II. Практическое осуществление мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков

Наряду с отработкой правовой основы формируется и постоянно совершенствуется механизм практической реализации антинаркотических мер.

Основой сложившейся системы международных формирований по контролю за производством движением и потреблением наркотиков являются специализированные учреждения ООН:

1 Комиссия ООН по наркотическим средствам (КНС), определяющая политику международного сообщества в области международного контроля над наркотиками.

Этот орган вправе давать не только предложения руководству ООН, но и рекомендации отдельным странам по всем вопросам антинаркотической деятельности, включая правовую. В его компетенцию, кроме того, входит инициативная работа по совершенствованию соответствующих международных документов.

2. Международный Комитет по контролю за наркотическими средствами (МККН), состоящий из 13 членов-экспертов, назначаемых ЭКОСОС для наблюдения за действиями системы международных договоров о контроле над наркотическими и психотропными веществами. Ежегодно он представляет доклад о положении в области контроля над наркотиками.

3. Пpoгpaммa ООН по международному контролю за наркотическими средствами (ЮНДКП), в рамках которой ГА ООН ежегодно заслушивает доклад ГС ООН об осуществлении всемирной программы действий по борьбе против незаконного производства, предложения, спроса, оборота и распространения наркотических средств и психотропных веществ.

В уставе Организации Объединенных Наций Экономическому и Социальному Совету было вверено руководство международными отношениями в экономической, социальной, культурной, образовательной, здравоохранения сферах. Чтобы эффективно выполнить эти функции, Совет, согласно статье б8 Устава ООН, образовал различные комиссии. Одна из них — Комиссия по наркотическим средствам была образована в 1946 году резолюцией ЭКОСОСа № 9 (I).

Комиссия — центральный орган в системе ООН, определяющий политику по всем вопросам, связанным с наркотиками; орган, который анализирует ситуацию по злоупотреблению наркотическими средствами в мире и разрабатывает предложения по усилению международного контроля над наркотиками.

Членство в Комиссии возросло с 15 государств в 1946 году до 21— в 1961 году; 24 - в 1986 году; 30 - в 1972 году; 40 - в 1983 году и 53 - в 1991 году. Этот рост отразил потребность в расширении представительной основы Комиссии, чтобы соответствовать увеличивающимся во всем мире масштабам злоупотребления наркотиками.

В 1991 году, когда аппарат международного контроля за наркотическими средствами был силен учреждениями ЮНДКП, было решено, что Комиссия должна действовать как правящий орган для ЮНДКП. Комментарии и директивы, принятые на сессиях Комиссии (часто в форме резолюций), оказывают воздействие на политику и действия ЮНДКП.

В ответ на потребность в более тесном региональном сотрудничестве Комиссией были созданы вспомогательные органы такие как:

— Подкомиссия по незаконному обороту наркотиков на Ближнем и Среднем Востоке (1974 год);

- с 1974 года регулярно проводятся совещания Глав Национальных Органов по борьбе с наркотиками стран Азиатско-Тихоокеанского региона (ХОНЛЕА стран АТР);

- совещания ХОНЛЕА стран Африки;

- совещания ХОНЛЕА стран Латинской Америки и Карибского бассейна;

- с 1990 года совещания ХОНЛЕА стран Европы.

Утвержденная в 1990 году для повышения эффективности структур Организации Объединенных Наций, занимающихся контролем над наркотическими средствами, ЮНДКПЛ была введена в действие в 1991 году. В настоящее время ЮНДКП имеет 24 региональных представительства и выступает в качестве международного центра обмена опытом и передачи информации относящейся к вопросам контроля над наркотическими средствами, играет важную роль в контроле за ситуацией с целью выработки рекомендации относительно дальнейших действий и оказания технической помощи правительствам.

Одним из важных аспектов деятельности ЮНДКП является установление диалога с международными финансовыми учреждениями, особенно со Всемирным банком и региональными банками развития, с тем чтобы они, по возможности, учитывали проблему наркотиков в рамках их общей политики в области кредитования и разработки программ.

Следует отметить, что ЮНДКП принимает участие также в разработке и осуществлении региональных и субрегиональных программ.

На одной из последних сессий КНС ООН на ее пленарном заседании обсуждался вопрос укрепления в ООН механизма контроля над наркотиками, то есть по существу обсуждался вопрос об организационной перестройке работы Комиссии и ЮНДКП.

Ожидается, что эти изменения коснутся финансирования ЮНДКП, организационных вопросов совершенствования функционирования Комиссии по наркотическим средствам, совершенствования функционирования Международного комитета контролю над наркотиками, как основного органа в мониторинге выполнения международных обязательств по контролю наркотиков, механизма руководства ЮНДКП и ряда других.

В соответствии с решением генерального секретаря ООН в январе 1999 года ЮНДКП в качестве структурной единицы вошел в состав Управления по контролю над наркотиками и предупреждению преступности (УКНПП ООН)

Международный комитет по контролю над наркотиками является преемником ряда организаций по контролю над наркотиками, первая из которых была учреждена в соответствии с международными договорами более 60 лет назад. Ряд договоров возлагает на Комитет конкретные обязанности. В соответствии со ст.4 Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее Протоколом 1972 года, Комитет стремится ограничить «исключительно медицинскими и научными целями производство, изготовление, вывоз, ввоз, распределение наркотических средств, торговлю ими и их применение и хранение». При выполнении своих обязанностей Комитет сотрудничает с правительствами и поддерживает с ними постоянный диалог в целях содействия достижению целей договоров. Этот диалог осуществляется с помощью регулярных консультаций и специальных миссий, организуемых по договоренности заинтересованными правительствами.(  Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г.: Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - М., 1970 г.).

Комитет был учрежден Конвенцией 1961 года, а начал функционировать в 1968 году. Комитет состоит из 13 членов, избираемых ЭКОСОС. Три члена избираются из списка кандидатов предоставленного Всемирной Организацией Здравоохранения, а десять — из списка, предложенного правительствами. Членами Комитета должны быть лица, которые, «в силу своей компетентности, беспристрастности и незаинтересованности», будут пользоваться общим доверием. Они состоят в своей должности в течение трех лет и могут быть переизбраны. Периодичность сессий определяется самим Комитетом, но не реже двух сессий в каждом календарном году.

В соответствии с международными договорами о контроле над наркотиками Комитет должен ежегодно предоставлять доклад о своей работе. В ежегодном докладе дается анализ положения в области контроля над наркотиками во всем мире, с тем чтобы правительства были постоянно информированы о существующих и потенциальных ситуациях, которые могут поставить под угрозу достижение целей Конвенции 1961 года, Конвенции 1972 года и Конвенции 1988 года.

В Конвенциях предусмотрены специальные меры, которые Комитет может принимать в целях обеспечения осуществления своих полномочий. В частности если Комитет имеет основание считать, что осуществление целей международных договоров по контролю над незаконным оборотом наркотиков ставится под серьезную угрозу в результате невыполнения какой-либо страной или территорией постановлений этих международных договоров, то Комитет имеет право запросить объяснения и потребовать принятия мер по исправлению положений от правительства страны или территории, о которых идет речь. Комитет может также рекомендовать странам приостановить ввоз наркотических средств в определенную страну. Кроме того, Комитет рассматривает и подтверждает ежегодные оценки потребности в разрешенных наркотических средствах, представляемые правительствами, которые ограничивают производство наркотических средств и торговлю ими в медицинских и научных целях. Он также контролирует разрешенное движение психотропных веществ.

Ежегодный доклад Комитета дополняется подробными техническими докладами. Кроме того, в соответствии с положением ст.12 Конвенции 1988 года Комитет ежегодно направляет Комиссии по наркотическим средствам доклад о выполнении этой статьи. Этот доклад публикуется также в качестве дополнения к ежегодному докладу.

Помимо участия в работе вышеупомянутых организаций в последние годы заметно активизировалось участие Российской Федерации в рамках других международных инициатив, в том числе на региональном и субрегиональном уровнях.

Одним из таких региональных объединений является Группа по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом в рамках совета Европы («Группа Помпиду»). В мае 1999 года Российская Федерация стала полноправным ее членом.

Продолжается участие в практическом сотрудничестве правоохранительных органов стран участниц Совета„государств Балтийского моря (СГБМ) в области борьбы с международной преступностью, в том числе с незаконным оборотом наркотиков.

В последние годы проблема наркомании и незаконного оборота наркотиков становится сферой внимания многих международных организаций, сформированных по территориальному, профессиональному и другим принципам (ВОЗ, UNAIDS, СИКАД и др.). Практически все они проявляют заинтересованность в налаживании сотрудничества в этой сфере с Российской Федерацией.

Одним из приоритетных направлении международного сотрудничества у является взаимодействие на многосторонней основе в рамках Содружества Независимых Государств.

Постоянно совершенствующаяся нормативно-правовая база международного сотрудничества и развивающиеся связи между правоохранительными органами позволяют в последние годы активнее осуществлять практическую деятельность по разоблачению наркогруппировок, располагающих международными связями.

За последние годы совместно с зарубежными подразделениями по борьбе с наркотиками проведено более 150 контролируемых поставок, что позволило выявить сотни наркодельцов, располагающих международными связями. Такие операции проводились совместно с правоохранительными органами Германии, Великобритании, Израиля, США, Румынии, Польши, Латвии, Литвы, Казахстана, Узбекистана и других государств.

Таким образом, на протяжении последних десяти—двенадцати лет наблюдается переход международной политики нашего государства на сочетание целевой работы по контролю над наркотиками с участием в работе всеобщих международных организаций (ООН, ИНТЕРПОЛ), субрегиональных союзов (ЕС, СНГ) с работой с зарубежными правительствами и МВД конкретных стран мира на двусторонней основе. Это объясняется рядом причин. Во-первых, инициативы подобного рода можно отнести к выполнению рекомендаций ранее упомянутых конвенций ООН. Во-вторых, установлению более тесного дипломатического и ведомственного контакта с государствами, накопившими богатый опыт борьбы с организованной преступностью в сфере наркобизнеса и с государствами, практическое взаимодействие с которыми позволяет более эффективно пресекать факты контрабанды наркотиков в Российскую Федерацию и их транзита через нашу страну. В-третьих,— это частная линия глобальной стратегии России по активному включению различные стороны жизни мирового сообщества.

Вместе с тем, описанные аспекты международной деятельности Российской Федерации надо признать еще молодыми, требующими дальнейшего развития и совершенствования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: