Исследование процесса целеполагания в системе управления организации

 

Так как целеполагание - процесс, состоящий из ряда этапов, основанных на функциях управления, то процесс целеполагания можно представить в виде схемы, как на Рис. 1. Поэтому система управления организацией включает не только постановку целей, но и разработку структуры организации, выделение ресурсов, создание принципов, методик и процедур выполнения работ, распределение полномочий и ответственности для достижения установленных целевых показателей и т.д.

В соответствии с этапами, представленными на Рис. 1 проанализируем процесс целеполагания в ОАО «Энергосервис».

Этап 1. Выработка ясной сжатой формулировки целей в анализируемой организации отсутствует, хотя в ряде документов прописаны стратегические и тактические цели.

Этап 2. Разработка и реализация планов их достижения. Разработке планов стратегического развития и достижения целей в ОАО «Энергосервис» не уделяется должного внимания. В Организации отсутствуют какие-либо программы экономического и социального развития.

Этап 3. Систематический контроль и измерение качества работы и результатов. В организации существует система внутреннего контроля и внешний аудит для исследования финансово-экономических показателей деятельности организации, которые позволяют подготовить оценку финансового состояния организации для собрания акционеров.

Этап 4. Принятие корректирующих мер для достижения планируемых результатов. Данный этап процесса целеполагания в анализируемой организации носит спонтанный, не системный характер.

Рассмотрим ОАО «Энергосервис» как объединение людей, преследующих достижение индивидуальных целей через достижение общих организационных целей на наличие процессов и процедур в управлении (Рис. 2).

В соответствии с Уставом ОАО «Энергосервис»:

«Целью общества является осуществление предпринимательской деятельности, не запрещенной законодательством РФ, направленной на получение прибыли, а также на удовлетворение общественных потребностей в продукции производственного назначения, товарах народного потребления, выполнении работ и оказании услуг».

Задекларированная миссия в виде слогана в ОАО «Энергосервис» отсутствует. Стратегические и тактические цели организации прописаны в решениях Собрания акционеров (табл. 1). Однако стратегические и тактические цели не базируются на маркетинговых исследованиях рынка и экономических расчетах, представленных в виде бизнес-плана и программах развития.

 

 

Совершенствование процесса целеполагания в ОАО «Энергосервис»

Разработка рекомендаций по совершенствованию процесса целеполагания

 

Исследование показало, что наличие в системе целевых ориентиров конфликтующих целей является одним из основных факторов нестабильности ОАО «Энергосервис». А именно разногласия между интересами собственников (акционеров) и интересами высшего исполнительного руководства анализируемого предприятия, выраженные в дивидендной политике, привели к снижению инвестиционной привлекательности ОАО «Энергосервис».

Вопросы формирования целевых ориентиров функционирования предприятия напрямую связаны с проблемой мотивации и соответственно иерархией ценностных критериев лиц, принимающих решения. Множество широко известных целевых функций, таких как максимизация прибыли или стоимости предприятия, обеспечение нормативной рентабельности, увеличение доли рынка имеют лишь косвенное отношение к социально-психологическим целям участников предприятия. «Официальные» цели, как правило, выступают только средствами достижения «истинных» целей. Отсюда, множество встречающихся на практике ситуаций, когда руководство предприятия, официально декларируя определенный набор целей, явно игнорирует его при принятии управленческих решений. Организация может быть эффективна с позиций одной из заинтересованных сторон (менеджеров - лиц, принимающих решения) и неэффективна для других сторон (персонала и акционеров).

Предприятие можно считать стабильным только в том случае, когда соблюдается одно из двух условий:

1) общие цели предприятия являются объединением целей заинтересованных сторон;

2) совокупность целей заинтересованных сторон является расширением целей всей системы [58].

Однако в ОАО «Энергосервис» эти условия не соблюдаются.

Исследование показало, что управление персоналом в ОАО «Энергосервис» направлено только на точный учет труда и заработной платы ЗС «Менеджеры» и «Персонал», что обеспечивает оперативный контроль над количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.

Однако в кадровой политике ОАО «Энергосервис» не учтены такие важные направления для ЗС «Менеджеры», как профессиональный (карьерный) рост и адекватное вознаграждение.

Поэтому реальными направлениями для совершенствования процесса целеполагания в ОАО «Энергосервис» могут выступать:

1) улучшение финансового состояния;

2) повышение стоимости организации;

3) рациональная дивидендная политика;

4) создание пакета документов, регламентирующих деятельность персонала;

5) разработка мотивирующей системы оплаты труда для торговых агентов;

6) стратегия долгосрочного партнерства с основными потребителями, основанная на дифференцированном ценообразовании для заинтересованности в росте объемов потребления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: