В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности. Правовое государство «связано» правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
|
|
Такое разделение единой государственной власти выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.
Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство, а судебную - федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды). Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а, как сказано в части второй статьи 80, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».
Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.
Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный Суд Российской Федерации, правомочный решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации.
|
|
Понимая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти как их известную независимость (в границах собственных полномочий) друг от друга, ее нельзя трактовать как независимость этих органов от Конституции и законов, как их свободу от контроля со стороны общества.
Следует отметить, что политическая система России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной контрольной работе политическая система определяется как: совокупность норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства.
Институционализированную часть политической системы называют политической организацией. Цель такой организации политическая власть.
Основными элементами политической организации являются государство и политические партии. Государство и политические партии являются внешним проявлением политической системы.
Государство с помощью своих органов осуществляет государственную власть, аполитические партии влияют на принимаемые государством решения в осуществлении этой власти, а так же защищают и осуществляют интересы определенной группы людей.
Основными функциями политической системы являются: организация деятельности общества, распределение материальных и духовных ценностей, разработка норм и правил поведения людей в обществе, а так же контроль за их исполнением. К тому же политическая система согласовывает интересы общества с государственными интересами.
В различных странах политические системы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи. Вместе с тем типы существующих политических систем, особенно современных, имеют общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу политических систем.
Политические системы можно разделить на авторитарные, тоталитарные и демократические.
Каждая из этих политических систем имеет свои преимущества и недостатки.
Авторитаризм представляет собой промежуточное состояние между демократией и тоталитаризмом. Авторитаризм сохранился только из-за экономической отсталости и неразвитости гражданского общества. Как правило, автократические политические системы встречаются многих странах Азии и Африки.
Тоталитаризм – это “реакция” общества на кризисы периода индустриализации, ускоренную модернизацию, форсированное, догоняющее развитие.
Но по мере развития общества и экономики, каждая из этих политических систем становится демократической.
Для демократической политической системы характерны: разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную, так же реализацией прав большинства.
Таким образом наиболее прогрессивной и преимущественной является демократическая политическая система.
Главным ориентиром в развитии политической системы должны оставаться демократические ценности, либеральные реформы, а следовательно становление либерально-демократического политического режима, усиление республиканских начал в государственной власти.
Описывая политическую систему России можно встретить некоторые сложности. Политическая система Российской Федерации носи переходный характер. Российская политическая система находится в стадии становления. Еще недавно Россия была советским государством и поэтому еще не до конца ликвидированы пережитки старого режима.
|
|
Описывая и сравнивая Политическую систему Российской Федерации с “доперестроечной” политической системой, можно выделить следующие особенности:
1. Выделение в качестве высшей государственной ценности права и свободы человека.
2. Отказ от единой идеологии и признание идеологического многообразия.
3. Признание и защита частной собственности.
4. Наличие политической оппозиции.
Таким образом, политическая система и политическая система Российской Федерации, в пределах одной курсовой работы, раскрыта достаточно полно. Заканчивая работу, можно с уверенность сказать, что цели выделенные в начале работы выполнены.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. М., 2003.
2. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. М., 1994.
3. Конституция СССР. М., 1977.
4. Кретов Б.И. Современная российская политическая система: Учебное пособие. М., 1998.
5. Мухаев Р.Т. Теория политики: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным дисциплинам (020000) и специальности «Международные отношения» (350200). М., 2005.
6. Никонов В. Конституционный дизайн // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003.
7. Политология: учеб. / А.Ю.Мельвиль. М., 2004.
8. Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002.
9. [1] Политология: учеб. / А.Ю.Мельвиль. М., 2004. С.118-119.
10. [2] Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С.1259-1260.
11. [3] Указ Президента РФ от 20.05.1993 г. «О созыве конституционного совещания и совершенствовании подготовки проекта Конституции Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №21. п.1903.
12. [4] Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002. С.36.
13. [5] Никонов В. Конституционный дизайн // Современная российская политика: Курс лекций / Под ред. В.Никонова. М., 2003. С.9-13.