От непризнанности к признанию: историческая справка

Лекция № 3. Тема: Новые государства в контексте международных отношений.

- от непризнанности к признанию: историческая справка – с. 1;

- субъекты признания – с. 8;

- Донецкая Народная Республика в контексте современных международных отношений – с. 14;

- вопросы и задания к семинару № 3 – с. 24;

- литература;

- вопросы к экзамену.

 

Ключевые понятия и категории: Конвенция Монтевидео,сепаратизм, сецессия, субъект международного признания.

От непризнанности к признанию: историческая справка.

Согласно декларативной теории государственности, существование государства не зависит от факта его международного признания. В то же время, поскольку важнейшей чертой существования государства в рамках действующей системы международных отношений является его способность вступать во взаимоотношения с другими государствами, конститутивная теория государственности делает акцент как раз на необходимости международного признания и международной легитимности государства.

В связи с изменениями, происшедшими на международной арене в последние два десятилетия, феномен государств с ограниченным международно-правовым суверенитетом (непризнанные и частично признанные государства) приобрёл особую актуальность. Но данный феномен не является чем-то новым для международных отношений.

Ранее, в отсутствие международной организации, вступление в которую сегодня является свидетельством полноценного признания со стороны мирового сообщества, достижение международного признания осуществлялось посредством консенсуса – признания данного государства великими державами и ведущими региональными державами. Причём, далеко не обязательно всеми сразу. А также – «родительским» государством, на независимость от которого данное государство претендует.

Немецкий юрист и государствовед Георг Еллинек (1851 – 1911) разработал три критерия, в соответствии с которыми можно говорить о существовании данного государства:

1. Наличие определённой территории.

2. Постоянного населения.

3. Собственного правительства.

К этому списку Конвенция Монтевидео (1933) – один из немногих международных документов, перечисляющих признаки, определяющие правосубъектность государства с точки зрения международного публичного права – добавила способность вступать в отношения с другими государствами. Признания другими государствами не требуется. То есть конвенция Монтевидео закрепляет декларативную теорию государственности.

Если непризнанное государство не признаётся ни одним из легитимных участников международных отношений, то для частично признанных государств степень признания может варьироваться в пределах широкого спектра: от ограниченного признания узким кругом «государств-спонсоров» или государств, оказывавших поддержку достижению независимости, до признания широким кругом влиятельных международных акторов, но без признания со стороны «родительского» государства.

Например, – одностороннее провозглашение независимости Косово 17 февраля 2008 года вызвало неоднозначную реакцию в международном сообществе. На сегодня независимость Косово от Сербии признали 111 государств из 193 (57,5 %) членов Организации Объединенных Наций (ООН). Среди них: Афганистан был первым государством, признавшим Косово – 18 февраля 2008. Франция стала первой из стран ЕС, признавшей Косово – 18 февраля 2008. Сенегал стал первым африканским государством, признавшим Косово – 19  февраля 2008. Перу стало первым южноамериканским государством, признавшим Косово – 22 февраля 2008-го. На 11 декабря 2012-го больше половины государств-членов ООН признали независимость Косово – 97 из 193.

В то же время прочие государства-члены ООН – более 1/3, в том числе два постоянных члена Совета безопасности ООН – Китайская Народная Республика и Россия, отказались признать независимость Косово или заявили о нейтралитете.

Отказ от признания Косово. Так, Гвинея-Бисау и Оман 8 сентября 2011 года ряд сербских СМИ, ссылаясь на Министра иностранных дел Сербии Вука Еремича, сообщили об отказе от признания независимости Косова и факте непризнания со стороны Омана и Гвинеи-Бисау. Также было объявлено о начале уголовного дела в неназванной стране по факту получения взятки одним высокопоставленным чиновником от албанского бизнесмена взамен на признание независимости. Официальные лица Косово, Гвинеи-Бисау и Омана, согласно косовским СМИ, опровергли это заявление. МИД Косово назвал его «сербской пропагандой». Нигерия 13 сентября 2011-го, также со ссылкой на Вука Еремича, опровергла признание Косово, которое якобы произошло накануне. Еремич также подтвердил информацию о наличии следствия в некой стране по поводу взятки за признание.

5 сентября 2008 года тогдашний абхазский министр иностранных дел Сергей Шамба заявил, что готов признать независимость Косова, если Косово согласится признать независимость Абхазии. Сахарская Арабская Демократическая Республика – фронт ПОЛИСАРИО, который контролирует частично признанную Сахарскую Арабскую Демократическую Республику заявил, что скорейшее признание независимости Косова от многих стран показывает двойные стандарты со стороны международного сообщества, учитывая, что вопрос о Западной Сахаре остаётся нерешённым более трёх десятилетий. 18 февраля 2008 года президент республики Северный Кипр Мехмет Али Талат приветствовал независимость Косова. Президент республики Южная Осетия Эдуард Кокойты заявил, что несправедливо сравнивать Косово с Южной Осетией, поскольку Южная Осетия имеет гораздо больше прав на собственное государство, чем косовские албанцы.

В числе государств, изначально отказавшихся признавать Косово, кроме и России, необходимо назвать:

Азербайджан признавал и признаёт территориальную целостность Сербии и остаётся на этой позиции.

А ргентина из-за опасения по поводу того, что косовский прецедент затруднит урегулирование проблемы Фолклендских островов.

Армения не признает независимость Косово, факт признания которого противоречит также интересам Сербии.

Беларусь не признаёт независимости Косово, не указывая причин.

Ватикан сразу заявил, что не намерен признавать независимость Косово. «Я призываю все стороны действовать с осторожностью и умеренностью, а также искать решения, которые поддерживают взаимное уважение и способствуют примирению» – папа Бенедикт XVI.

Греция не признала Косово и не признает Южную Осетию и Абхазию.

Израиль принял решение не присоединяться к странам, которые признали независимость Косово. При этом израильские аналитики придерживаются радикально противоположных взглядов. Одни поддерживают признание, сравнивая самоопределение косовских албанцев с самоопределением евреев на земле Палестины в 1947 году. Другие, напротив, сравнивают косоваров с нынешними палестинскими арабами, составляющими этническое большинство на Западном берегу в исторической Галилее и желающими создать своё государство.

Испания из-за того, что Косово создаст опасный прецедент для баскских каталонских и галисийских сепаратистов.

КНР высказаны опасения по поводу того, что Косово создаст опасный прецедент для Тайваня, Тибета и Восточного Туркестана – Синьцзян-Уйгурский автономный район.

Молдова из-за того, что Косово создаёт опасный прецедент для Приднестровья.

Россия выступила против признания независимости Косово. Российские официальные лица в 2008 году высказывались в поддержку территориальной целостности Сербии, утверждая, что рассматривают независимость Косово как нарушение норм международного права и принципов ООН. Но в 2014 году российские власти использовали косовский прецедент в качестве одного из обоснований признания независимости Республики Крым, в одностороннем порядке отделившейся от Украины и позже принятой в состав России.

Сирия и её президент Башар Асад против признания независимости Косово. Но сирийская оппозиция – Сирийский Национальный Совет во главе с Аммаром Абдулхамидом обещает признать Косово сразу же после прихода к власти.

Украина заявляет, что стоит на принципах международного права и не признаёт Косово государством.

ЮАР также не признаёт Косово, ссылаясь на собственные проблемы, связанные с сепаратизмом

Международные организации:

ООН – отказ России и Китая от признания самопровозглашённой независимости не позволит Республике Косово стать полноправным членом Организации Объединённых Наций, так как для рассмотрения этого вопроса и голосованию по нему на Генеральной Ассамблее необходимо одобрение всех пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. При этом в будущем возможно получение республикой статуса государства-наблюдателя, если за это проголосует большинство государств-членов ООН. Один из органов ООН, Международный суд ООН в Гааге, 22 июля 2010 года выдал консультативное заключение о том, что провозглашение независимости Косово не противоречит нормам международного права.

ОБСЕ – 1 июля 1999 года в Косове открыта Миссия ОБСЕ.

ПАСЕ – весной 2013 года Бюро Ассамблеи приняло решение допустить косовских парламентариев участвовать в заседании комиссии Ассамблеи на сессии в Страсбурге с 22 по 26 апреля и присутствовать на заседании без права голоса.

НАТО – «Ответственность НАТО и способность гарантировать безопасность в Косово остаются неизменными. KFOR продолжит выполнять свой мандат».

Организация исламского сотрудничества поддерживает независимость Косова.

Международный союз электросвязи – Косово не является членом МСЭ. Несмотря на это, Сербия согласилась, чтобы с января 2015 года по заявке одного из членов МСЭ (Австрии, Италии или Швеции) Республика Косово получила собственный международный телефонный код 383.

По мнению правительств США и большинства государств ЕС, ситуация в Косово является уникальной. Признание его независимости не должно быть прецедентным для иных самопровозглашённых образований. В качестве обоснования уникальности Косово госсекретарь США Кондолиза Райс назвала комбинацию следующих факторов: общий контекст распада Югославии, этнические чистки и преступления в отношении гражданского населения Косово и длительный период нахождения края под управлением администрации ООН.

Несмотря на частичное признание, Косово республика является членом Всемирного банка с июня 2009 года, Международного валютного фонда с мая 2009 года и Европейского банка реконструкции и развития с 17 декабря 2012 года.

В общем считается, чтобы занять место в ООН, страна должна иметь поддержку 2/3 государств-членов ООН, то есть 129 из 193. И одобрение Совета безопасности ООН, в частности, отсутствие вето какого-либо постоянного члена Совета безопасности.

Если создание нового государства происходит в результате выхода какой-либо территории из состава более крупного государства (сепаратизм, сецессия (от латинск. Secessio – уход; от secedo – ухожу), то в период между провозглашением независимости и её реальным достижением (как правило, в результате военной победы) указанная территория существует в виде квазигосударственного территориального актора, который, в свою очередь, может получить международное признание (как правило, ограниченное) в качестве воюющей стороны. Таким образом, вырисовывается следующий алгоритм государственного конструирования:

1. Провозглашение независимости – борьба за независимость, возможно, с одновременным признанием в качестве воюющей стороны.

2. Достижение независимости.

3. Получение ограниченного международного признания.

4. Получение полноценного международного признания.

В рамках Венской системы (1815 – 1914) встала проблема международного признания новых государств. На периферии Венской системы – в Северной Америке – тремя наиболее значительными попытками конструирования новых государств были:

- борьба за независимость Мексики,

- революция в Техасе,

- гражданская война в США.

Начало освободительной борьбы Мексики против власти испанской короны датируется 1810 годом. В 1821 году независимость была провозглашена в третий раз. В том же году Мексика стала независимым государством де-факто. Первыми странами, признавшими независимость Мексики, стали США (1822) и Великобритания (1824). Хотя договор о признании независимости Мексики Испанией был подписан в 1821 году, испанские кортесы отказались его ратифицировать, и официальное признание независимости Мексики бывшей метрополией последовало лишь в 1836 году.

Революция в Техасе началась в 1835 году как борьба против деспотии центрального правительства Мексики, в состав которой он тогда входил. Весной 1836 года была провозглашена независимость. Техасская республика получила официальное признание со стороны США (1837), Франции (1839), Нидерландов (1840) и Бельгии (1841). Хотя Великобритания не признала де-юре независимость, её действия по установлению консульских отношений и заключению двусторонних торговых свидетельствовали о так называемом «молчаливом признании». Как независимое государство Техас просуществовал до 1845 года, когда вошёл в состав США.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: