Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке

Специфическая особенность подросткового периода состоит в том, что наряду с основным направлением его развития в группе (для подростков, как правило, это происходит через учебный коллектив), очень часто развитие личности связано с вхождением в новую группу, формирующуюся вне школы, которая становится референтной.

Границы подросткового возраста в медицинской, педагогической, психологической литературе понимаются по-разному: они варьируют от 11 до 14 лет, от 14 до 18 лет, от 12 до 20 лет и т.д. Например, Ж. Пиаже относит к этому периоду возраст от 12 до 15 лет. В отечественной педагогической и психологической литературе широко распространён подход Б.Д.Эльконина, где подростковый возраст включает в себя период от 10 до 15 лет. А.Е.Личко предлагает ориентироваться на показатели созревания, с этой точки зрения выделяет следующие фазы [43]:

Предподростковый (предпубертатнаяфаза)-10-11 лет.

Младший подростковый (1-я пубертатная фаза) -12-13 лет.

Средний подростковый (2-я пубертатная фаза) — 14-IS лет.

Старший подростковый (3-я пубертатная фаза) -16-17 лет.

Послеподростковый (постпубертатная фаза) —18-19 лет.

При анализе социальной зрелости подростка выделяют несколько стадий. Характер стадиального развития отчётливо прослеживается через изменение самооценки, личностной рефлексии, требований к себе и другим, через изменение идеалов и интересов, мотивов деятельности.

В центре нашего внимания — средне - старший подростковый возраст 15-17 лет (по Личко).

Данный возраст отличается мощным подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. Иногда этот возраст называется переходным возрастом: подросток уже не ребёнок, но ещё не взрослый. В этом возрасте возникает оперативная самооценка, которая проявляется в отношении подростка к себе в данное время. Это самооценка основывается на сопоставлении личных способностей, форм поведения с определёнными нормами и требованиями [55].

Одним из существенных факторов, влияющих на поведение личности старшего подростка в учебном процессе, является его самооценка. Неадекватная (заниженная, завышенная) самооценка личности старшего подростка приводит к неадекватным реакциям и неадекватному поведению в учебном процессе. Для подростка с завышенной самооценкой характерна недооценка сложности учебного процесса, сопровождающаяся установкой на быструю, лёгкую и безусловную победу. Для подростка с заниженной самооценкой свойственна переоценка сложности учебного процесса с неверием в успех, переоценкой негативных последствий возможного поражения.

Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности [15].

1 фаза - АДАПТАЦИЯ - усвоение действующих в общности норм и овла­дение соответствующими формами и средствами деятельности. Например, подросток, попавший в новую для него компанию ребят, первоначально стремится ничем не выделяться, усваивает принятые в ней нормы общения, лексику, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы — адаптируется.

2 фаза — ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности. Справившись с трудностями адаптации, подросток начинает осознавать, что он как личность утрачивает себя, т.к. другие не могут в нём разглядеть индивидуальности. И подросток ищет средства и способы для обозначения своей личности (спорт, успехи, «бывалость» в отношении между полами, смелость и т.д.).

3 фаза- ИНТЕГРАЦИЯ- общность одобряет и культивирует липа те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям и т.д. Группа, присматриваясь к особенностям подростка, поддерживает лишь те, которые способствуют успеху совместной деятельности. Происходит интеграция личности в общении.

Развитие личности подростка происходит в изменяющихся условиях развития группового взаимодействия (учителя - предметники, совместная трудовая деятельность, дружеские компании и т.д.), полового созревания, существенной перестройки организма. Неравномерно протекающий для мальчиков и девочек темп развития создаёт внутри учебной группы две половозрастные группы.

Исследования Д.И.Фельдштейна показывают, что определённый уровень социальной зрелости, представленный в общении, опережает интеллектуальное развитие подростка [76].

По мере взросления у подростка изменяются характер и способ обозначения себя в обществе, восприятие общества, иерархия общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, т. к. выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям и миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний. Социальная активность подростка заключается в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает и «чувство взрослости». Чувство взрослости — особая сторона самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы и взрослые, и сверстники относились к нему, как к взрослому человеку. Это придаёт подростку ощущение взрослости. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликт, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, в желании оградить себя err вмешательства других людей. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

Таким образом, подростки разными путями входят в мир взрослых и усваивают его ценности: путём подражания внешним признакам взрослости, равнения на качество «настоящего мужчины» («настоящей женщины»), или посредством соизмерения себя с подлинным образом взрослой деятельности, или занимаясь познавательной деятельностью, усваивая искусство народа, его опыт и т.д. Развитие взрослости может происходить однобоко или сразу в нескольких направлениях, в разном темпе, разными способами: через построение отношений, подражание, прямое заимствование, самовоспитание и самообразование, и усвоение знаний о взрослых и их жизни. Подросток осваивает мир взрослых: нормы, ценности, общественные требования, способы поведения, на основе чего формируется система личностных ценностей. Это проявляется в целях, содержании деятельности, критериях оценки за самооценки.

Непосредственным воспитателям (родители, учителя) необходимо помогать подростку, осваивать ценности мира взрослых. Это может обеспечить гармоничное развитие разных сторон взрослости подростка. В противном случае он будет входить в мир взрослых с помощью «чужих» взрослых и сверстников: товарищей, друзей. Следствием этого становится одностороннее освоение ценностей мира взрослых и возникновение у взрослых (воспитателей) различного рода трудностей в отношениях со старшими подростками из-за расхождений во взглядах по разным вопросам.

В старшем подростковом возрасте складываются основные компоненты личности, в том числе характер, направленность, мировоззрение, самосознание. Эти сложные компоненты формирующейся личности являются психологическими предпосылками вступления юноши или девушки в самостоятельную жизнь [64].

Вырезано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: