Упражнения по развитию мелкой моторики

У детей пяти - шести лет еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей за­пястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция, что затрудняет и выполнение движений. Нельзя исключить еще один фактор трудностей формирования тонкокоорди­нированных действий. Моторная неловкость в выполнении манипуляторных действий, трудности в овладении ими, не­удачи и частое недовольство взрослых («Ну что ты копа­ешься! Такой большой, а пуговицы застегнуть не можешь», «С этим конструктором даже малыши справляются», «Ты же девочка, а шнурки на бантик завязать не можешь») вы­нуждают ребенка избегать выполнения действий, которые сложны, поэтому платье с мелкими пуговицами «не нравит­ся», новый конструктор «совсем не интересный - лучше поиграю с машинками», вязать, лепить, конструировать «не интересно, не хочется» [9; с.143]

Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию - один из показателей нарушения развития тонкокоординированных движений. Рисование, как и письмо, - инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движения рукой, ведь необходимые движения кончика рисующего карандаша возможны только в том слу­чае, если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими, контроли­ровать их [6;с.14].

Важным условием формирования этих сложных дейст­вий является положительная мотивация. А о какой положи­тельной мотивации может идти речь, если ничего не полу­чается? Формирование бытовых двигательных действий про­ходит без особых сложностей, по мере возрастного развития совершенствуются и графические движения. Леворуких де­тей, имеющих нарушения в развитии тонко координирован­ных движений рук, нужно специально учить управлять сво­ими движениями, планировать, контролировать и корректи­ровать их.

Но сначала следует убедиться, действительно ли ре­бенку нужны специальные занятия. Сделать это несложно. Во-первых, можно использовать задания для определения рукости. Однако кри­терии оценки должны быть другими. Мы оцениваем не то, какой рукой ребенок работает активнее, а то, как он это де­лает. Можно принять три критерия такой оценки:

-движения выполняются уверенно, достаточно быст­ро, четко, без напряжения (+);

-движения выполняются неуверенно, нечетко, не­ловко, ребенок сам себя поправляет, но справляется с зада­нием (-);

-движения выполняются с большим трудом, ребенок напряжен, нервничает, движения скованны, неточны, необ­ходимо несколько  попыток  (-) [20; с.51]

Чтобы определить уровень развития двигательных на­выков, предложите ребенку выполнить несколько заданий (приложение 4).

По окончании тестирования все результаты заносят в таблицу.

Минусы, полученные за выполнение отдельных зада­ний, и тем более всех заданий, свидетельствуют о серьезном нарушении в развитии двигательных координаций, а значит, о необходимости специальной работы по развитию тонко-координированных движений руки.

Мы считаем важным обратить внимание на цель такой работы: это не механическая тренировка каких-то движений, а планомерное и систематическое обучение новым двига­тельным действиям [13; с.17]

Обычно ребенок осваивает новые двигательные дейст­вия, используя принцип механического копирования, путем многократных повторений, методом проб и ошибок. Это не самый легкий путь овладения двигательным действием, а главное, при этом способе нет осознания того, что нужно делать и как это выполнить. На формирование двигательно­го действия таким путем требуется гораздо больше времени.

Безусловно, при развитии тонкокоординированных дви­жений руки необходима систематическая тренировка, но - еще раз повторим - это должно быть не механическое по­вторение движений (и потому часто неправильное), а осо­знаваемое (ребенок «старается») [9; с.146].

Для достижения хорошего результата прежде всего сле­дует четко сформулировать цель каждого движения, так как самая важная характеристика движений - точность - за­висит от того, как сформулирована цель. Например, вы хотите, чтобы ребенок выполнил, на первый взгляд, самое элементарное графическое движение - провел линию. Вы даете элементарное задание: «проведи карандашом линию на листе бумаги», но ребенок не знает, как его выполнить. При такой формулировке любая прямая линия (длинная или короткая, вертикальная или горизонтальная) будет достиже­нием нечетко поставленной цели. А раз цель сформулиро­вана нечетко, то невозможно составить правильную програм­му действия, которая позволила бы осуществить необхо­димое (но какое?) движение, невозможно также осуществить текущий контроль и коррекцию движения (нет критериев оценки правильности выполнения).

Значит, мы должны более точно определить цель: «Про­веди прямую линию от точки до точки, не отрывая руки», то есть мы формулируем не только то, что нужно сделать («про­веди линию»), но то, каким должно быть действие («пря­мую линию от точки до точки») и как это сделать («не отры­вая руки»). Кроме этого, даны четкие зрительные ориентиры для контроля правильности выполнения и, если необходи­мо, коррекции («от точки до точки»).

При обучении ребенка каким-либо новым двигатель­ным действиям необходимо:

-четко сформулировать двигательную задачу (цель действия);

-составить план выполнения движения;

-выделить ключевые (опорные) точки движения;

-определить ориентиры для контроля и коррекции.

Еще раз обращаем внимание: при формулировке цели нельзя использовать прием «посмотри и сделай так». Описа­ние цели должно быть по возможности простым, кратким и точным.

Допустим, вы хотите научить ребенка шнуровать ботин­ки и завязывать шнурки на бантик. Это сложный процесс, поэтому разделим его на два этапа и выделим цель каждого из них:

-цель первого этапа - зашнуровать;

-цель второго этапа - завязать шнурок на бантик.

Есть разные варианты шнуровки и завязывания банти­ка, выберите один из них (лучше тот, который вам самим удается в большей степени и не вызывает трудности в ис­полнении) и выполните приведенные ниже пошаговые дей­ствия. Последовательность действий («шагов») для каждо­го этапа одинакова (Приложение 5).

Обучая ребенка, важно не торопиться, не заставлять его идти семимильными шагами, а спокойно, терпеливо делать каждый шаг, закреплять его, совершенствуя все двигатель­ные действия. Для развития координации движения рук в качестве тренировочных могут использоваться манипуля­торные действия с мелкими предметами (конструирование, мозаика, вышивание, аппликация, лепка), аналогичные тем, которые описаны в методиках диагностики рукости.

В заключение мы приводим общие и специфические моторные навыки, которыми владеет ребенок дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте: хорошо контролирует движения; удерживает равновесие на одной ноге 15 секунд; ловит мяч двумя руками; умеет прыгать через скакалку; умеет застегивать пуговицы, шнуровать и завязывать шнурки; может точно срисовать любую геометрическую фигуру и сочетания фигур, сохраняя размеры.

Моторная неловкость достаточно часто встречается у лево­руких детей, но это совсем не обязательная особенность. Леворукие люди с генетически закрепленным левшеством могут быть очень умелы, ловки, обладать тонкой и точной координацией движений руки, кисти, пальцев. В то же вре­мя уровень развития мелкой моторики у леворуких детей, имеющих патологию развития, у переученных левшей, у левшей с вы­нужденной леворукостью оказывается недостаточным для освоения письма, необходимых манипуляторных действий, и это, естественно, создает комплекс школьных проблем. Дело в том, что сложнокоординированные движения ребенка - это, прежде всего, произвольные движения, ко­торые имеют цель, планируются, контролируются и оцени­ваются, движения, параметры которых могут изменяться при изменяющихся условиях деятельности. Выполнение таких движений обеспечивается интегральной (совместной) дея­тельностью различных мозговых структур, и нарушение этой деятельности может быть основой нарушения движений, трудностей их формирования и контроля.

 

 



Заключение

До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности.

Знания о том, что каждая половина мозга управляет противоположной половиной тела, восходят еще к началу нашей эры. Из этого следует, что количество левшей и правшей во все времена и у всех народов должно было быть примерно одинаковым. Одним из косвенных свидетельств этому является фольклор разных народов.

Мы описали, как определить, какая рука, нога и глаз ведущие у ребенка. Сама процедура обследования не сложна, а вот сложные случаи встречаются очень часто. Моторная неловкость достаточно часто встречается у лево­руких детей, но это совсем не обязательная особенность. Леворукие люди с генетически закрепленным левшеством могут быть очень умелы, ловки, обладать тонкой и точной координацией движений руки, кисти, пальцев. В то же вре­мя уровень развития мелкой моторики у леворуких детей, имеющих патологию развития, у переученных левшей, у левшей с вы­нужденной леворукостью оказывается недостаточным для освоения письма, необходимых манипуляторных действий, и это, естественно, создает комплекс школьных проблем.

Дело в том, что сложнокоординированные движения ребенка - это, прежде всего, произвольные движения, ко­торые имеют цель, планируются, контролируются и оцени­ваются, движения, параметры которых могут изменяться при изменяющихся условиях деятельности. Выполнение таких движений обеспечивается интегральной (совместной) дея­тельностью различных мозговых структур, и нарушение этой деятельности может быть основой нарушения движений, трудностей их формирования и контроля.



Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2005. – 702 с.

2. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический проект, 2005. – 496 с.

3. Адлер А. Наука жить. – М.: Фолио, 2004. – 112 с.

4. Айрапетянц В.А. Методические рекомендации. Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей. – М.: Наука, 1985. – 376 с.

5. Айрапетянц В.А. Леворукость у детей и подростков. – М.: Наука, 1987. – 275 с.

6. Айрапетянц В.А. Функциональная асимметрия мозга и некоторые проблемы обучения леворуких детей. / Сб. Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. – М.: Наука, 1987. – 338 с.

7. Акимова М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М.: Знание, 1992. – 362 с.

8. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 379 с.

9. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. 2-е изд., перераб. Екатеринбург.: У-Фактория, 2004

10. Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.:Вентана-Граф, 2001

11. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1999

12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, 2000 г.

13. Калинина И.Л. Учим детей, читать и писать. М. “Флинта”, 2002 г.

14. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

15. Парамонова Л.Г. Как подготовить ребёнка к школе. Изд. Дельта, 1997 г.

16. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов – на – Дону, 2001 г.

17. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2007

18. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольника. М, 2002 г.

19. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М, 2002 г.

20. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001

21. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Игры с пальчиками. М, 2002 г.

22. Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный возраст / Сост. И.В.Дубровина и др. — М., 1999

23. Шохор-Троцкая M. Не переучивайте левшу! // Наука и жизнь, 2002, №8

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: