Значение уроков изобразительного искусства для гармоничного развития личности ребенка с СДВГ

Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. Так как СДВГ-дети учатся в общеобразовательных школах (а не в коррекционных) вместе со здоровыми детьми, то и им нужно освоить общий для всех образовательный стандарт. Рассмотрим сначала цели общего школьного курса изобразительного искусства.

Стандартный школьный курс изобразительного искусства, исходя из общих задач воспитания, ставит своей целью: готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны.

Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.

2. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать увиденное.

3. Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе.

4. Дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы. Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе. Развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира. Развить пространственное мышление, образное представление и воображение.

5. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика. Мы должны заботиться, чтобы не было одностороннего воспитания. Ребенок должен научиться видеть разные стороны нашей действительности, и к этому имеются все возможности.

В соответствии с этим в основе методики обучения должны лежать разнообразные педагогические и образовательные технологии. Подходя к подготовке любого урока по изобразительному искусству нужно учитывать не только возраст детей, но и их способности.

Одной из главных задач преподавания искусства является развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Для этого художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства должна находить разнообразные формы выражения:

· изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению)

· декоративная и конструктивная работа

· восприятие явлений действительности и произведений искусства

· обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках

· изучение художественного наследия

· подбор иллюстративного материала к изучаемым темам

· прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей, и тем более детей с отклонениями в развитии. Так как занятия рисованием позволяют решать многие задачи в интересной для ребенка форме. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию любого школьника.

На основании второй главы выделим основные проблемы ученической деятельности СДВГ-детей, а затем последовательно разберемся, как изобразительная деятельность позволяет их решать.

· Нарушение внимания и повышенная отвлекаемость не дают ребенку полностью сосредоточится на педагогическом процессе

· Нарушение основных характеристик памяти и цикличность в работе мешают созданию временных связей, что приводит к нарушениям и в долговременной памяти

· Нарушения координации рук и мелкой моторики пальцев в частности.

Чем же можно помочь гиперактивному ребенку на уроках рисования?

Сейчас почти каждая мамочка знает, что к школе нужно развивать пальчики ребенка, что бы ему было легче учиться писать. Но доказано, что развитие мелкой моторики это не только развитие мускулатуры пальцев, но и еще очень хорошее развитие мозга, его мыслительной деятельности, и запоминания. Я думаю, что вот он основной закон успешного развития учебной деятельности не только для здоровых детей, но и для гиперактивных детей в особенности. Для СДВГ-деток занятия для мелкой моторики должны быть в большом количестве еще в дошкольный период и продолжаться почти все время обучения в школе. Эту задачу как раз хорошо решают уроки рисования. Аппликация, лепка, конструирование – главные развивающие для моторики пальцев.

Изобразительная деятельность помогает решить много вопросов воспитания и обучения. Со стороны воспитания у гиперактивных детей такие же проблемы, как и у здоровых, поэтому стоит рассмотреть все значения изобразительной деятельности для развития личности в общем.

О значении рисования для умственного развития писал М.И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».

Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, то есть видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет. В результате целенаправленного обучения каждый ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.

Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования педагога Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.

Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у гиперактиных детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т.п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы.

В процессе рисования, лепки, конструирования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности, и конечно же очень нужны для учеников с СДВГ. Гиперактивный ученик приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств школьника. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.

Для успешного развития у школьников эстетических чувств необходимо, чтобы педагог при подготовке к занятиям учитывал, в какой степени задание отвечает интересам детей, их склонностям, захватывает их эмоционально.

Очень важно во время объяснения задания конкретно раскрыть эстетическое содержание объекта изображения. Причем об элементах прекрасного в объекте или явлении педагог должен рассказать в эмоциональной, выразительной форме. Если учитель, поставив в качестве натуры для рисунка ярко окрашенные предметы, проведет их анализ обычным, ровным голосом и не найдет слов, выражающих яркость, красочность, необычность натуры, то эмоции детей не будут затронуты, они спокойно станут «красить» свои рисунки, не проявляя особого интереса к изображаемому и своей работе.

Для закрепления моральных чувств, углубления эстетических переживаний необходимо в процессе занятия создать определенный эмоциональный настрой. Например, при рисовании на тему «Весна» хорошо использовать стихотворение о весне, прослушать пьесы П.И. Чайковского «Времена года».

Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей учащихся, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.

Заботясь о развитии у детей-СДВГ художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке и т.п. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления – картины, книги, пейзажа. Эмоциональное переживание вызовет у ребенка потребность рассказать окружающим о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения.

Нередко толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими или занимающимися лепкой, конструированием. Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке, лепке, живописи производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы.

Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога.

В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.

Организация и оборудование занятий также должна способствовать эстетическому воспитанию детей. Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок, аккуратное расположение материалов. Принадлежности должны быть расположены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться. Наглядные пособия должны быть выполнены на высоком художественно уровне.

Все виды занятий изобразительной деятельности при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.

Большое значение для рисования и лепки имеет зрение. Для того, чтобы нарисовать, вылепить предмет, недостаточно только увидеть его или узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ученика. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда.

Таким образом, уроки изобразительной деятельности полезны для гармоничного развития личности не только здоровых детей, но и особенно для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. И наверное, для таких детей было бы особенно продуктивно, если бы урок рисования был не один раз неделю, а хотя бы два или три часа.

 

Заключение.

Уровень современной жизни требует от нас быстрой адаптации к изменениям в ней. В то же время проблема детей с дефицитом внимания и гиперактивности заявляет о себе все отчетливее. Нам, учителям, нужно постоянно следовать ритму жизни, чтобы быстро адаптироваться в создающихся ситуациях и решать основные проблемы обучения.

Есть мнение, что нет такой проблемы у детей, которую не могли бы решить взрослые. Главное, чтобы у взрослых было желание ею заняться.

К сожалению, в наше время нам действительно приходится встречаться с трудностями детей-СДВГ. В своей работе я рассмотрела проблемы синдрома дефицита внимания: какое это заболевание, его распространенность, какие трудности у детей возникают в школе.

Постаралась показать, что занятия изобразительной деятельностью помогают всесторонне развивать ребенка и тем более, ребенка с дефицитом внимания. На сегодняшний день еще нет специализированной учебной программы для таких деток ни по ИЗО, ни по другим школьным предметам. Так почему бы нам не использовать те широкие возможности, которые предоставляет нам изобразительное творчество, для корректировки особенностей СДВГ-детей? Может именно через свое творчество они нам покажут свое предназначение в этом мире.

Я предлагаю, не отгораживаться от их проблем, не обвинять родителей в плохом воспитании своих чад, и не «клеить» на учеников ярлык «трудный», а попробовать помочь им. Ведь это наши дети, внуки и потомки в целом. Да это сложно, это непривычно, и требует от педагогов немало сил и терпения, но ведь от этого будет зависеть развитие нашего общества. И кто знает, может сегодняшние дети-индиго действительно предназначены для будущего нашего мира и цивилизации…

 

 

Список литературы

1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. «Непоседливый  ребенок или все о гиперактивных детях»//Издательство Института Психотерапии - Москва, 2001.

2. Ганеев А.Д. «Основы коррекционной педагогики» // «Академия» - Москва, 2002

3. Заваденко Н.Н. «Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование» / Н.Н. Заваденко, А.С. Петрухин, Н.Г. Манелис // Вопросы психологии. – 1999. 

4. Косминская В.Б. и др. "Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду"// «Просвещение» - Москва,1977 г.

5. Неврологический журнал» №6, 1998 г. //ГУП Издательство «Медицина»

6. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду»// «Просвещение» - Москва, 1973

7. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» // Издательский центр «Академия» - Москва, 2003

8. www.rodim.ru/conference

9. www.school.edu.ru
10. www.rusedu.ru

11. www.uchportal.ru

12. www.infox.ru       

13. www.pedlib.ru

14. www.adhd-kids.narod.ru

15. www.adalin.mospsy.ru

16. www.rusmedserver.ru/child

 


Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: