Раздел II Микроэкономика

Тема7. Механизм функционирования рынка: спрос, предложение, конкуренция, цена.

1. Сущность спроса. Факторы определяющие спрос. Закон спроса.

2. Сущность предложения. Факторы определяющие предложение. Закон предложения.

3. Сущность цены. Функции цены. Цели ценообразования.

4. Стратегия ценообразования. Основные виды цен.

5. Сущность конкуренции. Основные виды конкуренции. Методы конкуренции.

6. Основные виды конкурентной борьбы:

а) Совершенная (чистая) конкуренция.

б) Чистая монополия

в) Монополистическая конкуренция

г) Олигополия

 

 

Темы рефератов:

1. Влияние неценовых факторов на формирование спроса.

2. Антимонопольное законодательства, антимонопольное политика государства.

3.  Формирование цены в условиях рынка.

4.  Современная стратегия ценно образования.

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте определение рынка как места «встречи» спроса и пред­ложения. Чем это определение отличается от других, известных вам? Изобразите графически пересечение кривых спроса и пред­ложения. Найдите точку равновесия (равновесная цена) и опреде­лите условия, при которых возникает дефицит спроса (избыток предложения) и дефицит предложения (избыток спроса).

2. Чем отличаются понятия «спрос» и «потребность»? Что такое платежеспособный спрос?

3. Тождественны ли понятия «изменения в спросе» и «изменение величины спроса»? Аргументируйте свой ответ примерами.

4. Известно, что когда цены на бензин резко поднимаются, спрос на большие автомобили падает. Объясните, почему это следует рас­сматривать как изменение спроса, а не как движение по кривой спроса.

5. Как вы понимаете утверждение: «Закон спроса действует, пото­му что у потребителей есть возможность замены. Закон предло­жения действует, потому что у производителей есть возможность замены»?

6. Раскройте содержание конкурентной борьбы на каждой фазе про­изводственного цикла.

7. Проанализируйте позитивные и негативные стороны конкурен­ции.

8. Что такое недобросовестная конкуренция? В каких формах она осуществляется?

9. Что такое ценовая дискриминация? При каких условиях она воз­можна?

10. Чем совершенная конкуренция отличается от несовершенной? Какая из этих форм преобладает на российском рынке?

11. Известно, что ценовой механизм эффективно функционирует на рынках совершенной конкуренции. Означает ли это, что на рын­ках с несовершенной конкуренцией, охватывающей лишь неболь­шое число участников, невозможно эффективное производство?

12. Охарактеризуйте основные организационные формы монопо­лий: картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты. Ука­жите причину их возникновения, характерные черты и различия. Какая из них была наиболее характерна для дореволюционной России? Что собой представляют современные холдинги?

13. Дайте характеристику монополии, монопсонии, олигополии, олигопсонии.

14. Раскройте содержание экономических и административных мер, противодействующих монополизации рынка, и дайте им харак­теристику.

Рекомендуемая литература

1, 2, 3, 5, 7, 8, 14, 20, 21, 22, 23, 25, 26.

Тема 8. Издержки производства и обращения.

1. Производство и ресурсы производства.

2. Факторы производства.

3. Показатели эффективного использования производственных ресурсов.

4. Издержки производства.

5. Издержки обращения.

Темы рефератов:

1. Закон экономии времени. Основные факторы роста производительности труда.

2. Проблемы ограниченности ресурсов и основные принципы деятельности: рациональность, экономичность, эффективность.

3. Основные пути снижения издержек производства и обращения.

Вопросы для обсуждения

1. Разграничьте понятия: расходы, затраты, издержки, себестоимость.

2. Определите сущность вмененных издержек и их роль в экономи­ческом анализе и выработке стратегии развития фирмы.

3. Покажите на примерах, в чем заключается различие между внеш­ними и внутренними издержками. Каковы внешние и внутрен­ние издержки учебы в институте?

4. Почему экономисты считают нормальную прибыль элементом из­держек? Относится ли к издержкам экономическая прибыль?

5. Перечислите постоянные и переменные издержки, связанные с эксплуатацией вашего автомобиля. Предположим, что вы раз­думываете, как дешевле преодолеть расстояние от Петербурга до Москвы: на своей машине или поездом. Какие издержки — по­стоянные, переменные или те и другие — вам придется учесть при решении этого вопроса? Понесете ли вы какие-либо внутренние издержки? Поясните.

6. Раскройте содержание краткосрочного и долгосрочного периодов работы фирмы с точки зрения изменения факторов производства.

7. Объясните утверждение: «В долгосрочном плане не существует постоянных издержек; все издержки оказываются переменными».

Рекомендуемая литература

3, 5, 7, 8, 14, 20, 21, 22, 23, 25, 26.

Тема 9. Формирование доходов в обществе и их виды.

1. Общие основы формирования доходов в обществе.

2. Заработная плата, ее сущность. Формы и системы.

3. Предпринимательский доход и экономическая прибыль.

4. Экономическая рента.

5. Ссудный процент и его нормы.

 

Темы рефератов:

1. Современные формы стимулирования труда.

2. Основные факторы влияющие на размер прибыли.

3. Основные виды прибыли и пути её увеличение.

4. Роль государства в осуществлении политики доходов.

Вопросы для обсуждения

1. Можно ли отождествлять индивидуальные интересы к максими­зации прибыли с эгоистическими?

2. Вы располагаете определенной денежной суммой. У вас имеются другие пути использования этих денег: купить земельный учас­ток; поместить на срочный вклад в банк; приобрести оборудова­ние. В каком случае вы остановите свой выбор на покупке земли?

3.Что такое «максимальная прибыль»? Почему фирма должна стре­миться максимально увеличивать прибыль, а не производство? Что такое «предельный доход» и «предельные издержки»? Почему при­быль максимальна в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам?

3. Президент компании или известный артист могут зарабатывать сотни тысяч долларов в год, а обычный служащий — во много раз меньше. Проанализируйте эти различия в зарплате и сформули­руйте ответ на следующий вопрос: какие факторы лежат в основе дифференциации ставок заработной платы?

Рекомендуемая литература

1, 2, 3, 5, 7, 8, 14, 20, 21, 22, 23, 25, 26.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: