В ДОЛ есть возможность продолжения эстетического воспитания детей, начатого в семье, школе и т.д.
В лагере самый лучший способ воспитывать в детях эстетические нормы, через игры, творческие мероприятия, каких либо подходов.
Критериями эффективности оздоровительно-образовательной среды являются компетентности, формируемые и развиваемые у детей и подростков в условиях лагеря: физическая, коммуникативная, эмоциональная.
Физическая компетентность - способность человека управлять своей физической природой с целью актуализации резервных потенциалов, дифференцированно использовать актуализированные биологические и физиологические резервы систем организма в целом в условиях реального времени соразмерно с заданными пространственными и временными параметрами для обеспечения устойчивой реализации и устойчивого сохранения его генетических, физиологических, психологических, социальных функций и здоровья в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.
Коммуникативная компетентность - система внутренних ресурсов, необходимых для осуществления человеком эффективных коммуникативных действий в широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия. Эти ресурсы включают в себя следующее: когнитивные возможности человека в области коммуникативных действий, правила регуляции коммуникативного поведения и средства его коррекции.
Эмоциональная компетентность - способность человека к саморегуляции личностной эмоциональной сферы. Основными аспектами данной проблемы являются:
- его умение осознавать и оценивать себя (свои сильные и слабые стороны, свои чувства и поведение, причины их появления и последствия, к которым они приводят, составлять план личного развития);
- актуализация положительных эмоциональных состояний (удовлетворение интеллектуальных потребностей; мотивация достижения; ощущение радости от успеха, новых открытий; предвкушение интересной работы, общения, игры, праздника; бодрое настроение и т.д.);
- нейтрализация негативных состояний (неуверенность в собственных силах, повышенная тревожность, негодование, обида, зависть, страх и т.д.);
- развитие саногенного мышления, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания, осознание психических состояний, рефлексия на фоне релаксации (противодействие отрицательным эмоциям, стрессам);
- формирование навыков управления эмоциональными состояниями, навыков психологической защиты, навыков анализа собственных эмоциональных состояний.
Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей приоритетны следующие положения:
· детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации;
· в основе деятельности детского оздоровительного лагеря лежат принципы массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития творчества и самодеятельности, социально значимой направленности деятельности; единства оздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей и социальной средой;
· детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическую деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, выстроить отношения между детьми и взрослыми.
Тематическое планирование в ДОЛ.
Необходимость тематического планирования в ДОЛ не нуждается в доказательстве. План деятельности и логика развития лагерной смены должны присутствовать в каждом детском учреждении, целью которого является организация досуга и оздоровления детей и подростков. Проблема в данном случае состоит в том, что не всегда та или иная педагогическая программа отвечает требованиям, предъявляемым к современным условиям функционирования детских учреждений. Еще одной проблемой является невозможность реализации программы в условиях детского лагеря. Поэтому при разработке педагогической программы в ДОЛ необходимо учитывать, прежде всего, условия и возможности лагеря, а также следовать четкой структуре написания программы.
Основными требованиями к содержанию и оформлению педагогической программы на сегодняшний день являются наличие следующих пунктов:
- название программы;
- пояснительная записка (обоснование актуальности и значимости программы с указанием категории детей на которых она предназначена);
- цели, задачи, концептуальные подходы;
- основное содержание (описание форм, методов планируемые мероприятия, дела, их регулярность и последовательность);
- кадровое обеспечение (педагогический отряд, руководители спецкурсов, мастер-классов);
- механизм реализации;
- предполагаемые затраты, источники финансирования, смета расходов;
- схема управления программой (функции руководителя и других ответственных лиц в реализации программы);
- ожидаемые результаты;
- план-сетка.
У истоков теоретической и практической разработки досуговой деятельности стояли известные педагоги Ф. Фребель и П. Ф. Лесгафт. Их идеи об организации массового физически и творчески полезного отдыха были положены в основу организации детских оздоровительных лагерей.
В работах А. В. Луначарского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, отражена основа деятельности детских трудовых, впоследствии пионерских лагерей.
Различные подходы к развитию педагогики каникул как неотъемлемой части педагогической науки предложены в работах О. С. Газмана, В. И. Журавлева, М. И. Ивановой, Л. И. Новиковой, И. П. Иванова, С. А. Шмакова, В. В. Полукарова и др.
Возможностям проектирования и реализации воспитательной системы детского оздоровительного лагеря посвящено диссертационное исследование Е. В. Алехиной.
Основной целью любой педагогической программы является создание благоприятных условий, необходимых для всестороннего и гармонического развития личности ребенка путем популяризации практико-ориентированных знаний и творчества, вовлечения в общественно значимую деятельность, формирования у подростков активной жизненной позиции, стимулирования интереса молодого поколения к развитию общественно-полезных личностных качеств. А также содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному и духовному развитию детей, воспитанию патриотизма и гражданственности, социальной адаптации ребенка, его реализации и самореализации.
В любом случае – четко обозначенная цель деятельности должна быть подкреплена адекватными действиями, направленными на ее достижение (планом работы лагеря на смену), а, следовательно, и планом работы педагогического отряда.
Задачами педагогической программы могут являться:
- создание условий для полноценного эффективного оздоровления и активного отдыха детей и подростков посредством модификации традиционных форм реализации поисково-исследовательских и познавательных интересов детей и подростков;
- развитие коммуникативно-ролевых навыков поведения у детей;
- раскрытие творческих способностей детей: создание ситуации успеха для каждого участника программы, через презентацию ребенком своих достижений и талантов в различных областях, расширение диапазона способностей ребенка, знакомство его с новыми направлениями творческой деятельности;
- содействие в социализации и адаптации детей внутри временного детского коллектива;
- самоопределение и самореализация ребенка в предлагаемых видах деятельности;
- формирование организаторских способностей на основе включения подростков в систему самоуправления;
- психологическое развитие: стимулирование инициативы, самостоятельности, ответственности, умения работать в команде;
- расширение сферы познавательных интересов, направленных на себя и окружающий мир;
- развитие познавательных способностей каждого ребенка и организации досуга детей.
Педагогическая программа должна реализоваться в три этапа:
- подготовительный этап (предварительное тестирование детей, проведение информационных родительских собраний, оформление необходимой документации, разработка специальной педагогической программы под заказ, проведение семинаров для педагогического персонала);
- реализация самой программы (работа профессиональных педагогов, психологов, спортивных инструкторов и профильных специалистов в течение всей смены);
- отчетный этап (комплексный анализ результатов программы с обобщением отчетов психологов, врачей, других профильных специалистов и итогового тестирования детей).
При разработке программы необходимо учитывать метод моделирования различных игровых ситуаций, присутствие в которых дает ребенку возможность приобрести умения и навыки, необходимые для успешного процесса социализации.
Методами работы должны являться: отрядные дела, творческие мастерские, мастер-классы, общелагерные мероприятия, индивидуальные беседы с детьми, анализ проведенных мероприятий.
Все методы работы должны быть выстроены в определенной логической последовательности и согласованы между собой по содержанию и времени на подготовку.
Необходимо знать, какие ресурсы (методические, материальные, технические) потребуются для реализации педагогической программы.
При разработке педагогической программы необходимо учитывать режимные моменты, которые обеспечивают периоды отдыха и психофизических нагрузок на организм подростка.
Также необходимо учитывать возрастные особенности и соответствие мероприятий с возрастом участников педагогической программы. Основная сложность заключается в том, что дети в лагере отдыхают, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая выпускниками школ. Таким образом, задача разработчиков создать условия развития и отдыха всем детям, находящимся в лагере.
Необходимо разделение мероприятий на отрядные (тематические КТД) и общелагерные различной формы проведения (шоу-представ-ления, интеллектуальные викторины, конкурсные программы, работа мастер-классов, игры на местности, спортивные эстафеты и т.д.).
Основу любой педагогической программы должна составлять сюжетно-ролевая игра, которая должна носить, как правило, познавательно-исследовательский характер и быть не только интересной, но и посильной для детей (возраст, зона ближайшего развития и т.д.).
В течение лагерной смены детям предлагаются различные типы деятельности, отражающие логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:
1. Коммуникативно-игровая деятельность – деятельность ребенка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.
2. Прикладная творческая деятельность. Осуществляется в хобби-центре по интересам. Главный принцип – свободное посещение, выбор обусловлен личным интересом ребенка.
3. Аналитическая деятельность. Анализ игровых ситуаций, личности ребенка в них. Обсуждение, сопоставление с современным обществом и человеком, поиск причин и следствий, открытых детьми явлений.
Реализация мероприятий, предусмотренных педагогической программой, позволяет:
- обеспечить физическое, социально-психологическое оздоровление;
- приобрести детям новый социальный опыт;
- создать системную адаптивную интеллектуальную среду детского лагеря, обеспечивающую реализацию непрерывного развития личности ребенка при взаимодействии процессов оздоровления, познания, воспитания, физического совершенствования, а также социально-психоло-гической поддержки.
Основными компонентами программы могут являться следующие:
Оздоровительный: ориентирован на здоровьесберегающие технологии, развитие у детей разного возраста навыков здорового образа жизни. Организация работы, которая способствовала бы сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, которая включает в себя следующие элементы:
- мониторинг состояния здоровья участников на основе динамики антропометрических показателей: рост, вес, жизненная емкость легких, артериальное давление, динамометрия;
- индивидуальные лечебно-реабилитационные программы: оздоровление, укрепление иммунитета, снятие синдрома «часто болеющего ребенка», укрепление костно-мышечной системы, исправление уже имеющихся нарушений осанки (в том числе формирование навыков комплекса специальных упражнений, которые ребенок должен выполнять и по возвращению из лагеря), профилактика заболеваний верхних дыхательных путей;
- выстраивание рационального режима питания, физических нагрузок отдыха;
- закаливание, дыхательная гимнастика и т.п.;
- соблюдение правил личной гигиены, воздержание от вредных привычек (курение, алкоголь).
Спортивный: большую роль в обеспечении результатов оздоровительного компонента программы играют занятия спортом, организованные соревнования и индивидуальные тренировки ребят со спортивными инструкторами. Должна быть организована работа следующих спортивных секций: футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, шейпинг, ОФП. Так же реализуется программа «Здоровое поколение»: обучение основам ЛФК, дыхательной гимнастики, массажа, оказанию доврачебной медицинской помощи. В рамках программы проводятся комплексные занятия, включающие в себя оздоровительные и познавательные аспекты.
Образовательный: реализуется по специальным методикам, разработанным для применения в условиях детского оздоровительного лагеря, в основе которых лежит интересная исследовательская деятельность, эксперимент, игра и командное выполнение поставленных задач.
Весь образовательный компонент программы подчинен сюжетной линии. Учитывая широкий спектр интересов детей, все спецкурсы и мастер-классы условно разделены:
- базовые: компьютерные технологии, журналистика, фотодело, психология делового общения, разговорный английский язык и др.;
- творческие, спортивные, прикладные, развивающие (декоративно-прикладное творчество, вокал, хореография, актерское мастерство и др.).
Развивающий: реализуется через систему групповых психологических тренингов и деловых игр. Индивидуальная корректировка и личностная диагностика в условиях детского лагеря проводится избирательно только в случае необходимости (по обращению к психологу вожатого или самого ребенка).
Таким образом, реализация любой педагогической программы в детских оздоровительных лагерях предполагает: четкую структуру при разработке; учет материальных и территориальных возможностей лагеря; учет возрастных особенностей детей и географию их проживания; оригинальный сюжет и разнообразие тематических периодов, а также форм проведения мероприятий; включение основных компонентов (оздоровительный, спортивный, образовательный, развивающий) в педагогическую программы.