Субъекты инновационной деятельности

Главными субъектами инновационной деятельности являются: новатор, инноватор, инвестор.

Новатор - участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшества на их основе.

Инноватор - участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке.

Инвестор - участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшества.

Классификация инноваций

Для упорядочения сущности инновации как продукта творческой деятельности, осуществляемой в различных областях, используют классификацию. Существуют различные виды классификации инноваций.

Нововведения делят на:

а) материальные (могут быть представлены в виде материального объекта, например продуктовые или технологические);

б) нематериальные (не имеют вещественной формы, например, правовые).

По сфере функционального применения выделяют:

- технические;

- экономические;

- социальные, организационно-управленческие;

- прочие.

Гениальнейшим техническим нововведением древности считается колесо. Организация деятельности работников на основе принципа разделения труда - значимая организационно-управленческая инновация, позволившая во много раз увеличить производительность труда. В 2004 году 60 субъектов РФ, в качестве эксперимента провели образовательную инновацию - Единый государственный экзамен, объединяющий выпускные экзамены в средней школе и вступительные экзамены в вузе.

Классификация инноваций по различным признакам:

1. По инновационному потенциалу:

- базисные (принципиально новые решения, формирующие новую отрасль (телега - автомобиль, телефон - сотовый телефон). Как правило, они создаются на основе нового научного открытия);

- модифицированные (решения, представляющие собой существенные изменения базисных нововведений (катушечный магнитофон - кассетный магнитофон));

- псевдоинновации (решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений (чайник с двумя носиками)).

2. По источнику появления:

а) НТП.

б) Общество.

в) Потребности предприятия.

3. По предмету инновации:

а) Продукт (новый товар).

б) Процесс (новая технология, новая методика новая организация труда).

4. По масштабу применения:

а) Экономика страны.

б) Отрасль.

в) Предприятие.

г) Подразделение.

5. По цели создания:

1. Стратегические (фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем).

2. Реактивные (обеспечивающая выживание предприятия, нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурентов, работа сотовых компаний).

6. По характеру удовлетворения потребности:

а) Удовлетворяющие существующие потребности.

б) Формирующие новые запросы.

7. По способу разработки:

1. С привлечением внешних разработчиков.

2. Разработанные на данном предприятии.

8. По виду эффекта:

а) Научно-технические.

б) Экономические.

в) Социальные.

г) Экологические.

д) Информационные.

е) Политические.

9. По конкретным результатам процесса нововведений:

- патенты;

- изобретения;

- новые или модифицированные изделия;

- услуги;

- стандарты;

- методы управления;

- организация производства.

 



II. ВВНЕДРЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: