Эластичность спроса по цене

Ценовая эластичность показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении его цены на 1%

Из закона спроса, следует, что количество купленных товаров будет тем меньше, чем выше цена. Однако закон спроса не дает ответа на вопрос о том, насколько сократится объем покупок при росте цены на определенный процент и насколько он увеличится при снижении цены на соответствующий процент. Тем более что для разных товаров степень зависимости спроса от цены существенно разнится. Для описания этого явления используется понятие эластичности спроса по цене.

Например, в магазинах цены на молоко и пепси-колу увеличились в два раза. Ясно, что потребители станут покупать меньше и того, и другого. Но опыт показывает, что покупки молока сократятся существенно меньше, чем покупки пепси-колы. Дело в том, что молоко относится к предметам первой необходимости и обойтись без него довольно трудно. Без пепси-колы же прожить можно. При снижении в два раза цен на молоко и пепси-колу больше станут покупать и того, и другого, но покупки молока увеличатся меньше, чем пепси-колы. Объясняется это тем, что даже при высокой цене спрос на молоко был близок к насыщению потребности, поэтому снижение его цены не вызвало резкого увеличения объема продаж. Следовательно, спрос на молоко менее чувствителен к изменениям цены, чем спрос на пепси.  Используя экономический термин, можно сказать, что спрос на молоко менее эластичен, чем спрос на пепси-колу. Таким образом, эластичность спроса по цене — это отношение величины процентного изменения объема покупок к величине процентного изменения цены.

Дуговая эластичность Точечная эластичность
 - эластичность спроса по цене ∆Р – изменение цены ∆Q – изменение объема покупок  - средняя величина покупок  - средняя величина цены P1 – первоначальная цена Q1 – первоначальное количество Поскольку зависимость спроса от цены отрицательная, знак коэффициента эластичности не принимаем во внимание, и рассчитываем его по модулю

Математически эластичность спроса измеряют при помощи показателя, именуемого коэффициентом эластичности К Он высчитывается с помощью простой формулы

    процент изменения величины спроса

Кэ=

    процент изменения цены единицы товара

Спрос на товар считается эластичным, если коэффициент его эластичности больше единицы, т.е. процентное изменение цены приводит к большему процентному изменению спроса на него. Например, если снижение цены на 2 % приводит к увеличению спроса на 4 %, то спрос отличается высокой эластичностью, а коэффициент эластичности равен 2 (4% 2%).

Спрос считается неэластичным, если коэффициент его эластичности меньше единицы. Это значит, что процентное изменение цены приводит к относительно меньшему процентному изменению спроса. Например, когда уменьшение цены на 3 % дает рост спроса на 1 %, то коэффициент эластичности составит 1/3. (1% 63%).

Границу меж эластичностью и неэластичностью спроса образует так называемая единичная эластичность. Она имеет место, когда процентное изменение цены товара приводит к точно такому же процентному изменению спроса на него.

Подчеркнем, что низкая эластичность спроса не означает, что спрос вовсе реагирует на изменение цены. Такую крайнюю ситуацию описывает

называемая абсолютная неэластичность спроса. Примером может служить спрос больного, готового купить необходимое лекарство за любую цену. Противоположный случай — абсолютная эластичность спроса. Она возникает  когда даже минимальное снижение цены дает стимул увеличивать покупки до максимума, то есть раскупить весь имеющийся запас товара.

Неэластичностью спроса отличаются предметы первой необходимости, поскольку при снижении цен быстро наступает «порог насыщения» ими. Напротив, предметы роскоши отличаются высокой эластичностью. При высоких ценах они доступны лишь ограниченной группе потребителей с высоким уровнем доходов, но иметь их обычно хотят многие. Поэтому при снижении цен на них потребитель со средним достатком стремится их приобрести.

Низкой эластичностью спроса отличаются товары, для которых трудно возможно найти заменителей (молоко, соль, хлеб и тд.). Напротив, высокой эластичностью характеризуются те товары, для которых легко найти заменитель. Например, любители пепси-колы вполне могут переключиться на какой-нибудь другой прохладительный напиток.

Спрос обычно неэластичен на дешевые товары и эластичен на дорогие. Если  цена товара возрастет даже вдвое с 1  до 2 рублей, то покупка одного вздорожавшего товара мало отразится на бюджете семьи и, поэтому вряд ли будет серьезно приниматься во внимание. Но если цена товара увеличивается со 125 до 250  рублей, то такое увеличение цены уже ощутимо и может заставить отложить покупку до лучших времен.

Как правило, неэластичен спрос на товары текущего потребления и эластичен на предметы длительного пользования. Если человек едет в машине и у него кончается бензин, то «отложить» покупку горючего до следующего дня или хотя бы до следующей бензоколонки в расчете на то, что бензин там удастся  купить со скидкой, у него просто нет возможности. Напротив, приобретение дорогих товаров — мебели, автомобиля или видеомагнитофона, как правило, пока цены высоки, можно отложить до лучших времен.

Простейший способ проверить, эластичным или неэластичным является - это определить, что происходит с общей выручкой, или денежными поступлениями, - совокупными расходами с точки зрения потребителей, в случае изменения цены продукции.

Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки, а увеличение цены — к уменьшению общей выручки.

Если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

Если спрос неэластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

В случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких изменений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: