1. Формы общественного хозяйства. Возникновение и основные черты товарного производства.
2. Товар и его свойства. Двойственный характер труда.
3. Величина стоимости товара. Индивидуальная и общественно необходимая.
4. Закон стоимости его содержание и функции.
Темы рефератов:
1.Влияния закона стоимости на формирования рыночной цены.
2.Становления и развития товарного хозяйства в России.
Вопросы для обсуждения
1. Приведите примеры натурализации хозяйства на микро- и макроуровнях.
2. Как вы считаете, меновые отношения возникают внутри отдельных общих или на стыке отношений разных по специализации общин?
3. Определите сущность, условия и причины возникновения и существования товарного производства. Проанализируйте форму экономических отношений товаропроизводителей в нем.
4. Известно, что основными формами обмена являются бартерный и денежный. Может ли стремительно происходящая ныне эволюция денег привести к новой форме товарного обмена? Какой она вам видится (кредитной, компьютерной или?..).
5. Наблюдаете ли вы различия между категориями «товар», «благо» и «услуга»? Всегда ли услуга является товаром? Любой ли товар можно считать благом?
6. Является ли товаром полезный продукт труда, произведенный товаропроизводителями для себя? Аргументируйте ответ примерами.
7. Всегда ли полезный продукт труда, произведенный для других, является товаром? Приведите примеры.
8. Можно ли подсчитать стоимость? Какие ответы на этот дискуссионный вопрос дают представители разных экономических школ?
Рекомендуемая литература:
3, 5, 7, 8, 14, 20, 21, 22, 23, 25, 26.
Тема 4. Деньги, как категория товарного производства: происхождение, сущность и функции.
1. Исторический процесс развития обмена и форм стоимости.
2. Сущность денег.
3. Функции денег.
4. Денежные системы. Бумажные деньги и закон денежного обращения.
Темы рефератов:
1. Происхождение денег и деньги древней Руси.
2. Золото.
3. Безналичные средства расчетов.
4. Современные формы электронных денег.
5. Обеспечение устойчивости денежного обращения
6. Государственное регулирование предложения денег.
Вопросы для обсуждения
1. Раскройте содержание экономических категорий «стоимость», «меновая стоимость» и «деньги». Что связывает эти категории?
2. Бывший президент США Р. Рейган считал, что средством спасения страны от инфляции может стать возращение к золотомо-нетному стандарту. Его оппоненты полагали, что решить такую сложную проблему таким допотопным способом невозможно. Выскажите свое мнение по этой проблеме.
3. Проведите сравнительный анализ трех разновидностей монометаллизма.
4. Охарактеризуйте золото как товар и как всеобщий эквивалент.
5. Могут ли бумажные деньги уйти в «сокровище»?
6. Сравните два определения денег.
а) «Деньги — это все то, что принимается в обмен на товары и услуги».
б) «Деньги — это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента».
С каким из этих определений вы согласны? Обоснуйте свою позицию.
7. У вас имеется 500 тыс. руб. наличными, а у вашего друга — загородный дом, оцениваемый в 1 млн руб. Чье имущество обладает большей ликвидностью? Всегда ли более ликвидный способ хранения имущества более рационален?
8. Знаменитый шотландец Джон Ло, которого часто называют отцом современных кредитных денег, считал, что изобилие денег в стране — это основа экономического процветания (причем он рассматривал именно бумажные деньги), что, увеличивая выпуск денег, банк увеличивает богатство. В начале XVIII в. он попробовал внедрить свои идеи в жизнь во Франции. Первые два года все шло прекрасно, но впоследствии инфляционные процессы привели к краху всей системы Джона Ло, он был объявлен авантюристом и был вынужден бежать в Брюссель. В чем, с вашей точки зрения, ошибочность взглядов Джона Ло на природу денег?
9.Представьте себе, что в известной телеэпопее «Последний герой» группа россиян, заброшенная на необитаемый остров, лишилась связи с внешним миром и столкнулась с «проблемами Робинзона».
а) Какие из благ приобрели бы для них наибольшую полезность: пресная вода, видеокамера, какао-бобы, плоды хлебного дерева, фотоаппарат, модная одежда?
б) Нуждались бы на необитаемом острове в деньгах? Стало бы там золото дороже любого другого продукта? Стала бы выловленная рыба товаром? Проанализируйте экономическую жизнь «вне острова» и определите условия, при которых появляются такие категории, как «товар», «деньги», «предельная полезность».
Рекомендуемая литература:
3, 5, 7, 8, 10, 14, 20, 21, 22, 23, 25, 26.
Тема 5. Собственность и экономические интересы. Основные формы собственности.
1. Сущность собственности, ее исторические типы.
2. Формы собственности.
3. Организационно- экономические формы хозяйствования.
Темы рефератов:
1. Формы и методы разгосударствления и приватизации собственности.
2. Порядок учреждения нового предприятия.
3. Особенность функционирования акционерных обществ.
4. Роль и значения государственной собственности.
5. Интеллектуальная собственность и проблемы её релизациии.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое «пучок прав собственности»? Перечислите права, входящие в «пучок», и назовите автора этой концепции.
2. Растолкуйте тезис: собственность — это прежде всего социальное, а не природное явление.
3. Укажите различия между пониманием собственности в экономическом и юридическом смысле.
4. Как вы думаете, почему эволюционные или революционные преобразования экономических систем всегда начинаются с отношений собственности?
5. Некоторые авторы различают трудовую и нетрудовую формы частной собственности. Первая существует на основе предпринимательской деятельности. Вторая возникает при получении имущества по наследству, дивидендов от ценных бумаг и иных источников. Согласны ли вы с такой постановкой вопроса?
6. Дайте характеристику наиболее распространенным формам коллективной собственности, предусмотренным законодательством России.
7. Что относится к интеллектуальной собственности? Приведите примеры.
8. Всегда ли переход от одной формы собственности к другой происходит революционным (насильственным) путем?
9. К революционному или эволюционному пути трансформации собственности вы отнесете проведенную в нашей стране приватизацию? Какую цель преследовала приватизация?
10. В мировой практике известны две формы проведения приватизации:
а) бесплатная передача государственного имущества;
б) продажа государственного имущества. Кому выгодна каждая из этих форм?
11. Является ли акционирование приватизацией?
12.Предположим, что ваша семья сдала в аренду на один год дачный участок.
Какие права (владение, пользование,распоряжение,присвоение) приобретает на этот срок арендатор и какие из них сохраняются за вашей семьёй?
Рекомендуемая литература:
1, 2, 3, 5, 7, 8, 14, 20, 21, 22, 23, 25, 26.
Тема 6. Экономические системы общества. Рынок сущность, роль структура и функции.
1. Типы экономических систем.
2. Модель рыночной экономики. Основные признаки свободного рынка.
3. Основные виды рынков.
4. Роль государства в рыночной экономике.
5. Рыночная инфроструктура.
Темы рефератов:
1. Место предпринимателя в рыночной экономике.
2. Предпринимательство как составляющее рыночной экономики.
3. Экономические функции государства в смешанной экономике и инструменты их реализации.
4. Модель экономического развития современной России.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое уклад? Является ли экономика современной России многоукладной?
2. Какая из существующих классификаций экономических систем представляется вам наиболее убедительной? Назовите главные признаки классификации экономических систем.
3. Некоторые экономисты считают, что рыночная экономика свободна от «экономических традиций» и элементов «командной системы». А как думаете вы? Обоснуйте примерами свое мнение.
4. Укажите, каким образом и кем принимаются экономические решения в традиционной, плановой и рыночной экономике.
5. Назовите признаки классического капитализма.
6. Известно, что переходная экономика не является продуктом XX в. Приведите примеры переходных экономик XVII-XIX вв. Какими причинами обусловлена переходная экономика?
7. Назовите и охарактеризуйте два вида плановой экономики.
8. Раскройте специфику и общие черты в моделях смешанной экономики разных стран.
9. Чем можно объяснить множественность определений рынка, существующих в экономической литературе?
10. Чем отличаются понятия «структура рынка» и «инфраструктура рынка»?
11. Назовите функции рынка. Какая из них не работает, на ваш взгляд, в экономике современной России?
12. В советской экономической литературе доказывалось, что регулирующую функцию в экономике должен играть не рынок, а плановый орган (к примеру, Госплан СССР). Сформулируйте свои выводы по этому вопросу, назовите достоинства и недостатки того и другого подхода. Укажите причины, по которым рынок эффективнее выполняет регулирующую функцию по сравнению с плановым органом.
13. Назовите плюсы и минусы ценообразующей функции рынка. Считаете ли вы целесообразным государственное вмешательство в этот процесс?
14. Назовите критерии, по которым классифицируется структура рынка.
15. Назовите функции, которые выполняет биржа. Как образуется прибыль биржи?
16. Определите функции дилера и маклера.
17. Кто такой «медведь»? Чем его функции отличаются от функций «быка»? Не кажутся ли вам эти функции противоречивыми?
18. Назовите методы, с помощью которых государство обязано компенсировать несовершенство рынка.
19. Как вы оцениваете тенденцию придания вашему образованию рыночного характера?
20. Назовите и раскройте содержание биржевых сделок.
21. Охарактеризуйте деятельность ипотечных банков.
Рекомендуемая литература
1, 2, 3, 5, 7, 8, 14, 20, 21, 22, 23, 25, 26.