Управляемые пассивы как источник привлечения денежных ресурсов

 

Управляемые пассивы – это пассивы, создаваемые банками по их собственному желанию. В этом их отличие от «основных пассивов» - вкладов до востребования, «обычных» сберегательных и срочных депозитов и т.д. - формирующихся независимо от потребностей банковских институтов, по воле населения.

Первым видом управляемых пассивов были межбанковские кредиты, позволявшие банкам с нехваткой резервов получать их у банков с избыточными запасами денег.

Другими важными видами управляемых пассивов, возникшими за последние 25-35 лет, являются депозитные сертификаты, соглашения об обратном выкупе (репо) и евродолларовые займы.

Стратегия управляемых пассивов позволяет банкам профинансировать инвестиции промышленных фирм даже при нехватке резервов за счет деятельности на оптовом рынке банковских инструментов. Посредством этой стратегии банки получают возможность изменять структуру своих пассивов, так, чтобы больший удельный вес в их портфеле составляли новые финансовые инструменты, пока еще не попавшие под контроль центрального банка (практика показывает, что центральные банки обычно вообще не налагают резервные ограничения на большую часть управляемых пассивов, не рассматривая их в качестве вероятного объекта изъятий при банковских паниках и возможной причины краха банковской системы).

К недепозитным источникам привлечения ресурсов относятся межбанковские кредиты (МБК) и кредиты, полученные от ЦБ РФ. Свободными кредитными ресурсами торгуют устойчивые в финансовом отношении банки, у которых есть излишек ресурсов.

Привлечение МБК может быть осуществлено самостоятельно, путем прямых переговоров или через финансовых посредников. В их качестве могут выступать: сами банки, брокерские конторы, фондовые биржи, финансовые дома, кредитные магазины.

На фондовом рынке распределение кредитных ресурсов осуществляется посредством аукциона. Организации и банки, желающие принять участие в проведении аукциона, должны подать в письмен­ной форме или по факсу заявку на участие, в которой указываются: сумма средств, предлагаемая к продаже или купле, срок передачи или привлечения средств; желаемая процентная ставка, особые условия размещения; доверенные лица, которым разрешается представлять интересы сторон и подписывать документы. В результате торгов опре­деляются конкретная сумма кредита, процентная ставка и срок пре­доставления МБК. При совпадении интересов покупателя и продавца заполняется регистрационное свидетельство об аукционной сделке, которое является основанием для заключения договора об МБК. За оказанное посредничество заемщик уплачивает бирже определенный процент от суммы сделки.

Однако коммерческие банки могут предоставлять друг другу ре­сурсы и без посредничества бирж и аукционов — путем установления прямых договорных отношений. Следует выделить несколько разно­видностей межбанковских кредитов.

МБК, полученные от других коммерческих банков. Этот вид ресур­сов весьма распространен и имеет как отрицательные, так и положи­тельные стороны. Высокая доля МБК в общем объеме привлеченных ресурсов ведет к сильному удорожанию кредитных ресурсов банка в целом, так как это самый дорогой инструмент. Кроме того, растущая зависимость от крупных межбанковских кредитов может быть охарак­теризована отрицательно, так как диверсификация привлекаемых ре­сурсов укрепляет ликвидность банка, а межбанковский кредит не способствует диверсификации. Желательный уровень МБК — не более 20% в ресурсной базе. Однако в современных условиях, когда привлечение срочных депозитов предприятий и населения затруднено, банк вынужден для пополнения своей ресурсной базы и обеспечения текущей ликвидности в целом все чаще прибегать к МБК, тем более, что данный вид ресурсов не учитывается при исчислении и внесении в ЦБ РФ фонда обязательных резервов.

Кредитование путем подкрепления корреспондентского счета. Данный вид перераспределения ресурсов является скрытой формой, поскольку кредит выдается в форме пополнения корреспондентского счета одного банка в другом на основе договора о корреспондентских отношениях. При этом прямой договор о предоставлении МБК не составляется, проценты за пользование ресурсами не выплачиваются, а вознаграждением является плата за остаток на корреспондентском счете. Данный вид перераспределения ресурсов используется в основном дружественными или связанными между собой иными отношениями коммерческими банками.

Кредитные ресурсы, полученные от других филиалов (в пределах одного и того же коммерческого банка). В общей структуре привле­ченных средств эти ресурсы относятся к МБК. Однако здесь есть свои особенности, так как для получения МБК от других банков необходимо предоставление высоколиквидного залога, как правило, ценных бумаг государства. Это принуждает держать часть средств в государственных краткосрочных облигациях или высоколиквидных бумагах сторонних эмитентов, что не всегда целесообразно, так как отсутст­вие возможности игры на курсовых разницах при повышении или по­нижении тех или иных серий оставляет возможность довольствовать­ся доходностью к погашению, а это не всегда выгодно. В то же время предоставление других форм залога (например, зданий) требует до­полнительных расходов, и весьма существенных. К тому же оформле­ние любого залога требует времени. А когда речь идет о ликвидности банка, временные рамки сужаются порой до нескольких часов. Ресур­сы, предоставляемые другими филиалами, удобны тем, что для их привлечения не требуется залог, оформление и обмен договорами происходит уже после сделки, операции осуществляются день в день. Для покупки ресурсов достаточно телефонного звонка, а гарантией совершения операции служит подтверждение, отправленное по элек­тронной почте или по факсу. Все перечисленное делает данный инст­румент наиболее мобильным и удобным, позволяющим привлекать с минимальными затратами требуемую сумму средств на любой срок от одного дня до месяца и по минимальной цене.

Овердрафт головного банка (для филиалов коммерческого бан­ка). Данный вид ресурсов также можно отнести к МБК с той лишь разницей, что процентная ставка по данному виду источника привле­ченных средств не является компромиссом двух сторон, достигнутым в процессе переговоров, а устанавливается головным банком дирек­тивно. Несмотря на относительно невысокую стоимость этих ресурсов, из-за непредсказуемости процентной ставки по ним наличие их в структуре привлеченных средств нежелательно. Поэтому надо изыскивать возможность для замены ресурсов головного банка на более стабильные с контролируемой процентной ставкой.

Центральный банк РФ осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики страны и в зависимости от направления кредитной политики строит свои отношения с коммерческими банками. При этом используются такие инструменты, как изменение уровня учетной ставки (ставка, по которой ЦБ РФ предоставляет кредиты коммерческим банкам), размера требований по обязательному резервированию части привлеченных банками ресурсов, объемов опера­ций, проводимых на открытом рынке.

ЦБ РФ предоставляет кредиты коммерческим банкам прежде все­го для инвестирования в приоритетные отрасли народного хозяйства: кредитование конверсионных программ, оборонных отраслей про­мышленности, предпосевных затрат, досрочного завоза товаров в районы Крайнего Севера, затрат на строительство объектов социаль­ного назначения (школ, больниц, жилья) и т.д. При этом ЦБ РФ стре­мится не допустить использования централизованных ресурсов на проведение операций, не связанных напрямую с производственной деятельностью. Поэтому наиболее доступными оказываются ссуды ЦБ РФ для коммерческих банков, созданных на базе бывших государ­ственных специализированных банков, сохранивших клиентуру. Условием предоставления коммерческому банку ресурсов является также соблюдение им размера маржи, т.е. разницы между ценой при­обретения и ценой перепродажи в виде ссуды клиентам.

Коммерческие банки получают кредиты у Центрального Банка в форме переучета и перезалога векселей, в порядке рефинансирования и в форме ломбардных кредитов.

К другим наиболее распространенным формам недепозитных операций относят:

Евродолларовые займы -один из способов внешних заимствований характеризующийся следующими параметрами:

- местонахождение рынка - Европа

- размер рынка измеряется сотнями миллиардов долларов

- сроки займов в среднем 3 -5 лет, что по российским меркам является - сверхдолгосрочным

- данные заимствования едва ли не самые дешевые из-за большого объема предложения на мировом рынке

- выпуск евродолларовых облигаций не требует обеспечения.

- выпуск облигаций в отличие от акций не приводит к размыванию капитала.

Выпуск ценных бумагдля резидентов - один из способов привлечения дополнительных ресурсов для коммерческих баков: выпуск облигаций; векселей;  депозитных и сберегательных сертификатов.

Эта категория банковских ресурсов называется эмитированными средствами банков. Банки проявляют особую заинтересованность в изыскании таких средств клиентуры, которыми они могли бы пользоваться достаточно длительный период. К таким средствам относятся облигационные займы, банковские векселя и др.

Облигационные займы эмитируются в виде облигаций. Выпуск этих ценных бумаг является объектом жесткой регламентации со стороны государственных органов.

В современной банковской практике встречаются двухвалютные облигации, то есть облигации, выплата купонного дохода по которым предусмотрена по выбору держателя облигации: в национальной валюте или в долларах США (или в евро).

Одна из разновидностей ценных бумаг, эмитируемых банками, – ценные бумаги с «плавающей процентной ставкой».

Разновидностью управляемых пассивов являются депозитные и сберегательные сертификаты. Сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в кредитную организацию, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в кредитной организации, выдавшей сертификат.

Депозитный сертификат – это ценная бумага, свидетельствующая о том, что в банк внесен срочный вклад с фиксированным сроком и ставкой процента. Т.е. депозитный сертификат – это письменное свидетельство банка о внесении денежных средств, которое дает право вкладчику на получение по окончании установленного срока суммы вклада и процентов по нему. Депозитный сертификат выдается только юридическим лицам. Он имеет две разновидности – непередаваемые, которые хранятся у вкладчика и при наступлении их срока предъявляются в банк; и передаваемые, которые свободно продаются на вторичном денежном рынке, где право на получение вклада по депозитному сертификату может быть передано другому лицу; другими словами он может быть именным и на предъявителя.

Депозитный сертификат выпускается банками под определенный в договоре процент на конкретный срок или до востребования. Для физических лиц используются сберегательные сертификаты, выдаваемые банком, как на фиксированный срок, так и до востребования.

Сертификаты могут выпускаться как в разовом порядке, так и сериями. Сертификаты могут быть именными или на предъявителя. Депозитные и сберегательные сертификаты не могут служить расчетным или платежным средством.

Сертификаты выпускаются в валюте РФ. Выпуск сертификатов в иностранной валюте не допускается. Владельцами сертификатов могут быть резиденты и нерезиденты в соответствии с действующим законодательством РФ и нормативными актами Банка России.

Формирование пассивных операций и увеличение ресурсов коммерческих банков должно быть гарантировано рядом факторов: устойчивой их работой, ростом доверия к банкам со стороны потенциальных инвесторов, разнообразием видов вкладов, расширением банковских услуг, эффективной процентной политикой.

 



Заключение

 

Ресурсная база, как экономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а следовательно и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят от размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке ссудных и депозитных ресурсов. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками за привлечение ресурсов.

Формирование ресурсной базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка. Эффективное управление пассивами предполагает осуществление грамотной депозитной политики. Специфика этой области деятельности состоит в том, что в части пассивных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заемщикам.

При выдаче ссуды банк, а не клиент, решает вопрос о передаче денег заемщику, то есть имеет значительную возможность маневра денежными ресурсами. При привлечении денежных средств право выбора остается за клиентом, а банк вынужден вести нередко жесткую конкуренцию за вкладчика, потерять которого довольно легко. Безусловно, хорошие заемщики тоже представляют собой большую ценность и формирование их широкого круга - одна из важнейших задач банка. Но первичным все же является привлечение, а не размещение ресурсов.

Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость от них банка очень высока. Поэтому банкам нужна грамотная депозитная политика, в основу которой ставится поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности с активами по срокам, объемам и процентным ставкам.

В рыночных условиях коммерческие банки должны уделять серь­езное внимание привлечению ресурсов и для этого:

- разрабатывать собственную депозитную политику;

- особое внимание в процессе осуществления депозитной поли­тики уделять срочным вкладам;

- разнообразить виды вкладов;

- расширять банковские услуги для привлечения потенциальных вкладчиков;

- проводить эффективную процентную политику, не снижаю­щую доходность банка и обеспечивающую определенную привлека­тельность для вкладчиков.

 



Список использованной литературы

 

1. Гражданский кодекс РФ (в ред. Федеральных законов от 20.02.96 № 18-ФЗ, от 12.08.96 № 111-ФЗ, от 08.07.99 № 138-ФЗ). – М., 2000

2. Федеральный закон от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»

3. Федеральный закон от 03.02.96 № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»

4. Федеральный закон от 28.11.2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в Российской Федерации»

5. Положение «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций» (в редакции от 31 августа 1998 г.) / Письмо ЦБР от 10 февраля 1992 г. N 14-3-20

6. Инструкция ЦБ РФ от 01.10.97 г. № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций»

7. Указание ЦБ РФ от 27.03.98 г. № 192-У «О дополнительных мерах по защите интересов вкладчиков банков» (в ред. Указаний ЦБ РФ от 02.07.98 № 274-У, от 26.11.99 № 687-У).

8. Указания Банка России от 24.06.99 № 586-У «О минимальном размере уставного капитала вновь создаваемых кредитных организаций и минимальном размере собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций».

9. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Г.Коробовой. – М.: «Юрист», 2003

10. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001.

11. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001.

12. Основы банковского дела в Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. О.Г. Семенюты. – Р-н-Д: «Феникс», 2002

13. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: «Юрист», 2002.

 

 


[1] Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Г.Коробовой. – М.: «Юрист», 2003. - с. 105

[2] Указания Банка России от 24.06.99 № 586-У «О минимальном размере уставного капитала вновь создаваемых кредитных организаций и минимальном размере собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций». – ст. 1

[3] Цифры условные. Пример приведен в: Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Г.Коробовой. – М.: «Юрист», 2003. - с. 159

[4] Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. – с.155.

[5] Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. с. 147

[6] Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Г.Коробовой. – М.: «Юрист», 2002. с. 214

[7] Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Г.Коробовой. – М.: «Юрист», 2003. с. 210

[8] Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: «Юрист», 2002. с.352

[9] Федеральный закон от 03.02.96 № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности». ст. 38

[10] Там же. ст. 39



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: