ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение........................................................................................................ 3

 

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития дошкольного возраста..................... 6

1.1. Психологические основы развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте................................................................................... 6

1.2. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.............................................................. 14

1.3. Методологические подходы к развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития................................... 21

 

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития.......... 26

2.1. Диагностическая программа, направленная на изучение особенностей наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития  26

2.2. Качественно-количественный анализ особенностей наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития.............................. 32

 

Заключение.................................................................................................... 38

Литература..................................................................................................... 40

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом по образованию и воспитанию подрастающего поколения, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей с отклонениями в развитии, в том числе дошкольников с задержкой психического развития. Основа умственного развития ребенка закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим, одним из центральных вопросов детской психологии и дошкольного образования является выявление средств, методов, условий развития у детей с задержкой психического развития основных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического.

Основы отечественной теории развития мышления заложены такими выдающимися психологами, как Л. С. Выготский (1933), С. Л. Рубинштейн (1946), Н. А. Менчинская (1959), А. Н. Леонтьев (1965), Д. Б. Эльконин (1965), П. Я. Гальперин (1967), А. В. Запорожец (1986) и др. Исследование психологами природы наглядно-образного мышления, закономерностей его возрастного и индивидуального развития в онтогенезе, особенностей его становления и проявления в различных видах деятельности имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Мышление в образах есть сложный процесс, в котором представлены результаты непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийной обработки и мысленного преобразования этих результатов под влиянием требований задачи, субъективных установках личности, особенностей прошлого опыта, интересов и намерений.

Умение создавать образы и оперировать ими – отличительная особенность интеллекта человека. Она состоит в возможности произвольно актуализировать образы на основе заданного наглядного материала, видоизменять их под влиянием различных условий, свободно преобразовывать и на этой основе создавать новые образы, существенно отличные от исходных.

Психологические исследования (В. П. Зинченко, 1962; Б. Г. Ананьев, 1964; Л. Л. Гурова, 1969; Н. Н. Поддъяков, 1977; И. С. Якиманская, 1989; М. В. Гамезо, 1998) показали, что наглядно-образное мышление является полифункциональным образованием. Содержанием наглядно-образного мышления выступают различные чувственные впечатления, которые интегрируются в целостный образ. Полноценное развитие этого вида мышления является важным условием формирования более сложных форм мыслительной деятельности. Поэтому для развития потенциальных возможностей развития детей с задержкой психического развития необходимо исследовать не только наиболее сложные формы логического мышления, но и генетически более ранние – наглядно-действенное и наглядно-образное.

В исследованиях В. И. Лубовского, С. Г. Шевченко, У. В. Ульенковой, Н.А. Цимбалюк, В. Ф. Мачихиной, Г. А. Стрекаловой и др. отмечается недоразвитие познавательной сферы детей с задержкой психического развития, бедный запас сведений об окружающем мире, недостатки в развитии речи, трудности при решении задач на складывание объектов по образцу, представлению, на классификацию и группировку предметных картинок, их сравнение и обобщение. Все это указывает на недостаточное развитие мыслительной деятельности у изучаемой категории, что, несомненно, отражается на подготовке их к школьному обучению.

Таким образом, целью нашей работы явилось изучение психолого-педагогической литературы, касающейся психологических основ развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте, а также особенностей наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – познавательная сфера детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – наглядно-образное мышление у дошкольников с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования: мы полагаем, что результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтвердят данные научных исследований педагогов и психологов в данной области.

В соответствии с поставленной целью и для проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи:

– осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития;

– определить сущность понятий и их структурные характеристики, используемых в опытно-экспериментальной работе;

– на основе анализа психолого-педагогической литературы определить методологические подходы к развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития;

– подобрать методики по диагностике особенностей наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития, осуществить исследование;

– провести сравнительный анализ полученных результатов исследования с теоретическими данными, сделать соответствующие выводы.

В ходе исследовательской работы были применены следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической научной литературы по проблеме;эксперимент; тестирование; метод количественного и качественного анализа полученных результатов.

Экспериментальной базой курсовой работы явилось МДОУ № 43 – детский сад комбинированного вида для детей задержкой психического развития города Тулы.

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития дошкольного возраста


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: