Учебно-методическое обеспечение

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. – М.: ВЛАДОС, 1999.

2. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1981.

3. Натали В.Ф. Зоология беспозвоночных. – М.: Просвещение, 1975.

4. Барнс Р. и др. Беспозвоночные. – М.: Мир, 1992.

К практическим занятиям:

1. Шапкин В.А., Тюмасева З.И., Машкова И.В., Гуськова Е.В. Практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Академия, 2003.

2. Зеликман А.Л. Малый практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Просвещение, 1968.

3. Фролова Е.Н., Щербина Т.В., Михина Т.Н. Практикум по зоологии бес­позвоночных. – М.: Просвещение, 1985.

 

Дополнительная:

1. Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология. – М.: Высшая школа, 1980.

2. Беклемишев В.Н. Основы сравнительной анатомии беспозвоночных. – М.: Наука, 1964. –Т. 1–2.

3. Беклемишев В.Н. Зоология беспозвоночных. – М.: Изд-во МГУ, 1979.

4. ДушенковВ.М., Макаров К.В. Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных. – М.: Академия, 2000.

5. Иванов А.В. Происхождение многоклеточных. – Л.: Наука 1968.

6. Иванов А.В., Полянский Ю.И.. Стрелков А. А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1981. – Ч. 1.

7. Малахов В. В. Загадочные группы морских беспозвоночных. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

8. Росс Г.. Росс Ч., Росс Д. Энтомология. – М.: Мир, 1985.

9. Серавин Л.Н. Простейшие. Что это такое. – Л.: Наука, 1984.

10.  Тарасов В.В. Простейшие патогенные для человека. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

11.  Хаусман К. Протозоология. – М.: Мир, 1988.

 

Для работы в школе:

1. Никишов А.И., Шарова И.Х. Зоология. 6–7 класс. – М.: Просвещение, 1988.

2. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. – Изд 2–е. – М.: Просвещение, 1982.

 Средства обеспечения освоения дисциплины

Для освоения дисциплины необходимы:

· Учебные программы и учебники по зоологии беспозвоночных, методические пособия для преподавателя и студентов.

· Учебно-наглядные пособия кабинета зоологии (микропрепараты, коллекции, чучела, скелеты, влажные препараты, модели и муляжи, комплекты таблиц по зоологии).

· Диапозитивы (слайды), учебные видеофильмы по зоологии, обучающие компьютерные программы и электронные версии учебников по зоологии.

Методические рекомендации для преподавателя

Цели и задачи дисциплины «Зоология беспозвоночных» реализуются в системе учебной и методической подготовки студентов к занятиям, включающей лекционный курс, лабораторные занятия, факультатив, курсы по выбору, учебно-полевую и педагогическую практику и дипломные работы. Все основные составляющие учебного курса глубоко взаимосвязаны – содержательно, организационно и методически.

На лекциях студентов знакомят с общими теоретическими основами курса зоологии беспозвоночных, делается акцент на эволюционных вопросах, сравнительных характеристиках и уровнях организации животных. При изучении теоретического курса и проведении лабораторных работ важно учитывать следующие рекомендации.

Рассмотрение каждой систематической группы следует начинать с общебиологической и анатомо-физиологической характеристик, включающих наиболее существенные признаки животных в связи с условиями обитания. Затем разбираются вопросы происхождения животного мира. Экологическую характеристику лучше всего изучать в такой последовательности: а) условия существования животных и общее распространение; б) экологические группы животных и особенности их организации в связи с условиями жизни; в) биологические периоды в жизни животных; г) место и значение животных в биогеоценозах; д) значение отдельных представителей животного мира в природе и для человека.

Каждую новую систематическую группу (тип, класс и др.) необходимо сравнивать с ранее изученными, выявляя черты сходства и различия между ними, обращая особое внимание на усложнение организации в прогрессивном ходе эволюционного процесса.

Раскрытие задач по охране природы рекомендуется проводить с учетом значения той или иной систематической группы животных для сохранения биологического равновесия в природе. При освещении вопросов охраны животного мира необходимо широко использовать материал о фауне родного края, учитывая при этом конкретные задачи по охране животного мира, стоящие перед школой.

На лабораторных занятиях под руководством преподавателя студенты изучают материал курса на разнообразных препаратах (влажные, сухие, микропрепараты, таблицы, живые животные для наблюдений особенностей поведения). Прививают студенту навыки в анатомировании животных, развивают умение применять знание морфологии конкретных представителей для диагностики их систематического положения; учатся работать с лабораторным оборудованием, с лабораторной оптикой, а также знакомству с коллекционным материалом. Выполняют задания для самостоятельной работы студентов по изучению нового материала. При самостоятельной работе над вопросами анатомо-морфологического цикла предлагается заполнять таблицы. Их следует заготовить заранее, использовав для этого специальную тетрадь. Заполнять таблицы нужно постепенно, по мере проработки материала. Проанализировав полученные сведения, необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Как влияет образ жизни на анатомо-морфологическую структуру животных изучаемой группы? 2. Как влияет уровень эволюционного развития на анатомо-морфологическую структуру групп животных? 3) Влияет ли тип полости тела на строение систем органов? 4) Как эволюционировали отдельные системы органов у животных изучаемых групп?

 Как правило, каждому лабораторному занятию предшествует лекция на соответствующую тему, что значительно облегчает работу на лабораторных занятиях. В любом случае очень полезно перед каждым занятием в лаборатории предварительно ознакомится по учебнику с особенностями строения и биологии изучаемых животных. План занятий, а также перечень изучаемых на них животных представлен в «Практикуме по зоологии беспозвоночных». Практикум ориентирован на типичные виды беспозвоночных животных, которые изучаются в общеобразовательной школе.

Учебно-полевая практика важное звено в системе подготовки студента–биолога, будущего учителя биологии. Оно является логическим завершением курса зоологии беспозвоночных. На летней полевой практике закрепляются и углубляются знания, полученные студентами на лекциях и лабораторных занятиях в течение года. Она дает возможность будущему учителю познакомится с живой природой, изучить беспозвоночных в естественной среде обитания, приобрести навыки полевой работы, познакомить с основными методами наблюдений и исследовательской работы в природе. Студенты знакомятся с приемами сбора, фиксации и содержания беспозвоночных в лаборатории. Большое значение имеет освоение методов транспортировки живого материала, навыков этикетирования и хранения сборов. Полевая практика позволяет познакомить студентов с видовым разнообразием животных, оценить их место в во взаимоотношениях организмов.

Самостоятельная работа студентов на полевой практике может послужить основой для выполнения курсовых и дипломных работ.

Целью и задачами факультатива являются расширение и углубление знаний студентов об особенностях строения и жизнедеятельности животных, не включенных в программу лабораторного практикума и слишком кратко представленных в лекциях курса зоологии беспозвоночных. Отбор объектов для изучения определяется содержанием школьного курса зоологии. Особое внимание уделяется животным, обитающим в Башкортостане.

В полевых исследованиях большое значение имеет выбор методики, которая зачастую решает успех изучения беспозвоночных. В связи с этим важное место в системе подготовки студентов–биологов занимают курсы по выбору «Полевые методы изучения наземных беспозвоночных». В изучаемом курсе рассматриваются различные методы проведения полевых исследований биоценозов, природных комплексов и отдельных групп беспозвоночных, общие приемы и способы сбора, фиксирования, обработки и хранения материала. Важное место занимает описание приборов и материалов, используемых в полевых исследованиях. Программный материал подготавливает студентов к самостоятельной работе при выполнении курсовых и дипломных работ, а также к проведению натуралистических работ в школе.

Курсовые и дипломные работы носят исследовательский характер.

Педагогическая практика студентов формирует практические навыки по подготовке, проведению уроков, лабораторных занятий и экскурсий, классных и общешкольных мероприятий. Руководство практикой осуществляется методистами и учителями биологии и включает анализ деятельности студентов.

Большой объем фактического и терминологического материала требует от студентов регулярной и систематической работы. Самостоятельная работа студентов обеспечивается наглядными пособиями, микроскопами, бинокулярами, специально разработанными методическими пособиями, консультативной помощью преподавателя.

Качество знаний студентов проверяется при текущем и рубежном контроле. В конце II семестра сдается экзамен по курсу «Зоология беспозвоночных».

Методические рекомендации  для студентов

Целью курса «Зоология беспозвоночных» является формирование у студентов комплекса знаний по зоологии: об особенностях строения различных групп, многообразии их форм, отражающих различный образ жизни, приспособления к условиям среды и разные ступени эволюционного развития, о филогенетических связях в мире беспозвоночных животных, об особенностях биологии. 

Формы проведения занятий: лекции, лабораторные занятия, учебно-полевая практика по биоразнообразию. Семестр I – лекции 30 часов, лабораторные занятия 26 часов; семестр II – лекции 30 часов, лабораторные занятия 24 часа.

Изложение лекционного материала ведется по эволюционному принципу. Изучение любой таксономической группы начинается с выяснения особенностей организации и биологии свободноживущих организмов, для которых характерно строение, свойственной для данного эволюционного уровня, а затем рассматриваются специализированные и паразитические формы. Большое внимание уделяется систематике и филогении основных групп животных. Программа изучения включает обзор основных типов беспозвоночных (5 типов одноклеточных – Саркомастигофоры, Апикомлексы, Миксоспоридии, Микроспоридии, Инфузории и 9 типов многоклеточных – Пластинчатые, Губки, Кишечнополостные, Гребневики, Плоские черви, Первичнополостные, или Круглые черви, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие). Студенту необходимо активно работать с конспектом лекции: после окончания лекции рекомендуется перечитать свои записи, внести поправки и дополнения на полях. Конспекты лекций следует использовать при подготовке к экзамену, контрольным тестам, коллоквиумам, при выполнении самостоятельных заданий.

Приступая к работе, необходимо, прежде всего научиться отделять главные вопросы от второстепенных. Помощь в этом могут оказать, с одной стороны, установки, полученные на лекциях, с другой – вопросы, поставленные в программе по зоологии беспозвоночных. Если в учебнике встречаются рисунки или схемы, знакомиться с ними необходимо параллельно с чтением текста. Простые схемы и рисунки желательно воспроизводить в специальной тетради. Это способствует лучшему запоминанию объекта, дает возможность не упустить из поля зрения мельчайшие детали его организации, развивает необходимое умение делать зарисовки, а также оказывает неоценимую услугу во время зачетов и экзаменов, так как устный ответ намного выигрывает, если он сопровождается грамотно сделанным рисунком.

После знакомства с каждым из разделов курса нужно проверить свои знания, отвечая на контрольные вопросы, предложенные в учебнике и лабораторном практикуме, делая обозначения на схемах и рисунках, заполняя таблицы. Если на какой-либо из вопросов вы не можете ответить, следует прочитать еще раз соответствующий материал в учебнике или конспекте, в крайнем случае выяснить его при встрече с преподавателем.

Лабораторно-практические занятия идут параллельно и в тесном контакте с лекционным курсом и существенно дополняют его, углубляют знания студентов, полученные на лекциях. На занятиях студенты изучают натуральные или фиксированные объекты животных, знакомятся с техническими приемами работы с животными и получают ряд навыков, необходимых для дальнейшей деятельности учителя. Для зарисовки изучаемых объектов необходимо завести альбом, где должны быть отражены темы всех лабораторных занятий. Альбом в обязательном порядке предъявляется на зачете или экзамене преподавателю. По нему преподаватель судит о качестве выполнения студентом лабораторных работ.

Прохождение всего цикла лабораторных занятий является обязательным условием допуска студента к экзамену. В случае пропуска занятий по уважительной причине пропущенное занятие подлежит отработке.

Знания по зоологии беспозвоночных, получаемые студентами на лабораторных занятиях и лекциях, создают фундамент, на котором в дальнейшем в курсах эволюционного учения, экологии основываются закономерности общебиологического характера.

Летняя учебная практика по зоологии беспозвоночных, завершая изучение этого курса, представляет собой относительно самостоятельную его часть. В ходе практики студенты получают навыки наблюдения и сбора зоологического материала в природе, а также навыки определения и коллекционирования животных. Одной из главнейших задач практики является приобретение начальных навыков научного исследования путем выполнения учебно-исследовательской работы. Выполнение этой работы должно проходить в соответствии с методическими указаниями, проводимыми в пособии Душенкова В.М., Макарова К.В. «Летняя полевая практика по зоологии беспозвоночных». Полевая практика по зоологии складывается из экскурсий, работы в лаборатории и индивидуальной самостоятельной работы.

Курсовая работа занимает важное место в системе обучения в педагогическом ВУЗе. Выполняя курсовую работу по зоологии, собирая для нее фактический материал и обрабатывая его, студент расширяет и углубляет знания в области зоологии и приобретает навыки самостоятельного ведения исследовательской работы в природе, учится мыслить самостоятельно. Курсовые и дипломные работы носят исследовательский характер. Для их выполнения необходимо проводить сборы натуральных объектов в природе, вести наблюдения и несложные эксперименты в природных и лабораторных условиях.

Приступая к выполнению курсовой работы, студенту следует прежде всего составить план работы, ознакомится со списком литературы. Затем прочитать книги, рекомендованные по теме, просмотреть соответствующие номера журналов.

После ознакомления с темой работы по литературным источникам надо основательно продумать ход выполнения курсовой работы и составить подробный календарный план ее выполнения.

Чтение литературы и составление плана работы – это только предварительная подготовка. Самое главное и самое ценное в каждой курсовой работе – исследовательская часть, выполненная самим студентом.

Указания о том, как вести наблюдения за животными в природе, как их ловить, консервировать, определять, студенты получают на полевой практике. Кроме того, по этим вопросам есть специальные пособия. Консультацию по этим вопросам можно получить также от преподавателя – руководителя темы.

Курсовую работу обязательно надо иллюстрировать рисунками, таблицами, схемами, диаграммами, картами, фотографиями и т.п. В конце работы поместить список использованной литературы. В начале работы дать краткий обзор существующей литературы по данному вопросу.

Руководитель проверяет работу и, если она отвечает требованиям, рекомендует ее к защите. В противном случае работа возвращается студенту для доработки и исправления. Работа, рекомендованная к защите, докладывается студентом на заседании кафедры, где дается ее общая оценка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: