Стратегия выбора поставщика предполагает анализ альтернативных вариантов сотрудничества на базе выработки основных показателей оценки деятельности поставщика. Требования к поставщикам могут быть разработаны собственным отделом маркетинга фирмы на основе информации других своих служб и подразделений, в том числе службы материально-технического снабжения. Можно воспользоваться услугами внешних консультационных фирм.
Изучение поставщиков и выработка требований к ним должны осуществляться с учетом позиции конкурентов.
По каким показателям целесообразно оценивать деятельность поставщиков? В решении этого вопроса нет единого подхода. Однако есть обобщенный вариант показателей, которые определяют предпочтительность поставщиков: репутация и имидж; надежность; качество продукции, соответствие его прогрессивным стандартам; возможный объем поставки; соблюдение сроков, графиков поставки; уровень цены на продукцию или услуги (сравнительный анализ цены /качество, цена/ количество); условия поставки и формы расчетов (поставки по плану, по требованию, упаковка, транспортные и страховые услуги, валюта расчетов); взаимоотношение с заказчиками (доверительные, тесные, долговременные, комфортные или эпизодические, формальные, диктаторские); дополнительные услуги.
Изучение возможностей поставщиков — важный этап итерационного
процесса их выбора. Такой процесс может предусматривать следующие мероприятия:
1. Определение потребности в продукции поставщиков в соответствии
с маркетинговыми целями фирмы. Считается разумным и выгодным больше
закупать на стороне, оставляя у себя производство только самых ответственных компонентов и сборку. При выборе поставщиков фирма должна определить наиболее приемлемый для себя вариант.
2. Поиск наиболее надежных поставщиков. Информацию о поставщиках и их характеристиках можно получить из различных источников: публикации, ярмарки, выставки, прямая почтовая рассылка, радио и телевидение,
рекламные буклеты.
3. Сравнительный анализ поставщиков по названным выше показате-
лям.
4. Предварительный отбор поставщиков, отвечающих указанным тре
бованиям и программе маркетинга фирмы.
5. Формирование пакета фирменных требований к поставщикам, его
согласование с ними.
6. Анализ предложений поставщиков по пакету требований.
7. Выбор и утверждение поставщиков.
8. Заключение договоров. В ряде случаев оформление договоров в
письменной форме не обязательно.
Естественно, необходимость в выборе отпадает, если поставщик является единственным или по каким-либо параметрам уникальным.
Выбор поставщиков — задача сложная и ответственная, поскольку от них во многом зависит ритмичность производства, а в конечном счете, — рентабельность и репутация фирмы перед клиентами, потребителями ее продукции. Проблема выбора является наиболее острой для новых фирм или фирм, меняющих номенклатуру продукции, сферу деятельности либо стратегию. Действующие фирмы, имеющие хозяйственные связи, испытывают иные трудности. Если такие фирмы успешно сотрудничают с поставщиком,
то целесообразно сохранить эти связи, подкорректировав их в соответствии с новыми требованиями. Опыт показывает, что менять поставщика — процедура болезненная с непредсказуемыми последствиями. Если все же связи нарушаются или поставщик оказывается несостоятельным, то следует обратиться к выбору нового поставщика. Однако этот шаг должен быть тщательно взвешенным. К новому поставщику следует сразу предъявлять повышенные требования. Считается, что лишиться поставщика легко, труднее найти нового.
Выбор поставщика может проводиться на конкурсной основе. Критериями отбора претендентов могут выступать показатели: ценностной значимости поставок в сопоставлении с их стоимостью; регулярности поставок и их качество. Использование в качестве независимого критерия «цены поставки» не рекомендуется, поскольку низкая цена — это, как правило, низкое качество.
Критерии оценки поставщиков
При выборе поставщиков учитываются следующие важные факторы:
- объем и стоимость поставляемой продукции;
- гарантии качества продукции;
- соблюдение сроков поставки и выполнение договорных обязательств.
В работе с поставщиками следует учитывать не только первоначальные
потребности фирмы, но и возможность обновления и замены оборудования.
Каждая фирма вольна устанавливать свои критерии оценки поставщиков исходя из собственных соображений и принятой стратегии деятельности. Вместе с тем существуют некоторые общие требования к поставщикам:
- точно в срок по согласованному графику поставлять продукцию в соответствии с заказом (договором, контрактом);
- продукция должна отвечать оговоренным стандартам качества, производиться по передовой технологии;
- соблюдать требуемые объемы поставки;
- оперативно откликаться на новые требования фирмы-заказчика;
- предоставлять необходимую сопроводительную документацию;
- выдерживать согласованные цены;
- изменения по номенклатуре продукции (сырья) должны отвечать новым
стандартам;
- предоставлять при необходимости дополнительные услуги;
- доступность (территориальная, информационная, коммуникационная)
поставщика.
Требования к поставщикам могут меняться в зависимости от общей экономической ситуации, конъюнктуры рынка. Так, на этапе экономического подъема требования к поставщикам могут ужесточаться, и, наоборот, смягчаться в период спада или ограниченности ресурсов (дефицитное снабжение).
Основные вопросы:
1. Сущность и задачи закупочной логистики
2. Служба закупок на предприятии.
3. Задача «сделать или купить»
4. Задача выбора поставщика.
5. Методы поиска потенциальных поставщиков.
6. Критерии оценки поставщиков.
7. Порядок рейтинга поставщика
Список использованной литературы
1. Аникин Н.П. Логистика. М, 1997.
2. Боков В.В. Программа дисциплины "Методы разработки и реализации
оптимальных моделей логистики и организации закупок". М.: РЭА им. Г.
В.Плеханова, 1996.
3. Бушер Д., Тиндол Г. Эффективность логистики (Сокр. пер. с англ. ОНТЙ
НИИМС Госснаба СССР). М: НИИМС. 1988.
4. Ветлугин М.В. Основы логистики производства. -М.: ВИПК, 1991.
5. Голиков Е.А., Пурлик В.М. Основы логистики и бизнес-логистики. - М.:
РЭА им. Г.В.Плеханова, 1993.
6. Костоглодов Д.Д., Харисова Л.М. Распределительная логика. - Ростов-
на-Дону: Экспертное бюро, 1997.
7. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. Учебник. - М.: ЮНИТИ, 1997.
8. Новиков О. А., Семененко А. А. Производственно-коммерческая логи
стика. Учеб. пособие. Ч. 1. СПб. Изд-во УЭФ, 1993.
9. Смехов А.А. Введение в логистику. -М.: Транспорт, 1993
10. Управление материальными ресурсами (очерк коммерческой логистики).
Конспект лекций. Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.






