О. Процедуры и институты защиты и ограничения прав и свобод граждан

Существует еще значительное количество различных правовых документов, которые прямо или косвенно затрагивают прав и свободы человека в Казахстане.

Одной из главных проблем действующего законодательства Республики Казахстан в области прав человека в настоящее время является несоответствие ряда понятий, норм и положений международным документам по правам человека, с одной стороны, и отсутствие государственного органа, в который граждане могли бы обращаться за толкованием тех или иных норм закона, затрагивающих их права и свободы.

Это в значительной степени снижает эффективность применения конституционных норм и положений в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

 

      

 

24

 

5. Национальные институты и механизмы защиты прав человека

 

Анализ законодательной базы, обеспечивающей реализацию и защиту основных прав и свобод человека в посттоталитарном Казахстане, позволяет установить законодательно закрепленных институтов и механизмы защиты прав человека и контроля за их соблюдением.

Присоединение и ратификация Казахстаном ряда основных международных документов в области прав человека теперь уже не исключает из числа реально действующих эффективных механизмов защиты прав человека международные межгосударственные институты и процедуры.

Таким образом, потенциально возможными институтами, способами и процедурами защиты и контроля за соблюдением прав человека в Казахстане можно считать только те, которые относятся к четырем группам: международные (международные договорные органы, созданные ООН, рассматривающиеся нами как контрольные механизмы) государственные, смешанные (общественно-консультативные при государственных органах и система адвокатуры) и неправительственные (общественные, в том числе и международные и зарубежные организации).

Статья 40 Конституции РК установила:

«...2. Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина...»

Конституция РК гарантирует каждому судебную защиту его прав.

Крайне важной является статья 77 Конституции РК, определяющая принципы правосудия:

«...3. При применении закона судья должен руководствоваться следующими принципами:

1) лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда;

2) никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение;

3) никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;

4) в суде каждый имеет право быть выслушанным;

5) законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон;

6) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

7) никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди;

8) любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

9) не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;

10) применение уголовного закона по аналогии не допускается...»

Кроме того, статья 78 Конституции РК устанавливает:

«Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным».

Следующим государственным институтом защиты прав и свобод человека является прокуратура.

Согласно статьи 83 Конституции РК:

«1. Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики.

Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование...».

К смешанным институтам защиты прав человека можно отнести Республиканскую Комиссию по правам человека при Президенте РК, которая, согласно Указу Президента РК от 3 июня 1996 года, «...является консультативно-совещательным органом при Главе государства.

2. Основными задачами Комиссии являются:

1) содействие Президенту Республики Казахстан в обеспечении его конституционного статуса гаранта соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

2) выработка предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в области обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

3) подготовка предложений по обеспечению Республикой Казахстан покровительства в отношении своих граждан, находящихся за пределами ее территории, защите их прав и свобод;

4) подготовка аналитических и экспертно-рекомендательных заключений и предложений по международно-правовым актам в области прав человека, затрагивающим интересы Республики Казахстан...»

В соответствии с разделом II Положения о Комиссии она: «... 1) рассматривает направленные Президенту Республики Казахстан или непосредственно в Комиссию обращения граждан и организаций о нарушениях прав и свобод человека;

2) изучает направленные в ее адрес местными представительными и исполнительными органами материалы об обращениях граждан и организаций по вопросам соблюдения прав и свобод человека, а также соответствующие публикации в средствах массовой информации;

3) составляет специальные и ежегодные доклады о соблюдении прав человека и представляет их Президенту Республики Казахстан;

4) анализирует текущее законодательство, вносит предложения по приведению его в соответствие с международно-правовыми актами о правах и свободах человека, признанными Республикой Казахстан, участвует в разработке проектов законодательных актов, затрагивающих вопросы прав и свобод человека;

5) принимает участие в работе международных организаций по правам человека;

6) оказывает организационно-методическую, информационную и иную помощь должностным лицам аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы республики, в ведение которых находятся вопросы прав человека...».

Одним из новых институтов защиты прав и свобод человека, который образован Указом Президента РК 19.09.2002 года, является институт омбудсмена – Уполномоченного по правам человека. Это должностное лицо, осуществляющее наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, наделенное в пределах

 

25

 

своей компетенции полномочиями принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина

Создание института Национального Омбудсмена дополняет существующие национальные средства защиты прав и свобод человека и не влечет ограничения или пересмотра компетенции других государственных органов, осуществляющих защиту прав человека в соответствии с Конституцией и законодательством Республики Казахстан. Национальный Омбудсмен должен иметь право:

1) требовать от руководителей и должностных лиц государственных органов, организаций и учреждений предоставления необходимых для рассмотрения жалобы или обращения сведений и других материалов, которые должны быть ему направлены в течение 10 рабочих дней после получения запроса;

2) безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов и организаций, получать объяснения от конкретных лиц, по жалобам и обращениям, находящимся у него в производстве;

3) направлять руководителям и должностным лицам государственных органов и организаций, в решениях или действиях которых он усматривает нарушение прав человека, свои рекомендации о восстановлении нарушенных прав и устранении причин и условий, способствовавших нарушению законности;

4) поручать государственным органам и организациям, подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению, привлекать специалистов к выполнению экспертных и консультационных работ. Такие поручения выполняются безвозмездно, в срок не позднее двух месяцев;

5) обращаться в суд за защитой нарушенных прав и свобод человека, а также принимать иные действия и меры, предусмотренные законодательством;

6) по вопросам соблюдения прав человека, по предъявлению служебного удостоверения, без предварительного уведомления, беспрепятственно входить на территорию и в помещения государственных органов и организаций, включая войсковые части и соединения, а также посещать места принудительного содержания, где находятся задержанные, арестованные и осужденные лица, встречаться и беседовать с ними, в том числе и конфиденциально;

7) знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, решения по которым вступили в законную силу, а также с делами, находящимися в производстве;

8) вносить предложения в соответствующие органы о привлечении к установленной законом ответственности лиц, действиями которых вызвано нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также принятии мер к возмещению материального и морального ущерба;

9) публиковать заключения и иные документы по результатам проведенных проверок в периодических изданиях;

10) использовать помощь неправительственных организаций;

11) предпринимать иные законные меры, необходимые для защиты прав и свобод человека и гражданина.

По результатам проверки жалобы или обращения Национальный Омбудсмен вправе направить государственному органу или должностному лицу, решениями или действиями которого нарушены права и свободы заявителя, рекомендации относительно мер, которые надлежит принять для восстановления нарушенных прав.

Руководитель государственного органа или должностное лицо, получившие рекомендации Национального Омбудсмена, обязаны рассмотреть рекомендации и направить Национальному Омбудсмену сообщение о результатах рассмотрения.

В случае отклонения рекомендаций руководитель государственного органа, организации или должностное лицо обязаны мотивировать свое решение по существу.

26

 

Ссылка на подзаконные акты не может рассматриваться в качестве отказа следовать рекомендациям Национального Омбудсмена.

Копия решения Национального Омбудсмена должна направляться заявителю.

В случае неисполнения должностными лицами обязанностей, установленных Законом, а также любого воспрепятствования правомерным действиям Национального Омбудсмена, должностное лицо должно привлекаться к дисциплинарной либо административной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Уполномоченный согласно п. 15 Указа Президента РК от 19.09.2002 г. в установленном законодательством порядке имеет право:

1) запрашивать от должностных лиц и организаций, за исключением перечисленных в пункте 18 настоящего Положения, необходимые для рассмотрения жалобы сведения;

2) на безотлагательный прием руководителями и другими должностными лицами государственных органов, иных организаций;

2-3) по результатам рассмотрения жалоб граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также при получении иным путем информации о нарушениях их прав и свобод обращаться к палатам Парламента с предложением провести по этим вопросам парламентские слушания;

2-4) принимать участие в работе международных организаций по правам человека, других неправительственных правозащитных организаций;

3) привлекать на договорной основе организации и специалистов к выполнению экспертных и консультационных работ для подготовки заключений по подлежащим выяснению обстоятельствам, связанным с нарушением прав человека и гражданина;

4) принимать меры по защите нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

5) по предъявлению служебного удостоверения входить и находиться на территории и в помещениях государственных органов и организаций, в том числе воинских частях и соединениях, а также посещать места лишения свободы, встречаться и беседовать с лицами, содержащимися в них;

6) обращаться к уполномоченным государственным органам или должностным лицам с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, нарушившего права и свободы человека и гражданина;

7) публиковать в средствах массовой информации официальные сообщения по результатам проведенных проверок.

Однако, сравнивая полномочия Омбудсмена, которые у него должны быть, и которые у него имеются в Казахстане, не сложно определить отсутствие многих из названных выше функций, как например, обращение в суд и др.

Институт Омбудсмена достаточно широко распространен в различных странах, хотя эта должность имеет разные наименования: от уполномоченного по правам человека в России, народного защитника в Грузии до комиссара по права человека в Новой Зеландии.

Мы надеемся, что введение этого института в Казахстане позволит усилить государственные механизмы защиты прав и свобод граждан, однако до сих пор статус Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан не определен в Конституции, в связи с чем этому институту уделяется недостаточная роль.

 

27

Заключение

В заключение  хотелось бы еще раз подчеркнуть, что важное значение, которое придается государствами защите и поощрению прав и свобод человека, делает необходимым тесное международное сотрудничество в этой области, в том числе при помощи укрепления режима международного контроля. Такое сотрудничество на данный момент стало важным фактором международных отношений и одним из компонентов всеобщей безопасности.Одновременно следует иметь в виду, что современные институты и механизмы международного контроля в области прав человека, за исключением, пожалуй, регионального измерения, являются продуктом правового, а зачастую и политического компромисса. На специфику такого контроля сильнейшее воздействие оказало деление мира на два полюса, противостояние между социалистической и капиталистической системами - в прошлом, а также развитых и развивающихся стран - в современный исторический момент. В этой связи международный контроль в области прав человека в настоящих условиях носит во многом мягкий, непревентивный характер (своеобразный контроль post-factum). Думается, что данная особенность развития международных контрольных правозащитных механизмов будет сохраняться до тех пор, пока на практике, в действительности не изменится подход различных государств и групп государств к межгосударственному сотрудничеству в рассматриваемой области.В последние годы все более актуальным вопросом становится реформа договорных органов ООН по правам человека, которые представляют собой краеугольный камень международного контроля в русле универсальной системы защиты прав и свобод человека. Вместе с тем автор настоящей статьи убежден, что любые меры, направленные на реформирование соответствующих механизмов, не должны вести к трансформации договорных органов в квазисудебные или (тем более) в судебные органы. Всегда следует помнить, что главное назначение правозащитных конвенционных комитетов заключается в оказании содействия государствам - участникам основных международных договоров в области прав человека в выполнении ими добровольно взятых на себя обязательств. В этом - основа и будущее развития международного сотрудничества в правозащитной сфере.

 

28

Библиографический список

1 Г.В.Игнатенко и О.И Тиунов. Международное право.- М,1999 – С. 584.

2 Бекяшев К.А. Международное публичное право. – М., 1999, - С. 640.

3 Гусева Д.А., Яскевич Я.С. Права человека. Минск. 2002.

4 Фляйнер Т. Что такое права человека. М, 1997.

5 Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М. 2008.

6 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, - М., 1988.

7 Независимая газета.№96 (3211), 17.05.2004 г.

8 "Венская декларация и программа действий ".(Принята в г. Вене 25.06.1993 на 2-ой Всемирной конференции по правам человека).

9 Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических,социальных и культурных правах человека".

10 "Устав организации Объединенных "(вместе с "правилами процедуры Генеральной Ассамблеи").

11 Всеобщая декларация прав человека.

12 Международный пакт о гражданских и политических правах.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: