ЦЕЛЬ: Определить роль информационных технологий в развитии международного обмена услугами.
ЗАДАЧИ: изучить:
1. Определение Э-торговли. Объекты Э-торговли.
2. Предпосылки развития Э-торговли.
3. Создание необходимых правовых основ для Э-торговли.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,
· записи на доске,
· слово преподавателя.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: активный.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.
2. После изучения темы: Определение Э-торговли. Объекты Э-торговли. Предпосылки развития Э-торговли. Создание необходимых правовых основ для Э-торговли.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Что понимается под термином «Э-торговля».
2. Назовите две главные группы товаров и услуг, которые охватывает Э-торговля.
3. Перечислите сектора услуг, в которых особенно быстро развивается Э-торговля.
4. Перечислите предпосылки развития Э-торговли.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература
1. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. – М.: ИКЦ "Академкнига", 2003.
2. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. – М.: Экономика, 2003.
Дополнительная литература
1. Ливенцев Н.Н., Буглай В.Б. Международные экономические отношения. – М.: Проспект, 2005.
2. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. – М.: Юнити-Дана, 2004.
3. Международные экономические отношения: Учебник / Под редакцией Б.М.Смитиенко. – М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Ремчуков К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. – М.: Междунар. отношения, 2002.
5. Фомишин С. Международные экономические отношения. Курс лекций – М.,2003.
Методические рекомендации для преподавателя по проведению практических занятий по курсу «Стратегическое планирование»
ТЕМА 1: Услуги в современной мировой экономике.
ЦЕЛЬ: Рассмотреть важнейшие теоретические и практические аспекты современных международных экономических отношений, а также определить место услуг в современной мировой экономике.
ЗАДАЧИ: изучить:
1. Международные экономические отношения (МЭО).
2. Основные формы МЭО. Экспорт и импорт, реэкспорт и реимпорт.
3. Услуга как объект международной торговли.
4. Классификация услуг.
5. Специфика международной торговли.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
· печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников,
· записи на доске,
· слово преподавателя.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: интерактивный.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Структура занятия:
1. Закрепление рассмотренного на лекции материала.
2. Подготовить доклады.
3. Практическое задание №1.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. До изучения темы: базисные знания из других курсов.
2. После изучения темы: Международные экономические отношения (МЭО). Основные формы МЭО. Экспорт и импорт, реэкспорт и реимпорт. Услуга как объект международной торговли. Классификация услуг. Специфика международной торговли.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: дать определение международным экономическим отношениям, классифицировать услуги, знать особенности международной торговли.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Дайте определение услуг в широком и узком смысле слова.
2. Покажите различия понятий "услуга" и "товар" в его материальном выражении.
3. Экспортом или импортом услуг является деятельность туристической фирмы России, отправляющей российских туристов за границу, и деятельность туристической фирмы, принимающей иностранных туристов в нашей стране.
4. Российский профессор, преподающий в зарубежном университете и переводящий часть своего дохода в Россию, является экспортером или импортером образовательных услуг?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
1. Задание 1. Подготовить доклады по приведенным ниже темам:
1. Мировой рынок услуг и его роль на постиндустриальной стадии развития мировой экономики
2. Особенности развития сферы услуг России
3. Динамика и структура международной торговли услугами
4. Глобализация бизнеса
2. Практическое задание №1. Заполните основные характеристики развития экономических систем.
Основные характеристики развития экономических систем
Показатели | Основные характеристики, раскрывающие содержание показателей | ||
Стадия развития общества | Доиндустриальная | Индустриальная | Постиндустриальная |
Главная сфера экономики | |||
Основной лимитирующий фактор производства | |||
Основная господствующая социальная группа |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература
1. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. – М.: Экономика, 2003.
Дополнительная литература
1. Ливенцев Н.Н., Буглай В.Б. Международные экономические отношения. – М.: Проспект, 2005.
2. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. – М.: Юнити-Дана, 2004.
3. Международные экономические отношения: Учебник / Под редакцией Б.М.Смитиенко. – М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Фомишин С. Международные экономические отношения. Курс лекций – М.,2003.