Проблемы охраны животного мира

 

• В настоящее время в Приморском крае действуют шесть государственных природных заповедников: Сихотэ-Алинский, Лазовский, Уссурийский, Ханкайский, заповедник “Кедровая падь”, Дальневосточный государственный морской заповедник. Их суммарная площадь составляет 4% территории края.

Заповедники являются резерватами редких видов животных, таких как амурский тигр, белогрудый медведь, горал, пятнистый олень. Среди приоритетов в области охраны редких видов животных в России одно из первых мест – наряду с амурским тигром – занимает дальневосточный леопард, относящийся к числу красивейших и наиболее редких форм кошек мировой фауны. По численности он уступает тигру в 10–15 раз, а по площади ареала – во многие десятки раз. За последние 20 лет ареал леопарда в пределах нашей страны уменьшился почти вдвое.

Во флоре Приморского края выделяются следующие древесные породы: ель – 22%, кедр – 18,9%, пихта – 3,7%, лиственница – 10,8%, дуб – 17,5%, береза каменная – 6,1%, береза белая – 9,9%, ясень – 2,7%, липа – 3,6%, ильм – 1%, осина – 2%, остальные породы – менее 1,3%. Из видов маньчжурской флоры встречаются такие редкие, как тис остроконечный, рододендроны сихотинский и Фори. Они занесены в Красную книгу Российской Федерации.

Структурное и законодательное обеспечение природоохранной деятельности постоянно меняется как по форме, так и по существу. Три основных вехи в деятельности по преобразованиям в сфере природопользования свидетельству­ют, как сильно менялись эти структуры. Едва было принято и проведено в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3347), как за ним последовали много­численные поправки к нему и Закону о животном мире, а также - Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвер­жденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст. 2581). На основании этих документов принимались важные региональные решения. Так, распоряжением губернатора 365-ПА от 26 декабря 2007 г. в Приморье было создано Управление по охране, контролю и регулированию и использованию объектов животного мира.

При всех этих преобразованиях, однако, остается неизменным то, что экс­плуатация природных ресурсов, управление добычей и контроль остаются сосредоточенными в одних и тех же или во взаимозависимых государственных органах.

Отличие текущего момента заключается в том, что угроза экспансии природе проис­ходит не от государственных структур непосредственно, но от фактических производителей и владельцев природных ресурсов - крупных монополий. Сила этих монополий тем более возрастает на фоне слабости законодательной и исполнительной властей, в условиях сосредоточения в одном госоргане функций государственного экологического контроля и управления природными ресурсами. При этом монополии проявляют больше энергии и дальновидности, чем любые госструктуры в прошлом. И здесь следует признать, что они многого добились. Большинство магистральных строительств производится без необходимых отчислений на возмещение причиненно­го вреда природе.

Не увенчалась ожидаемым успехом инициированная Законодательным Собранием попытка ввести в Приморье в региональную Красную книгу сосну корейскую (кедр).

Большую угрозу популяции леопарда представляет проект прокладки газовой магистрали по юго-западному Приморью. Эта магистраль продолжит начавшуюся со строительством скоростной автодороги фрагмен­тацию ареала почти исчезнувшего вида.

Не сняты угрозы строительства нефтеперерабатывающего завода в непосредственной близости морского заказника «Восток». На территории Горнотаежной станции ДВО РАН про­водятся изыскательские работы по обоснованию подземного сжигания имеющихся там залежей угля, что создает угрозу заповеднику «Уссурийский», Штыковскому водохранилищу, питающему г. Владивосток, и рекреационной зоне г. Уссурийска.

Много говорится о несовершенстве природоохранного законодательства, но изменения, произошедшие в последние 3 года, мало совершенствуют его, и часто усугубляют недостатки. Так, по сути, ликвидирована система платежей за загрязнение окружающей среды, заповедники лишены многих прежних нало­говых льгот, даже иски возмещения ущерба за нарушение заповедного режима облагаются налогом на прибыль.

В Приморье с 1992 г. действовала утвержденная Краевым советом народных депутатов «Долговременная программа охраны и рационального использования природных ресурсов Приморского края на период до 2005 г.» (Экологическая программа). Прошло уже 5 лет после ее завершения, но Приморский край так и не имеет до сих пор равноценного природоохранного документа. В неко­торых регионах страны приняты Планы мероприятий, которые в определенной степени могут быть адекватны региональным экологическим программам.

Вместе с тем в отдельных случаях имеются примеры успешной защиты ООПТ и прилегающих территорий от разрушительного действия некоторых непроработанных с природоохранной позиции проектов. Большим успехом «зеленого движения» можно считать перенос нефтяного терминала из района станции Перевозной, расположенной в непосредственной близости к заповед­нику «Кедровая Падь».

В ответ на трансграничное распространение загрязнений ДВО РАН разра­ботана программа обеспечения экологической безопасности Дальневосточных морей.

По-прежнему важнейшим средством защиты ООПТ при прокладке ма­гистральных автотрасс, трубопроводов и линий электропередач остается общественная экспертиза проектов. И очень важно ее своевременное, грамотное и полное осуществление. Но, как правило, компании предостав­ляют на экспертизу фрагменты проектов, причем часто скрытыми остаются весьма существенные обстоятельства. Кроме того, крупные компании отрабатывают систему профанации общественной экспертизы, когда экспертное заключение дают иногородние (обычно московские) организации, полномочия которых необходимо оспаривать. В других случаях, как например, в проекте освоения шельфа в Магаданской области, проекти­ровщики сильно завышают положительные эффекты и ожидаемые выгоды для местного населения.

Текущий момент в целом характеризуется мало контролируемой сверхэксплуа­тацией всех видов природных ресурсов. Особенно страдают лесопокрытые территории. Согласно справке Управления лесами Приморского края площади под спелыми и перестойными кедровниками сократились с 1847,3 тыс. га в 1978 г. до 233 тыс. га в 2010 г. Непрерывные реорганизации структур и ведомств, призванных контролировать эксплуатацию лесов, отвлекают и так немногочисленный штат инспекторов от выполнения своих обязанностей.

По-прежнему остаются урезанными в правах егеря и другие сотрудники охотничьих хозяйств. Полностью ликвидирован корпус общественной инспекции. Вследствие этого процветает браконьерство и хищничество, разрушающие природные местообитания ключевых и редких видов животных и растений.

Истребление кедровых и кедрово-широколиственных лесов подрывает кормовую базу диких животных, прежде всего, копытных. В поисках корма и спасаясь от охотников, все больше животных концентрируется в ООПТ. Вместе с копытными там накапливаются и крупные хищники. Чрезмерная плотность копытных в некоторых заповедниках уже привела к бескормице, что особенно заметно на примере пятнистых оленей. С другой стороны, увеличение плотности хищников чревато заболеваниями, и уже отмечены случаи появления в населенных пунктах тигров с заболеваниями невыясненной этиологии.

Как следствие повышенной концентрации животных, активизируется браконьерство по периметру охраняе­мых территорий и в буферных зонах. Приказ Минприроды РФ от 27.11.2008 №315 «Об утверждении Положения о выдаче именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на ООПТ федерального значения» (Заре­гистрировано в Минюсте РФ 26.12.2008 № 13025) делает возможной охоту на законных основаниях и непосредственно на особо охраняемых территориях.

Таким образом, пресс преследования диких животных возрастает, а воз­можности их воспроизводства ухудшаются. В этих условиях роль ООПТ особенно велика. В самом деле, только в охраняемых зонах еще встречаются спелые и перестойные кедровники, а также высоко­урожайные насаждения дуба монгольского, составляющие основу жизненного благополучия всего таежного населения. Однако именно эти породы особенно привлекательны для лесозаготовителей и потому существует угроза проникновения лесозаготовок в ООПТ. С другой стороны, правовая защита ООПТ не может быть признана достаточной, и число и объем нарушений нельзя сравнить с числом и строгостью примененных наказаний.

Поэтому на сегодня и является первоочередной задача сохранения в полном объеме ООПТ, как и их природоохранного статуса. Так же недопустимо, чтобы хозяйственная деятельность в ООПТ стала основой их выживания.

Принимая во внимание низкий процент площадей, занимаемых ООПТ, медленное увеличение их числа и быструю деградацию отдельных территорий вследствие прямого и косвенного антропогенного воздействия, следует стремиться обеспечить функциональное взаимодействие всех элементов сети ООПТ, создание экологических миграционных коридоров, в т.ч. и трансграничных.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Животный мир Приморского края очень разнообразен своим составом.

Однако очень много проблем состоит в том, чтобы сохранить виды животных занесенных в Красную книгу. Хотя многие уже почти исчезли с этой территории.

На территории Приморского края существуют несколько заповедников, заказников и охраняемых государством территорий, что немного способствует сохранению исчезающих и редких видов животного мира.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

www.ru.wikipedia.org

www.fegi.ru

www.primorsky.ru

www.window.edu.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: