Глава 1 мойка и очистка деталей

ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

 

Кафедра Автомобильный транспорт

 

ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ

Конспект лекций

для студентов специальностей

190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»

 

 

   
УДК 629.113.004.57 Печатается по решению РИС НовГУ

 

Рецензент: кандидат технических наук, доцент Б. И. Чурсинов

 

Основы технологии производства и ремонта автомобилей: Конспект лекций / Авт.-сост.: А. Н. Чадин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2005. – 351 с.

Изложены теоретические основы ремонта автомобилей Рассмотрены основные методы восстановления деталей и агрегатов автомобилей. Показана организация ремонтного производства и управление его качеством.

Предназначены для студентов специальностей 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство».

 

Содержание

Содержание. 4

Глава 1 МОЙКА И ОЧИСТКА ДЕТАЛЕЙ.. 4

1.1. ВИДЫ И ХАРАКТЕР ЗАГРЯЗНЕНИЙ ДЕТАЛЕЙ.. 4

1.2. МОЮЩИЕ СРЕДСТВА.. 4

1.3. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ МОЙКИ И ОЧИСТКИ.. 4

1.4. ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ... 4

Глава 2 ДЕФЕКТАЦИЯ И СОРТИРОВКА ДЕТАЛЕЙ.. 4

2.1. СУЩНОСТЬ ДЕФЕКТАЦИИ И СОРТИРОВКИ ДЕТА ЛЕЙ.. 4

2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ ДЕТАЛЕЙ.. 4

2.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ РАЗМЕРОВ, ФОРМЫ И ВЗАИМНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ.. 4

2.4. МЕТОДЫ ОБНАРУЖЕНИЯ СКРЫТЫХ ДЕФЕКТОВ.. 4

2.5. ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАСТКА ДЛЯ ДЕФЕКТАЦИИ.. 4

2.5.1. Рентгеновский и гамма-методы.. 4

2.5.2. Капиллярный метод Аппаратура и приспособления. 4

2.5.3. Ультразвуковой метод. 4

2.5.4. Магнитопорошковый метод. 4

2.5.5. Импедансный метод. 4

2.5.6. Велосимметрический метод. 4

2.5.7. Метод вихревых токов. 4

2.6. СОРТИРОВКА ДЕТАЛИ ПО ГРУППАМ ГОДНОСТИ И ПО МАРШРУТАМ ВОССТАНОВЛЕНИЯ 4

Глава 3 КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ.. 4

3.1. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ.. 4

3.2. СПОСОБЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ.. 4

Глава 4 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ОБРАБОТКОЙ ПОД РЕМОНТНЫЙ РАЗМЕР. 4

4.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СПОСОБА.. 4

4.2. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ И ЧИСЛА РЕМОНТНЫХ РАЗМЕРОВ.. 4

4.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.. 4

Глава 5 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОСТАНОВКОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ РЕМОНТНОЙ ДЕТАЛИ.. 4

5.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СПОСОБА.. 4

1.2. СПОСОБЫ КРЕПЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РЕМОНТНЫХ ДЕТАЛЕЙ.. 4

1.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.. 4

Глава 6 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИЕЙ.. 4

6.1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИЕЙ 4

6.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ СПОСОБОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИЕЙ.. 4

6.3. ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАСТКА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИЕЙ.. 4

6.4. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИЕЙ.. 4

Глава 7 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ЭЛЕКТРОДУГОВОЙ СВАРКОЙ И НАПЛАВКОЙ.. 4

7.1. КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБОВ ВАРКИ.. 4

7.2. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДУГОВОЙ СВАРКИ.. 4

7.3. СВАРКА И НАПЛАВКА ПОД СЛОЕМ ФЛЮСА.. 4

7.4. СВАРКА И НАПЛАВКА В ЗАЩИТНЫХ ГАЗАХ.. 4

7.5. ВИБРОДУГОВАЯ НАПЛАВКА ДЕТАЛЕЙ.. 4

7.6. СВАРКА ЧУГУННЫХ ДЕТАЛЕЙ.. 4

Глава 8 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ПЕРСПЕКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ СВАРКИ И НАПЛАВКИ 4

8.1. ЭЛЕКТРОКОНТАК1НАЯ ПРИВАРКА МЕТАЛЛИЧЕСКОГО СЛОЯ.. 4

8.2. ИНДУКЦИОННАЯ НАПЛАВКА.. 4

8.3. ЛАЗЕРНАЯ СВАРКА И НАПЛАВКА.. 4

Глава 9 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ГАЗОТЕРМИЧЕСКИМ НАПЫЛЕНИЕМ... 4

9.1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА НАПЫЛЕНИЯ.. 4

9.2. СПОСОБЫ ГАЗОТЕРМИЧЕСКОГО НАПЫЛЕНИЯ.. 4

9.2.1. Электродуговое напыление. 4

9.2.2. Газоплазменное напыление. 4

9.2.3. Высокочастотное напыление. 4

9,2.4. Плазменное напыление. 4

9.2.5. Детонационное напыление. 4

9.2.6. Упрочнение конденсацией металла с мойной бомбардировкой. 4

Глава 10 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ГАЛЬВАНИЧЕСКИМ И ХИМИЧЕСКИМ НАРАЩИВАНИЕМ МАТЕРИАЛА.. 4

10.1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБОВ ГАЛЬВАНИЧЕСКОГО И ХИМИЧЕСКОГО НАРАЩИВАНИЯ МАТЕРИАЛА.. 4

10.1. ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ К НАНЕСЕНИЮ ПОКРЫТИЙ.. 4

10.3. ХРОМИРОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ.. 4

10.4. ЖЕЛЕЗНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ.. 4

10.5. ЗАЩИТНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ ПОКРЫТИЯ.. 4

10.6. ВНЕВДННЫЕ И БЕЗВАННЫЕ СПОСОБЫ НАНЕСЕНИЯ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ПОКРЫТИЙ 4

10.7. ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАСТКА ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЙ.. 4

10.9. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ... 4

Глава 11 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ СИНТЕТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ.. 4

11.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ 4

11.1. НАНЕСЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ ИЗНОСА ДЕТАЛЕЙ 4

11.3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ДЕТАЛЕЙ.. 4

11.4. СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИНТЕТИЧЕСКИХ.. 4

МАТЕРИАЛОВ.. 4

11.5. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ.. 4

Глава 12 МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ.. 4

12.1. БАЗИРОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ.. 4

12.2. ОБРАБОТКА НАПЛАВЛЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ.. 4

12.3. ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ С ГАЗОТЕРМИЧЕСКИМИ ПОКРЫТИЯМИ.. 4

12,4. ОБРАБОТКА ДЕТАЛ1Й С ГАЛЬВАНИЧЕСКИМИ ПОКРЫТИЯМИ.. 4

12.5. ОБРАБОТКА СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ.. 4

12.6. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ способы механической обработки восстанавливаемых деталей.. 4

Глава 13 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ 4

13.1. ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОГО МЕТОДА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ.. 4

13.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ВОССТАНОВЛЕНИИ 4

13.3. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ.. 4

13.4. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.. 4

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 4

ПРИЛОЖЕНИЕ I. 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 4

 

ВВЕДЕНИЕ

Постоянная необеспеченность ре­монтного производства запасными частями является серьезным факто­ром снижения технической готовно­сти автомобильного парка. Расшире­ние же производства новых запасных частей связано с увеличением мате­риальных и трудовых затрат. Вместе с тем около 75% деталей, выбраковы­ваемых при первом капитальном ре­монте автомобилей, являются ремон­топригодными либо могут быть ис­пользованы вообще без восстановле­ния. Поэтому целесообразной аль­тернативой расширению производст­ва запасных частей является вторич­ное использование изношенных дета­лей, восстанавливаемых в процессе ремонта автомобилей и его агрега­тов.

Из ремонтной практики известно, что большинство выбракованных по износу деталей теряют не более 1 — 2% исходной массы. При этом проч­ность деталей практически сохраня­ется. Например, 95% деталей двига­телей внутреннего сгорания выбра­ковывают при износах, не превышаю­щих 0,3 мм, и большинство из них мо­гут быть вторично использованы по­сле восстановления.

С позиции материалоемкости восп­роизводства машин экономическая целесообразность ремонта обуслов­лена возможностью повторного ис­пользования большинства деталей как годных, так и предельно изношен­ных после восстановления. Это позво­ляет осуществлять ремонт в более ко­роткие сроки с меньшими затратами металла и других материалов по сравнению с затратами при изготов­лении новых машин.

Высокое качество отремонтиро­ванных автомобилей и агрегатов предъявляет повышенные требова­ния к ресурсу восстановленных дета­лей. Известно, что в автомобилях и агрегатах после капитального ремон­та детали работают, как правило, в значительно худших условиях, чем в новых, что связано с изменением ба­зисных размеров, смещением осей в корпусных деталях, изменением ус­ловий подачи смазки и пр. В этой свя­зи технологии восстановления дета­лей должны базироваться на таких способах нанесения покрытий и по­следующей обработки, которые по­зволили бы не только сохранить, но и увеличить ресурс отремонтирован­ных деталей. Например, при восста­новлении деталей хромированием, плазменным и детонационным напы­лением, индукционной и лазерной на­плавкой, контактной приваркой ме­таллического слоя износостойкость их значительно выше, чем новых.

Восстановление автомобильных деталей стало одним из важнейших показателей хозяйственной деятель­ности крупных ремонтных, специали­зированных малых предприятий и ко­оперативов. Создана фактически но­вая отрасль производства — восста­новление изношенных деталей. По ряду наименований важнейших наи­более металлоемких и дорогостоя­щих деталей вторичное потребление восстановленных деталей значитель­но больше, чем потребление новых за­пасных частей. Так, например, вос­становленных блоков двигателей ис­пользуется в 2,5 раза больше, чем полу­чаемых новых, коленчатых валов — в 1,9 раза, картеров коробок передач — в 2,1 раза больше, чем новых. Себестоимость восстановления для большинства восстанавливаемых де­талей не превышает 75% стоимости новых, а расход материалов в 15 — 20 раз ниже, чем на их изготовление. Вы­сокая экономическая эффективность предприятий, специализирующихся на восстановлении автомобильных деталей, обеспечивает им конкурен­тоспособность в условиях рыночного производства.

За рубежом также уделяют боль­шое внимание вопросам технологии и организации восстановления дета­лей. В высокоразвитых странах— США, Англии, Японии, ФРГ — ре­монт в основном осуществляется на предприятиях-изготовителях авто­мобилей. Восстанавливают дорого­стоящие, металлоемкие, массовые автомобильные детали — коленча­тые и распределительные валы, гиль­зы цилиндров, блоки и головки блоков, шатуны, тормозные барабаны и пр. Ремонтной базой являются моторо- и агрегаторемонтные предприятия фирм-изготовителей новых* ма­шин, самостоятельные фирмы-по­средники. Например, в США восста­новлением деталей занято около 800 фирм и компаний. К ним относятся как специализированные фирмы, так и фирмы, производящие комплекту­ющие изделия для автомобилестрои­тельных предприятий, в общем объе­ме продукции которых 10 — 40% приходится на выпуск восстановлен­ных деталей. Ремонтным фондом слу­жат детали со списанных автомоби­лей, которые поставляют фирмы производители или фирмы, специа­лизирующиеся на переработке негод­ных автомобилей. В США удов­летворение потребности автотранс­портных средств в запасных частях обеспечивается на 25 % в результате восстановления деталей.



Глава 1 МОЙКА И ОЧИСТКА ДЕТАЛЕЙ




double arrow
Сейчас читают про: