Лекция № 2-3 Основные этапы становления и развития политической мысли

1. Развитие политической мысли в древности и античности

Современная политология возникла во второй половине XIX - начале XX вв. Предыдущее развитие политических и правовых идей называют предысторией политической науки. Так, извест­ный французский политолог М. Дюверже дал следующую клас­сификацию этапов развития политологии:

- предыстория политологии с древности до XIX в.;

- XIX в., отмеченный заслугами О. Конта, А. де Токвиля, К. Маркса;

- собственно история политической науки. Возникновение и развитие политической мысли начинается с зарождением политической власти и государства.

Со II и I тыся­челетий до п. э. дошли до нас памятники законотворчества. На Древнем Востоке представления о политике и власти носили рели­гиозно-мифологический характер. Собственно политическая тер­минология отсутствовала. В середине I тысячелетия до н. э. происходит переход от ми­фологического сознания к рационально-критическому мышлению, возникает философия. Знание о политике, которое развивалось с античности до появления современной политической науки, мож­но назвать протополитикой.

Протополитика – это теоретическая деятельность предшественников современной политической науки. Рационализация политического знания была связана на Востоке с именем Конфуция, а на Западе – с греческой философией. В это время возникли политические термины и политические кон­цепции. Появился и сам термин «политика», но политическое зна­ние пока не выделялось в самостоятельную сферу исследований. Проблемы политики, права, закона философы рассматривали в рамках философско-этических концепций, через призму достиже­ния справедливости, добра, общего блага. Основное внимание уделялось выяснению цели и смысла человеческого бытия и чело­веческой деятельности. Главным предметом исследования было государство и поиск наилучшей формы правления. Самого тер­мина «государство» еще не было. У греков использовалось слово «полис» – город-государство гражданской общины. Применялись такие понятия, как «монархия», «олигархия», «демократия», «ари­стократия», «анархия», «охлократия», «тимократия», «тирания». Вершиной развития политической мысли античной Греции были работы Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), которые анализировали и систематизировали «правильные» и «неправильные» формы правления, стремились найти лучшую из них. Платон высказывал идеи о правлении фи­лософов, знающих о профессиональном характере политической деятельности. Аристотелю принадлежит идея естественного про­исхождения государства, обоснование смешанной формы правле­ния – политии. Аристотель впервые выдвинул идею о том, что средние слои являются опорой устойчивой и эффективной власти, защищающей общие интересы. Политические идеи древнегреческих философов получили свое развитие у римских мыслителей и государственных деятелей. В Древнем Риме политическое знание также развивалось в рамках философско-этических концепций, но на него оказывало большое воздействие Римское право. Римские мыслители много внимания уделяли проблемам соотношения права и закона, верховенству правовой справедливости. Особая роль в разработке политико-правовых концепций принадлежит Марку Тулию Цицерону (106-43 гг. до н.э.). Цицерон в государстве видел «дело народное» – res publica – выражение общего интереса, справедливости и права. Цицерон считал связующей силой, основой совместного сущест­вования свободных граждан принцип номократии (т.е. принцип верховенства закона, которому подчиняются и граждане, и госу­дарство). Наиболее эффективной формой правления им признава­лась смешанная форма, которая сочетает в себе царскую власть, аристократию и власть народа – демократию. В античности в рамках философского знания развивались по­литические теории, в центре внимания которых находились такие проблемы, как сущность и происхождение государства, поиск наилучшей формы правления, обоснование идеи о том, что управ­лять должны лучшие, знающие. Предпочтение отдавалось монар­хии, аристократии и смешанной форме правления (политии).


2. Политические учения средневековья

 

Средние века – это период в Западной Европе с конца V в. до конца XV в. Затем следуют Возрождение и Реформация, которые одни историки относят к позднему средневековью, а другие – к раннему Новому времени. В средние века возник ряд новых идей, а главная из них – отделение духовной власти от мирской, свет­ской. В средние века политическая мысль развивалась в рамках христианского, религиозного мировоззрения и богословия. Авгу­стин Блаженный (354-430) и Фома Аквинский (1226-1274) сыгра­ли главную роль в обосновании христианской политической кон­цепции. Наибольший интерес у христианских богословов вызывала проблема соотношения мирской и духовной власти. Ав­густин Блаженный разделял «Град земной» (власть светского пра­вителя) и «Град Божий» (власть церкви), отдавая при этом пред­почтение церковной власти. Но у Августина одновременно подчеркивалась и самостоятельность каждой из властей, и их взаимодействие в защите веры и установленного Богом социаль­ного порядка. Фома Аквинский (Аквинат) в своей знаменитой работе «Сум­ма теологии» дал иерархию правовых норм. На вершине системы права – «вечный закон» – это божественное провидение, которое в целостности недоступно человеческому познанию. Познавая от­дельные принципы «вечного закона», человек вырабатывает ес­тественный закон (это общие для всех людей принципы, которые лежат в основе принятых обычаев). Существует еще и человече­ский закон, который признается людьми по их собственной воле. Человек не творит законы, он может только признать, насколько тот или иной закон соответствует естественному закону. Как христианский богослов Аквинат считал, что власть боже­ственна по происхождению. Но то, как используется власть, как ею распоряжается властитель, зависит от воли властителя. Он мо­жет по своей воле нарушать божественное и естественное право и использовать власть как тиран. Народ может восстать против вла­стителя в случае нарушения им божьих законов. В рамках позднего средневековья появились концепции осво­бождения государства от подчинения церкви и ограничения вла­сти короля сословным представительством. В XIV в. Марсилий Падуанский в труде «Защитник мира» выступал против притязаний духовенства на светскую власть. Он делил законы на юриди­ческие, регламентирующие поведение людей, и религиозные, не имеющие отношения к земной жизни. Вся полнота светской вла­сти должна принадлежать сословному собранию, которое издава­ло бы законы и избирало монарха. Не только теоретические дискуссии в рамках богословия и схоластики, но и реальная политическая борьба за властное вер­ховенство между католической церковью и монархами привели к формированию в европейском политическом сознании представ­лений о том, что в обществе не существует абсолютной власти. Католическая церковь руководствовалась теократическим идеа­лом. Политика была важнейшей стороной ее деятельности. В то же время церковь была противовесом всевластию государства и вынуждала его идти на компромиссы. В результате между церко­вью и государством устанавливались отношения соперничества и сотрудничества. Два властных центра средневекового общества создавали условия для появления европейского типа государст­венной власти – власти, вынужденной считаться с другими обще­ственными институтами, идти с ними на диалог. В средние века господствовал теологический подход к анали­зу политики, государства и права. Многое из античной социально-философской традиции было утрачено или трансформировано в контексте христианского богословия, но даже под религиозным покровом политическая мысль не исчезла.


3. Политическая мысль в период Возрождения Возрождение и Реформация

 

Политическая мысль в период Возрождения Возрождение и Реформация стали значимыми этапами в раз­витии политического знания, потому что в это время происходит духовная революция, меняются мировоззренческие ориентации. Период Возрождения и Реформации охватывает XIV-XVI вв. В это время происходит освобождение политического знания от теологии. Сфера политики исследуется не с религиозно-этичес­ких, а с рационально-критических позиций. В период Реформации возникает новое направление в христианстве – протестантизм. Формируется протестантская трудовая этика, которая, как считал М. Вебер, способствовала развитию «духа капитализма». Основная идея эпохи Возрождения носила гуманистический характер. В центр мироздания был поставлен человек. В области политики основное открытие Возрождения – человек как центр Вселенной. В этот период возникает гражданская концепция по­литики. Главное место в политических учениях занимают про­блемы формирования централизованного государства и эффек­тивной власти светского властителя. Государство стало рассматриваться как организация, которая должна дать людям за­щиту и безопасность. Выдающимися политическими мыслителями этого времени были Н.Макиавелли (1460-1527) и Ж. Боден (1530-1596). Н. Макиавелли был одним из первых, кто начал употреблять тер­мин «государство» – stato (лат.). С этого времени термин «госу­дарство» входит вначале в европейские языки, а затем и в языки других народов. Н. Макиавелли написал книгу «Государь», в ко­торой обосновал концепцию светского государства. Принципы, на основе которых функционирует государство, определяются не божественным провидением, а природой человека, его разумом и опытом. Главной заслугой Н. Макиавелли было то, что он анализиро­вал политику не с позиций «должного», а с позиций «сущего», т.е. с позиций «действительной правды вещей». Н. Макиавелли разра­батывал следующие политические проблемы:

- автономность политической сферы деятельности;

- способы и методы завоевания и удержания политической власти;

- ситуативный характер политики;

- взаимодействие целей и средств в политике;

- механизмы взаимодействия таких субъектов политики, как государь, знать, толпа;

- психологические основания власти;

- критерии подбора кадров на государственные должности;

- имидж властителя; информационное обеспечение власти и многие другие проблемы.

Н. Макиавелли сформулировал принцип политического имиджа – государь должен не только обладать рядом качеств, но уметь их преподнести и использовать в определенной ситуации. Ему также принадлежит суждение, что в политике «цель оправ­дывает средства». Заслугой Ж. Бодена была разработка идеи государственного суверенитета (франц. sowerain – носитель верховной власти). Его политические взгляды изложены в работе «Шесть книг о республике». Суверенитет, считал Боден, – самый существенный при­знак государства. Это высшая, постоянная и абсолютная власть в политическом сообществе. Суверенитет означает, что государство обладает властным верховенством. Абсолютность власти прояв­ляется, во-первых, в ее неограниченности какими-либо условия­ми; во-вторых, в неделимости власти. Боден, рассматривая про­блемы государственного суверенитета, учитывал и вопрос о границах власти государства. Именно Боден дал толчок к форми­рованию светской и утилитарной концепции суверенитета, кото­рая сохранила актуальность до настоящего времени. В период Возрождения и Реформации политическая теория освобождается от теологии. Происходит становление граждан­ской концепции политики. Знание о политике рационализируется. Основным предметом исследовательского интереса становится государство.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: