Легализация эвтаназии в России

В отличие от России во многих странах проблема эвтаназии обсуждается уже достаточно давно (последние 15-20 лет). Как правило, эвтаназия считается преступлением, но его состав относится к привилегированным. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо прибегнуть к историческому толкованию, т. е. обратиться к истории создания дальнейшей трансформации правовых норм, относящихся к рассматриваемой проблеме. В нашей стране некоторый опыт по легализации убийства из сострадания свидетельствует против эвтаназии. Однако, следует вспомнить, что УК РСФСР 1922 года в примечании к ст.143, недолго, правда, просуществовавшем, оговаривал, что убийство, совершенное по настоянию убитого из чувства сострадания, не карается.[23] Однако это примечание пришлось вскоре отменить, так как практика преподнесла много случаев сокрытия умышленных убийств, совершённых будто бы из сострадания и по просьбе убитого. Таким образом, убийство, совершённое по просьбе потерпевшего, сегодня подпадает под действие ст. 105 Уголовного кодекса РФ (об этом рассмотрим ниже).

Одна из многочисленных причин отсутствия в УК РФ привилегированной нормы об ответственности за эвтаназию видится и в ее запрете «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г., согласно ст. 45 которой "Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии - удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ"[24]. Уголовный закон исходит из того, что человеческая жизнь должна охраняться как в процессе жизни, так и в процессе рождения и смерти.

Аналогичный запрет содержит и текст клятвы врача, утвержденной федеральным законом от 20 декабря 1999 г. "О внесении изменения в статью 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", где врачу запрещается прибегать к осуществлению эвтаназии[25].

В российском законодательстве право на жизнь впервые провозглашено в 1991 году в Декларации прав и свобод человека и гражданина. Жизнь человека заняла особое место и в числе объектов уголовно-правовой охраны. В ст. 20 Конституции РФ сказано, что «каждый имеет право на жизнь». Конституционное установление права на жизнь логически означает юридическое закрепление права человека на смерть. Очевидно, раз право на жизнь относится к числу личных прав человека, его реализация осуществляется им индивидуально и самостоятельно, независимо от воли других. Более того, Декларация прав человека и гражданина, содержала норму, к сожалению, утраченную действующей Конституцией России: «Никто не может быть произвольно лишен жизни».[26] Это означает, что вопрос жизни и смерти юридически должен решаться человеком индивидуально, без участия иных лиц. Исключение составляет смертная казнь, представляющая собой юридически определенный предел действия права на жизнь и один из видов кары, реакции общества на преступные действия, совершенные виновным лицом (данный вопрос мы не будем затрагивать как выходящий за рамки настоящего исследования). Во всех остальных случаях вмешательство других лиц в самостоятельное решение человеком вопроса жизни и смерти следовало бы признать юридически недопустимым. Это право предполагает возможность человека самостоятельно распорядиться своей жизнью, в том числе добровольно принять решение о сроках и способах ухода из нее. Полагаем, что можно даже вести речь, что право на жизнь юридически закрепляет и ее пределы, т.е. право на самоубийство. Вместе с тем возникают ситуации, когда человек, решивший покончить счеты с жизнью, не в силах (физически и (или) морально) сделать это самостоятельно, но активно желает наступления собственной смерти. Это ярко иллюстрирует проблему эвтаназии.

Вместе с этим статья 33 закона «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» озаглавлена «Отказ от медицинского вмешательства». В ней говориться: «Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения», и далее: «При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником…» Таким образом, не смотря на запрет эвтаназии, пациент, тем не менее, имеет право отказаться от лечения, что в определенных ситуациях может привести к летальному исходу и в какой-то степени рассматриваться как вариант пассивной эвтаназии.

До тех пор, пока эвтаназия в нашем государстве категорически запрещена, лишение жизни из сострадания не может быть по степени опасности уравнено с умышленным убийством. В действующем уголовном кодексе (УК) РФ убийство предусмотрено сразу несколькими статьями, начиная со 105, однако ни в одной из них нет указания на совершение такого действия с согласия потерпевшего (т. е. отсутствует соответствующая гипотеза).

Надо отметить, что в ходе подготовки проекта Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г. была предпринята попытка включить в него привилегированную норму об ответственности за лишение жизни по просьбе потерпевшего. Так, статья 106 первоначального проекта УК РФ "Лишение жизни по волеизъявлению потерпевшего" гласила: Лишение жизни из сострадания к потерпевшему (эвтаназия) в связи с его тяжелой неизлечимой болезнью и (или) непереносимыми физическими страданиями, при условии его добровольного волеизъявления, наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет. Однако в окончательную редакцию УК данная статья не была включена.
Этому в немалой степени способствовала и крайне неудачная формулировка диспозиции вышеприведенной нормы, которая непомерно расширяла содержание понятия "эвтаназия".

Так, согласно буквальному толкованию указанной статьи, ее авторы прировняли к эвтаназии не только умерщвление неизлечимо больного, но и больного испытывающего "непереносимые физические страдания".
Таким образом, для квалификации действий виновного по этой статье достаточно было того, чтобы потерпевший испытывал "непереносимые физические страдания", в то время как исходя из смысла самого понятия "эвтаназия", лишение жизни по просьбе потерпевшего должно быть обусловлено исключительно избавлением его от мучительных страданий, испытываемых вследствие неизлечимой болезни, а не любых физических страданий. В противном случае такое произвольное толкование понятия "эвтаназия" привело бы к необоснованному расширению сферы применения данной статьи. Однако, неудачная формулировка понятия "эвтаназия" не являлось основанием для исключения такой нормы из проекта УК РФ. Полагаем, что сегодня существует настоятельная необходимость в дополнении УК специальной нормой (естественно, носящей привилегированный характер), в которой законодатель дифференцировал бы ответственность за эвтаназию в зависимости от формы ее осуществления.
Но прежде чем включить в УК РФ предлагаемую норму законодателю необходимо предварительно четко определиться как с самим понятием "эвтаназия", так и объектом и субъектом данного деяния, его мотивом и целью.

 

 

 




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило проанализировать эвтаназию как комплексный социально-правовой институт, выявить ее признаки, формы и виды, рассмотреть историко-правовые предпосылки и динамику развития в контексте современного уголовного законодательства.

Установлено, что в истории отечественной и зарубежной политико-правовой мысли проблемы эвтаназии разрабатывались постоянно, но так и не нашли однозначного разрешения. Это объясняется сложным характером рассматриваемой проблемы, которая неразрывно связана с изменяющимися представлениями о праве человека на жизнь и содержанием последнего. Большинство классиков политико-правовой мысли прошлого отрицательно относились к эвтаназии, что объясняется влиянием моральных и религиозных факторов. Однако встречались и воззрения, настроенные позитивно по отношению к убийству из сострадания.

В итоге можно сказать, что эвтаназия - это акт медицинского вмешательства, производимый по просьбе безнадёжно больного пациента с целью избавления его от физических и моральных страданий лёгким ускорением смерти какими - либо действиями или средствами. Проблемы юридической ответственности за эвтаназию тесно связаны с классификацией ее форм. Эвтаназия может быть классифицирована как активная и пассивная, а также добровольная и недобровольная.

В ходе исследования классифицированы признаки, отличающие эвтаназию от иных, сходных с нею деяний. В частности, сделан вывод о принципиальных различиях эвтаназии и самоубийства, в рамках которого эвтаназия не может рассматриваться ни как частный, ни как весьма специфический случай самоубийства. Не является эвтаназия и самостоятельной, не сводящейся к самоубийству формой реализации "правомочия гражданина по распоряжению своей жизнью". Суть дела в том, что эвтаназия отличается комплексной правовой природой: c одной стороны, в ее основе лежит деяние по распоряжению собственной жизнью, а с другой - эвтаназия является актом лишения жизни одного лица другим. Признавая бесспорную ценность жизни каждого человека, его свободу и достоинство как уникальные свойства личности, нельзя отрицать, что эвтаназия остается умышленным деянием по умерщвлению безнадежно больных людей и в этом качестве представляет собой не что иное, как особую форму убийства. Право же должно охранять жизнь человека до самого последнего момента.

Было произведено ознакомление с международной практикой легализации эвтаназии, вследствие чего установлено, что в целом, в западных странах существует устойчивая тенденция к легализации эвтаназии. Что касается российского законодательства, были рассмотрены ранее действующие нормы, затрагивающие вопросы эвтаназии, а также современное нормативное разрешение данной проблемы. Установлено, что для законодательного закрепления нормы об эвтаназии, требуется четко определиться как с самим понятием "эвтаназия", так и объектом и субъектом данного деяния, его мотивом и целью, чтобы избежать необоснованного расширения сферы применения данной статьи и соответственно несправедливой дифференциации ответственности за эвтаназию в зависимости от формы ее осуществления.
      Проведенное исследование лишний раз подтверждает, что вопрос об эвтаназии весьма непростой. Как подтверждение этому - многообразие точек зрения на различные его аспекты и нюансы. Он требует осторожного, вдумчивого, взвешенного подхода и четко разработанного законодательства. Принятию законодательных решений должно предшествовать всестороннее изучение общественного мнения, позиций различных социальных слоев и групп. Его разрешение имеет огромное практическое значение, позволяя обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Конституция Российской Федерации // Омега – Л, Москва, 2008

2) Всеобщая декларация прав человека // Российская газета от 10 декабря 1998 г.

3) Международный пакт о гражданских и политических правах // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М., 1978. - Вып. XXXII. - 592 с.

4) Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. -№ 2. - Ст. 163

5) Декларация ВМА об эвтаназии // Медицинская этика / Под ред. И.В. Островской М.: АМНИ, 2001

6) Уголовный кодекс Российской Федерации // Эксмо, Москва, 2009

7) Федеральный закон от 20 декабря 1999 г. № 214-ФЗ «О внесении изменения в статью 60 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 51

8) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г

9)  Уголовный кодекс РСФСР // Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 15.

10) Уголовный кодекс РСФСР//Собрание узаконений РСФСР. 1926. N 80.

11) Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. М.// НКЮ СССР. 1938.

12) Этический кодекс российского врача. М., 1995.

13) Уголовные кодексы стран СНГ.

14) Авдеев М.И. Судебная медицина. М., 1953.   

15) Акопов В.И., Бова А.А. Юридические основы деятельности врача. М., 1997.     

16) Акопов В. Эвтаназия (этические, правовые и медицинские проблемы). М., 1999.

17) Беляев С.О. Эвтаназия: правовые риски в сфере регулирования отношений пациент – врач // Юристъ – Правоведъ. 2007. № 3

18) Богомягкова Е.С. Эвтаназия как социальная проблема. Москва, 2006, с. 197

19) Быкова С. Ю. Этико-философские аспекты и проблемы эвтаназии. Москва,1993

20) Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1977.                                                      

21) Глушков В.А. Ответственность за преступления в области здравоохранения. Киев, 1987

22) Глушков В. Уголовно-правовые вопросы эвтаназии // Российская юстиция. 1998. N 9-14.

23) Дмитриев Ю. Конституционное право человека и гражданина на осуществление эвтаназии в России // Право и жизнь. - 2000. - № 24. – С.21

24) Дмитриев Ю.А., Шленева Е.В. Право человека в Российской Федерации на осуществления эвтаназии // Государство и право. - 2000. - № 11. - С. 57-59

25) Дмитриев Ю.А. Еще раз к вопросу об эвтаназии//Право и жизнь. N 83. М., 2005.               

26) Ивченко О.С., Ответственность за эвтаназию по уголовному законодательству зарубежных стран (сравнительно-правовой анализ). М., 2005

27) Исаев Ю.С., Воропаев А.В., Диллис А.Д., Караваева Е.И. Определение основных медико-правовых аспектов «права на достойную смерть», Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 4.

28) Калугин Д., О легализации эвтаназии. М., 2000

29) Капинус О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление. М.: Буквовед, 2006.

30) Капинус О.С. Эвтаназия в свете права на жизнь. М.: Буквовед, 2006.

31) Кеннет Кемп. Эвтаназия // М., 2006

32) Ковалев М.И. Право на жизнь и право на смерть // Государство и право. - 1992. - № 7. - С. 68

33) Конюшкина Ю.А. Об эвтаназии // Юрист. - 2002. - № 9. - С. 59-60

34) Комментарий к Уголовному кодексу РФ/Под ред. Ю.И. Скуратова, В. М. Лебедева. М., 1999.     

35) Комментарий к Уголовному кодексу РФ/Под ред. С.И. Никулина. М., 2001.                      

36) Кони А.Ф. Самоубийство в законе и жизни//Собрание соч. М., 1967.

37) Крылова Н.Е. Уголовное право и биоэтика: проблемы, дискуссии, поиск решений. - Инфра-М, Москва, 2006.

38) Курс уголовного права. Том 3. Особенная часть // Под ред. Г.Н. Борзенкова В.С. Комиссарова). М.: Зерцало-М, 2002.

39) Курс уголовного права. Общая часть Т. 1/Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М., 1999. 

40) Лопухин Ю.М., Ардниивс Н.А. Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни. Правовые условия ее применения // Вестник Российской Академии медицинских наук. - 1996. - № 12.

41) Мишаткина, Т.В. Биомедицинская этика.Учебно-методическое пособие. - Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2007.

42) Морозов А. Взгляд в прошлое. Журнал «Твоё здоровье», Издательство Знание 2/89, гл.2

43) Павлова Ю.В. Проблемы эвтаназии в праве. // Здравый смысл, лето 2005 № 3 (36)

44) Рарог А.И. Субъективная сторона и квалификация преступлений. М., 2001.                     

45) Рарог А.И. Квалификация преступлений по субъективным признакам. СПб., 2003.      

46) Романовский Г.Б. Гносеология права на жизнь. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

47) Российская юридическая энциклопедия / Под ред. А.Я. Сухарева. - М.: Инфра-М, 1999.        

48) Сергеев Ю. "Хорошая смерть"... Правовой и моральный аспекты эвтаназии // Правозащитник. - 1998. - № 1.

49) Славкина Н.А. Эвтаназия: за и против (правовые аспекты) // Современные проблемы права и государства. Сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов. - М.: Изд-во МГИМО, 1999.

50) Советское уголовное право. Часть Общая // Под ред. М.Д. Шаргородского, Н.А. Беляева. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1960.

51) Современная медицина и права человека. Москва, 2001. с. 37.

52) Тасаков С.В. Запрет эвтаназии унижает человеческое достоинство // Российская юстиция. – 2003. - №2.

53) Ткаченко В.И. Квалификация преступлений против жизни и здоровья по советскому уголовному праву. Москва, 1977. с. 32.

54) Теория государства и права/Под ред. А.С. Пиголкина: Учебник. М., 2005.

55) Уголовное право. Общая и Особенная части // Под ред. А.И. Рарога. - М.: Проспект, 2008.

56) Чередниченко А.И. Эвтаназия или право человека на смерть // Махачкала, 2004.

57) Фут Ф.Эвтаназия. Философские науки. № 6, 1990, с. 63-80

58) Хамфри Д. Что такое автоэвтаназия. Журнал "Человек", Москва, 1992, №6.

59) Чернега К.А. Правовые проблемы эвтаназии в России // Гражданин и право. - 2003. - № 1 (31).

60) Чернышева Ю.А. Проблема эвтаназии с позиции «за» и «против». // "Медицинское право", 2008, N 3.

61) Энциклопедия уголовного права/Под ред. В.Б. Малинина. СПб., 2005.

                         

 

 


[1] Чернышева Ю.А. Уголовно-правовые вопросы причинения смерти потерпевшему по его просьбе (эвтаназия). Москва,2008, с.26

[2] Ф.Бекон. Сочинения, том 2. Москва,1978, с.269

[3] А.Морозов. Взгляд в прошлое. Журнал «Твоё здоровье», Издательство Знание 2/89, гл.2

[4] Фут Ф.Эвтаназия. Философские науки. № 6, 1990, с. 63-80

[5] Акопов В. И. Этические, правовые и медицинские проблемы эвтаназии // Медицинское право и этика, 2000. — 1. — С. 47-55;

[6] Ковалев М.И. Право на жизнь и право на смерть.Государство и право. 1992. №7. с.71

[7] Богомягкова Е.С. Эвтаназия как социальная проблема. Москва, 2006, с. 197

[8] Капинус О. С. Эвтаназия как социально-правовое явление. Москва, 2006. – Буквоед, с.153

[9] Ткаченко В.И. Квалификация преступлений против жизни и здоровья по советскому уголовному праву. Москва, 1977. с. 32.

 

[10] Этический кодекс российского врача. Москва, ноябрь 1994

[11] [11] Капинус О. С. Эвтаназия как социально-правовое явление. Москва, 2006. – Буквоед, с. 203

[12] Акопов В.И., А.А.Бова. Сборник докладов первой международной конференции "Общество, медицина,  закон". Кисловодск. - 1999. - с.5-6

[13] Конюшкина Ю.А. Об эвтаназии. Юрист. - 2002. - № 9. - с. 59-60

[14] Конституция Российской Федерации. Омега – Л, Москва, 2008

[15] Уголовный кодекс Российской Федерации. Эксмо, Москва, 2009

[16] Мишаткина, Т.В. Биомедицинская этика.Учебно-методическое пособие. - Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2007.

[17] Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Ведомости Верховного│Совета СССР. 1959. N 1. С. 6.                                                              

[18] Д. Хамфри. Что такое автоэвтаназия. Журнал "Человек", Москва, 1992, №6.

[19] Современная медицина и права человека. Москва, 2001. с. 37.

 

[20] Быкова С. Ю. Этико-философские аспекты и проблемы эвтаназии. Москва,1993

[21] Капинус О. С. Эвтаназия как социально-правовое явление: монография. — Москва, 2006; Буквоед

[22] Крылова Н.Е. Уголовное право и биоэтика: проблемы, дискуссии, поиск решений. - Инфра-М, Москва, 2006.

[23] Уголовный кодекс РСФСР//Собрание узаконений РСФСР. 1922. №15. с. 153.

[24] Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.№ 5487-1

[25] Федеральный закон от 20 декабря 1999 г. № 214-ФЗ «О внесении изменения в статью 60 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 51

[26] Всеобщая декларация прав человека. Российская газета от 10 декабря 1998 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: