Анализ и характеристика форм собственности в развитии европейских стран

Современная смешанная экономика развитых стран может служить ориентиром при выработке концепции экономического развития России, т.к. в ней сочетаются условия для эффективного производства, обеспечения благосостояния подавляющей части населения и гарантии прав личности. Но успешное использование этого опыта в отечественной экономике невозможно без учета объективных различий в нынешнем уровне производственной базы, общественной психологии, национальных особенностей российского уклада жизни.

Для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности. В развитых странах наряду с частной (ведущей) собственностью существует и государственная собственность. Удельный вес госсектора в развитых странах различен. Он крайне мал в США и Японии, на европейских же государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) валового внутреннего продукта. На них занято от 4% (Великобритания) до 20-25% (Австрия, Германия, Франция) рабочей силы. Государственные предприятия осуществляют от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже 1/2 (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. В США около 1/3 всей земли находится в собственности федерального правительства.

Следовательно, государство в современной смешанной экономике – это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель конечной продукции, оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

Госсектор в экономике выполняет две взаимосвязанные функции: служит источником доходов бюджета и выступает регулятором самых разнообразных рыночных процессов (от смягчения проблем занятости до поддержания конкуренции в прибыльных отраслях экономики).

Он обычно охватывает малодоходные отрасли производства (энергетика, часть транспорта, почта и т.д.) и социальную инфраструктуру (просвещение, наука, здравоохранение, социальное обеспечение). Среди государственных предприятий особо важное значение имеют предприятия металлургической, угольной промышленности, электроэнергетики. Во многих странах до 100% вырабатываемой электроэнергии приходится на государственные электростанции. Даже в США, с их относительно небольшим государственным сектором, 2 % электроэнергии производится госпредприятиями. Огромную часть государственного сектора представляют военные предприятия.

Процесс приватизации в развитых стран изменил положение государственных предприятий в экономике. Это выразилось в упрощении взаимоотношений предприятий с государственными органами власти, в менее жестком контроле со стороны государства. В Германии министрам запрещено непосредственное участие в административных советах государственных компаний. Министерство может быть представлено только 2 служащими, а общее число представителей государственной администрации не может быть более 40% общей численности руководства предприятия.

В первые годы XX в. в мире приватизация достигла значительных масштабов. В Великобритании доля ВВП, производимая государственными предприятиями, упала с 9% в 2000 г. до 3% в 2009 г. Доля рабочих на госпредприятиях сократилась за этот период на 1,3 млн.человек, составив в 2009 г. 8% всех занятых. Всего за 2005-2009 гг. в частную собственность было передано 20 государственных компаний (из 51 на 2005 г.). Несмотря на проведение лейбористами национализации в некоторых крупных отраслях, в Великобритании основа экономики оставалась рыночной с преобладанием частной экономической деятельности и существованием хорошо развитой банковской и финансовой инфраструктуры.

Осуществляемая в разных странах приватизация идет более успешно, если является организованным сверху процессом как экономическая политика государства.

В этом плане поучителен французский опыт приватизации, где она была осуществлена путем сочетания централизованного регулирования и рыночных реформ. Во Франции за 2006-2008 гг. было приватизировано 15 крупных компаний. Все полномочия на проведение приватизации были в руках главы министерства экономики, которое передало министру все права на принятие практических решений. В утвержденном общем списке приватизируемых предприятий министр определял лишь конечные сроки и способы приватизации каждого из них. Активы предприятий реализовывались по схеме: иностранным инвесторам – 10-15, персоналу приватизируемого предприятия – 10% акций. Остальные акции продавались на открытом рынке. Особую роль в успехе приватизации сыграло централизованное регулирование процесса продажи акций: фиксированность и заниженность цены акции, что обеспечивало полную реализацию выпущенных акций и увеличение числа индивидуальных инвесторов. Рыночные же рычаги использовались ограниченно, в основном для распространения части финансовых активов среди индивидуальных инвесторов.

Таким образом, в целом в Европе представляется следующая картина:

Таблица 4 - Распределение предприятий и организаций по формам собственности (на 1 января 2009 года), %

Показатель   Франция

Австрия

Англия
1 2

3

4
Всего организаций 100%

100%

100%
В том числе по формам собственности:

 

   
частная 74%

65%

42%
государственная 23%

30%

55%
муниципальная 3%

5%

3%
   

 

 
         

Источник [13 с.29 ]

Таким образом, можно сделать вывод, что страной, с наибольшей долей государственной собственности является Англия. Страной, с большей долей частной собственности, среди приведенных европейских стран, является Франция.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, отметим, что собственность - это отношение между людьми, классами и социальными группами общества, а также хозяйствующими субъектами по поводу присвоения ресурсов, условий производства, технического и технологического, научного и интеллектуального потенциала, произведенных в обществе материальных и духовных ценностей.

Можно выделить два типа собственности: частную и государственную (общественную).

Частная собственность - это отношения собственности, при которых субъект осуществляет функции распоряжения и присвоения независимо от других, а все основные правомочия находятся у него.

Государственная (общественная) собственность - это отношения собственности, при которых различные субъекты совместно осуществляют функции распоряжения и присвоения, а также наделены определенными правомочиями собственника. В рамках общественной собственности возникают различные ее виды: 1) коллективная собственность; 2) государственная собственность. Государственная собственность в свою очередь может быть: общенародной, региональной; муниципальной.

Таким образом, общество и его властные структуры оказались перед сложнейшей дилеммой: приватизация, проведенная по принятой в стране схеме, стала тормозом экономического развития, но возврат в исходную точку с целью использования более эффективных приватизационных моделей является утопией.

Успех процесса приватизации во многом определяется его четкой правовой основой и гибкой приватизационной политикой государства.

Всего мировой опыт приватизации насчитывает 22 различных способа частичной или полной передачи государственной собственности и ее функций частному сектору. Н.Ридли – «главный архитектор» и проводник британской программы приватизации доказывал, что приватизация действительно является средством придания экономике большей эффективности, потому что государственные предприятия работают на себя, а не на потребителя.

Подводя итого, отметим, что при этом конечными целями приватизации в развитых странах являются:

- сокращение задолженности государственного сектора;

- развитие рынка;

- стимулирование предпринимательства;

- расширение индивидуальных свобод;

- развитие «народного» капитализма.

 

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жаворонков С. Неэффективность управления государственной собственностью (на примере крупных предприятий)// Вопросы экономики 2004, №9, С. 44-52

2. Казанцев С.В. Смена формации // ЭКО 2003, № 3, С.61-85

3. Красин Ю.А. Собственность в России. Что дальше? // Социс 2006, №6, С. 122-126

4. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под ред. А.Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. 2 –е изд.. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2001. 544 с.

5. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / С.С.Носова. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2004.

7. Петраков Н. Отношения собственности: анализ трансформации в переходной экономике // Проблемы теории и практики управления 2005, №2 С. 13-20

8. Попадюк И. Частная ли частная собственность в России? (вероятные сценарии развития бизнеса) // Вопросы экономики 2006, №1, С. 144-156

9. Румянцева Е. Оценка собственности в ходе проведения приватизации в России //Проблемы теории и практики управления 2005, №1, С. 117-121

10. Собственность в жизни россиян: домыслы и реальность. Аналитический доклад. Институт комплексных социальных исследований. М., 2005; Социол. исслед. 2005. № 11. С. 3-18

11. Сульповар Л., Родионов Д. Проблемы управления государственной собственностью в российской экономике // Проблемы теории и практики управления 2005, №5 С. 52-57

12. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник/под. ред. проф., д.э.н. А.В. Сидоровича – М: МГУ, изд-во «Дело и Сервис», 2002.

13. Федорович В.О., Федорович Т.В. Государственная собственность: управление структурными изменениями и капитализация крупных корпоративных образований // ЭКО 2006, №7, С. 28-33

14. Хорвард К. Эрнашвили Н.Д., Никитин А.М. Экономическая теория: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 398 с.

15. Экономика: Учебник для вузов / Под ред. Е.Н. Лобачевой. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 592 с.

16. Экономическая теория (для эк. вузов): Учебник /под ред. О.С. Белокрыловой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

17. Экономическая теория /СВ. Фомишин, С В. Мочерний- Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 509, [1] с. - (Высшее образование).

18. Экономическая теория. Микроэкономика. Макроэкономика. Мегаэкономика. / под. ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов 3-е изд. СПб: Издательство «Питер», 2001

19. Экономическая теория: Учебное пособие для студентов не экономических специальностей высших учебных заведений /Базылев Н.И., Базылева М.Н.. – Мн.: Книжный дом, 2005 – 320 с.

20. Экономическая теория: Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений /Базылев Н.И., Базылева М.Н.. – Мн.: Книжный дом, 2004 – 608 с.

21. http://www.eg-online.ru/

22. http://www.fingazeta.ru/

23. http://www.economuch.com/page/ekonomt/ist/ist-5--idz-ax268--nf-12.html

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: