Тема 3. Формы организации общественного производства и их эволюция

1. Формы общественного хозяйства. Возникновение и основные черты товарного производства.

2. Товар и его свойства. Двойственный характер труда.

3. Величина стоимости товара. Индивидуальная и общественно необходимая.

4. Закон стоимости его содержание и функции.

Темы рефератов:

1.Влияния закона стоимости на формирования рыночной цены.

2.Становления и развития товарного хозяйства в России.

Вопросы для обсуждения

1. Приведите примеры натурализации хозяйства на микро- и мак­роуровнях.

2. Как вы считаете, меновые отношения возникают внутри отдель­ных общих или на стыке отношений разных по специализации об­щин?

3. Определите сущность, условия и причины возникновения и су­ществования товарного производства. Проанализируйте форму экономических отношений товаропроизводителей в нем.

4. Известно, что основными формами обмена являются бартерный и денежный. Может ли стремительно происходящая ныне эво­люция денег привести к новой форме товарного обмена? Какой она вам видится (кредитной, компьютерной или?..).

5. Наблюдаете ли вы различия между категориями «товар», «бла­го» и «услуга»? Всегда ли услуга является товаром? Любой ли товар можно считать благом?

6. Является ли товаром полезный продукт труда, произведенный товаропроизводителями для себя? Аргументируйте ответ приме­рами.

7. Всегда ли полезный продукт труда, произведенный для других, является товаром? Приведите примеры.

8. Можно ли подсчитать стоимость? Какие ответы на этот дис­куссионный вопрос дают представители разных экономических школ?

 

Рекомендуемая литература:

3, 5, 7, 8, 14, 20, 21, 22, 23, 25, 26.

 

 

Тема 4. Деньги, как категория товарного производства: происхождение, сущность и функции.

1. Исторический процесс развития обмена и форм стоимости.

2. Сущность денег.

3. Функции денег.

4. Денежные системы. Бумажные деньги и закон денежного обращения.

 

 

Темы рефератов:

1. Происхождение денег и деньги древней Руси.

2. Золото.

3. Безналичные средства расчетов.

4. Современные формы электронных денег.

5. Обеспечение устойчивости денежного обращения

6. Государственное регулирование предложения денег.

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте содержание экономических категорий «стоимость», «меновая стоимость» и «деньги». Что связывает эти категории?

2. Бывший президент США Р. Рейган считал, что средством спа­сения страны от инфляции может стать возращение к золотомо-нетному стандарту. Его оппоненты полагали, что решить такую сложную проблему таким допотопным способом невозможно. Выскажите свое мнение по этой проблеме.

3. Проведите сравнительный анализ трех разновидностей мономе­таллизма.

4. Охарактеризуйте золото как товар и как всеобщий эквивалент.

5. Могут ли бумажные деньги уйти в «сокровище»?

6. Сравните два определения денег.

а) «Деньги — это все то, что принимается в обмен на товары и услуги».

б) «Деньги — это товар особого рода, выполняющий роль все­общего эквивалента».

С каким из этих определений вы согласны? Обоснуйте свою по­зицию.

7. У вас имеется 500 тыс. руб. наличными, а у вашего друга — заго­родный дом, оцениваемый в 1 млн руб. Чье имущество обладает большей ликвидностью? Всегда ли более ликвидный способ хра­нения имущества более рационален?

8. Знаменитый шотландец Джон Ло, которого часто называют от­цом современных кредитных денег, считал, что изобилие денег в стране — это основа экономического процветания (причем он рассматривал именно бумажные деньги), что, увеличивая выпуск денег, банк увеличивает богатство. В начале XVIII в. он попробо­вал внедрить свои идеи в жизнь во Франции. Первые два года все шло прекрасно, но впоследствии инфляционные процессы при­вели к краху всей системы Джона Ло, он был объявлен авантю­ристом и был вынужден бежать в Брюссель. В чем, с вашей точки зрения, ошибочность взглядов Джона Ло на природу денег?

9.Представьте себе, что в известной телеэпопее «Последний герой» группа россиян, заброшенная на необитаемый остров, лишилась свя­зи с внешним миром и столкнулась с «проблемами Робинзона».

а) Какие из благ приобрели бы для них наибольшую полезность: пресная вода, видеокамера, какао-бобы, плоды хлебного дерева, фотоаппарат, модная одежда?

б) Нуждались бы на необитаемом острове в деньгах? Стало бы там золото дороже любого другого продукта? Стала бы выловленная рыба товаром? Проанализируйте экономическую жизнь «вне остро­ва» и определите условия, при которых появляются такие ка­тегории, как «товар», «деньги», «предельная полезность».

 

Рекомендуемая литература:

3, 5, 7, 8, 10, 14, 20, 21, 22, 23, 25, 26.

 

Тема 5. Собственность и экономические интересы. Основные формы собственности.

1. Сущность собственности, ее исторические типы.

2. Формы собственности.

3. Организационно- экономические формы хозяйствования.

Темы рефератов:

1. Формы и методы разгосударствления и приватизации собственности.

2. Порядок учреждения нового предприятия.

3. Особенность функционирования акционерных обществ.

4. Роль и значения государственной собственности.

5. Интеллектуальная собственность и проблемы её релизациии. 

Вопросы для обсуждения

 

1. Что такое «пучок прав собственности»? Перечислите права, вхо­дящие в «пучок», и назовите автора этой концепции.

2. Растолкуйте тезис: собственность — это прежде всего социаль­ное, а не природное явление.

3. Укажите различия между пониманием собственности в экономи­ческом и юридическом смысле.

4. Как вы думаете, почему эволюционные или революционные пре­образования экономических систем всегда начинаются с отноше­ний собственности?

5. Некоторые авторы различают трудовую и нетрудовую формы частной собственности. Первая существует на основе предпри­нимательской деятельности. Вторая возникает при получении имущества по наследству, дивидендов от ценных бумаг и иных источников. Согласны ли вы с такой постановкой вопроса?

6. Дайте характеристику наиболее распространенным формам кол­лективной собственности, предусмотренным законодательством России.

7. Что относится к интеллектуальной собственности? Приведите примеры.

8. Всегда ли переход от одной формы собственности к другой про­исходит революционным (насильственным) путем?

9. К революционному или эволюционному пути трансформации собственности вы отнесете проведенную в нашей стране прива­тизацию? Какую цель преследовала приватизация?

10. В мировой практике известны две формы проведения приватиза­ции:

а) бесплатная передача государственного имущества;

б) продажа государственного имущества. Кому выгодна каждая из этих форм?

11. Является ли акционирование приватизацией?

12.Предположим, что ваша семья сдала в аренду на один год дачный участок.

 Какие права (владение, пользование,распоряжение,присвоение) приобретает на этот срок арендатор и какие из них сохраняются за вашей семьёй?

 

Рекомендуемая литература:

1, 2, 3, 5, 7, 8, 14, 20, 21, 22, 23, 25, 26.

Тема 6. Экономические системы общества. Рынок сущность, роль структура и функции.

1. Типы экономических систем.

2. Модель рыночной экономики. Основные признаки свободного рынка.

3. Основные виды рынков.

4. Роль государства в рыночной экономике.

5. Рыночная инфроструктура.

Темы рефератов:

1. Место предпринимателя в рыночной экономике.

2. Предпринимательство как составляющее рыночной экономики.

3. Экономические функции государства в смешанной экономике и инструменты их реализации.

4. Модель экономического развития современной России.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что такое уклад? Является ли экономика современной России многоукладной?

2. Какая из существующих классификаций экономических систем представляется вам наиболее убедительной? Назовите главные признаки классификации экономических систем.

3. Некоторые экономисты считают, что рыночная экономика сво­бодна от «экономических традиций» и элементов «командной си­стемы». А как думаете вы? Обоснуйте примерами свое мнение.

4. Укажите, каким образом и кем принимаются экономические ре­шения в традиционной, плановой и рыночной экономике.

5. Назовите признаки классического капитализма.

6. Известно, что переходная экономика не является продуктом XX в. Приведите примеры переходных экономик XVII-XIX вв. Каки­ми причинами обусловлена переходная экономика?

7. Назовите и охарактеризуйте два вида плановой экономики.

8. Раскройте специфику и общие черты в моделях смешанной эко­номики разных стран.

9. Чем можно объяснить множественность определений рынка, су­ществующих в экономической литературе?

10. Чем отличаются понятия «структура рынка» и «инфраструктура рынка»?

11. Назовите функции рынка. Какая из них не работает, на ваш взгляд, в экономике современной России?

12. В советской экономической литературе доказывалось, что регу­лирующую функцию в экономике должен играть не рынок, а плановый орган (к примеру, Госплан СССР). Сформулируйте свои выводы по этому вопросу, назовите достоинства и недостатки того и другого подхода. Укажите причины, по которым рынок эффективнее выполняет регулирующую функцию по сравнению с плановым органом.

13. Назовите плюсы и минусы ценообразующей функции рынка. Считаете ли вы целесообразным государственное вмешательство в этот процесс?

14. Назовите критерии, по которым классифицируется структура рынка.

15. Назовите функции, которые выполняет биржа. Как образуется прибыль биржи?

16. Определите функции дилера и маклера.

17. Кто такой «медведь»? Чем его функции отличаются от функций «быка»? Не кажутся ли вам эти функции противоречивыми?

18. Назовите методы, с помощью которых государство обязано ком­пенсировать несовершенство рынка.

19. Как вы оцениваете тенденцию придания вашему образованию рыночного характера?

20. Назовите и раскройте содержание биржевых сделок.

21. Охарактеризуйте деятельность ипотечных банков.

Рекомендуемая литература

1, 2, 3, 5, 7, 8, 14, 20, 21, 22, 23, 25, 26.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: