доход федеральный бюджет платеж
Рассмотрим состав, структуру и динамику доходной части федерального бюджета за 2007-2009 года.
Таблица 1 Распределение доходов Федерального бюджета в 2007-2009 гг. в млрд. руб.
2007 | Доля в% | 2008 | Доля в % | 2009 | Доля в % | |
Доходы | 7781,1 | 100 | 9275,9 | 100 | 7336,8 | 100 |
из них: налог на прибыль организаций | 665,3 | 8,55 | 761,1 | 8,21 | 195,4 | 2,66 |
единый социальный налог | 399,2 | 5,13 | 506,8 | 5,46 | 509,8 | 6,95 |
налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 1448,1 | 18,61 | 998,4 | 10,76 | 1176,6 | 16,04 |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации | 875,4 | 11,25 | 1133,8 | 12,22 | 873,4 | 11,9 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции): производимым на территории Российской Федерации | 112 | 1,44 | 125,2 | 1,35 | 81,7 | 1,11 |
ввозимым на территорию Российской Федерации | 26,5 | 0,34 | 35,3 | 0,38 | 19,8 | 0,27 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1171,1 | 15,05 | 1638,4 | 17,65 | 1007,2 | 13,73 |
Налоговые доходы всего: | 4697,5 | 61,37 | 5198 | 57,03 | 3863,9 | 53,66 |
доходы от внешнеэкономической деятельности | 2426,1 | 31,18 | 3584,9 | 38,65 | 2683,3 | 36,57 |
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 122,2 | 1,57 | 150,5 | 1,62 | 419,4 | 5,72 |
безвозмездные поступления | 260,7 | 3,35 | 1,3 | 0,01 | 6,2 | 0,08 |
платежи при пользовании природными ресурсами | 58,4 | 0,75 | 111,8 | 1,21 | 63,5 | 0,87 |
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 0 | 0 | 0,0 | 0 | 1,4 | 0,02 |
Неналоговые доходы всего: | 2867,3 | 38,63 | 3848,5 | 42,97 | 3173,8 | 46,34 |
Объем доходов федерального бюджета РФ за исследуемый период менялся в различных направлениях, что естественно, прежде всего, зависело от экономического положения страны и наступившего осенью 2008 года финансового кризиса. По итогам 2008 г. рост доходов бюджета составил примерно 120%, что было связано с ростом цен на экспортируемые природные ресурсы, в частности на нефть и нефтепродукты. Несмотря на формальное наступление кризиса в мире в начале сентября, его пик и самый сложный период для экономики России приходятся уже на следующий 2009 год. Наблюдается обвал цен на нефть, снижение доходов населения и увеличение числа убыточных предприятий, в том числе и коммерческих банков. Объем ВВП уменьшился на 5,4% по сравнению с предыдущим годом. Вышеназванные факторы стали причиной отрицательного прироста доходной части федерального бюджета, который составил -21%. Такое снижение доходов в совокупности с ростом расходов обусловили наличие дефицита федерального бюджета в размере 2,3 трлн. руб.
Соотношение налоговых и неналоговых поступлений постепенно с каждым годом меняется в сторону увеличения доли неналоговых и соответственно уменьшения налоговых доходов. В 2008 году это было обусловлено снижением поступлений от НДС и увеличением доходов от внешнеэкономической деятельности. В 2009 году факторами такой тенденции стали резкое снижение поступлений налога на прибыль и увеличение дохода от использования гомударственного имущества.
При сравнении структуры налоговых доходов за 2007-2008 гг. следует отметить, что наиболее существенные сдвиги произошли в доле поступлений от НДС, которые в 2008 г. в совокупности составили 41% от налоговых доходов, сократившись на 8% по ставнению с предыдущим годом. Несмотря на это, доля данного налога в структуре налоговых доходов для обоих годов остается самой высокой. Также значительную долю представляют собой налоги, платежи и сборы за пользование природными ресурсами, которые в 2008 г. составили 31% всех налоговых доходов, что выше данного показателя за 2007 г. на 6,5%. Такой рост можно связать с ростом мировых цен на нефть.
Рис. 1
Представленная на рис.1 структура налоговых доходов федерального бюджета говорит о том, что наибольшую долю более 50% составляет НДС, тогда как налог на прибыль в абсолютном выражении сократился почти в 4 раза по сравнению с 2008 г. и его доля тем самым сократилась до 3%. Основным фактором, повлиявшим на снижение поступлений налога на прибыль организаций в бюджет, является снижение сальдированного финансового результата предприятий в целом по экономике.Данная тенденция напрямую отражает негативное влияние кризиса на эффективность деятельности реального сектора. Поступления от НДПИ также сократились в виду снижения средней цены нефти за баррель на 41%. Так, если в 2008 г. она составляла 101,5 долл. США за баррель, то в кризисном 2009 г. Только 59,5 долл. США за баррель.
Что касается неналоговых доходов федерального бюджета, то здесь наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, в частности от централизованного экспорта. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. из абсолютный размер увеличился на 1160 млрд. руб., т.е. в 1,5 раза. Такой рост обусловил увеличение доли доходов от внешнеэкономической деятельности в общей сумме неналоговых доходов до 93% (по сравнению с 85% в 2007 г.). Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности за оба года составляют около 4%. Платежи при пользовании природными ресурсами увеличились в 2 раза, что обусловило рост их доли в структуре неналоговых доходов до 2,9%.
Рис.2
Представленная на рис.2 структура неналоговых доходов говорит о том, что доля доходов от внешнеэкономической деятельности сократилась и в абсолютном выражении это сокращение составило 900 млрд. руб. Однако увеличение доходов от использования имущества почти в 3 раза не позволило общему объему неналоговых доходов сократиться до уровня 2007 г., разница с которым составила +300 млрд. руб.
Таким образом, можно сказать, что кризис сказался в большей степени на налоговых доходах федерального бюджета, которые снизились примерно на 26% по сравнению с предыдущим годом. Что касается неналоговых доходов, то их объем сократился на 18%.
Формирование доходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
В основе разработки проекта федерального бюджет на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 годов лежали достигнутые в 2000-е годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности и сокращения дефицита бюджета. Разработка параметров федерального бюджета в предыдущие годы была апробирована в форме финансового плана, опыт которого был реализован на трехлетний период – 2009-2011 гг.
В соответствии с Федеральным законом от 25.11.2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета был утвержден в размере:
· 2010 г. – 6950 млрд. рублей, что составит 16,1% ВВП, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3195 млрд. рублей;
· 2011 г. – 7455,7 млрд. рублей, что составит 15,5% ВВП, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3312 млрд. рублей;
· 2012 г. – 8069,6 млрд. рублей, что составит 15% ВВП, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3503 млрд. рублей.
Планировалось, что в целом за 2010-2012 годы доходы федерального бюджета возрастут на 16,1% или на 8% в среднем за год, а по отношению к ВВП доходы федерального бюджета сократятся с 18,8% в 2009 году до 16,1% в 2010 году и 15,5% в 2011 году.
Минфин объяснял это сокращением нефтегазовых доходов, доля которых в общем объеме доходов федерального бюджета будет уменьшаться за год в среднем на 1% до 43,4% в 2012 г. при сохранении объема ненефтегазовых доходов на уровне 12,1% ВВП. Согласно законопроекту, нефтегазовые доходы федерального бюджета составят в 2010 году 3 194,7 млрд. рублей (7,4% к ВВП), в 2011 году – 3 311,8 млрд. рублей (6,9% к ВВП), в 2012 году - 3 503,1 млрд. рублей (6,5% к ВВП).
Предполагается, что ненефтегазовые доходы будут находиться примерно на одном и том же уровне по отношению к ВВП на протяжении всех трех лет: в 2010 году - 3 755,3 млрд. рублей (8,7% к ВВП), в 2011 году – 4 143,9 млрд. рублей (8,6% к ВВП), в 2012 году – 4 566,6 (8,5% к ВВП)
Бюджет-2010 рассчитывался, исходя из стоимости нефти марки Urals в $55 за баррель. При этом бюджет прогнозируется дефицитным с доходами в 6,9 трлн. руб. и расходами в 9,9 трлн. рублей. Средняя цена на нефть марки Urals в январе — феврале текущего года сложилась на уровне 74,3 доллара за баррель, что гораздо выше цены, заложенной в бюджете.
Всего в январе-феврале 2010 года в федеральный бюджет поступило 573,8 млрд. руб. налоговых доходов, что на 19% больше, чем в январе-феврале 2009 года, без учета поступлений ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, - на 33%.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (49%), налога на добычу полезных ископаемых (39%) и ЕСН (4%).
Поступления налога на прибыль организаций в январе-феврале 2010 года составили 10,6 млрд. рублей, что в 2,6 раза меньше, чем в январе-феврале 2009 года.
Уменьшение поступлений в основном связано со снижением с 1 января 2009 года ставки для зачисления налога в федеральный бюджет с 6,5 до 2%. При этом, в соответствии с законодательством, ежемесячные авансовые платежи (за исключением платежей по фактически полученной прибыли) в I квартале 2009 года уплачивались по ставке 6,5%.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-феврале 2010 года составили 23,3 млрд. рублей и по сравнению с январем-февралем 2009 года снизились в 2,9 раза. Снижение поступлений связано с отменой с 01.01.2010 единого социального налога и введением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-феврале 2010 года поступило 283,6 млрд. рублей, что на 13% больше, чем в январе-феврале 2009 года.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-феврале 2010 года составили 19,2 млрд. рублей и выросли относительно января-февраля 2009 года в 1,8 раза, что связано с переходом с 01.01.2010 на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2010 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля).
Налога на добычу полезных ископаемых в январе-феврале 2010 года поступило 223,8 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 203,5 млрд. рублей, газа горючего природного – 16,7 млрд. рублей, газового конденсата – 1,5 млрд. рублей.
По сравнению с январем-февралем 2009 года поступления НДПИ выросли в 2 раза, что обусловлено повышением цены на нефть (с 40,4$ в декабре 2008 года –январе 2009 года до 74,6$ в декабре 2009 года – январе 2010 года, или в 1,8 раза).
Что касается неналоговых доходов, то их совокупный размер составил 326 млрд. руб. Наибольшую долю составляют доходы о твнешнеэкономической деятельности - 61%, а также доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности – 31,3%. Остальные неналоговые доходы, а именно платежи при пользовании природными ресурсами, доходы от оказания платных услуг, доходы от продажи материальных и нематериальных активов и прочие доходы в сумме составили 25 млрд. руб. или 7,7% неналоговых доходов в совокупности.
Вывод
Реализуя возложенные на него функции, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Именно для этого оно аккумулирует денежные средства в федеральном бюджете, которые выступают в форме его доходов.
Госрегулирование процессов распределения и использования доходов как в целом по стране, так и по ее регионам является стержнем системы экономической и финансовой политики государства, которая охватывает широкий круг вопросов социально-экономического, финансово-денежного, геополитического, правового и инструментального характера. Анализ этих вопросов показывает, что в силу неэффективности и неправильности курса указанной политики, включая несовершенство действующего бюджетно-налогового законодательства, а также отсутствия должного государственного контроля над системой ценообразования в стране имеет место неоптимальное и несправедливое распределение доходов.
Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета РФ показывает, что по сравнению с 2008 г. размер доходов сократился на 21%. В следствие финансового кризиса экспортные цены на нефть упали, прибыль предприятий сократилась, число убыточных предприятий возросло, ликвидность банковского сектора резко сократилась. Все это привело к сокращению поступлений от налога на прибыль и НДПИ в сумме на 1,2 трлн. руб., а также к уменьшению доходов от внешнеэкономической деятельности на 0,9 трлн. руб. Причем в структуре доходов доля налоговых доходов постепенно уменьшается и в 2009 г. составляет только 54%, что делает бюджет страны все более зависимым от уровня экспортных цен.
Именно поэтому решающее значение для сохранения объема доходов федерального бюджета в современных кризисных условиях и снижения налоговой нагрузки на экономику имеют реформы налоговой сферы, направленные на обеспечение ее стабильности, эффективности, сбалансированности, повышение ее прозрачности и справедливости, совершенствование налогового законодательства.
Через налоговый механизм и методы налогообложения государство получает возможность воздействовать на весь воспроизводственный процесс (производство, обмен, потребление), включая воздействие госрегулирования на пропорции распределения, перераспределения и использования доходов в обществе. Регулирующая функция налогов тесно связана с их социальной функцией. С помощью ее реализации обеспечивается общественное (социальное) равновесие в распределении и использовании доходов хозяйствующих субъектов. Для этой цели государства во всем мире используют, например, метод прогрессивного налогообложения (низкие ставки налога с малых доходов физических и юридических лиц и высокие – с больших доходов), освобождение от некоторых налогов отдельных категорий людей (малоимущих, инвалидов, пенсионеров, многодетных и пр.), низкое обложение социально значимых товаров и услуг (понижение ставок НДС) или повышение косвенных налогов на предметы роскоши и т. д.
Важную роль в формировании налоговых доходов бюджета играет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), в функционировании которого также имеются некоторые недоработки. Основные параметры налоговой системы, в том числе в отношении нефтяного сектора, должны изменяться в соответствии с принципом целостности системного подхода, и по возможности синхронно, вместе с изменениями внешних и внутренних условий, в которых находится финансово-экономическая система страны и функционируют основные отраслевые предприятия. Это будет способствовать минимизации налоговых потерь при неблагоприятных экономических условиях и увеличению бюджетных поступлений в периоды экономического роста.
Совершенствование налоговой системы должно привести к появлению автоматизированных систем налогообложения, основанных на четких алгоритмах расчета налоговых поступлений, сопоставимых и открытых статистических данных, современных информационно-коммуникационных технологиях. Что касается нефтяного сектора, то здесь уже в настоящее время необходим постоянный мониторинг крупных налогоплательщиков с использованием информационных технологий и моделей контроля.
Следующая позиция совершенствования налогообложения нефтяного сектора экономики — разработка на основе системного подхода модели крупного налога на нефть — альтернативы налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговая база предлагаемого налога определяется как произведение объема добытой нефти в натуральном выражении на единицу ее стоимости, устанавливаемой с помощью биржевого механизма отдельно для внутреннего и внешнего рынков. Ставка налога устанавливается в процентах от налоговой базы.
Список использованной литературы
1) Аветисян, И.А. Вопросы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов в современной России./И.А. Аветисян//Экономические и социальные перемены в регионе:факторы, тенденции, прогноз. – 2009. -№1(5). с.107-122
2) Александров, И.М.Бюджетная система Российской Федерации/И.М. Александров – М.:Дашков и К, 2007 – 486 с.
3) Бюджетная система Российской Федерации/ А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина -5-е изд. – Дашков и К, 2007. – 568 с.
4) Бюджетный Кодекс РФ № 145-ФЗ от 31.07.1998г.
5) Государственные и муниципальные финансы: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 375 с.
6) Налоговый Кодекс РФ часть I № 146-ФЗ от 31.07.1998г., часть II № 117-ФЗ от 5 августа 2000г. (ред. от 17.05.2007 г.)
7) Сердюков, В.В. Совершенствование основных позиций налогообложения нефтяного сектора России./В.В. Сердюков//Вестник финансовой академии. – 2009. -№2(50). с.47-50
8) Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» № 308-ФЗ от 25.11.2009г.
9) Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105)/ Под ред. Г.Б.Поляка. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007 – 703 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»)
10) http://www.gks.ru
11) http://www.budgetrf.ru
12) http://www.roskazna.ru
13) http://www.minfin.ru
Приложение
Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ):
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги и сборы (ст. 14 НК РФ):
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.