Сотрудничество таможенных органов РФ с таможенными органами других стран, значение в расширении международных связей

В последние годы произошли большие перемены в экономике нашей страны. Одной из существенных перемен стала либерализа­ция внешнеэкономической деятельности. Вместо практически единственного в период существования СССР участника - Ми­нистерства внешней торговли СССР - право осуществлять сдел­ки с иностранными партнерами получили сотни и тысячи пред­принимателей - от крупных корпораций до мелких фирм и част­ных лиц, например предприятия без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

Объем внешней торговли России в 2000 г. составил 136,6 млрд. долл. США, в том числе экспорт -102,8 млрд долл. США, импорт - 33,8 млрд долл. США. Рост внешнеторгового оборота по сравнению с 1999 г. составил 32,4 %, экспорта - 41,1, импорта - 11,5 %.

Основными торговыми партнерами России в 2000 г. были Гер­мания - 9,6 % всего товарооборота страны, Белоруссия - 6,8, Украина - 6,3, Италия - 6,2, США - 5,4, Китай - 4,5, Вели­кобритания - 3,9, Польша - 3,8, Нидерланды - 3,7 %.

Наряду с товаропотоками, пересекающими границы России по линии внешней торговли, весьма значительны объемы това­ров, перемещаемых через границы организациями и лицами в рамках туризма, служебных командировок, культурного обмена и других форм деятельности.

Увеличение потока товаров, перемещающихся через границы, требует постоянного контроля со стороны государства в плане как обеспечения развития экономики, так и обеспечения безопасно­сти граждан и самого государства. Так, любое государство заинте­ресовано в том, чтобы товары, которые в данной стране не вы­пускаются вообще или производятся по каким-то причинам в недостаточном количестве, поступали по импорту, а производи­мые у себя в достаточных объемах - экспортировались. Развитие импортно-экспортных связей в рациональных пропорциях и раз­мерах способствует укреплению национальной экономики, росту благосостояния населения.

Однако расширение импорта и экспорта товаров имеет свои положительные и отрицательные стороны. Так, увеличение им­порта продуктов питания в нашу страну, с одной стороны, спо­собствует, расширению возможностей населения удовлетворить свои насущные потребности, а с другой - создает определенные проблемы (и иногда весьма существенные) для отечественных производителей. Некоторые из них, не выдерживая конкуренции, вынуждены свертывать собственное производство. Аналогичная си­туация может складываться и по любым другим товарам. Так, волна импортной аудио- и видеотехники «смыла» с российского рынка в последние годы многих отечественных производителей.

В данной ситуации государству необходимо гибко и продуман­но регулировать внутренний рынок, а через него - все тесно свя­занные с ним экономические проблемы: в определенные перио­ды сдерживать потоки одних импортируемых товаров и стимули­ровать рост импорта других.

Здесь следует отметить, что вопросы сбалансированного регу­лирования импорта решаются не так легко, как может показаться на первый взгляд. Популярный в нашей стране призыв поддер­жать собственного производителя преломляется часто в попытки правительства или законодателей сильно ограничить поступление импортных товаров. В условиях действия таких ограничений наши производители якобы смогут быстрее встать на ноги, развернуть собственное производство и наполнить рынок отечественными недорогими товарами. Это простое решение часто бывает оши­бочным, и мы в последние годы не раз наблюдали, как попытки оградить рынок (и отечественного производителя) от засилья импортных товаров (т. е. от конкуренции) путем повышения, на­пример, ввозных пошлин на определенные товары приводило к тому, что уровень цен на данные импортные товары поднимался, а отечественные производители тотчас же поднимали цены на свою продукцию, даже не пытаясь при этом улучшить ее каче­ство, и продолжали при этом настаивать на дальнейших мерах по «защите отечественного производителя». Такое направление мо­жет привести только к повышению уровня цен на определенные товары, не давая никакой реальной экономической выгоды.

Вообще, как считают достаточно авторитетные экономисты, международный опыт свидетельствует о том, что серьезных эко­номических успехов добивались только те страны, внутренний рынок которых были максимально открыт для импорта, а отече­ственные производители вынуждены были работать в условиях жесточайшей конкуренции с зарубежными производителями. Здесь следует добавить, что проблема экономического развития страны не решается, естественно, только обеспечением открытости внут­реннего рынка. Для этого требуются комплексные меры поддерж­ки отечественного производителя, включающие рациональное налогообложение, финансово-кредитную поддержку, совершен­ствование и укрепление законодательной базы, судебную защиту прав предпринимателей и многое другое.

Во многом сходные проблемы стоят и в области регулирования экспорта товаров. Все государства так или иначе поощряют экс­порт своих товаров, что способствует накоплению валюты и име­ет ряд других положительных сторон. Общеизвестна одна из ха­рактеристик экономического благополучия страны, определяемая величиной превышения экспорта над импортом. Однако и здесь все не так просто. Так, в первые годы становления России как независимого государства, при появлении новых собственников, а также существенного спада производства в большинстве отрас­лей экспортировать стали черные и цветные металлы, оборудова­ние, транспортные средства, морские суда и др. Это привело к резкому падению цен на данные товары на мировом рынке, что вызвало негативную реакцию мирового сообщества. (Здесь можно отметить и отдельные курьезы. Так, некоторые страны, бывшие республики СССР, например Эстония, вошли в число крупней­ших мировых экспортеров цветных металлов.) В результате были приняты меры государственного регулирования, направленные на ограничение экспорта ряда товаров - установление вывозных пошлин на определенные виды продукции.

В целом государственная политика большинства государств в области регулирования экспорта сводится к поощрению вывоза продукции, в стоимости которой доля вложенного труда значи­тельно превышает долю, приходящуюся на использованное сы­рье. При этом на мировом рынке наиболее ценится наукоемкая продукция, при изготовлении которой вложена значительная доля самого дорогостоящего, умственного, интеллектуального труда. Так, один из лидеров мировой экономики - Япония - является крупнейшим экспортером, обладая при этом практически ми­нимальными собственными природными ресурсами. Приходится с сожалением констатировать, что в российском экспорте сей­час, как и 20 - 40 лет назад в экспорте СССР, преобладают сы­рьевые материалы и природные ресурсы - нефть, природный газ, лес и др.

Таким образом, государственное регулирование экспорта и импорта товаров есть объективная необходимость. От того, на­сколько грамотно и оперативно государство осуществляет это ре­гулирование, во многом зависит его экономическое развитие.

Практические задачи регулирования экспорта и импорта това­ров возложены в России, как и в большинстве других стран, на таможенную службу, через которую государство проводит в жизнь свою таможенную политику.

Экономическая политика государства включает множество на­правлений по реализации основных государственных задач, сфор­мулированных в Конституции РФ, других законодательных ак­тах, программах, международных договорах и других документах. Основные задачи России, как и многих других государств, - ус­тойчивый экономический рост, обеспечение экономической бе­зопасности и, как следствие, повышение уровня жизни населе­ния страны. Эти процессы в России проходят в условиях глубоко­го реформирования экономики и всей сферы государственного управления. Таможенная служба должна контролировать переме­щение всех товаров через границы. Перед ней поставлены следу­ющие задачи:

сбор всех установленных законодательством страны платежей за пересечение границ (пошлин, налогов, акцизов, сборов и др.); контроль количества и в необходимых случаях качества това­ров, пересекающих границы;

пресечение оборота запрещенных или ограниченных к обороту товаров, препятствие вывозу товаров и технологий, на которые наложены определенные ограничения законодательными актами или решениями правительства.

Суммы платежей, которые собирает таможенная служба, со­ставляют значительную долю доходной части бюджета России: в 2001 г. - 38 % доходной части бюджета. Экономическая политика России предусматривает развитие собственного производства. В об­ласти таможенной политики эта тенденция реализуется следую­щим образом - ввозные пошлины на сырье и полуфабрикаты устанавливаются в меньших размерах, чем на готовые изделия. Этим стимулируется ввоз сырьевых материалов, которые будут перерабатываться внутри страны, создавая предпосылки для ожив­ления работы отечественной промышленности, увеличения заня­тости населения и т. п. Некоторые виды импортного сырья, кото­рые отсутствуют в России, например хлопок, вообще освобожде­ны от уплаты ввозных пошлин.

Количество перемещаемых товаров контролируется в первую очередь для обеспечения правильности взимания платежей, так как именно от количества товара зависят суммы платежей. По­шлины (ввозные и вывозные) устанавливают за единицу изде­лия, выраженную либо в штуках, парах, комплектах и др., либо в килограммах, метрах, литрах и др.

Количество перемещаемых через границы товаров учитывается также в таможенной статистике, являющейся частью общегосу­дарственной системы учета.

Качество товара также иногда контролируется таможенной службой.

 

 

Таможенные режимы: транзит товаров; магазин беспошлинной торговли. Особенности помещения товаров под данный режим, начисление таможенных платежей и применение мер экономической политики.

 

Таможенный режим является одним из видов административно-правовых режимов и важнейшим институтом таможенного права Российской Федерации. Согласно п. 12 ст. 18 ТК РФ "таможенный режим - совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через   таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей". Вместе с тем необходимо отметить, что таможенный режим устанавливает порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его назначения, условия нахождения его на/вне таможенной территории, устанавливает рамки, в которых может использоваться товар. Он определяет пределы прав физических и юридических лиц по распоряжению находящимися в их владении товарами и транспортными средствами, ввезенными на территорию Российской Федерации, следующими транзитом или вывозимыми за ее пределы.

Таможенный режим является постоянным, федеральным (общегосударственным) режимом. Он закрепляется системой установленных федеральными актами юридических норм, регулирующих деятельность по перемещению материальных ценностей через границу Российской Федерации.

Таможенный кодекс РФ в ст. 23 содержит общий перечень видов таможенных режимов товаров и транспортных средств:

1. Выпуск для свободного обращения.

2. Реимпорт.

3. Транзит.

4. Таможенный склад.

5. Магазин беспошлинной торговли.

6. Переработка на таможенной территории.

7. Переработка под таможенным контролем.

8. Временный ввоз (вывоз).

9. Свободная таможенная зона.

10. Свободный склад.

11. Переработка вне таможенной территории.

12. Экспорт.

13. Реэкспорт.

14. Уничтожение.

15. Отказ в пользу государства.

Перечень таможенных режимов не является исчерпывающим: Правительству Российской Федерации и Государственному таможенному комитету предоставлено право устанавливать иные таможенные режимы, не предусмотренные Таможенным кодексом (ст. 24). Правительство Российской Федерации ввело своим постановлением еще два таможенных режима:

16. Вывоз товаров для представительств РФ за рубежом.

17. Вывоз отдельных товаров в государства — бывшие республики СССР

Таможенный кодекс РФ определяет, что лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено таможенным законодательством. Таким образом, выбор и изменение, таможенного режима в отношении товаров является прерогативой лица, перемещающего товары.

Роль таможенных органов заключается в предоставлении разрешения на использование данного режима либо отказывают в таком разрешении, исходя из условий помещения товара под данный таможенный режим.

Транзит товаров

Транзит товаров — таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст. 35 ТК РФ).

В целях учета перемещаемых по стране грузов подается заявление и получается разрешение таможенного органа на транзит товаров.

Разрешение на транзит дает таможенный орган отправления товаров. В отдельных случаях, например при транзите подакцизных товаров, перевозимых автотранспортом, разрешение выдается только после внесения причитающихся денежных средств на депозит таможенного органа или предъявления банковской гарантии.

Существуют условия помещения товаров под таможенный режим транзита:

§ товар должен оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

§  не использоваться для каких-либо целей, кроме транзита;

§  не являться товаром, запрещенным к перемещению через территорию РФ.

Имеется ограничение по срокам нахождения товара на территории России: исходя из возможностей транспортного средства, намеченного маршрута, других условий, это время должно определяться из расчета не более 1 месяца на каждые 2000 километров.

Если у таможенных органов имеются сомнения в том, что перевозчик товаров или транспортное средство не могут гарантировать нормальной доставки товаров, таможенный орган вправе допустить помещение товаров под таможенный режим транзита лишь при условии надлежащего оборудования транспортного средства, применения таможенного сопровождения или перевозки товаров таможенным перевозчиком, обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов внесением причитающихся сумм на депозит таможенного органа отправления.

Ответственность за соблюдение таможенных правил, все возникающие расходы несет перевозчик товаров.

Расходы, возникшие у перевозчика в связи с обеспечением надлежащего оборудования транспортного средства либо перевозкой товаров таможенным перевозчиком, государственными органами Российской Федерации не возмещаются.

Транзит товаров производится с разрешения таможенного органа Российской Федерации, за исключением случаев, когда Правительство Российской Федерации устанавливает ограничения транзита товаров в качестве ответной меры на дискриминационную или другую ущемляющую интересы российских лиц акцию иностранных государств и их союзов (ст. 37 ТК РФ).

В случаях, когда соблюдение законодательства Российской Федерации о таможенном деле не может быть обеспечено мерами, предусмотренными статьей 36 настоящего Кодекса, таможенные органы Российской Федерации предоставляют разрешение на транзит товаров только при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, включая внесение на депозит причитающихся сумм.

Документы на товары, подлежащие вручению таможенному органу назначения, доставляются в том же порядке, что и товары, к которым они относятся.

Меры, принимаемые вследствие аварии или действия непреодолимой силы. При аварии или действии непреодолимой силы товары могут быть выгружены. В этом случае перевозчик обязан:

§ принять все необходимые меры для обеспечения сохранности товаров и недопущения какого-либо их использования;

§ незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган Российской Федерации об обстоятельствах дела, месте нахождения товаров и транспортных средств;

§ обеспечить перевозку товаров в ближайший таможенный орган Российской Федерации или доставку должностных лиц таможенного органа Российской Федерации к месту нахождения товаров.

Таможенные органы Российской Федерации не возмещают перевозчику расходов, понесенных в связи с принятием мер, предусмотренных настоящей статьей.

Ответственность за транзит товаров согласно ст. 40 ТК несет перевозчик. При выдаче без разрешения таможенного органа Российской Федерации, утрате товаров или недоставлении их в таможенный орган назначения перевозчик должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате соответственно при таможенных режимах выпуска для свободного обращения или экспорта, за исключением случаев, когда товары оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо недостача произошла в силу естественного износа иди убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения вследствие неправомерных, по законодательству Российской Федерации, действии органов или должностных лиц иностранного государства (ст. 40 ТК РФ).

Данный режим обеспечивает загрузку транспортных артерий страны, а также формирование внутренней добавленной стоимости за счет перевозки товаров Его стимулирующие влияние на развитие транспорта и соответствующей инфраструктуры достигается путем освобождение лиц от уплаты таможенных пошлин и налогов при его осуществлении. При этом перспективы режима транзита во многом зависят от грамотного законодательного подхода в этом вопросе, обеспечивающем баланс интересов государства и участников ВЭД. Мы предлагаем развитие систему обеспечения исполнения обязательств по данному режиму, которая включала бы в себя активное использование таких способов как:

§ залог – имущественный или денежный, в последнем случае средства должны депонироваться на счетах Казначейства;

§ поручительства – обязательство третьего лица (поручителя) взять на себя ответственность за неисполнение лицом, помещающим товар под режим транзита, обязательств по данному режиму;

§ неустойка, включающая в себя штрафы и пени за несоблюдение условий таможенного режима.

Так же целесообразным представляется разработка стандартизированных транспортных маршрутов, позволяющих упорядочить движение транзитных грузов по территории РФ и одновременно улучшить контроль за их перемещением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: