Учет списания материалов в производство

Учет поступления материалов по договору мены. Бухгалтерские проводки

Правовые основы, определяющие порядок формирования договора мены, определены в главе 31 "Мена" ГК РФ. Более подробно методика отражения операций поставки по договору мены рассмотрена в статье "Учет купли-продажи товаров по договору мены" Стоимость материалов, подлежащих передаче, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация определяет стоимость аналогичных материалов.

Ниже приведены бухгалтерские проводки, отражающие учет поступления материалов от поставщиков по договору мены с обычным порядком перехода права собственности на материалы, согласно статьи 223 "Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору" ГК РФ и статьи 224"Передача вещи" ГК РФ

Таблица 3

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
10 60.01 Отражается поступление материалов от поставщика по договору мены. Субсчет счета 10 определяется видом поступаемых материалов Рыночная стоимость материалов без НДС Накладная (ТМФ № М-15) Приходный ордер (ТМФ № М-4)
19.3 60.01 Отражается сумма НДС, относящегося к полученным материалам Сумма НДС Накладная (ТМФ № М-15) Счет фактура
68.2  19.3 Относится сумма НДС к возмещению из бюджета. Проводка делается при наличии счета фактуры поставщика Сумма НДС Счет фактура Книга покупок
62.01 91.1 Отражается передача обмениваемых материалов поставщику по договору мены Рыночная стоимость передаваемых материалов Накладная (ТМФ № М-15) Счет фактура
91.2 10 Отражается списание передаваемых материалов с баланса организации. Субсчет счета 10 определяется видом передаваемых материалов Себестоимость материалов Накладная (ТМФ № М-15) Счет фактура
91.2  68.2 Отражается сумма НДС, начисленная на передаваемые материалы Сумма НДС Накладная (ТМФ № М-15) Счет фактура Книга продаж
60.01 62.01 Зачитывается задолженность второй стороны по договору мены Стоимость материалов Бухгалтерская справка-расчет

Учет поступления материалов по учредительным договорам. Бухгалтерские проводки

По учредительному договору учредители (участники) вносит в уставный (складочный) капитал организации различного рода имущество, в том числе и материалы. Согласно п.8 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» фактическая себестоимость материально-производственных запасов (материалов), внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации.

Исходя из вышеприведенных положений, поступление материалов по учредительному договору можно отражать в учете ниже следующими проводками.

 

 

Таблица 4

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
10 75.1 Отражаем поступление материалов по учредительному договору. Субсчет счета 10 определяется видом поступаемых материалов Оценочная стоимость материалов, согласованная учредителями Приходный ордер (ТМФ № М-4) Акт приема передачи материалов
19 83 Если учредитель, передающий материалы в уставной капитал организации, согласно п. 3 статьи 170 НК РФ восстанавливает НДС, принимающая сторона должна сделать данную проводку Сумма восстановленного учредителем НДС Счет фактура Акт приема передачи материалов

 

Учет безвозмездного поступления материалов. Бухгалтерские проводки

Согласно методическим указаниям материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных материалов. Учет и формирование затрат на производство материалов осуществляются организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции. Т.е. порядок отражения в бухгалтерском учете материалов, изготовленных собственными силами, зависит от методики исчисления себестоимости продукции, применяемой в организации.

В настоящее время применяют следующие виды оценки готовой продукции:

По фактической производственной себестоимости. Этот способ оценки готовой продукции (изготавливаемых материалов) используется сравнительно редко, как правило, при единичном и мелкосерийном производствах, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.

По неполной (сокращенной) производственной себестоимости продукции (изготавливаемых материалов), исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов. Может применяться в тех же производствах, где применяется первый способ оценки продукции.

По нормативной (плановой) себестоимости. Целесообразно применять в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой продукции.

Ниже рассмотрим два варианта отражения в учете операций поступления материалов, изготовленных собственными силами.

Таблица 5

Счет Дт

Счет Кт

Описание проводки

Сумма проводки

Документ-основание

Учет материалов по нормативной (плановой) себестоимости.

10

40

Отражается выпуск (изготовление) материалов по плановой себестоимости

Плановая себестоимость

Приходный ордер (ТМФ № М-4)

40

20

Отражается фактическая производственная себестоимость

Отражается фактическая производственная себестоимость

Бухгалтерская справка-расчет

10

40

Отражается списание отклонений между стоимостью материалов по фактической себестоимости от стоимости их по нормативной (плановой) себестоимости

Сумма отклонения "черным" или "красным" в зависимости сальдо отклонения

Бухгалтерская справка-расчет

Учет материалов по фактической себестоимости.

10

20

Отражается выпуск (изготовление) материалов по фактической себестоимости

Фактическая производственная себестоимость

Приходный ордер (ТМФ № М-4)
                         

 

Учет списания материалов в производство

Материалы отпускаются со склада в производство на изготовление продукции, выполнение работ и услуг, т. с. для осуществления основной деятельности предприятий, кроме того, они необходимы и для прочих хозяйственный нужд предприятия. Основные проводки по учету списания материалов отражены в таблице 6

Таблица 6

Содержание операции Дебет Кредит
Списаны материалы со склада: в основное производство во вспомогательное производство на общепроизводственные нужды на общехозяйственные нужды на исправление брака на строительно-монтажные работы на продажу на операции, связанные с продажей продукции       20 23 25 26 28 08 91 44         10 10 10 10 10 10 10 10  

 

 

В соответствии с пунктом 100 Методических указаний отпуск материалов со склада организации в ее подразделения оформляется следующими первичными документами:

- лимитно-заборная карта (типовая межотраслевая форма N М-8);

- требование-накладная (типовая межотраслевая форма N М-11);

- накладная на отпуск материалов на сторону (типовая межотраслевая форма N М-15).

6.1 Лимитно-заборная карта (форма N М-8) применяется для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля над соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды. Лимитно-заборная карта является основанием для списания материальных ценностей со склада.

На одно наименование материала (один номенклатурный номер) выписывается два экземпляра карты. Один экземпляр карты до начала месяца передается структурному подразделению организации - получателю материалов, второй - складу.

Лимитно-заборная карта может быть выписана и в трех экземплярах. Дополнительный экземпляр составляется в том случае, если карта выписывается отделом снабжения или плановым отделом организации, где он и остается для контроля.

Карты, как правило, выписываются на один месяц. Если же объемы отпуска материалов невелики, то карта может быть выписана и на квартал.

Для каждого склада организации выписываются отдельные лимитно-заборные карты.

Получая материалы на складе, получатель предъявляет свой экземпляр карты. Кладовщик, отпускающий материалы, дату и количество выданных материалов указывает в обоих экземплярах карты. Затем определяется остаток лимита. В лимитно-заборной карте получателя расписывается кладовщик, а в экземпляре склада расписывается получатель материалов.

Лимитно-заборные карты после использования лимита сдаются в бухгалтерию. По окончании месяца все карты за истекший месяц следует сдать в бухгалтерию, независимо от того, исчерпан ли лимит. Карта, выписанная на квартал, сдается в бухгалтерию в начале следующего квартала.

В лимитно-заборной карте ведется учет материалов, не использованных в производстве и возращенных на склад.

В необходимых случаях с разрешения руководителя организации или иных уполномоченных на это лиц, допускается изменение лимита отпуска, сверхлимитный отпуск, а также замена одних материалов другими. При наличии такого разрешения при отпуске материалов сверх лимитов в карте делается надпись "Сверх лимита" или ставится соответствующий штамп.

6.2 Требование-накладная (форма N М-11) используется для учета движения материалов внутри организации между структурными подразделениями или материально-ответственными лицами.

Составляется требование-накладная в двух экземплярах материально-ответственным лицом структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит основанием для списания материалов сдающим складом, а на основании другого экземпляра склад или подразделение, получающие ценности, принимает их на учет.

В требовании указываются наименование материала, его количество и цена, сумма. Помимо этих данных указывается номер или шифр изделия и (или) наименование заказа (изделия), для изготовления которого отпускаются материалы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат.

Возможен отпуск материалов без указания назначения. В этом случае отпуск материалов учитывается как внутреннее перемещение, а материалы считаются в подотчете у подразделения, их получившего.

Подписывается требование-накладная материально-ответственными лицами сдатчика и получателя. Полностью оформленный документ передается в бухгалтерию, где проверяется на правильность оформления и законность совершенной операции. Следует отметить, что работники бухгалтерии должны проверять все поступающие к ним первичные учетные документы без исключения, а не только требования-накладные.

6.3 Накладная на отпуск материалов на сторону (форма N М-15) применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории.

Передача материалов с одного склада организации на другой, а также из склада одного подразделения другому подразделению в соответствии с пунктом 113 Методических указаний N 119н должна оформляться накладными на внутреннее перемещение материалов. Анализ Постановления N 71а показывает, что накладной с таким наименованием не утверждено. Таким образом, для оформления отпуска материалов подразделениям, расположенным за пределами территории организации, следует применять накладную на отпуск материалов на сторону.

Накладная выписывается в двух экземплярах, первый из которых передается складу и является основанием для отпуска материалов, а второй остается у получателя.

 Еще на один момент необходимо обратить внимание. С целью сокращения количества первичных учетных документов, там, где это возможно и целесообразно, Постановление N 71а в указаниях по применению и заполнению форм рекомендует оформлять отпуск материалов в карточках учета материалов (форма N М-17). Если в организации установлены лимиты отпуска материалов, они могут быть указаны в карточке. При таком варианте расходные документы на отпуск материалов не составляются, выдача материалов осуществляется на основании лимитных карт, которые выписываются в одном экземпляре и не имеют значения бухгалтерских документов.

Получатель материалов расписывается в карточке учета материалов, кладовщик, отпускающий материалы, расписывается в лимитной карте. Как сказано в пункте 109 Методических указаний N 119н, при такой системе отпуска материалов карточка складского учета является регистром аналитического учета и одновременно выполняет функции первичного учетного документа. В организации должен быть установлен перечень материалов, отпускаемых со склада таким способом, а также подразделения, где описанный способ может применяться. Перечень утверждается руководителем организации.

   Методические указания по бухгалтерскому учету материалов допускают возможность помимо унифицированных форм первичных учетных документов применять самостоятельно разработанные формы первичных документов. Однако при этом должны соблюдаться следующие условия:

- организация обязана применять унифицированные формы и только в тех случаях, когда их применение не возможно или не предусмотрено разработать свои формы первичной документации;

- самостоятельно разработанные формы первичной документации должны отвечать требованиям к первичным документам, указанным в статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Другими словами, в самостоятельно разработанном документе должны содержаться все обязательные реквизиты, а именно:

- наименование документа;

- дата составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

  - личные подписи указанных лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: