Проблемы занятости населения регионов российского Севера

Специфика рынка труда российского Севера

 

Специфика рынка труда северных территорий определяется, прежде всего, «северными» условиями трудовой деятельности и проживания людей. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» от 19 июня 1996 г. №78-ФЗ определяет «Север» как высокоширотную часть территории Российской Федерации, характеризующуюся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Указанная специфика реализуется в особой модели рынка труда северных территорий.

Рынок труда северных территорий можно считать особым сегментом национального рынка труда. Использование такого подхода к рассмотрению рынка труда имеет некую экономическую двойственность. Данное положение объясняется совершенно недостаточной мобильностью рабочей силы, не имеющей практически возможности быстрого перемещения по территории страны вслед за изменением спроса на рабочую силу определенной квалификации, что связано с российской спецификой обеспеченности населения жильем. Немаловажное значение при этом имеют также исторические особенности, менталитет отдельных групп населения и т.д. Недостаточна также и профессиональная мобильность.

Степень монопсонизма рынка труда, низкий уровень мобильности рабочей силы, неэластичность предложения труда обусловлены отсутствием объективных условий для свободного территориального перемещения рабочей силы, рынка жилья, транспортных и коммуникационных сетей. В результате немобильности рабочей силы фактически не существует единого национального рынка труда, он представляет собой совокупность отдельных локальных рынков.[1]

Экономический потенциал территории округа – один из крупнейших среди других округов, расположенных в Европейской части России. По масштабам производства он уступает только Центральному, Приволжскому, а также Уральскому федеральным округам. Однако по сравнению с этими округами территория освоена значительно слабее и крайне неравномерно в хозяйственном отношении. Основной природно-сырьевой потенциал территории концентрируется на Крайнем Севере, а обрабатывающая промышленность размещена на юге и западе округа в отрыве от сырьевой и топливно-энергетических баз. Транспортная освоенность территории также отличается неравномерностью: северные регионы крайне слабо освоены в этом отношении, хозяйственное освоение носит очаговый характер, значительные территории не вовлечены в хозяйственный оборот (Мурманская область, северная и восточная части Архангельской области, Ненецкий автономный округ, большая часть республики Коми, восток и север Республики Карелия). Из-за плохой транспортной доступности и многолетнего оттока населения, ликвидации многочисленных сельских поселений значительные сельскохозяйственные угодья юга и запада округа также выбыли из хозяйственного оборота. Особенно значителен был этот процесс на юге Архангельской области, в Вологодской и Псковской областях. Наличие свободных территорий с относительно благоприятными условиями проживания (особенно в Псковской, Вологодской и Новгородской областях) позволяют рассматривать ряд регионов округа как достаточно благоприятные для переселения части населения с севера (из поселений, где закрываются горнодобывающие предприятия), а также для мигрантов и беженцев.

За 1999 – 2000 гг. в округе значительно уменьшилась занятость в экономике и возрос уровень безработных. Особенно остро стоит проблема занятости в районах с традиционно сложившимися отраслями хозяйственного комплекса – угольной, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, машиностроением – в Архангельской, Псковской, Новгородской областях, республиках Карелия и Коми.

В структуре занятого населения по отраслям экономики повышается доля работающих в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании и здравоохранении при одновременном сокращении занятых в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве.

 

 

 

Проблемы занятости населения регионов российского Севера

Согласно сводкам Минрегиона РФ процесс сокращения населения, в том числе трудоспособного, в районах Крайнего Севера в последние годы ускорился, что «приводит к ухудшению возрастной структуры населения – росту доли пенсионеров, уменьшению количества женщин репродуктивного возраста». Основные причины миграционного оттока – неразвитость рынка жилья, высокая стоимость жизни, снижение экономических стимулов для работы на Крайнем Севере. Из-за ухудшающейся демографической ситуации тормозится социально-экономическое регионов и растет структурная безработица. Отсутствие требуемого количества высококвалифицированных специалистов затрудняет реализацию инновационных проектов, способными стать точками экономического роста. Негативное влияние на рынок труда оказывают и кризисные явления в экономике, для преодоления которых требуются специальные меры.

Напряженность на рынке труда на северных территориях нарастает. Так, на начало 2009 года в Приморском крае безработица достигла в среднем 10,5%. На некоторых северных территориях на одну вакансию приходится девять соискателей. Чиновники не видят реальных возможностей для создания эффективной системы привлечения и закрепления работников в районах Крайнего Севера. Этому препятствует сочетание ряда факторов, дающих убийственный кумулятивный эффект: неразвитость инфраструктуры, низкие зарплаты при высокой стоимости жизни, массовое высвобождение работников в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятий структурная безработица, недостаточный уровень социально-экономического развития.

Крайне отрицательно влияет на возможность трудоустройства слабая транспортная доступность северных районов и отдельных сел. Высокие транспортные расходы в ситуациях, когда связь с населенными пунктами осуществляется вертолетами, сложности доставки топлива и других товаров, перебои с электроэнергией и высокие тарифы – все это повышает себестоимость товаров и услуг и не позволяет развивать производство на «северах». Как следствие, в местностях, где нет промышленных предприятий, а есть только государственные и муниципальные организации по обслуживанию населения, отмечены всплеск безработицы и отток населения, особенно молодежи. По сравнению с другими регионами Север давно потерял экономическую привлекательность (соотношение зарплат и стоимости потребительской корзины). Это главная причина того, что приток туда трудоспособных жителей других регионов прекратился. Рост реальной зарплаты на «северах» в среднем хронически отстает от роста зарплат по стране. Так что специалисты и квалифицированные рабочие уезжают на сезонные работы за пределы этих регионов. Не позволяет удержать работников и система пенсионного обеспечения, при которой «размер коэффициента, определяющего отношение зарплаты застрахованного лица к среднемесячной зарплате для северных территорий, не позволяет получать на северных территориях повышенные пенсии».

Работники на северных территориях постоянно живут под угрозой закрытия предприятий, подчас в вынужденных простоях оказываются градообразующие предприятия, деятельность которых напрямую зависит от мирового рынка. Следствие – рост напряженности на рынке труда, увеличение затрат на обучение или переобучение работников, организацию общественных работ и создание временных рабочих мест. Особенности структурной безработицы на «северах» в том, что большинство вакантных рабочих мест сосредоточено в городах, но эти рабочие места не отвечают по качеству (условиям труда, зарплатам) запросам населения. Еще хуже обстоят дела на селе, где приток специалистов, в том числе молодых, сдерживается неразвитой социальной инфраструктурой и отсутствием жилья. В итоге, даже при росте безработицы вакантные места не заполняются.[2]

Тенденции безработицы в регионах зависят от макроэкономической ситуации – периодов экономического роста или кризисов. Но в России есть свои особенности: сильные кризисные спады 1990-х не приводили к адекватному росту безработицы, поскольку основной реакцией на экономический кризис было резкое сокращение заработной платы, намного более сильное, чем занятости. Рынок труда стал более адекватно реагировать на экономические изменения только в конце 1990-х годов. В период финансового кризиса 1998 г. уровень безработицы вырос до максимума – с 9% до 13,2%, но при этом доходы населения сократились почти на треть.

Поскольку кризисное сжатие российского рынка труда удалось остановить с помощью мер по сохранению неэффективной занятости, региональные показатели безработицы отражают не только влияние кризиса, но также проблемы, существующие до его начала. Самый высокий уровень зарегистрированной безработицы сохраняется в слаборазвитых республиках и областях с растущим притоком молодежи на рынок труда.[3]

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: