Меры регулирования занятости

Государство располагает различными методами в целях снижения безработицы. Данные методы можно разделить на активные и пассивные. Активные методы: создание дополнительных рабочих мест, организация системы образования, производственно-технического обучения кадров в соответствии с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д. Пассивные методы включают создание системы материальной помощи безработным, направленной на обеспечение безработному прожиточного минимума, и системы социального страхования, предусматривающего выплату пособий по безработице с учетом прежней зарплаты.

Выделяют три вида государственной политики по регулированию безработицы: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.       Макроэкономическая политика: поскольку спрос на труд производен и зависит от спроса на рынке товаров и услуг, то необходимо стимулировать рост спроса на товары для того, чтобы нанять дополнительных работников, увеличить занятость и снизить безработицу.

Социальная политика:

-  Выплата пособия по безработице признанным безработными,

- Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях (например, кредитование государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих),

- Возможность досрочного выхода на пенсию людям, которые еще не достигли пенсионного возраста (этот способ нужно использовать в ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

Политика в сфере занятости населения:

- Использование гибких форм занятости в государственном, а также негосударственном секторах экономики и др.,

- Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов),

- Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.,

- Развитие общественных работ. За счет них можно существенно со­кратить уровень негативных последствий, связанных с безрабо­тицей (они поддерживают доходы безработных и позволяют сохранить полезные трудовые навыки или даже обновить их, вновь войти в трудовой ритм жизни). В России общественные работы пока не развиты. В 2005 г. лишь 18,7% получившим помощь в службах за­нятости была предложена общественная работа.[43]

- Организация подготовки и переподготовки кадров. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен. Это важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала, знаний. Количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны удовле­творять не только текущим, но и перспективным потребностям экономики.            

- Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.

- Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).

- Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения – это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны. К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работаю­щих не по найму, членов производственных кооперативов и не­оплачиваемых работников семейных предприятий.

- Инве­стиционная политика государства. Эта деятельность успешна, когда научно-техниче­ская политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.[44] Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Наиболее актуальные вопросы минимизации уровня безработицы рассматриваются при разработке концепции действий на российском рынке труда с 2007 по 2010 год специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России.[45] Концепция включает в себя варианты решения наиболее важных проблем на рынке труда.     Первая из них – дисбаланс спроса на рабочую силу. Так как структура профобразования смещена в сторону высшей школы, хотя рынок нуждается в большем количестве квалифицированных рабочих и специалистов со среднетехническим образованием. Концепция предлагает ежегодно формировать государственные заказы, финансируя за счет бюджета подготовку определенного количества специалистов нужных профессий.

Вторая проблема - крайне неравномерная "география" распределения трудовых ресурсов. 28,4 процента всех трудоспособных россиян живут и работают в Центральном федеральном округе.[46] В проекте концепции внимание уделено привлечению трудовых ресурсов в отдаленные регионы страны, традиционно нуждающиеся в рабочих руках. "Заманить" туда работников предлагается через решение жилищной проблемы - оплачивать им проценты по ипотечным кредитам - за счет государства, гасить часть суммы кредита - за счет работодателя. Молодые люди будут жить в специально построенных комфортных общежитиях. Важное значение для решения проблемы безработицы мог­ло бы иметь развитие жилищного строительства. Сегодня спрос на жилье есть, но далеко не все могут позволить себе купить его. Возможности решения такой задачи неразрывно связаны с ипо­текой, т.е. получением ссуды на строительство нового жилья под залог имеющегося у граждан.

Третий вопрос -обеспечение работникам дополнительной социальной поддержки в случае увольнения (добровольное социальное страхование на). Страховым случаем при этом может быть расторжение трудового договора по причине ликвидации предприятия, сокращения штата и даже увольнения по собственному желанию. Должно измениться отношение к пособию по безработице, механизм выплаты которого должен стимулировать к активному поиску работы (особенно выпускников школ, не имеющих профессии, домохозяек, инвалидов, людей предпенсионного возраста, матерей, воспитывающих инвалидов). Для них планируется предложить программы обучения востребованным профессиям.

4 аспект – корректировка механизма квотирования иностранной рабочей силы. Предложено учитывать кадровые потребности работодателей, ликвидировать лишние административные барьеры при оформлении иностранной рабочей силы, а в использовании труда мигрантов, прибывающих в РФ в безвизовом режиме, работодателям будут предоставляться преференции.

5 вариант. Отказ от единой тарифной сетки и переход к отраслевым системам оплаты труда, разрешение региональным властям устанавливать ставки пособий по безработице, предоставление регионам побольше свободы.

В рамках данной концепции предусмотрен ряд мероприятий, способствующих ее реализации:

1. повышение уровня оплаты труда,

2. переход на новые отраслевые системы оплаты труда в бюджетной сфере,

3. регулирования трудовой миграции,

4. усиление ответственности работодателей за несоблюдение трудового законодательства,

5. повышение эффективности функционирования систем пенсионного, социального и медицинского страхования.

Таким образом, применение части приведенных способов минимизации безработицы и рост доверия безработных к государственным службам занятости позволили снизить уровень безработицы в последние три года. Предполагается дальнейшее падение уровня безработицы, рост благосостояния населения, экономическое развитие страны.

           


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: