Девочки начинают бурно расти, опережая в росте мальчиков. Мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года. Различия среди детей усиливаются, т.к. некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть. Организм подростка входит в полосу интенсивного развития и изменения.
- происходит половое созревание
- быстрый рост мускулатуры
- завершение роста скелета
Характерные особенности
- дети испытывают внутреннее беспокойство
- антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга
- мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых
- дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета
- стремятся к соревновательности
- подчиняют свои интересы мнению команды
- сопротивляются критике
- отчуждение от взрослых
- стремление утвердить свою самостоятельность
- горячий энтузиазм, но быстро гаснет
- развивается самооценка, самосознание, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых
- способны противостоять влиянию окружающих
- могут воздействовать на сверстников
Советы вожатому
- проводить коллективные игры (различные для мальчиков и девочек)
- отдавать предпочтение спортивным играм
- воздействовать опосредованно – через друзей, рассказ о своих проблемах.
Развитие старших подростков (14 – 16 лет).
- наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков к 15 годам, девушек к 13 годам)
- завершается рост скелета
- усиливаются различия среди детей, т.к. некоторые из них уже повзрослели, а иные только начинают взрослеть
- развивается мужское и женское поведение
- завершается формирование социальных установок
Характерные особенности
- ориентация на мир взрослых
- достижение личностного самоопределения
- желание поставить себя в позицию взрослого
- девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками
- наблюдается беспокойство о своей внешности
- рождается первая любовь
- растет социальная активность
- появляется стремление к достижению независимости от своей семьи
- происходит выбор будущей профессии
- появляются крайности в поведении например, «я знаю все!»
- возникают интимные, эмоциональные отношения между юношами и девушками
- пренебрежение к советам старших
- кризис независимости
- проявляется желание понять себя, отвечать за себя, за общее дело
Советы вожатому
- оказывать помощь подросткам в принятии их своими сверстниками
- создавать необходимые условия для отдыха
- советуйтесь с детьми
- не повышайте голос