания. В поставку системы «Кодекс» входят программный комплекс, набор информационных разделов базы данных «Кодекс» по выбору пользователя или фиксированный набор разделов при абонементной форме поставки, а также краткое руководство пользователя, которое содержит краткое описание функциональных возможностей программного комплекса, особенности работы с информационными разделами различной структуры, кроме этого каждый программный комплекс имеет встроенный электронный справочник по работе с системой.

 

Рис. 2. Интерфейс ИПС «Кодекс» информационно - консультационной системы «Помощник Бухгалтера»

 

Для целей ведения бухгалтерского и налогового учета, а также получения консультаций аудиторам в состав системы «Кодекс» включена информационно - консультационная система «Помощник Бухгалтера», в которую входят следующие разделы (рис. 2.):

«Экономическое законодательство России» - раздел включает в себя правовые акты Российской Федерации, необходимые для создания, реорганизации и ликвидации предприятий, осуществления предпринимательской деятельности, организации производства, управления кадрами предприятия. Данные документы также регулируют создание, использование и охрану интеллектуальной собственности, выпуск, регистрацию и размещение ценных бумаг, вопросы налогообложения и бухгалтерского учета на предприятии, вопросы собственности, арендных отношений, общие вопросы регулирования внешнеэкономической деятельности предприятия.

«Справочник по корреспонденции счетов» - в раздел включаются схемы отражения в учете типовых и сложных хозяйственных операций, а также ссылки на необходимые нормативные документы для ведения бухгалтерского учета и формы первичной учетной документации. Пользователь получает возможность оперативно ознакомиться с поступающими новыми материалами и отобрать необходимую информацию для ведения своей хозяйственной деятельности и принятия корректных решений в возникающих проблемных ситуациях. Предусмотрена возможность поиска по типовым проводкам, номеру счета, ключевым словам или тематикам.

«Законодательство в вопросах и ответах» - это комплексный раздел, охватывающий весь спектр документов и материалов, посвященных вопросам применения законодательства: ответы на частные запросы из официальных органов, заключения и консультации компетентных экспертов - аудиторов и юристов.

«Все формы отчетности» - раздел содержит более 1500 форм, разбитых на тематические блоки (бухгалтерская и налоговая отчетность, формы первичного учета, статистическая отчетность). В раздел включены все формы, утвержденные официальными органами (Министерством финансов РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным комитетом РФ по статистике) и обязательные для использования всеми юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации. Все действующие формы приведены в редакции последних изменений, вступивших в силу на дату обновления раздела. Раздел содержит и архивные формы.

«Налоговый календарь» - позволяет легко и быстро получить ответы на вопросы: когда, сколько и кому платить налоги. Календарь состоит из «Справочника по налогам» и «Календаря по операциям». Наиболее интересной и уникальной разработкой в данном разделе является так называемая «настройка» календаря. Режим «настройка» предлагает задать конкретный перечень налогов и платежей, плательщиком которых вы являетесь на сегодняшний день, и из этого списка выбрать ту категорию плательщиков, к которой вы относитесь. Сохранив сделанную настройку, вы получите свой индивидуальный налоговый календарь и свой перечень налогов в «Справочнике по налогам». Этот сервис доступен только в информационных правовых системах «Кодекс».

«Справочник бухгалтера» - этот раздел содержит необходимую бухгалтеру справочную информацию, которую трудно постоянно держать в памяти, и столь же проблематично искать в документах: ставки налогов и МРОТ, нормы, нормативы и перечни, размеры социальных пособий и компенсаций. Поскольку круг пользователей «Справочника бухгалтера» очень широк и в настоящее время включает не только бухгалтеров, в раздел включены также справки, затрагивающие вопросы лицензирования, аудиторской деятельности, пенсионного обеспечения, валютного регулирования, валютного контроля и т.д. «Справочник бухгалтера» не только постоянно актуализируется, но и активно пополняется новыми справками с учетом пожеланий пользователей.

Примером информационно-справочной системы является тематический комплект «Ассистент аудитора». Функционирует «Ассистент аудитора» в среде СПС «Кодекс», что позволяет использовать ее мощные средства работы с информацией. Он представляет собой обширную базу данных по нормативным актам в области аудита, методикам аудита, шаблонам рабочих документов аудитора, справочной информации по бухучету и налогообложению. Встроенный в «Кодекс» механизм поиска дает возможность легко найти нужные документы, разложить их по системе созданных пользователем папок, а нужные фрагменты текстов пометить закладками для быстрого доступа. В общем, «Ассистент аудитора» - это электронная нормативная база, составленная специально для аудиторов.

Информация в ней сгруппирована в несколько тематических разделов. В разделе «Подготовка и планирование аудита» находятся шаблоны документов, необходимых для оформления отношений с клиентами (писем-обязательств, типовых договоров), справочные и методические материалы по проведению подготовительного этапа и планирования проверки, оценке аудиторского риска, уровня существенности, примеры планов проверок и др. Шаблоны выгружаются в MS Word, где их можно заполнить, отредактировать или распечатать.

В разделе «Методология аудита» собраны различные методики аудита, созданные авторами программы. В «Консультанте аудитора» разъясняются правовые основы и практические аспекты деятельности аудиторской компании, начиная от регистрации и заканчивая ликвидацией, а также содержится справочная информация: нормы, ставки, индексы, формы бухгалтерской и налоговой отчетности, справочники по вопросам бухгалтерского и налогового учета и финансового анализа. Законодательство, которое может понадобиться аудитору, находится в разделе «Основные нормативные документы». При этом доступны тексты только тех документов, которые считают нужным включить разработчики. Если идет ссылка на нормативный акт, не включенный в базу поставки, а полноценной версии «Кодекса», то просмотреть документ не удастся. Программа также включает разделы «Ассистент внутреннего аудитора», «Словарь по аудиторской деятельности» и др. В качестве дополнения в системе есть блок финансового анализа, реализованный в Excel. Вручную вносятся балансы по годам, а система по заданным алгоритмам считает ряд аналитических показателей (ликвидность, платежеспособность, рентабельность и др.) и строит графики. Тематический комплект «Ассистент аудитора» предназначен для небольших и средних предприятий и имеет локальную и сетевую версии.

В целом при внедрении системы «Кодекс» в сети в ней должен быть установлен один из стеков протоколов TCP/IP или IPX/SPX. Возможна также работа по протоколу NetBIOS, однако при этом не будет работать механизм защиты системы. Информационная система «Кодекс» версии 5.0 и выше предназначена для работы на IBM-совместимых персональных компьютерах. Рекомендуемая конфигурация компьютера для работы с Windows-версией: CPU Pentium, RAM 32Mb, операционная система Windows 98, Windows NT 4.0, Windows 2000 или Windows XP (Vista).

Справочно-правовая систем «КЛАССИКА» использует стандартный механизм поиска документов по реквизитам. Поиск осуществляется как в выбранном информационном модуле, так и по всему единому информационному массиву. Словари реквизитов позволяют выбрать поисковый параметр в списке, а не вводить информацию вручную, что сокращает количество ошибок. Представим основные возможности программы.

Быстрый поиск - уникальная возможность найти документ по любым доступным сведениям о нем. Быстрый поиск - это поиск документов в одном окне за один шаг с помощью запроса на естественном языке.

Поиск словосочетаний - построение списка вхождений словосочетания в тексты документов. Поиск словосочетаний - это возможность перейти от документов непосредственно к искомой информации.

Быстрое изучение документа:

полная ретроспектива всех редакций документа;

контекстный поиск словосочетаний в тексте документа;

гипертекстовые связи и примечания в тексте документа;

постатейное иерархическое оглавление документа.

Оперативное составление подборки документов:

мгновенное информирование о количестве найденных документов;

представление результатов поиска в едином списке;

единые классификаторы для поиска по всем модулям;

дополнительная фильтрация списка;

сортировка списка по различным параметрам;

редактирование и сохранение списков.

Эффективный анализ правового вопроса:

наглядное отображение связей документа или его раздела со всеми документами единого информационного массива;

три способа наглядного отображения взаимосвязей документа или раздела:

в виде навигатора (многоуровневое дерево связей документа);

в примечаниях к документу;

в виде списков обратных связей в тексте документа;

типизация связей по степени юридической зависимости;

представление связей в виде списка, структурированного по важности, типам юридической зависимости, информационным модулям.

Удобное хранение результатов работы:

папка Избранное для хранения списков документов, закладок в текстах и запросов на поиск

закладки в тексте с примечаниями пользователя и выделением цветом

полная настройка формата шрифтов списка и текста документов

единая история запросов на поиск

Подготовка собственных документов:

экспорт в форматы HTML и RTF;

встроенный редактор;

система администрирования корпоративного электронного архива;

личный архив документов пользователя.

Клиент-серверные технологии:

автоматическое обновление информации через Интернет;

файл-серверный и клиент-серверный вариант поставки;

специализированная программа – клиент;

серверные программы для всех популярных платформ: Windows, Linux, SCO UNIX. Экспорт в форматы HTML и RTF.

Экспертная система «ДЕЛЬТА» является экспертной системой, ориентированной на бухгалтеров, юристов и руководителей предприятий, а также на других специалистов, работа которых связана с принятием решений и проверкой их соответствия действующим правовым нормам, т.е. и для аудиторов. Разработчиком системы является компания «Референт».

Система «ДЕЛЬТА» предназначена для поиска решений неформализованных задач и получения знаний из постоянно меняющейся правовой базы знаний. Механизм поиска знаний освобождает пользователя от необходимости построения формализованного запроса. Система автоматически интерпретирует введенную пользователем информацию несколькими способами, предлагает решения и графически отображает результаты на информационном поле, что позволяет упростить проблему принятия решений и предоставляет дополнительные средства анализа изучаемой проблемы.

Предметная область экспертной системы «ДЕЛЬТА» характеризуется большим количеством взаимосвязей между отдельными информационными единицами. В этом случае повышается значение средств анализа информации, предлагаемых системой. Для анализа информации в системе применяются следующие средства:

Навигатор - оригинальная технология экспертной системы «ДЕЛЬТА 4». Навигатор отображает все связи данного документа со всеми остальными документами базы знаний. «Навигатор» представляет собой разворачивающееся дерево заголовков связанных между собой документов. В «Навигаторе» указываются типы связей и сделанные на текущий момент переходы по ссылкам. Дерево «Навигатора» начинается с того документа, в котором вы впервые воспользовались ссылкой. Ниже этого документа представлен весь ваш маршрут по ссылкам. Если в тексте документа выделен блок, «Навигатор» отдельно демонстрирует ссылки на документы, связанные со всем документом и с выделенным блоком.

Схема - отображает все связи данного документа со всеми остальными документами базы знаний. Схема позволяет разбить все информационное поле базы знаний на четыре сектора относительно текущего документа:

Родители. Документы, принятые раньше текущего документа и содержащие нормы, которые были продолжены и развиты в текущем документе.

Дети. Документы, появившиеся после текущего документа и содержащие развитие норм текущего документа.

Диагональ "Родители - текущий документ - Дети" демонстрирует ретроспективу и перспективу развития норм, содержащихся в текущем документе

Влияющие. Документы, принятые после текущего документа и оказывающие влияние на текущий документ. Диагональ «Влияющие - текущий документ» демонстрирует влияние новых документов на применение текущего документа.

Страдающие. Документы, принятые до текущего документа, на которые текущий документ оказывает влияние.

Диагональ "Текущий документ - Страдающие" демонстрирует влияние текущего документа на сложившееся до него правовое поле.

Обратные ссылки - традиционная для правовых систем технология, применяемая в системе «ДЕЛЬТА 4». Обратные ссылки предоставляют доступ к документам, которые ссылаются на текущий документ и все его разделы. Возле каждой обратной ссылки указывается ее тип и модуль.

Похожие - список похожих документов формируется системой на основе данных лексического и семантического анализа всей базы знаний.

Алгоритмы, применяемые для поиска знаний, основаны на семантическом анализе предметной области. Цель поиска знаний - предоставить пользователю необходимый набор знаний для принятия решений. Для обеспечения достижения этой цели используется как функциональные возможности системы, так и постоянная работа экспертов с базой знаний. Информационное обеспечение системы способно удовлетворить потребность в правовой информации всех заинтересованных в такой информации сотрудников компании-клиента: руководителей, юристов и бухгалтеров. Система содержит как информацию общего пользования, так и специальные материалы, строго ориентированные на пользователей разных специальностей.

Экспертная система «ДЕЛЬТА» является открытой системой. В нее встроены механизмы создания и поддержки электронного архива компании. Создаваемый архив полностью интегрирован с базами знаний, поставляемыми разработчиком системы, в нем реализованы функциональные возможности экспертной системы. Синтез новых знаний силами самого пользователя и включение этих знаний в общую базу - уникальная возможность экспертной системы «ДЕЛЬТА».

Документ - базовая единица хранения информации в системе. Документ обязательно содержит Карту, в которую включены все параметры документа. Текст документа может содержать гипертекстовые связи с другими объектами, таблицы, графику, анимацию и вложенные файлы.

Информационный модуль (ИМ) - подборка документов по определенной тематике, имеющих одинаковый набор полей и единый стиль оформления. Система поддерживает работу с информационными модулями, которые формируются разработчиком системы (компанией «Референт») и региональными представителями компании.

Информационный модуль «Аудитор» включает множество ответов на вопросы аудиторов от известных аудиторских и консалтинговых компаний г. Москвы, а также информация разъяснительного характера из официальных источников. Новые материалы добавляются в модуль еженедельно. Экспертные мнения, предоставленные специалистами ведущих аудиторских и консалтинговых компаний г. Москвы, являющихся партнерами компании «Референт», еженедельно публикуются в модуле «Аудитор».

Информационный модуль «Россия» является базовым модулем системы «Референт 2000», включающим в себя документы по самым разным отраслям законодательства РФ. Содержащиеся в нем документы полностью обеспечат правовой информацией руководителя предприятия, бухгалтера, юриста, начальника отдела кадров.

Информационный модуль «Россия» содержит в себе нормативные правовые акты Российской Федерации, разъясняющие и правоприменительные документы. База данных включает документы, начиная с 1919 года. В модуль входят все редакции документов, что позволяет познакомиться с ретроспективой изменений того или иного нормативного акта и получить действующую редакцию на любой момент времени. Это самый большой по количеству вошедших в него документов модуль системы «Референт 2000». ИМ «Россия» не содержит в себе узкоспециализированных и малоупотребительных документов. Документы такого типа включаются в Архивы «Референта» и бесплатно предоставляются пользователям системы по запросу в течение трех дней. Документы Архива, пользующиеся спросом пользователей, включаются в основную базу.

Кроме вышеперечисленных документов, ИМ «Россия» содержит в себе документы арбитражного суда РФ, и большое количество отраслевых документов. ИМ «Россия» пополняется новыми документами ежедневно (более 5 новых документов в день) и отражает изменения во всех отраслях законодательства РФ. Оперативное поступление новых документов обеспечивается прямыми договорами с основными органами государственной власти. Именно эти договора гарантируют Вам получение достоверной информации. Пользователи получают пополнение модуля у себя в офисе с курьером, либо через Интернет (e-mail: info@referent.ru).

База знаний - совокупность информационных модулей, ориентированная на определенного пользователя. Базы знаний системы содержат исчерпывающий массив информации, необходимой для принятия решений в подразделениях разного уровня.

Информационное поле - совокупность всех информационных модулей, включенных в систему «ДЕЛЬТА». Информационное поле системы включает в себя три сектора:

З аконодательство - нормативные правовые акты федерального законодательства, нормативные правовые акты регионального законодательства.

Практика - практика применения законодательства, консультации специалистов.

Аналитика - комментарии к нормативно-правовым актам, научно-практические статьи и материалы профильных СМИ.

Объединение трех секторов информационного поля создает полноценное корпоративное решение, обеспечивающее необходимой информацией аудитора. В секторах информационного поля располагаются информационные модули (табл. 1.):

 


 

Таблица 1.

Сектора информационного поля экспертной системы «ДЕЛЬТА»

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПРАКТИКА АНАЛИТИКА
1. Вся Россия или Россия-Стандарт 2. Регион 3. Бланки 1. Судебная и арбитражная практика 2. Консультации аудиторов 3. Энциклопедия бухгалтера 4. Правовые методики 5. Договоры 1. Бухучет, налоги, кадры 2. Комментарии законодательства 3. Управление предприятием

 

Экспертная система «ДЕЛЬТА» обеспечивают весь цикл обработки информации - поиск, анализ и синтез. Этап работы с информацией поиск включает:

Поиск цитат. Цитатой называется выбранный из текста документа блок, содержащий фразу, введенною пользователем в запросе. При вводе запроса система проверяет корректность ввода, обозначая ошибки красным цветом. Список найденных цитат позволяет перейти непосредственно к разделу документа, в котором была найдена введенная в запросе фраза.

Поиск документов с построением списка, отсортированного по степени релевантности запросу. Список найденных документов сортируется по степени соответствия документов введенному запросу. При оценке релевантности используются данные семантического анализа, а также различные параметры документа, например, дата - для определения актуальности. Нумерация списка отражает степень релевантности - чем меньше номер документа в списке (т. е. чем он выше в списке), тем в большей степени документ удовлетворяет введенным параметрам поиска. При необходимости по уже построенному списку документов можно провести поиск цитат.

Расширенный поиск документов. Расширенный поиск позволяет пользователю найти интересующие его документы по их реквизитам. Для обеспечения высокой скорости поиска и для избежания ошибок все документы, включенные в базу знаний, проиндексированы. При использовании расширенного поиска достаточно выбрать значение реквизита из списка.

Технология актуализации данных в базах знаний позволяет организовать автоматическое обновление информации через Интернет. Система поставляется в файл-серверном и клиент-серверном вариантах. Клиент-серверный вариант системы имеет специализированную программу клиент. Серверные программы созданы для всех популярных платформ: Windows, Linux, SCO UNIX.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: