Программа исследования

Проблемная область

Развитие гражданского общества является одной из важнейших задач России в 21-м веке. С одной стороны, институты гражданского общества должны занять прочное положение в балансе сторон «власть-бизнес-третий сектор», тем более что в нашем обществе имеются прочные и давние традиции сострадания, милосердия и благотворительности. С другой стороны, очевидно, что сегодня для российского общества религия является одной из основ национальной идентичности – около 70% в стране считают себя православными, примерно 10% – мусульманами. Следовательно, религиозные сообщества уже сегодня претендуют на значительную роль в деле социального служения.

Активизация такого служения идет снизу, от православных и мусульманских общин, формируя новый тип социальных инициатив и возрождая традиции милосердия и благотворительности.

Однако на сегодня эти инициативы практически не изучены, нет достоверной научной информации о формах, объемах и направлениях реальной практической работы на местах, структуры этой деятельности и тех трудностях, которые возникают в процессе развития инициатив.

Между тем такой анализ необходим не только для понимания данных социальных процессов, но и как опыт, который можно распространять, и как новая социальная реальность, которая нуждается в общественном внимании и осмыслении.

Предлагаемый проект должен стать первой попыткой научного анализа современных религиозных социальных инициатив в российском обществе.

 

Практическое значение проекта

Научное понимание сегодняшней роли традиционных религиозных сообществ, прежде всего, Русской Православной Церкви в развитии нового типа социального служения, роли этих сообществ в социальных инициативах и активизации гражданского общества в стране и развитии его институтов.

Классификация и структура социальных начинаний, анализ существующего опыта и способов его распространения.

Рекомендации по организации Общественного Совета при Церкви по развитию социальных инициатив.

Рекомендации по совершенствованию взаимоотношений религиозных сообществ и властных структур по координации совместных социальных инициатив.

Выводы по организации и формам работы, определение приоритетных направлений инициатив.

Меры помощи и содействия социальным инициативам религиозных сообществ.

Предложения по формированию информационной политики Русской Православной Церкви в области социальной политики.

 

Цель и основные задачи исследования

Основной целью проекта является исследование социальных инициатив традиционных российских религиозных сообществ, в первую очередь, православного сообщества.

Основными задачами исследования являются:

Как развиваются сегодня социальные инициативы в местных религиозных сообществах, прежде всего в среде членов русской Православной Церкви.

Каковы объемы этой деятельности, основные направления, формы и содержание инициатив, количество привлекаемых добровольцев, фактические финансовые и трудозатраты и иные вопросы, связанные с практической деятельностью.

Основные трудности, проблемы во взаимоотношениях, в хозяйственной деятельности, и иные вопросы, связанные с развитием социальных инициатив.

 

Объект и предмет исследования

Объектом исследования являются деятельность некоммерческих неправительственных организаций, религиозных (в основном, православных) общин, инициативных групп, энтузиастов, выступающих с социальными инициативами и имеющих религиозно-этические мотивы в качестве побудительных к такой деятельности.

Предметом исследования являются характер, тематика, объемы и иные параметры этой деятельности, а также основные трудности и проблемы, которые ей сопутствуют.

 

Организация и выборка исследования

Проект содержит следующие основные организационные этапы:

Этап 1. Разработка содержательной части проекта

1. Разработка полной версии Рабочей Программы проекта

2. Разработка основных методических материалов

3. Разработка полной версии аналитических задач проекта

4. Разработка инструментов исследований

5. Разработка методических инструкций

6. Разработка Программы полевого этапа исследований

Этап 2. Полевой этап проекта

1. Передача полевых заданий супервайзерам в регионах и проведение инструктажей интервьюеров

2. Проведение полевого этапа исследований

3. Контроль полевого этапа

4. Транскрибирование материалов качественного этапа

5. Контроль всех этапов полевых работ

Этап 3. Анализ баз данных

1. Подготовка материалов к анализу

2. Анализ полевых данных

3. Подготовка итогового аналитического отчета

4. Разработка результирующей части анализа, основных научно-практических выводов и рекомендаций.

Проект предполагает следующую конструкцию выборки:

На первом этапе формируется перечень 12 субъектов Федерации, представляющих основные регионы страны.

На втором этапе экспертным методом формируется перечень организаций, инициативных групп и иных образований, объединенных по религиозному признаку и действующих в области развития социальных инициатив.

На третьем этапе формируется потенциальная выборка (треть от общего списка) объемом до 60 объектов – организаций, инициативных групп, организаторов и иных объединений, действующих в области социальных инициатив.

На четвертом этапе проходит полевое исследование, включающее в себя неформализованные интервью, наблюдение, анализ открытых источников, описывающих деятельность объекта выборки.

На пятом этапе все полевые материалы максимально формализуются, с учетом требований научного анализа.

Методика проекта предусматривает все формы сбора информации, наиболее полно и глубоко описывающие объект выборки, его деятельность, практические результаты и существующие проблемы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: