Система национальных счетов и история ее создания

Одна из важных особенностей СНС, заключается в том, что она должна охватывать информацию о многочисленных субъектах экономического процесса: домашних хозяйствах и юридические лицах (предприятия, банки, страховые компании и др.); информацию об экономических процессах (производство, распределение и перераспределение доходов), об экономических активах и пассивах, формирующих национальное богатство, ВВП, о движении финансовых ресурсов, о внешнеэкономических связях. Всё это должно отражаться в виде схемы – таблицы. Здесь отмечаются экономические операции, производимые определенной группой хозяйствующих субъектов: доходы или расходы (не движение товаров и услуг). А так же состояние экономики и взаимосвязи субъектов, складывающиеся в экономическом процессе. Данная таблица, должна придерживаться определенных правил (см. Приложение 1.):

· сумма записей о ресурсах каждого субъекта, должна равняться сумме записей об использовании (балансовое равенство). Однако всё же понятно, что далеко не все хозяйствующие субъекты способны сохранить такое равенство;

· сумма записей о ресурсах должна совпадать с суммой записей об использовании только для колонки «Всего» (под номером 15 и 16.) (тождество экономических операций). Опять же возникает проблема, что данное тождество осуществляется не всегда, а как частный случай в колонке «Итого отечественные сектора». Для возникновения тождества, требуется равенство выплат из «Остального мира» в «Остальной мир», что в жизни встречается редко.

 

Термин «Национальное счетоводство», что в переводе означает – счета для нации в целом, был принят накануне Второй мировой войны, голландским экономистом Ван Клиффом. Но в новой СНС 1993г. внимание более уделяется отдельным секторам экономики, в связи с этим, еще в 1968г. проводилась попытка переименовать СНС, но в итоге новое название так на свет и не появилось.

В полувековой истории возникновения системы национальных счетов, можно отметить два основных этапа.

Первый этап относится к периоду, возникшему до второй мировой войны. В это время, усилился интерес органов государственного управления к статистике национального дохода. Данный интерес возник из-за Великой экономической депрессии 1929-1933гг., он стимулировал потребность органов государственного управления в информации, для борьбы с безработицей, инфляцией, недогрузки в использовании мощностей и т.д. Некоторые проблемы были решены, такие как: свести в единый блок информации о расчетах национального дохода и  формирование определенного принципа для исчисления национального дохода.

Второй этап – после Второй мировой войны. Окончание войны пошло на пользу дальнейшему развитию национального счетоводства. На данном этапе возникло множество разнообразных блоков в СНС: блок данных о национальном богатстве, о движении финансовых ресурсов, о внешнеэкономических связях и т.д. Данные блоки существовали еще ранее, как бы сами по себе, и в связи с этим ограничивали возможности экономического анализа, т.к. не позволяли сопоставить данные, описывающие различные, но взаимосвязанные аспекты экономического процесса.

Следующий этап – послевоенный. Когда международные экономические организации, такие как ООН, МВФ и пр. приняли активное участие в развитии методологии и в практике разработки национальных счетов. Все организации, в основном ООН, начинают разрабатывать международные стандарты в сфере национальных счетов с двумя целями:

1. оказание помощи развивающимся странам;

2. создание системы, для сбора и систематизации данных о важнейших макроэкономических показателях.

     Развитие международных стандартов начинает отсчет с 1947г.,

когда ООН опубликовала свой доклад (по большей части, составленным английским экономистом Ричардом Стоуном). В докладе были описаны важные принципы национального счетоводства. В 1951г Стоун представил свой доклад под названием «Упрощенная СНС», по сравнению с предложениями 1947г., данная система имела меньше амбиций и приняла во внимание практические проблемы, связанные с получением необходимых данных, с помощью которых можно было бы составить национальные счета. Постепенно, «Упрощенная СНС» «эволюционировала», в 1952г., ее заменило другое название - «Стандарты СНС», но по содержанию система оставалась той же, правда оформленной более детально. На следующий год Стоун под эгидой ООН подготовил еще более усовершенствованный доклад, имевший название «СНС и вспомогательные таблицы». Теперь система включала в себя ограниченное количество счетов для экономики в целом, в которых исчислялись важные макроэкономические показатели, такие как: ВВП, национальный доход, национальные инвестиции и пр. В 1968г. Стоун совместно с американским экономистом Айдиновым, разработали документ, под названием «Голубая книга». Это был значительный прорыв вперед по сравнению с СНС 1953г., т.к «Голубая книга» содержала в себе не только вышеперечисленные макроэкономические показатели, но и новые блоки информации: баланс межотраслевых связей, баланс национального богатства, систему показателей движения финансовых ресурсов и др. Не менее важная особенность, заключалась в том, что она использовала в более последовательной форме принцип двойной записи как в бухгалтерском учете. Позднее, над данной системой происходили доработки еще в течении 10лет, а в 1993г. Статистическая комиссия ООН приняла новую СНС, доработки которой происходят до сих пор. Правда, по мнению многих экономистов, все эти доработки, связанные с расширением информации, ни к чему хорошему не приведут, т.к. безграничное расширение СНС делает практическую разработку проблематичной в связи с увеличением числа оценок, которые перегружают систему не свойственными ей функциями. Так, немецкий статистик Липпе считает, что «побочные цели анализа могут быть достигнуты с помощью, так называемой системы «сателлитных счетов», которые носят вспомогательный характер и четко не интегрированы в основную структуру СНС.» [3.С.37.].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: