Для того чтобы проводить факторный анализ по колбасному цеху, необходимо выбрать определенные виды колбас. Мясокомбинат выпускает около 25 видов колбасной продукции. Для определения влияния различных видов выпускаемой продукции на изменение материальных затрат были выбраны позиции, имеющие наибольший удельный вес в общем выпуске. (см. Приложение А).
Таблица 4.1-Удельный вес основных видов колбасной продукции в общем
объеме выпуска продукции ЗАО МПК “Мясной ряд” за 2006-2007 г.г
Вид продукции | Объем выпуска, кг | Удельный вес, в % | ||||
2006 г. | 2007 г. | +,- | 2006 г. | 2007 г. | +,- | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Мадера с/к | 38847 | 37647 | -1200 | 25,46 | 22,8 | -2.26 |
2.Брауншвейгская с/к | 30385 | 28900 | -1485 | 19,92 | 17,5 | -2.42 |
3.Салями Московская с/к | 13753 | 15311 | 1558 | 9,01 | 9,3 | 0.29 |
4.Сергиевская с/к | 13677 | 15096 | 1419 | 8,97 | 9,1 | 0,13 |
5. Престиж, с/к | 8490 | 10314 | 1824 | 5,57 | 6,2 | 0,63 |
6.Прочие виды колбас с/к | 47406 | 57851 | 10445 | 31,07 | 35,03 | 3,9 |
Итого общий выпуск за год | 152559 | 165120 | 12561 | 100,00 | 100,00 | - |
Удельный вес в годовом объеме выпуска по пяти видам колбасной продукции достигает высокого показателя68,93% в 2006 году и 64,9% в 2007 году. Хоть и наблюдается динамика снижения (на 4,03), но их доля в общем выпуске остается весомой.
|
|
Таблица 4.2-Анализ выпуска основных видов колбасной продукции ЗАО МПК “Мясной ряд” за 2006-2007 г.г.
Вид продукции | Объем выпуска, кг | Удельный вес, в % | ||||
2006г. | 2007г. | +,- | 2006г. | 2007г. | +,- | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Мадера с/к | 38847 | 37647 | -1200 | 36,9 | 35,1 | -1.8 |
2.Брауншвейгская с/к | 30385 | 28900 | -1485 | 28,9 | 26,9 | -2 |
3.Салями Московская с/к | 13753 | 15311 | 155 | 13,1 | 14,3 | 1,2 |
4.Сергиевская с/к | 13677 | 15096 | 1419 | 13,0 | 14,1 | 1,1 |
5. Престиж, с/к | 8490 | 10314 | 1824 | 8,.1 | 9,6 | 1,5 |
Итого общий выпуск за год | 105152 | 107268 | 2116 | 100,00 | 100,00 | - |
Как следует из таблицы 4.2 наибольший удельный вес в 2006 году занимает Мадера с/к, выпуск составил36,9% в общем объеме, также в 2007 году Мадера с/к 35,1%. Это изменение произошло в связи с тем, что спрос на с/к Мадера немного сократился за счет выпуска новых сортов колбасы (Георгиевская, Любительская, Крымская).
Структура выпуска Брауншвейгская с/к сократилась на 2,42% (1485 кг.), это также связано с рыночным спросом. По другим видам сырокопченой колбасы показатели доли структуры в общем объеме выпуска доходят до 9%. Следовательно, влияние приведенных пяти видов сырокопченой продукции в общем выпуске продукции существенное.
Чтобы произвести факторный анализ себестоимости, необходимо определить число факторов, влияющих на себестоимость. Известно, что каждый фактор влияет на себестоимость по-своему, одни из факторов влияют непосредственно, а другие косвенно, но каждое явление можно рассматривать как причину и следствие. Отсюда важным вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения [14].
|
|
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Полная себестоимость колбасной продукции (С) может измениться из-за объема выпуска продукции (ВП), ее структуры (Дi), себестоимости единицы продукции (Сi):
С=ВП*Дi*Сi (4.1)
Таблица 4.3– Исходные данные для факторного анализа полной себестоимости колбасной продукции за 2006-2007 г.г.
Виды продукции |
Кол-во колбасы, ед. | Себестоимость единицы продукции, руб. |
Полная себестоимость продукции, руб. | ||||||
2006г. | 2007г. | 2006г. | 2007г. | 2006г. | 2007г. | Отклонение | |||
ед. | уд. вес, % | ед. | уд. вес, % | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8=2x6 | 9=4x7 | 10=9-8 |
1.Мадера с /к | 38847 | 36,9 | 37647 | 35,1 | 134,41 | 147,15 | 5221425,27 | 5539756,05 | 318330,78 |
2.Брауншвейгская с/к | 30385 | 28,9 | 28900 | 26,9 | 157,42 | 150,94 | 4783206,7 | 4362166,0 | -421040,7 |
3.Салями Московская с/к | 13753 | 13,1 | 15311 | 14,3 | 98,49 | 126,36 | 1354532,97 | 1934697,96 | 580164,99 |
4.Сергиевская с/к | 13677 | 13,0 | 15096 | 14,1 | 102,21 | 120,80 | 1397926,17 | 1823596,8 | 425670,63 |
5. Престиж, с/к | 8490 | 8,1 | 10314 | 9,6 | 156,91 | 153,25 | 1332250,8 | 1580620,5 | 248369,7 |
Итого: | 105152 | 100,00 | 107268 | 100,00 | - | - | 14089341,91 | 15240837,31 | 1151495,4 |
Определение влияния факторов на изменение себестоимости колбасной продукции:
1. С0 = ВП0xДi0xСi 0;
2. С1скор= ВП1xДi0xСi 0;
3. С2скор= ВП1xДi1xСi 0;
4. С1 = ВП1xДi1xСi1.
Влияние факторов на изменение себестоимости продукции:
1. объема товарной продукции ∆С∆ВП = С1скор - С0
2. структуры товарной продукции ∆С∆Дi = С2скор - С1скор
3. себестоимости единицы продукции ∆С∆Сi = С1 - С2скор
Таблица 4.4-Расчет полной себестоимости–условие 1.
Виды продукции | Объем товарной продукции фактический при базисной структуре, ед. (из табл.4.3 итог гр.4*гр.3/100) | Себестоимость единицы продукции базисная, руб. (гр.6 табл. 4.3) | Себестоимость скорректированная, руб. |
1 | 2 | 3 | 4=2x3 |
1.Мадера с/к | 39581,89 | 134,41 | 5320201,84 |
2.Брауншвейгская с/к | 31000,45 | 157,42 | 4880090,84 |
3.Салями Московская с/к | 14052,11 | 98,49 | 1383992,32 |
4.Сергиевская с/к | 13944,84 | 102,21 | 1425302,09 |
5. Престиж, с/к | 8688,71 | 153,25 | 1331544,81 |
Итого: | - | - | 14341131,9 |
В таблице 4.4 произведены расчеты для нахождения полной себестоимости скорректированной: при фактическом объеме товарной продукции, базисной структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции, т.е. С1скор=14341131,9
Таблица 4.5-Расчет полной себестоимости–условие2.
Виды продукции | Объем товарной продукции фактический при фактической структуре, ед. (гр.4 табл.4.3) | Себестоимость единицы продукции базисная, руб. (гр.6 табл. 4.3) | Себестоимость скорректированная, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Мадера с/к | 37647 | 134,41 | 5060133,27 |
2.Брауншвейгская с/к | 28900 | 157,42 | 4549438,00 |
3.Салями Московская с/к | 15311 | 98,49 | 1507980,39 |
4.Сергиевская с/к | 15096 | 102,21 | 1542962,16 |
5. Престиж, с/к | 10314 | 156,91 | 1618369,74 |
Итого: | - | - | 14278883,56 |
В таблице 4.5. произведены расчеты для нахождения полной себестоимости скорректированной: при фактическом объеме товарной продукции, фактической структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции, т.е. С2скор=14278883,56
Таблица 4.6- Таблица 4.6 -Схема проведения аналитических расчетов ЗАО МПК ”Мясной ряд” для нахождения влияния основных факторов на полную себестоимость колбасной продукции за 2006-2007 г.г.
Показатели | Сумма,
руб. | Факторы изменения затрат | ||
объем выпуска продукции | структура выпуска продукции | себестоимость единицы продукции | ||
Себестоимость базисного периода | 14089341,91 | ВП0 | Дi0 | Сi0 |
Себестоимость скорректированная: при фактическом объеме товарной продукции, базисной структуре и базисной себестоимости единицы продукции | 14341131,9 | ВП1 | Дi0 | Сi0 |
Себестоимость скорректированная: при фактическом объеме, фактической структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции | 14278883,56 | ВП1 | Дi1 | Сi0 |
Себестоимость фактическая | 15240837,31 | ВП1 | Дi1 | Сi1 |
Из данных Таблицы 4.6 выявим влияние факторов на изменение себестоимости колбасной продукции:
|
|
§ Объем колбасной продукции: ∆С∆вп=С1скор-С0
14341131,9-14089341,91=251789,99 (руб.)
Следовательно, из-за увеличения объема выпуска колбасной продукции в 2007 г., себестоимость увеличилась на 251789,99 (руб.). Этот рост является закономерным, так как объем производства с 2006г. по 2007г. по пяти видам колбас вырос на 2,01% или на 2116 кг (см. таблицу 4.2).
§ структура товарной продукции: ∆С∆Дi = С2скор- С1скор
14278883,56-14341131,9=-62248,34 (руб.)
Изменение структуры выпуска колбасной продукции в 2006г. повлияло на уменьшение себестоимости. В таблице 4.2 указано, что выпуск Мадера с/к
незначительно уменьшился, ее доля занимала 36,9% в общем объеме выпуска сырокопченой продукции в 2006году и 35,1% в 2007 году, также произошло уменьшение объема выпуска колбасы Брауншвейгская.
Уменьшение объемов выпуска связано, прежде всего, с началом выпуска новых видов сырокопченой продукции в 2007 году. Из этого следует, что в результате сокращения выпуска определенных видов колбасы общая сумма зарат в составе себестоимости уменьшилась.
§ Себестоимость единицы продукции: ∆С∆Сi= С1- С2скор
15240837,31-14278883,56=961953,75(руб.).
Из-за увеличения себестоимости единицы продукции на мясокомбинате увеличились расходы на выпуск сырокопченой продукции почти на миллион рублей. Можно заметить, что это неблагоприятно сказалось на возможности увеличения конечного финансового результата.
|
|
Сумма факторных оценок составила:
-62248,34+251789,99+961953,75=1151495,4 (руб.).
Данный результат говорит о том, что в целом за 2007 год мясокомбинат увеличил себестоимость колбасной продукции на 1151495,4 (руб.) по сравнению с 2006 годом. Это было вызвано тем, что в материально-затратном производстве было задействовано более дорогое сырье, что резко увеличило себестоимость единицы продукции [24].