Критерии для рубрикатора баллов

ПОРТФОЛИО

КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОЦЕнИВАНИЯ

ИНДиВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Методические рекомендации для учителя

Минск

2006



Портфолио

Как одна из форм оценивания учащихся

 

Отсутствие отметки в течение первого и второго годов обучения в начальной школе ни в коем случае не должно пониматься как полный отказ от системы контроля и оценки со стороны учителя.

Напротив, отметка заменяется развернутой системой взаимоотношений, сотрудничеством ребенка и взрослого в контрольно-оценочной деятельности, которая строится на содержательно-оценочной основе.

Важнейшим условием эффективности системы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников является учет их индивидуальных особенностей. Незаменимую помощь в этом может оказать портфолио.

Портфолио («портфели») служат для интеграции преподавания и оценки; предоставления необходимой информации ученикам, учителям и родителям, а также другим заинтересованным сторонам; помощи детям в оценивании собственной работы; формирования базы для оценки достижений ребенка.

«Портфель» является богатейшим источником информации о росте и развитии ребенка, а в начальных классах ценен еще и потому, что дает представление о самом процессе учебы ребенка.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:

· поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

· поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

· развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

· формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

· содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

· закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.



Типы портфолио

 

«Общий портфель» («сборный»)

представляет собой папку, где хранятся работы ученика. Он адресован как учителю, так и ученику. В «общий портфель» следует включать:

· образцы письма ребенка – черновики и чистовики из всех предметных областей, выдержки из дневников;

· списки прочитанных книг, контрольные таблицы по развитию навыков и умений (примеры контрольных таблиц приведены в Приложении 2);

· впечатления (рисунки, заметки) о прочитанных книгах, открытые вопросы с рубрикаторами баллов;

· магнитофонные записи чтения вслух;

· фотографии работ и различных видов деятельности ребенка;

· контрольные таблицы по математике и примеры решения задач.

 

«Демонстрационный портфель» («витрина ученика»)

представляет собой контейнер (папку, коробку), где хранятся работы ученика, свидетельствующие о его достижениях. Сюда могут быть включены работы по одному или нескольким предметам. Такой «портфель» предназначается для демонстрации и может быть показан родителям.

В этот «портфель» входят:

· отдельные лучшие работы из «общего портфеля»;

· размышления ученика о своих достижениях;

· «папка самоуважения» с вырезками, фотографиями.

 

«Оценочный портфель» («портфель учителя и ученика») –

набор документации, которая оценивает прогресс ученика и является частью общей оценки. Здесь хранятся:

· копии материалов из «демонстрационного портфеля»;

· записи наблюдений за учеником; высказываний ребенка;

· записи бесед;

· описание интересов ученика;

· материалы тестов, контрольных работ.

 

Формирование «портфелей» в какой-то степени субъективно. Репрезентативность и достоверность представленной информации зависят от опыта и квалификации учителя. При отборе работ учеников, учителю следует задуматься над рядом вопросов.

· Что считать хорошим показателем для этого ученика?

· Какие качества, свидетельствующие о развитии ребенка и его прогрессе в учебе, продемонстрированы в данной работе?

· Как эта работа ученика соотносится с другими работами из его портфолио?

 

Структура портфолио

Нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в портфолио. Этот вопрос решается конкретным учителем, группой учителей или методическим объединением. Поощряется любая инициатива.

Состав учебного портфолио напрямую зависит от конкретных целей обучения. Например, возьмем обучение математике с конкретно сформулированными целями:

· развитие математического мышления учащихся;

· формирование умения решать задачи;

· развитие прикладных математических умений и т.д.

Структура портфолио в этом случае может быть следующей.

1. Титульный лист, включающий общие сведения об ученике (Приложение 1).

2. Творческая визитка ученика, отражающая особенности его личности и представленная любым способом (фотографиями, записями и т.д.).

3. Работы учащегося (по предметам).

4. Заметки учителя, одноклассников, родителей и др.

 

В портфолио может быть включено все, что может явиться свидетельством усилий, достижений в обучении данного ребенка. Каждый элемент содержания должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса.

Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта в портфолио вошли три обязательных элемента:

· сопроводительное письмо «владельца» портфолио с описанием цели, предназначения и краткого содержания;

· оглавление портфолио с перечислением его основных элементов;

· самоанализ и «взгляд в будущее».

 

Для составления портфолио можно рекомендовать отобрать следующие документы:

· три, с точки зрения учителя (ученика), лучшие работы по каждому курсу;

· работы из начала, середины и конца курса;

· работы, которые, по мнению учителя, отражают динамику роста ребенка;

· две работы, которыми гордится ребенок (хотел бы показать друзьям, одноклассникам).

 

Оценка и самооценка

 

Рубрикаторы – это система баллов, которая предъявляется учащемуся перед началом выполнения работы (задания). Как правило, рубрикатор содержит определенный диапазон баллов и дает возможность оценить различные аспекты выполнения задания.

Критерии для рубрикатора баллов

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: