Сущность и функции финансов

Введение

 

Индивидуальное предпринимательство в России имеет многовековую историю. Достаточно вспомнить, что торговая деятельность являлась одной из основ хозяйственной жизни славян, а древнерусское государство, созданное в конце IX в., складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути "из варяг в греки". В истории российского частного предпринимательства можно выделить четыре основных этапа.

Первый этап - зарождение предпринимательских отношений на Руси. Начало его связано с возникновением древнерусского государства, а окончание - с проведением политических и экономических реформ царем Петром I (IX - XVIII вв.). Рассматриваемый период характеризуется в основном развитием торговой деятельности индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальная предпринимательская деятельность традиционно ориентирована на теку­щую прибыль, обязана быстро реагировать на спрос и пред­ложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную специфическую инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где деятельность индивидуальных предпринимателей может быть преобладающей формой организации труда, — прежде всего это обслуживание населения или аналогичных.

Для предпринимательства в незначительных масштабах не нужны большие финансовые накопления не только потому, что не требуются дорогостоящие производственные фонды, но и из-за относительно высокой оборачиваемости капитала, т.е. высокой скорости движения финансовых потоков, т.к. их деятельность ориентирована в основном на потребителя в социально ориентированных сферах.

Индивидуальные предприниматели не способны самостоятельно выступать инициаторами наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоценивать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда, что широко применяется в Японии и других странах, но в нашей отечественной экономике это весьма проблематично. Получая конкретные и четко сформулированные задачи, индивидуальные предприниматели налаживают новые услуги, реже выпуск новой продукции. В сравнении с индивидуальными предприниматели, крупные компании, имеют то неоспоримое преимущество, что могут финансировать новые перспективные разработки, выступать в роли заказчиков и кредиторов, т.к. имеют существенные финансовые ресурсы, как привлекаемые, так и собственные. Объединение усилий крупного мелкого бизнеса и деятельности индивидуальных предпринимателей в настоящее время скорей идея, чем реальная возможность. И связано это с реальным состоянием финансовых ресурсов и финансовых рисков индивидуальных предпринимателей.

В курсовой работе последовательно рассмотрим понятие финансов и функционирование финансов применительно к индивидуальным предпринимателям.



Сущность и функции финансов.

 

Финансы представляют собой систему денежных отношений, возникающих между экономическими субъектами и внутри них в процессе формирования, распределения и использования денежных (централизованных и децентрализованных) фондов и при обороте денежных средств на различных уровнях мировой и национальной системы хозяйствования.

Взаимодействуя между собой, экономические субъекты (государство — в лице его органов федеральной, региональной и местной власти; хозяйствующий субъект; гражданин) вступают в денежные отношения, формирующие структуру финансовой системы государства и образующие его финансовый рынок.

Финансы — это особая сфера денежных отношений, связанных с процессом формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Денежные средства — это деньги, находящиеся в полном распоряжении экономических субъектов и используемые ими свободно, без целевого назначения и ограничений. Денежные фонды — это обособившаяся часть денежных средств, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. Денежные фонды бывают централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные фонды — фонды, формируемые и используемые государством (бюджет, специальные целевые фонды, внебюджетные фонды) в лице его органов федеральной, региональной и местной власти. Децентрализованные денежные фонды — фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов и граждан.

Финансовые отношения, выражая непрерывное движение стоимости, циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяйствования и классифицируются следующим образом:

финансовые отношения, реализуемые с участием межнациональных финансовых институтов (МВФ, МБРР и др.), государств и отдельных юридических лиц, определяемые как международные (межнациональные) финансы;

финансовые отношения, осуществляемые с непосредственным участием и в интересах государства, определяемые как государственные (публичные) финансы;

финансовые отношения на уровне отдельных субъектов хозяйствования, определяемые как финансы хозяйствующих субъектов (предприятий);

финансовые отношения с участием отдельных физических лиц или семей, определяемые как финансы граждан (частные финансы).

Общим для всех перечисленных отношений является то, что они возникают как результат определенных хозяйственных и финансовых операций, инициированных самим экономическим субъектом или другим участником экономического процесса; выражены в денежной форме; представляют собой совокупность выплат и поступлений денежных средств экономического субъекта и опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.

Сущность финансов как экономической категории наиболее полно отражается в их базовых функциях. Финансы выполняют три основные функции:

1) воспроизводственную;

2) распределительную;

3) контрольную.

Сущность воспроизводственной функции заключается в формировании денежных фондов и получении наличных денежных средств, необходимых для функционирования экономических субъектов. Посредством выполнения этой функции финансы обслуживают кругооборот средств в индивидуальном и общественном воспроизводстве.

Формирование денежных фондов и получение наличных денежных средств происходит на различных уровнях: международном, федеральном, региональном, местном, на уровне отрасли, на отдельно взятом хозяйствующем субъекте и на уровне отдельно взятого гражданина (или его семьи). На уровне мировых финансовых отношений эта функция проявляется в процессе формирования финансовых фондов международных финансово-кредитных институтов (например, Международного валютного фонда); на уровне государственных финансов аналогичный процесс реализуется при формировании доходной части бюджетов и внебюджетных фондов различных уровней; на уровне финансов хозяйствующих субъектов — при формировании их суммарной выручки; на уровне финансов граждан — при формировании их доходов.

Распределительная функция финансов тесно связана с воспроизводственной функцией, так как ранее сформированные денежные фонды и полученные денежные средства подлежат распределению и использованию для удовлетворения соответствующих целевых потребностей хозяйственной системы в финансовых ресурсах. Распределительный процесс характеризуется сложностью и многогранностью, включает в себя как первичное распределение, так и перераспределение совокупного общественного продукта, протекает на всех уровнях и во всех сферах общественной жизни — в материальном производстве, сферах обращения и потребления. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения: международное, федеральное, региональное, межрегиональное, местное (муниципальное), межмуниципальное, межотраслевое, внутриотраслевое, межхозяйственное (между хозяйствующими субъектами), внутрихозяйственное (внутри хозяйствующего субъекта), межсубъектное (между гражданами) и внутрисубъектное (использование денежных средств гражданином). При этом в основу вышеназванного должно быть положено сочетание интересов государства, субъектов федерации, муниципальных образований, министерств и ведомств, а также хозяйствующих субъектов и отдельных граждан. На уровне мировых финансовых отношений данная функция проявляется при осуществлении финансовых программ международных финансово-кредитных институтов; на уровне государственных финансов — при исполнении расходной части бюджетов и внебюджетных фондов; на уровне хозяйствующего субъекта — при распределении полученной прибыли по отдельным направлениям (например, на развитие хозяйственного процесса, долгосрочное инвестирование, личное потребление); на уровне финансов граждан — при использовании своих доходов на конкретные цели. Сущность контрольной функции заключается в создании и использовании финансового контроля за количественными и качественными параметрами процессов формирования и расходования денежных фондов и наличных денежных средств. Поскольку финансы «пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта и национального дохода. Благодаря контрольной функции общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных экономических субъектов, насколько экономно и эффективно они используются и т. д. Контроль за реальным денежным оборотом может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским). Инструментом реализации контрольной функции выступают финансовые показатели, имеющиеся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Они позволяют увидеть различные стороны работы экономических субъектов и оценить результаты их хозяйственной деятельности, а также принять меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Особая роль данной функции определяется возможностью через контроль за движением денежных средств анализировать многие другие аспекты деятельности экономических субъектов; например, на уровне мировых финансовых отношений данная функция проявляется в контроле за результативностью деятельности международных финансово-кредитных институтов; на уровне государства — за эффективностью и целевым формированием и использованием денежных средств государства, за действенностью его социально-экономической политики, экологических программ и др.; на уровне отдельно взятого хозяйствующего субъекта — за эффективностью его хозяйственной, инвестиционной деятельности, используемых технологий и др.; на уровне гражданина (или его семьи) — контроль за достижением определенного уровня достатка семьи, за рациональным использованием своих доходов.

В современных условиях финансы, помимо вышеперечисленных, выполняют следующие функции:

функцию финансового регулирования;

функцию управления денежным потоком и финансовыми отношениями;

защитную функцию.

Функция финансового регулирования финансов двояка. С одной стороны, финансы при осуществлении экономическим субъектом финансово-экономических задач выполняют роль катализатора (стимула) количественного и качественного развития производства и потребления, ключевого элемента управления экономикой на макро- и особенно на микроуровнях. С другой стороны, функция финансового регулирования проявляется в том, что неэффективное использование финансовых ресурсов может привести к снижению эффективности работы экономических субъектов, затормозить движение их к намеченным социально-экономическим показателям. Финансовое регулирование может быть международным, федеральным, региональным, муниципальным, ведомственным (отраслевым), внутрихозяйственным и внутрисубъектным. На уровне мировых финансовых отношений эта функция проявляется в регулировании международной финансовой системы; на уровне государства — путем вмешательства и воздействия государства через финансы (налоги, тарифы, государственный кредит, субсидии, трансферты и др.) на социально-экономическое развитие территорий, отраслей народного хозяйства и отдельных хозяйствующих субъектов и граждан в нужном обществу направлении; на уровне хозяйствующего субъекта — путем оказания воздействия хозяйствующим субъектом с помощью системы различных рычагов (цен, доходов, инвестиций, дивидендов, амортизационных отчислений и др.) на развитие своей хозяйственной деятельности; на уровне гражданина — путем продуманного использования финансовых инструментов, которыми он владеет.

Функция управления денежным потоком и финансовыми отношениями выражается через функционирование финансового менеджмента. Финансовый менеджмент — это система рационального управления денежными потоками, движением финансовых ресурсов и источников их формирования, инвестициями и организацией финансовых отношений с целью обеспечения финансовой устойчивости экономического субъекта. Управление осуществляется с помощью многообразных методов финансового механизма, который будет рассмотрен в пункте 1.3. Финансовый менеджмент может осуществляться на различных уровнях: на международном, федеральном, региональном, муниципальном, ведомственном (отраслевом), внутрихозяйственном и внутрисубъектном. На каждом из этих уровней финансовый менеджмент проявляется в предвидении возможных состояний денежных потоков, финансовых ресурсов и финансовых отношений в ближайшей и в отдаленной перспективе, в умении определить объем и интенсивность поступления и расхода денежных средств как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу, предпринимать необходимые меры для сохранения платежеспособности экономического субъекта.

Защитная функция финансов проявляет себя в том, что экономический субъект ищет средства и формы защиты от возможных нежелательных последствий, стабилизирующие финансовую деятельность. Стабильность обеспечивается благодаря механизму перераспределения финансовых ресурсов и формированию должной нормативно-законодательной базы, обеспечивающей для всех экономических субъектов стабильные условия осуществления ими своей хозяйственной деятельности. Защитная функция связана с правовым, информационным обеспечением возможных перераспределений.

Одним из возможных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, а именно механизмом перераспределения доходов и накоплений, образованных в процессе первичного распределения национального дохода, является страхование. В современной экономике страхование является финансовым стабилизатором, позволяющим обществу компенсировать ущербы, которые наступают вследствие непредвиденных случайных событий, наносящих урон государству, народному хозяйству и населению. Страхование обеспечивает нормальное общественное воспроизводство на всех уровнях: международном, федеральном, региональном, муниципальном, ведомственном, внутрихозяйственном и внутрисубъектном. На каждом из этих уровней защитная функция проявляется, помимо использования страхового механизма, в создании правовой базы, регулирующей международные и национальные финансовые отношения, в предоставлении политических и экономических гарантий стабильной экономической деятельности экономических субъектов на всех уровнях финансовых отношений.

Таким образом, функции финансов, как и сама теория финансов, находятся в постоянном развитии, наполняются новым содержанием. Однако многие вопросы, касающиеся современной теории финансов, остаются спорными и дискуссионными. Остается спорным вопрос об экономической природе и сущности финансов; о видах и содержании функций, присущих финансам; о границах финансовых отношений об участии государства в финансовых отношениях и о том месте, которое финансы занимают в воспроизводственном процессе и в жизни общества в целом. Существование дискуссионных вопросов связано, прежде всего, с двойственностью, которая присуща экономической науке в переходный период, когда имеют место как административно-командные, так и рыночные взгляды на финансы. Тем не менее наличие спорных вопросов предопределяет необходимость дальнейшей разработки теоретических и практических проблем современной теории финансов, что в конечном итоге позволит научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики страны и совершенствование ее финансовой системы.

В экономической системе общества в качестве материальных носителей финансовых отношений выступают финансовые ресурсы, которые функционируют во всех сферах общественного производства и на всех уровнях управления.

Финансовые ресурсы представляют собой совокупность денежных средств, создающихся в результате деятельности различных хозяйствующих субъектов и отдельных физических лиц. Это денежные средства в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению простого или расширенного воспроизводства. Важнейшей частью финансовых ресурсов является капитал, который будет рассмотрен в главе 4 данной книги. Движение денежных средств между экономическими субъектами является экономической основой любого государства, которая образовывает его финансовую систему.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: