Проблема: дети-СДВГ и школа

Содержание

Введение................................................................................................................................... 3

Глава 1. Внимание – СДВГ!............................................................................................... 4

Глава 2. Проблема: дети-СДВГ и школа................................................................... 6

Глава 3. Коррекционные методики для гиперактивных детей........... 11

Глава 4. Значение уроков изобразительного искусства для гармоничного развития личности ребенка с СДВГ........................................................................ 16

Заключение........................................................................................................................... 23

Список литературы.......................................................................................................... 24

Приложение.......................................................................................................................... 26

 

Введение

Семилетний ребенок пришел в первый класс. Еще месяц назад он считался детсадовцем, ему разрешалось бегать, прыгать, представлять себя то пилотом, то водителем, он мог каждые пять минут перемещаться из одной части двора в другую…  И тут его почетно назвали «первоклассник» и посадили за парту. Как трудно ему, сорванцу, сразу перестроится, высидеть заветные сорок минут. Ребятишки стараются, пытаются следить за учителем, запоминать, отвечать, сидеть смирно. Но почти в каждом классе есть ребенок, которому труднее всех переключится на такой серьезный вид деятельности. Такой ученик будет постоянно отвлекаться сам и отвлекать других, дергать соседних девчонок за косы, писать записки и пытаться их передать, он уже не следит за уроком и не может ответить, если его спросили.

Дети все разные, но что делать учителю, если ребенок не просто активен, а активен патологически? Как уловить различия между нормой и заболеванием «гиперактивность»? Мэтью Смит (Matthew Smith), аспирант Центра медицинской истории при Университете Экстера (University of Exeter), Эдмонд, Великобритания, считает, что проблема гиперактивности современных детей как патологического состояния в последнее время активизировалась. Но у многих родителей, педагогов и самих детей складывается неверное понимание явления как такового.

В своей работе я хочу разобраться в этой проблеме – что же такое синдром дефицита внимания и гиперактивности, как он проявляется и действительно ли он имеет такое большое распространение. Также рассмотреть вопрос о том, какие проблемы возникают у ребенка и педагога, работающего с ним, в педагогическом процессе, какие есть пути их решения. И, конечно же, какую помощь может оказать ребенку специфика школьного предмета изобразительного искусства в коррекции общеличностных проблем таких детей.

 

Глава 1.

Внимание – СДВГ!

Гиперактивные ребята… Таких детей еще называют «дети-индиго», говорят, что у них аура ярко синего цвета. Одни считают, что за ними будущее человечества, другие относят их к «трудным» и «неподдающимся». Для того чтобы разобраться, кто они такие, нужно для начала обратиться к самому определению «гиперактивность».

Гиперактивность – сверх активность – «гипердинамический синдром» как проявление нарушений системы эмоциональной регуляции. Он связан с микроорганическими поражениями головного мозга, возникающими в результате множества причин (осложнения беременности и родов, соматические заболевания в раннем детстве, психические и физические травмы и др.).

Этот синдром достаточно редок в популяции. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные в США, Великобритании, Германии, Чехословакии, Китае и других странах мира. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распространенности синдрома: в США эти цифры колеблются от 4 до 20%, в Великобритании – 1-3%, Германии - 9-18%, Италии – 3-10%, Чехословакии – 2-12%, Китае – 1-13%, Австрии – 7-10%.

Такой широкий диапазон - от 1 до 20% - обусловлен прежде всего отсутствием единых диагностических критериев и методов оценки симптомов заболевания. Американские и канадские специалисты при диагностике пользуются «Диагностическим и статистическим руководством по психическим заболеваниям», которое периодически издается Американской психиатрической ассоциацией. В Великобритании и европейских странах, в том числе и в нашей стране, принята «Международная классификация болезней» с жесткими критериями, позволяющими более реально оценивать распространенность этого заболевания.

В России, согласно опубликованному в Неврологическом журнале (№6, 1998 г.) исследованию Заваденко Н.Н., Петрухина А.С., Манелис Н.Г. и др., из обследованных 537 детей в московских школах у 7% был выявлен СДВГ, который является одним из факторов развития школьной дезадаптации.

Нужно четко понимать, что СДВГ – это психиатрический диагноз, он находится в ведении только психиатра и имеет четкую клиническую картину, и о нем не правомерно говорить в отношении детей до 5-6 лет. Если у ребенка предполагается гиперактивность, он должен не менее полугода наблюдаться у психиатра, пройти большое количество различных тестов, и если он «не прошел» хотя бы по одному критерию, значит это просто очень активный ребенок, но не больше.

На численность этого диагноза в России влияет еще и то, что его стали выставлять неврологи, путая его с ГИПЕРВОЗБУДИМОСТЬЮ (это относится к нервной системе, а гиперактивность – к психике). Во время своего исследования, я столкнулась с фактом, что синдром дефицита внимания и гиперактивности выставляется детям до 3-х, а то и до 1 года жизни. О каком дефиците внимания можно вести речь, когда ребенку всего пара месяцев отроду? А с такой диагностической картой ребенок потом пойдет в школу, где к нему уже будут предвзято относится из-за ошибочного диагноза.

 

 

Глава 2.

Проблема: дети-СДВГ и школа

Итак, каковы же проявления данного заболевания.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – определенная картина физического и психологического развития ребенка, при которой у него наблюдаются дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и возбудимость. Такой ребенок стремится успеть все и сразу, однако эта торопливость непродуктивна, не успев толком ознакомится с одним предметом или занятием, ребенок уже заинтересовывается другой вещью или родом деятельности, бросая начатые дела.

Возникновение симптомов заболевания относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение — к началу обучения в школе. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребёнка, страдающего этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей. 3 года — начало активного развития внимания, памяти и речи. Форсированное повышение нагрузок в этом возрасте может привести не только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к отставанию в нервно-психическом развитии. Возраст 6—7 лет — критический период не только для становления письменной речи, но также произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других функций высшей нервной деятельности.

Поэтому, если в дошкольном возрасте среди детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность, то у школьников на первый план выступают трудности обучения и отклонения в поведении. В подростковом возрасте симптомы заболевания могут стать причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма, наркомании. Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, различные личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. В связи с этим усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию этого заболевания. Ранняя терапия в детском возрасте позволит не только преодолеть отставание в нервно-психическом развитии ребёнка, но будет способствовать формированию нормального поведения во взрослом возрасте.

Основным симптомом, согласно новому названию, является признак «нарушения внимания»: ребёнок не может сконцентрироваться более или менее продолжительное время на каком-либо занятии, его внимание перескакивает с одного предмета на другой. Такие дети часто бросают занятие, так и не достигнув результата.   

Следует отметить, что нарушение внимания при данном заболевании встречается в 100% случаев, а двигательная расторможенность — довольно часто, но не всегда. Когда говорят «дефицит внимания», то под этим понимают неспособность сконцентрировать внимание в течение короткого периода времени. Ребёнок не только не способен завершить выполнение поставленной задачи, но и небрежен в её выполнении, в частности это касается школьных заданий. На уроке он не может работать вместе со всем классом, ему трудно вспомнить инструкцию учителя. Такое поведение обычно менее заметно в ситуации «один на один» или в условиях обычного окружения.

О дефиците внимания у своего ребёнка родители обычно узнают в начале первого года обучения. Часто только учитель ставит их об этом в известность. На уроке эти дети постоянно отвлекаются на окружающие звуки или зрительные раздражители, которых другие ученики не замечают. Отвлекаемость может быть связана с собственным телом, одеждой, другими предметами.

Так как внимание является одной из важнейших психических функций, обеспечивающих успешность обучения, то в конце первого полугодия гиперактивные дети уже заметно отстают в учёбе от других детей. Их повышенная активность, неспособность сосредоточиться на чём-либо, а также нарушения восприятия, недостаточность речевого развития создают основу для возникновения учебных трудностей. Хотя психологи отмечают у них средний или даже выше среднего коэффициент интеллекта.

Специалисты отмечают у них нарушения памяти, сниженную умственную работоспособность, повышенную утомляемость. Эти отклонения проявляются прежде всего на занятиях в школе. Ребёнок на уроке часто отвлекается, не способен до конца выполнить задание, делает много ошибок, но не из-за непонимания, а из-за невнимательности. Рассеянность увеличивается по мере увеличения продолжительности выполнения задания, что свидетельствует о повышенной утомляемости нервной системы. Продуктивность работы таких детей в классе очень низкая. Основные характеристики внимания: концентрация, переключение, устойчивость, распределение, объём — у них ниже нормы. Объём оперативной памяти и мышления снижен, ребёнок может удерживать в уме и оперировать ограниченным количеством информации, большая часть которой вскоре забывается. Долговременная память слабая, так как временные связи образуются с трудом. Характерная черта умственной деятельности детей с синдромом — цикличность. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5—15 минут, по истечении которых они теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время (3—7 минут) мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отключения» ребёнок занимается посторонними делами, а на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность восстанавливается, и ребёнок опять может продуктивно работать 5—15 минут, после чего мозг снова «отключается» и произвольное управление интеллектуальной деятельностью оказывается невозможным.

Такие особенности умственной деятельности в сочетании с нарушениями восприятия, речевого развития, координации рук способствуют возникновению у детей с синдромом трудностей в освоении чтения, письма, счёта. Это отнюдь не связано с дефектом интеллекта. Имея неплохие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются сниженным интересом к интеллектуальным занятиям, художественно-изобразительному искусству. Определённые отклонения в мотивационной сфере, что проявляется частыми отказами что-либо делать, приводят у них к отсутствию интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит — к учебной деятельности.

При существующей организации учебного процесса в школах нагрузки, посильные для здоровых школьников, оказываются чрезмерными для детей с подобными отклонениями.

Деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, мало-мотивирована и не зависит от ситуации — они подвижны всегда, хотя к концу дня вследствие общего утомления «сверхактивность» выражается в истериках, беспричинных приступах раздражения, плаксивости.

Такой ребёнок всё время торопится, суетится; приступает к заданию, не дослушав инструкции, а затем много раз переспрашивает, делает ошибки и не успевает за учителем. В тетради у него грязно, самостоятельные и контрольные он бросает недоделанными или, быстро сделав, сдаёт с ошибками. Ему трудно самоорганизоваться, поэтому на занятиях он требует много внимания со стороны взрослых. Замечания и выговоры в этих случаях не помогают. Ребёнок часто и сам не рад, но справиться, «убежать» от самого себя он не может. Окриками и наказаниями учитель только усугубляет ситуацию: ребёнок теряется ещё больше и окончательно отстаёт от класса. Теперь он не только не может, но и не хочет контролировать своё поведение.

Надо отметить, что ни в каком другом случае нарушения поведения не вызывают так много нарицаний и жалоб со стороны родителей, воспитателей и учителей, как в этом. Гиперактивному ребёнку больше всех грозит непонимание со стороны окружающих. Его постоянно укоряют, стыдят, одёргивают и наказывают. В конце концов ребёнка убеждают, что он ни на что не способен и что бестолковее его никого нет на всём свете. В результате ребёнок ожесточается. У него развивается отрицательная, а часто агрессивная реакция на окружающих, он становится неуправляемым, «трудным» ребёнком. Такая модель защитного поведения порой выгодна для него, а потому трудно исправляема.

Чрезвычайно важными для понимания природы гиперактивного поведения и для коррекции его проявлений являются нарушения эмоциональной сферы. Прежде всего, это чрезмерная возбудимость и импульсивность, обусловленные дефицитом сдерживающего контроля и саморегуляции поведения. Ребёнок проявляет повышенную эмоциональную активность, которая выражается в повышенной болтливости. В классе такой ученик — постоянная головная боль для учителя. Для детей с синдромом характерна частая смена настроения. Они легко переходят от слёз к смеху, быстро забывают свои неудачи.

 

Глава 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: