1. Развитие политической мысли в древности и античности
Современная политология возникла во второй половине XIX - начале XX вв. Предыдущее развитие политических и правовых идей называют предысторией политической науки. Так, известный французский политолог М. Дюверже дал следующую классификацию этапов развития политологии:
- предыстория политологии с древности до XIX в.;
- XIX в., отмеченный заслугами О. Конта, А. де Токвиля, К. Маркса;
- собственно история политической науки. Возникновение и развитие политической мысли начинается с зарождением политической власти и государства.
Со II и I тысячелетий до п. э. дошли до нас памятники законотворчества. На Древнем Востоке представления о политике и власти носили религиозно-мифологический характер. Собственно политическая терминология отсутствовала. В середине I тысячелетия до н. э. происходит переход от мифологического сознания к рационально-критическому мышлению, возникает философия. Знание о политике, которое развивалось с античности до появления современной политической науки, можно назвать протополитикой.
|
|
Протополитика – это теоретическая деятельность предшественников современной политической науки. Рационализация политического знания была связана на Востоке с именем Конфуция, а на Западе – с греческой философией. В это время возникли политические термины и политические концепции. Появился и сам термин «политика», но политическое знание пока не выделялось в самостоятельную сферу исследований. Проблемы политики, права, закона философы рассматривали в рамках философско-этических концепций, через призму достижения справедливости, добра, общего блага. Основное внимание уделялось выяснению цели и смысла человеческого бытия и человеческой деятельности. Главным предметом исследования было государство и поиск наилучшей формы правления. Самого термина «государство» еще не было. У греков использовалось слово «полис» – город-государство гражданской общины. Применялись такие понятия, как «монархия», «олигархия», «демократия», «аристократия», «анархия», «охлократия», «тимократия», «тирания». Вершиной развития политической мысли античной Греции были работы Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), которые анализировали и систематизировали «правильные» и «неправильные» формы правления, стремились найти лучшую из них. Платон высказывал идеи о правлении философов, знающих о профессиональном характере политической деятельности. Аристотелю принадлежит идея естественного происхождения государства, обоснование смешанной формы правления – политии. Аристотель впервые выдвинул идею о том, что средние слои являются опорой устойчивой и эффективной власти, защищающей общие интересы. Политические идеи древнегреческих философов получили свое развитие у римских мыслителей и государственных деятелей. В Древнем Риме политическое знание также развивалось в рамках философско-этических концепций, но на него оказывало большое воздействие Римское право. Римские мыслители много внимания уделяли проблемам соотношения права и закона, верховенству правовой справедливости. Особая роль в разработке политико-правовых концепций принадлежит Марку Тулию Цицерону (106-43 гг. до н.э.). Цицерон в государстве видел «дело народное» – res publica – выражение общего интереса, справедливости и права. Цицерон считал связующей силой, основой совместного существования свободных граждан принцип номократии (т.е. принцип верховенства закона, которому подчиняются и граждане, и государство). Наиболее эффективной формой правления им признавалась смешанная форма, которая сочетает в себе царскую власть, аристократию и власть народа – демократию. В античности в рамках философского знания развивались политические теории, в центре внимания которых находились такие проблемы, как сущность и происхождение государства, поиск наилучшей формы правления, обоснование идеи о том, что управлять должны лучшие, знающие. Предпочтение отдавалось монархии, аристократии и смешанной форме правления (политии).
|
|
2. Политические учения средневековья
Средние века – это период в Западной Европе с конца V в. до конца XV в. Затем следуют Возрождение и Реформация, которые одни историки относят к позднему средневековью, а другие – к раннему Новому времени. В средние века возник ряд новых идей, а главная из них – отделение духовной власти от мирской, светской. В средние века политическая мысль развивалась в рамках христианского, религиозного мировоззрения и богословия. Августин Блаженный (354-430) и Фома Аквинский (1226-1274) сыграли главную роль в обосновании христианской политической концепции. Наибольший интерес у христианских богословов вызывала проблема соотношения мирской и духовной власти. Августин Блаженный разделял «Град земной» (власть светского правителя) и «Град Божий» (власть церкви), отдавая при этом предпочтение церковной власти. Но у Августина одновременно подчеркивалась и самостоятельность каждой из властей, и их взаимодействие в защите веры и установленного Богом социального порядка. Фома Аквинский (Аквинат) в своей знаменитой работе «Сумма теологии» дал иерархию правовых норм. На вершине системы права – «вечный закон» – это божественное провидение, которое в целостности недоступно человеческому познанию. Познавая отдельные принципы «вечного закона», человек вырабатывает естественный закон (это общие для всех людей принципы, которые лежат в основе принятых обычаев). Существует еще и человеческий закон, который признается людьми по их собственной воле. Человек не творит законы, он может только признать, насколько тот или иной закон соответствует естественному закону. Как христианский богослов Аквинат считал, что власть божественна по происхождению. Но то, как используется власть, как ею распоряжается властитель, зависит от воли властителя. Он может по своей воле нарушать божественное и естественное право и использовать власть как тиран. Народ может восстать против властителя в случае нарушения им божьих законов. В рамках позднего средневековья появились концепции освобождения государства от подчинения церкви и ограничения власти короля сословным представительством. В XIV в. Марсилий Падуанский в труде «Защитник мира» выступал против притязаний духовенства на светскую власть. Он делил законы на юридические, регламентирующие поведение людей, и религиозные, не имеющие отношения к земной жизни. Вся полнота светской власти должна принадлежать сословному собранию, которое издавало бы законы и избирало монарха. Не только теоретические дискуссии в рамках богословия и схоластики, но и реальная политическая борьба за властное верховенство между католической церковью и монархами привели к формированию в европейском политическом сознании представлений о том, что в обществе не существует абсолютной власти. Католическая церковь руководствовалась теократическим идеалом. Политика была важнейшей стороной ее деятельности. В то же время церковь была противовесом всевластию государства и вынуждала его идти на компромиссы. В результате между церковью и государством устанавливались отношения соперничества и сотрудничества. Два властных центра средневекового общества создавали условия для появления европейского типа государственной власти – власти, вынужденной считаться с другими общественными институтами, идти с ними на диалог. В средние века господствовал теологический подход к анализу политики, государства и права. Многое из античной социально-философской традиции было утрачено или трансформировано в контексте христианского богословия, но даже под религиозным покровом политическая мысль не исчезла.
|
|
3. Политическая мысль в период Возрождения Возрождение и Реформация
Политическая мысль в период Возрождения Возрождение и Реформация стали значимыми этапами в развитии политического знания, потому что в это время происходит духовная революция, меняются мировоззренческие ориентации. Период Возрождения и Реформации охватывает XIV-XVI вв. В это время происходит освобождение политического знания от теологии. Сфера политики исследуется не с религиозно-этических, а с рационально-критических позиций. В период Реформации возникает новое направление в христианстве – протестантизм. Формируется протестантская трудовая этика, которая, как считал М. Вебер, способствовала развитию «духа капитализма». Основная идея эпохи Возрождения носила гуманистический характер. В центр мироздания был поставлен человек. В области политики основное открытие Возрождения – человек как центр Вселенной. В этот период возникает гражданская концепция политики. Главное место в политических учениях занимают проблемы формирования централизованного государства и эффективной власти светского властителя. Государство стало рассматриваться как организация, которая должна дать людям защиту и безопасность. Выдающимися политическими мыслителями этого времени были Н.Макиавелли (1460-1527) и Ж. Боден (1530-1596). Н. Макиавелли был одним из первых, кто начал употреблять термин «государство» – stato (лат.). С этого времени термин «государство» входит вначале в европейские языки, а затем и в языки других народов. Н. Макиавелли написал книгу «Государь», в которой обосновал концепцию светского государства. Принципы, на основе которых функционирует государство, определяются не божественным провидением, а природой человека, его разумом и опытом. Главной заслугой Н. Макиавелли было то, что он анализировал политику не с позиций «должного», а с позиций «сущего», т.е. с позиций «действительной правды вещей». Н. Макиавелли разрабатывал следующие политические проблемы:
|
|
- автономность политической сферы деятельности;
- способы и методы завоевания и удержания политической власти;
- ситуативный характер политики;
- взаимодействие целей и средств в политике;
- механизмы взаимодействия таких субъектов политики, как государь, знать, толпа;
- психологические основания власти;
- критерии подбора кадров на государственные должности;
- имидж властителя; информационное обеспечение власти и многие другие проблемы.
Н. Макиавелли сформулировал принцип политического имиджа – государь должен не только обладать рядом качеств, но уметь их преподнести и использовать в определенной ситуации. Ему также принадлежит суждение, что в политике «цель оправдывает средства». Заслугой Ж. Бодена была разработка идеи государственного суверенитета (франц. sowerain – носитель верховной власти). Его политические взгляды изложены в работе «Шесть книг о республике». Суверенитет, считал Боден, – самый существенный признак государства. Это высшая, постоянная и абсолютная власть в политическом сообществе. Суверенитет означает, что государство обладает властным верховенством. Абсолютность власти проявляется, во-первых, в ее неограниченности какими-либо условиями; во-вторых, в неделимости власти. Боден, рассматривая проблемы государственного суверенитета, учитывал и вопрос о границах власти государства. Именно Боден дал толчок к формированию светской и утилитарной концепции суверенитета, которая сохранила актуальность до настоящего времени. В период Возрождения и Реформации политическая теория освобождается от теологии. Происходит становление гражданской концепции политики. Знание о политике рационализируется. Основным предметом исследовательского интереса становится государство.