Проблема целостности в географической науки

    Вопрос единства или целостности системы географических наук – один из наиболее сложных и дискуссионных.

    На Западе, особенно в США, преобладает взгляд, что география – это единая, или унитарная, монистическая наука, которую нельзя разделить на физическую и экономическую. Мнимое единство географии достигается ими ценой крайнего обеднения науки, отказа от глубокого изучения закономерностей, от идеи природного комплекса, от современных достижений частных географических наук. Единая география по-американски – это чисто описательная, хорологическая дисциплина.

    География, в сущности, никогда не была единой наукой. Ее положение на границе естественных и общественных наук давно уже явилось причиной дуализма между ее физико-географическими отраслями, с одной стороны, и страноведческим направлением, антропогеографией, географией человека – с другой.

    В советской науке самостоятельность физической географии и экономической географии как отраслей знания, имеющих дело с разными объектами и разными закономерностями, никем не оспаривается. Одни специалисты полагают, что помимо этих двух групп наук, должна существовать некая объединяющая их общая география, другие же говорят о невозможности подобной общей надстройки.

    Рассмотрим сначала основные доводы сторонников единой географии. Наиболее сильным доводом явилось бы наличие общего предмета исследования у всех географических наук. Предполагалось считать таким предметом территорию. Но географа интересует не абстрактная территория, а вполне определенные объекты, связанные с территорией. Географы всех времен и всех стран всегда изучали земную поверхность. Это в какой-то степени верно, но неточно, т.к. географа интересует не поверхность Земли как геометрическое понятия, а явления, процессы, тела, материальные системы, связанные с этой поверхностью, причем не всякие, а только географические. При этом оказывается, что эти традиционно географические объекты качественно очень разнородны и развиваются по разным законам. Отсюда неизбежная дифференциация географии на самостоятельные отрасли. Объединить эти отрасли лишь на том основании, что интересующие их объекты расположены на земной поверхности, или на территории, невозможно, т.к. в этом случае сфера географии будет безграничной – слишком много на земной поверхности разбросано всевозможных предметов и слишком много на ней развертывается всяких событий.

    По другому варианту общим предметом для физической и экономической географии должна служить географическая оболочка. [Анучин, 1972] Это - природная система. Хотя человеческое общество физически находится внутри географической оболочки и взаимодействует с ней, ему присущи определенные законы, которые никак не укладываются в рамки законов развития географической оболочки. В обществе действует своя система внутренних связей, которая принципиально отлична от природных связей, действующих в географической оболочке, и требует особого изучения.

    Существует мнение, что общим предметом изучения для всех географических наук служит географическая среда. Это понятие не имеет единого толкования. Обычно под географической средой подразумевается непосредственное природное окружение человеческого общества. Географическая среда – часть природы и, следовательно, должна изучаться естественными науками. Положение нисколько не меняется от того, что географическая среда сильно изменена человеком и насыщена результатами его труда. Кроме того, всякая «среда» - понятие соотносительное. В данном случае имеются в виду среда развития общества, среда производства. Следовательно, общество и производство не могут входить в свою среду, они как бы противостоят ей, хотя и взаимодействуют с ней.

    Сторонники единой географии справедливо придают большое значение изучению территориальных комплексов и называют разные отрасли географии науками о территориальных комплексах. Признавая, что комплексы, изучаемые физической и экономической географией, качественно различны и что границы их не совпадают, эти авторы надеются как-то совместить их и получить «общегеографические» территориальные комплексы.

    Таким образом, найти общий для всех географических наук предмет исследования не удается. К таким же результатам привели попытки установить общие географические законы.

    Делаются попытки отыскать общий метод. В.А.Анучин пришел к заключению, что «хорологический подход является методологической основой любой частной географической науки» [Анучин, 1972]. Это означает тоже самое, что и предложение принять в качестве общегеографического предмета территорию. Если согласиться с таким взглядом, придется исключить из географии многие разделы и целые дисциплины, которые не делают акцента на размещение, а с другой стороны, география разбухнет и вновь расплывется во все стороны за счет размещенческих разделов других наук. Территориальный подход не является принадлежностью только географии. Он применим к изучению любых материальных систем, им пользуются биологи, лингвисты, криминалисты и др. Метод вообще не может служить критерием единства какой-либо науки, т.к. каждая наука обычно пользуется многими методами, имеет свою систему методов.

    Некоторые географы считают, что географию объединяет интерес к человеку или проблемам взаимодействия человека и природы. Согласно определению Ю.Г.Саушкина, «география есть наука о законах развития материальных объектов в виде территориальных систем, формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества, и об управлении этими системами» [Саушкин, 1976] Основная идея Ю.Г. Саушкина состоит в том, ни одна из территориальных систем, изучаемых географическими науками не может быть исследована вне процесса взаимодействия природы и общества, что географичность исследования какого-либо природного объекта состоит в том, чтобы изучать его в связи с деятельностью человека.

    Для географии концепция взаимодействия природы и общества имеет исключительно важное значение. Проблема «человек и природа» настолько грандиозна и всеобъемлюща, что одна география не может претендовать на право решать ее. С другой стороны интересы географических наук не могут ограничиться только вопросами взаимодействия общества и природы. Для географии это лишь одна из многих проблем.

    В концепции единой географии важная роль отводится страноведению как важнейшему разделу общей географии, главной форме общегеографического синтеза и чуть ли не конечной цели всей географии. Страноведение имеет существенное значение, но не следует это значение преувеличивать. Это дисциплина служебная, и главные ее функции – научно-популяризаторские. Страноведение не является теоретической наукой и потому не может служить олицетворением «высшего географического синтеза». Оно объединяет факты, но не представляет собой теоретического обобщения. Рассматривать его как синтез физической и экономической географии нельзя уже потому, что страноведческие описания составляются обычно по политическим или административным единицам и режут целостные природные районы, которые политико-административным границам не подчиняются. Факт совместного нахождения, сосуществования на одной территории разных объектов вовсе не означает, что они между собой внутренне генетически связаны, взаимообусловлены, что их можно синтезировать.

    В.А.Анучин считает возможным построить единую теорию географии, общую для всех географических наук. Основную часть этой теории составляет страноведение. В ней есть еще один раздел – землеведение, задача которого – изучение деления мира на континенты и крупнейшие орографические области, а также особенностей в мировом разделении труда, в географии населения мира, в территориальных сочетаниях мировых рынков, важнейших мировых транспортных артериях и т.д. следовательно, землеведение, по В.А.Анучину, есть механическое соединение элементов землеведения в его современном понимании и географии мирового хозяйства. Конечно их можно издать под одним переплетом, но от этого никакого синтеза не получится, так как нет таких общих законов, по которым развивались бы и крупнейшие орографические области, и мировые рынки.

        

Гуманизация и социологизация в географии

Гуманизм - это исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на жизнь, свободу, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Гуманизация в географии, как и во всей науке, связана с поворотом к человеку и всем сферам и циклам его жизнедеятельности. По сути, это целое новое мировоззрение, утверждающее ценности общечеловеческого, общекультурного достояния и рассматривающее в первую очередь жизнь людей и их общественные отношения. По словам Я.Г.Машбица, современная география – это наука «для человека», «от человека» и во многом «через человека». На первый план в ней выходят связки «человек-природа», «человек-хозяйство», «человек-территория», «человек-окружающая среда».

 В период средневековья и в период раннего нового времени, т.е. в эпоху Возраждения, также господствовала идеология гуманизма, основу которой тоже составляло новое отношение к человеку. Наверное, между той эпохой и современной есть какие-то черты сходства. Но тем не менее нельзя не видеть, что в мировом масштабе актуализация гуманистического направления во многом связана с обострением глобальных проблем человечества, которые по существу являются проблемами выживания человеческого рода. На региональном уровне, в частности в России, она также связана со многими «человеческими» проблемами, обострившимися в условиях длительного кризиса.

Современный этап развития образования характеризуется гуманистической направленностью, что обусловливает повышенное внимание к развитию личности учащегося, ее индивидуальности. В основе гуманизации образования лежит идея воспитания в человеке «человечности». Гуманизм отражает главные ценности цивилизации, но одновременно подчеркивает значимость каждого человека во всей полноте его бытия. Основная задача гуманизации образования заключается в усилении нравственных основ, связанных с развитием мировоззрения и ценностных ориентации учащихся.

Гуманизация школьного образования является универсальным процессом, имеющим личностно-деятельностный характер (Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.П. Тряпицина, Г.И. Щукина и др.). В контексте географического образования гуманизация означает доминацию человека и способов его жизнедеятельности (Н.Н. Баранский, Ю.Н. Гладкий, В.П. Максаковский, Я.Г. Машбиц, X. Хаубрих). Преподавание географии как системной науки о природе и обществе играет особую роль в решение данной проблемы. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что география - это наука о жизни человека на Земле. Следовательно, гуманистическая сущность здесь выражается в «географии каждодневной жизни и жизни всего мира». Тем самым можно говорить, что география как наука обладает очевидным гуманистическим потенциалом и затрагивает все стороны человеческой жизни, человеческого бытия.

Социологизация, также представляющая собой общее направление всей науки и общественной практики, тесно связанное с гуманизацией и заключающееся в повышении внимания к социальным аспектам развития. О необходимости социологизации географии Н.Н.Баранский писал еще в 30-е годы, когда в СССР было прервано развитие антропогеографии и вся «неприродная» география была фактически сведена к изучению экономической сферы общества. Так сформировалось производственное толкование сущности экономической географии, при котором население рассматривалось прежде всего в качестве трудового ресурса и некоей массы, потребляющей промышленную продукцию и продовольствие.

    К сожалению, этот кризис социологизации оказался очень затяжным, что объяснялось и преимущественно индустриальным развитием хозяйства и научными догмами того времени. отказ от прежних стереотипов и начало социологизации отечественной географии и смежных с ней наук приходятся на 80-егоды ХХ века (этногеография, социальная география, социальная экология, социальная ифраструктура и др), но и в наши дни достигнутый уровень социологизации еще нельзя считать достаточным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: