Главными субъектами инновационной деятельности являются: новатор, инноватор, инвестор.
Новатор - участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшества на их основе.
Инноватор - участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке.
Инвестор - участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшества.
Классификация инноваций
Для упорядочения сущности инновации как продукта творческой деятельности, осуществляемой в различных областях, используют классификацию. Существуют различные виды классификации инноваций.
Нововведения делят на:
а) материальные (могут быть представлены в виде материального объекта, например продуктовые или технологические);
б) нематериальные (не имеют вещественной формы, например, правовые).
По сфере функционального применения выделяют:
- технические;
- экономические;
- социальные, организационно-управленческие;
|
|
- прочие.
Гениальнейшим техническим нововведением древности считается колесо. Организация деятельности работников на основе принципа разделения труда - значимая организационно-управленческая инновация, позволившая во много раз увеличить производительность труда. В 2004 году 60 субъектов РФ, в качестве эксперимента провели образовательную инновацию - Единый государственный экзамен, объединяющий выпускные экзамены в средней школе и вступительные экзамены в вузе.
Классификация инноваций по различным признакам:
1. По инновационному потенциалу:
- базисные (принципиально новые решения, формирующие новую отрасль (телега - автомобиль, телефон - сотовый телефон). Как правило, они создаются на основе нового научного открытия);
- модифицированные (решения, представляющие собой существенные изменения базисных нововведений (катушечный магнитофон - кассетный магнитофон));
- псевдоинновации (решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений (чайник с двумя носиками)).
2. По источнику появления:
а) НТП.
б) Общество.
в) Потребности предприятия.
3. По предмету инновации:
а) Продукт (новый товар).
б) Процесс (новая технология, новая методика новая организация труда).
4. По масштабу применения:
а) Экономика страны.
б) Отрасль.
в) Предприятие.
г) Подразделение.
5. По цели создания:
1. Стратегические (фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем).
2. Реактивные (обеспечивающая выживание предприятия, нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурентов, работа сотовых компаний).
|
|
6. По характеру удовлетворения потребности:
а) Удовлетворяющие существующие потребности.
б) Формирующие новые запросы.
7. По способу разработки:
1. С привлечением внешних разработчиков.
2. Разработанные на данном предприятии.
8. По виду эффекта:
а) Научно-технические.
б) Экономические.
в) Социальные.
г) Экологические.
д) Информационные.
е) Политические.
9. По конкретным результатам процесса нововведений:
- патенты;
- изобретения;
- новые или модифицированные изделия;
- услуги;
- стандарты;
- методы управления;
- организация производства.
II. ВВНЕДРЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ