III. Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков

Если говорить, о ситуации сложившейся в Росси, касаемо незаконного оборота наркотиков, следует отметить ряд важных аспектов, отличающих нашу страну от ряда других государств.

Во-первых важную роль играет огромная территория нашей страны. Это усложняет управление государством в целом, и контроль за незаконным оборотом наркотических средств в частности. На такой большой по площади территории достаточно сложно уследить за незаконной деятельностью по производству и распространению наркотиков, в частности в областях, удаленных от административных центров, хотя наибольшая доля таких преступлений совершается в непосредственной близости от них, конкретнее в Москве и Санкт-Петербурге, ряде других крупных городов. Еще одна проблема, связанная с масштабами страны – это большая протяженность таможенной границы, на большой части которой не возможно установить тотальный контроль за ввозом и вывозом товаров.

Еще один аспект, касающийся ввоза наркотических средств в Россию – соседство с множеством государств, являющихся центрами незаконного производства и распространения наркотиков. Это так же не лучшим образом сказывается на ситуации в стране. Во многих из них существуют налаженные каналы переправления наркотических средств в нашу страну, а так же в страны Европы через нее (часть этого транзита так же оседает на территории России).

Не смотря на все сложности, Российская Федерация принимает активное участие в международном сотрудничестве в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. В январе 1998 года Российская Федерация присоединилась к Меморандуму о взаимопонимании и сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков между Туркменией, Узбекистаном, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном по программе ООН по контролю за наркотиками (ЮНДКП).

В рамках этого проекта Россия принимает участие в реализации программ по Центрально-Азиатскому региону.

В 1998 году между Правительством Российской Федерации и Секретариатом ООН заключено Соглашение об оказании срочного технического содействия в сфере контроля над наркотиками и организованной преступностью.

При МВД России в 1998 году создан Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков. В настоящее время под эгидой ЮНДКП ведется работа по созданию телекоммуникационной автоматизированной информационной системы, объединяющей в себе информационные ресурсы не только региональных подразделений, но и взаимодействующих ведомств (ГТК России, ФСБ России, ФПС России, НЦБ Интерпола), которая позволит централизовывать информацию оперативного характера с целью дальнейшего ее использования в оперативной и аналитической работе сотрудниками по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

С 1999 года в Москве функционирует офис представительства ЮНДКП в России и Белоруссии.

В рамках СНГ Россией подписаны Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1994 года и Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1992 года, которые оформили механизм взаимодействия в этой сфере с органами внутренних дел стран СНГ. Следующим шагом в развитии сотрудничества на данном направлении стало подписание 30 ноября 2000 года в Минске Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Правоохранительными органами стран Содружества используется единый центральный банк данных, созданный совместными усилиями на базе МВД России.

На базе ЭКЦ МВД России создана центральная коллекция наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ для государств Содружества. Коллекция содержит более сотни образцов наркотиков и постоянно пополняется новыми образцами, изымаемыми в различных регионах России и стран СНГ.

В ноябре 1997 года на Межпарламентской Ассамблее утвержден для стран СНГ Рекомендательный законодательный акт «О борьбе с производством и незаконным оборотом веществ, находящихся под контролем, и со злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными веществами». В настоящее время идет работа по унификации антинаркотического законодательства стран-участниц Содружества.

В целях улучшения взаимодействия, обмена опытом, повышения профессионального мастерства сотрудников, занимающихся этой спецификой работы в России и странах Содружества, между министерствами внутренних дел постоянно осуществляется обмен нормативно-правовыми документами, методической литературой и статистической информацией

Все это позволяет оценивать и прогнозировать развитие наркоситуации, а также разрабатывать совместно единую стратегическую линию в борьбе с международной наркопреступностью с учетом условий, складывающихся на всем пространстве СНГ.

По просьбе министров внутренних дел стран Содружества МВД России оказывает содействие в подготовке и повышении квалификации сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России в Домодедово, где планируется открытие Международного центра подготовки специалистов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, что позволит осуществлять обучение сотрудников правоохранительных органов стран Центрально-Азиатского региона и в целом государств СНГ.

Взаимодействие по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков осуществляется также с Международной Организацией Уголовной Полиции -Интерполом.

Генеральный секретариат ИНТЕРПОЛа регулярно извещает страны о новых способах транспортировки и сокрытия наркотиков, используемых курьерами, перевалочных базах и пунктах перепродажи. Эти сведения регулярно публикуются интерполом в его специализированных изданиях.

Большое внимание уделяется осуществлению взаимодействия на двусторонней основе. В настоящее время заключено свыше 80 межправительственных и межведомственных соглашений, полностью или частично посвященные сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков с 57 государствами.

С рядом государств, с которыми не заключены двусторонние соглашения, налажены рабочие контакты. Они осуществляются с 70 зарубежными подразделениями. Наиболее тесно сотрудничество установлено с государствами, в которых уже накоплен определенный опыт борьбы с незаконным оборотом наркотиков (Великобританией, Германией, США, Италией и рядом других), а также со странами, взаимодействие с которыми позволяет пресекать факты контрабанды наркотиков в Российскую Федерацию и их транзита через страну.

 

 

Заключение

Наркотическая зависимость стала чумой XX века. И с тех пор, как мировое сообщество заметило и оценило масштабы этой трагедии, во всем мире непрерывно ведется борьба с чрезмерным потреблением наркотических средств. Конвенции 1961, 1971 и 1988 годов – наглядный тому пример. Сотни стран принимают участие в этих конвенциях, тем самым показывая, что им не безразлично здоровье нации. Ведется непрерывная деятельность по развитию сотрудничества и интеграции между таможенными и другими правоохранительными органами этих государств.

Однако, не смотря на все старания деятельность наркодиллеров продолжает процветать и огромные потоки наркотических средств следуют через границы из одной страны в другую, огромные объемы наркотиков продолжают производиться, ломая жизни и подрывая безопасность государств.

 

 

Список использованной литературы

1. Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 г.

2. Конвенция о психотропных веществах 1971 года

3. Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года

4. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: Учебное пособие. СПб., 2000.

5. Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. М., 2001.

6. http://www.narcom.ru/law/system/21.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: