Особенности налогообложения

С 1 января 2011 года вступает в силу пакет поправок, внесенных в часть вторую Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), устанавливающих особенности налогообложения государственных (муниципальных) учреждений.[2]

1. Основные изменения, внесенные в порядок исчисления и уплаты отдельных налогов.

· Налог на добавленную стоимость. Внесено дополнение в п. 3 ст. 161 НК РФ, предусматривающее, что при предоставлении на территории Российской Федерации казенными учреждениями в аренду федерального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом НДС. В этом случае налоговыми агентами будут являться арендаторы указанного имущества, которые определяют налоговую базу отдельно по каждому арендованному объекту, исчисляют и уплачивают в бюджет соответствующую сумму налога, которую впоследствии можно принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

· Налог на прибыль организаций. К средствам целевого финансирования, не включаемым в налоговую базу по налогу на прибыль, отнесены доходы в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

· Также не подлежат включению в налоговую базу доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

· К расходам, не учитываемые в целях налогообложения, отнесены расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п. 48.1 ст. 270 НК РФ).

· Автономные учреждения, так же как и бюджетные, с 01.01.2011 г. будут вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ).Статья 321.1 НК РФ, регулировавшая особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, утрачивает силу.

· Государственная пошлина. Казенные учреждения освобождаются от уплаты государственной пошлины, установленной главой 25.3 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

2. Право применения специальных налоговых режимов.

· Казенные, бюджетные и автономные учреждения не вправе применять систему налогообложения в виде единого сельхозналога (ЕСХН) (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ).

· Казенные и бюджетные учреждения не вправе применять упрощенную систему налогообложения (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), для автономных учреждений возможность применения УСН сохраняется.

ПЕРЕХОД НА ФИНАНСИРОВАНИЕ

ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЗАКАЗУ

Можно констатировать, что не только образовательные учреждения, но и в целом все учреждения бюджетной сферы будут строить свою деятельность на основании новых правил, определяющих их статус, права по использованию имущества и ведению приносящей доход деятельности, а также иные особенности правового положения. В этом смысле образовательные учреждения оказываются в одной лодке с учреждениями здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и т. д.

Новое в Законе РФ “Об образовании”.

Изменения, которые вносятся в Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании"), нельзя назвать кардинальными. Их основная задача – привести его в соответствие с новым гражданским и бюджетным законодательством и учесть существующую практику.

Закон № 83-ФЗ также приводит в соответствие с бюджетным законодательством терминологию Закона РФ "Об образовании" – теперь в нем идет речь не о финансировании образовательных учреждений, а о финансовом обеспечении их деятельности.

Согласно новому закону финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными ОУ осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных ОУ – на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности.

Таким образом, внесенные в Закон РФ "Об образовании" поправки и дополнения только отражают изменения в статусе государственных и муниципальных учреждений, которые закрепляются в новых редакциях Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон № 7-ФЗ) и иных нормативных правовых актах.

наиболее близко по своим возможностям к будущему казенному учреждению, новое же бюджетное учреждение станет ближе к современному автономному.

Сравнительная характеристика учреждений различных типов

После вступление в действие Закона № 83-ФЗ бюджетные учреждения будут отличаться друг от друга своим правовым статусом, т. е. теми возможностями, которые получит их администрация для осуществления своей деятельности. Если говорить кратко, то казенное учреждение будет максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, однако получит финансовые гарантии от учредителя. Бюджетное и автономное учреждения будут иметь больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности, однако на них ляжет и больший груз ответственности, поскольку учредитель не будет предоставлять им финансовых гарантий.

Образовательные учреждения, которые уже перешли в статус автономных, после вступление в силу Закона № 83-ФЗ практически не заметят перемен. Бюджетные учреждения, которые станут казенными, получат еще больше ограничений на осуществление приносящей доход деятельности, но в целом будут работать как и прежде. Принципиальные изменения произойдут только в деятельности бюджетных учреждений.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, нормы, по которым финансирование бюджетных учреждений должно осуществляться на основе заданий с учетом расчетно-нормативных затрат на их выполнение, действовали и раньше. В настоящее время успех реформы во многом зависит от того, насколько грамотно будут разработаны региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию Закона № 83-ФЗ, а также от действий руководителей ОУ. Для того чтобы на практике не допустить изменений к худшему, необходимо заранее определить возможные “зоны риска”.

В целом, можно утверждать, что переход на финансирование государственной услуги потребует проведения подготовительной работы по созданию нормативной базы, создания перечня услуг, расчету стоимости услуг. От качества этой работы будет зависеть то, чем станет реализация 83 -ФЗ – основой для развития бюджетной системы и повышения эффективности и качества, или обоснованием сокращения финансирования и развития платности.

 


 


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.07.2010)

2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (часть первая) (ред. от 07.02.2011)

3. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"

4. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 18.10.2007)

5. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 17.06.2010)

6. Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества (Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538)

7. Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений (Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 539)

8. «Реформа государственных (муниципальных) учреждений-2011». Издательский центр «Мысль» - 2011.

9. Постановление Правительства Российской Федерации №872 от 15 декабря 2007. О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий. // Режим доступа: http://www.government.ru/content/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/ archive/2007/12/19/331232.htm.

10.  Ведение бухгалтерского учета бюджетными учреждениями в 2010-2011 гг. (письмо Минфина России от 16.11.2010 № 02-06-07/4476 (doc))

11. Приказ Минфина России от 14.07.2010 г. № 71н. Порядок перечисления остатков средств федеральных государственных учреждений со счетов органов Федерального казначейства в федеральный бюджет, а также их возврата на указанные счета.

12. Приказ Минфина России от 16.07.2010 г. № 72н. Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

13. Приказ Минфина России от 28.07.2010 г. № 81н. Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

14. Приказ Минфина России от 28.07.2010 г. № 82н. Порядок взыскания в бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных государственным (муниципальным) учреждениям.

15. Приказ Минфина России от 30.07.2010 г. № 84н. Изменения в требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений.

16. Приказ Минфина России от 30.09.2010 г. № 114н. Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.

17. Постановление Правительства РФ от 18 марта 2008г.№182 «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания»

18. Методрекомендации по расчету нормативных затрат (приказы 105н от 22.10.2009 и 134 от 17.04.2009 (с учетом поправок))

19. Постановление Правительства РФ от 29.12.08 № 1065 “О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями” (ред. от 30.04.2009)

20. Постановление Правительства РФ от 18.03.2008 № 182 “Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания” (ред. от 15.06.2009)

21. Типенко Н.Г. Переход на механизм предоставления услуг или что надо знать при реализации 83 –ФЗ // Администратор образования, №19(362), 2010. // Режим доступа: http://www.cmprog.org/

22. Типенко Н.Г. "Зоны риска" при введении в действие закона об изменении правового статуса бюджетных учреждений // Справочник руководителя образовательного учреждения, №8,2010.

 



ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица1.

Бюджетные, автономные и казенные учреждения:
сравнительная характеристика

Критерии сравнения Бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав) Автономное учреждение

Казенное учреждение

Субсидиарная ответственность государства Предлагается отменить Нет

Есть

Ответственность учреждения по своим обязательствам Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) любого недвижимого имущества. Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) недвижимого имущества, закрепленного собственником;

В пределах доведенных ЛБО

Распоряжение имуществом Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) любого недвижимого имущества. Всем имуществом, кроме: а) особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником; б) недвижимого имущества, закрепленного собственником;

Не вправе распоряжаться любым имуществом

Право на совершение крупных сделок С предварительного согласия учредителя С предварительного согласия наблюдательного совета

Отсутствует

Особо ценное движимое имущество Виды могут определять профильные министерства. Перечни определяет орган, выполняющих функции учредителя Виды могут определять профильные министерства. Перечни определяет орган, выполняющих функции учредителя

Не выделяется

Органы управления Руководитель (директор, ректор, главный врач и т.д.). Также могут быть совещательные органы и органы самоуправления. Наблюдательный совет Руководитель Иные органы (ученый совет, художественный совет и т.д.)

Руководитель.

Также могут быть совещательные органы и органы самоуправления.

Создание учреждения 1. Новые федеральные БУ создаются по решению Правительства РФ. 2. В подзаконном акте предлагается установить возможность создания БУ путем изменения типа автономных или казенных учреждений, передав данные полномочия от Правительства РФ профильным министерствам 1. Новые федеральные АУ создаются по решению Правительства РФ. 2. В подзаконном акте предлагается упростить создание АУ путем изменения типа БУ, передав данные полномочия от Правительства РФ профильным министерствам

1. Новые федеральные КУ создаются по решению Правительства РФ.

2. Массовый перевод части БУ в КУ в силу закона с 1 января 2011 года.

Реорганизация и ликвидация (банкротство запрещено) Предлагается упростить процедуру, передав полномочия по федеральным БУ от Правительства РФ профильным министерствам. По решению учредителя, - в случаях и порядке, установленных Гражданским кодексом РФ.

В отношении федеральных КУ – по решению профильного министерства.

Право внесения имущества в капитал хозяйственных обществ Только в случаях, прямо установленных законом (к примеру, Федеральным законом от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ) Есть

Нет

Финансовое обеспечение В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя, бюджетных инвестиций и субсидий на иные цели. Доходы поступают в самостоятельное распоряжение В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя, бюджетные инвестиции. Доходы поступают в самостоятельное распоряжение

На основе бюджетной сметы.

Доходы от приносящей доход деятельности зачисляются в бюджет.

Документы о планах деятельности, государственное (муниципальное) задание План ФХД (финансово-хозяйственной деятельности), государственное (муниципальное) задание План ФХД (финансово-хозяйственной деятельности), государственное (муниципальное) задание

Смета,

Для отдельных учреждений - государственное (муниципальное) задание

Открытие счетов В органах Казначейства (финансовых органах) за исключением случаев, установленных НПА Вправе открывать счета в банках и в соответствии с соглашением в Казначействе (финансовом органе)

В органах Казначейства (финансовых органах) за исключением случаев, установленных НПА

Распространение действия 94-ФЗ Распространяется в полном объеме Не распространяется

Распространяется в полном объеме

Заключение контрактов и иных гражданско-правовых договоров Заключает от своего имени (за исключением случаев установленных НПА, когда БУ приравнивается к получателю бюджетных средств и заключает госконтракты) Заключает от своего имени

Заключает от имени публично-правового образования

Привлечение заемных средств Могут (с ограничением тна крупные сделки) Могут

Не могут

Учет Бухгалтерский учет по упрощенному бюджетному плану счетов   Бухгалтерский учет

 

Бюджетный учет

Финансовый контроль и контроль учредителя В основном – последующий (контроль выполнения госзадания) Предварительный (санкционирование по целевым субсидиям и бюджетным.инвестициям) Последующий (контроль выполнения госзадания)

Предварительный по всем расходам (проверка Казначейством наличия денежного обязательства), текущий и последующий контроль

Отчетность Бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества Бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, отчет о результатах деятельности и использования имущества

бюджетная отчетность,

статистическая отчетность,

отчет о результатах деятельности и использования имущества

Открытость

Сведения об учреждении и его деятельности, публикуются в открытом доступе в сети Интернет на общероссийском сайте, который будет создан Федеральным казначейством и запущен с 1 января 2012 г. (ст. 32 Закона 7-ФЗ)

 
         

Таблица 2.

Сравнительной анализ налоговой нагрузки
на бюджетные учреждения (с учетом нового правового статуса),
автономные учреждения и казенные учреждения

Налог Автономное учреждение Бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав) Казенное учреждение
НДС от платных услуг Уплачивают  (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ) Уплачивают  (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ) Уплачивают  (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ)
НДС от аренды Уплачивают Уплачивают Не уплачивают (платит арендатор – налоговый агент)
Налог на прибыль Уплачивают  (субсидия в налогооблагаемую базу не включается) Уплачивают (субсидия в налогооблагаемую базу не включается) Не уплачивают (налогооблагаемая база отсутствует)
Госпоошлина за наименование «Россия» Уплачивают (при регистрации учредительных документов) Уплачивают (при регистрации учредительных документов) Не уплачивают
Упрощенная система налогообложения Применяется Не вправе применять Не вправе применять
Налог на имущество, земельный налог Уплачивают (расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество включены в сумму субсидии) Уплачивают (расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество включены в сумму субсидии)   Уплачивают, (за счет доведенных им на эти цели ЛБО)  

 


* Данное положение вступило в силу с 1 января 2009 г., однако не было реализовано.

[1] см. Приложение Таблица1. Бюджетные, автономные и казенные учреждения: сравнительная характеристика

[2]См. Приложение Таблица 2. Сравнительный анализ налоговой нагрузки на бюджетные учреждения (с учетом нового правового статуса), автономные учреждения и казенные учреждения





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: