Возрождение социально-культурной сферы в Российской Федерации

 

 

Исходя из прогнозируемых показателей социально - экономического развития Российской Федерации финансовое обеспечение реформ в отраслях социальной сферы при ограниченности ресурсных возможностей экономики будет определяться путем сохранения базового уровня расходов на социальные нужды, повышения эффективности использования финансовых ресурсов, мобилизации имеющихся внутренних резервов отраслей, изыскания дополнительных источников финансирования.

В этих условиях в целях стабильного финансового обеспечения реформ в отраслях социально - культурной сферы предусматриваются следующие первоочередные меры.

В области улучшения текущего финансирования:

обеспечить стабильное, устойчивое финансирование социальной сферы и принятых социальных программ в соответствии с утвержденными показателями бюджетов всех уровней. В приоритетном порядке будут выделяться средства на реализацию утвержденных федеральных программ, направленных на социальную поддержку семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья, развитие услуг образования и культуры;

внести необходимые изменения в структуру бюджетов всех уровней, предусмотрев выделение отдельной строкой средств, предназначенных для внесения в государственные внебюджетные социальные фонды;

сконцентрировать финансовые ресурсы, высвобождаемые в ходе реформ отраслей социально - культурной сферы, на приоритетных направлениях их развития;

принять ряд мер по совершенствованию действующей системы межбюджетного урегулирования. Система межбюджетных трансфертов будет изменяться в направлении уменьшения неравенства в отношении размеров платежей в бюджет, значительного снижения объема взаимных расчетов и развития системы целевых трансфертов. Предполагается внести изменения в механизм трансфертов, пересмотрев схему группировки территорий с учетом их экономического потенциала, географического положения и природных условий.

В области укрепления доходной базы бюджетов всех уровней:

принять меры по повышению собираемости налоговых и других обязательных платежей, отмене необоснованных налоговых льгот, сокращению объемов недоимок, а также введению штрафных санкций, обеспечивающих эффективную борьбу с нарушениями налоговой дисциплины;

завершить разработку Налогового кодекса, федеральных законов об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса, о казначейской системе исполнения бюджета, государственном финансовом контроле, финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации.

В области повышения эффективности использования финансовых средств:

усовершенствовать структуру и порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе использования системы государственных минимальных социальных стандартов, обеспечить приоритетное финансирование этих расходов, недопущение секвестрования соответствующих статей бюджетов;

пересмотреть внутреннюю структуру отраслей социально - культурной сферы и соответствующих расходов с учетом перехода к рыночным отношениям, наличия и тенденции к росту сети негосударственных учреждений, подготовки специалистов исходя из потребности рынка труда;

осуществить перераспределение государственной помощи в сторону ее увеличения наиболее нуждающимся гражданам в силу объективно сложившихся жизненных обстоятельств;

расширить права органов власти субъектов Российской Федерации по установлению и финансированию льгот работникам социально - культурных учреждений и организаций;

осуществить расширение участия населения в финансировании социальных услуг на основе постепенной трансформации бюджетных дотаций в адресные субсидии, выделяемые непосредственно гражданам с учетом степени нуждаемости;

обеспечить поэтапное сокращение дотационности жилищно - коммунального хозяйства и частичное перераспределение высвобождающихся средств на цели адресной поддержки нуждающихся семей; переход к финансированию программ строительства жилья в форме адресной финансовой поддержки малообеспеченных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

освободить государственные внебюджетные социальные фонды от выполнения несвойственных страхованию функций и выплат; корректировать тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды для приведения их доходной базы в соответствие с их реальными финансовыми обязательствами.

В области повышения платежной и финансовой дисциплины:

ужесточить требования к уполномоченным банкам, имеющим право проведения операций с бюджетными ассигнованиями, а также средствами государственных внебюджетных фондов; ввести механизм их солидарной ответственности за использование государственных средств, а также ответственности Центрального банка Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти за деятельность уполномоченных банков;

усилить банковский контроль за целевым использованием государственных средств, предназначенных на социальные цели;

упорядочить финансовый контроль, в том числе ведомственный, повысить ответственность учреждений и организаций всех форм собственности за целевое использование бюджетных ассигнований и средств государственных внебюджетных фондов;

не допускать на федеральном уровне принятия решений об использовании средств государственных внебюджетных социальных фондов на финансирование не предусмотренных законами мероприятий; применять финансовые и иные санкции к регионам, принимающим решения по нецелевому использованию средств социальных внебюджетных фондов.

В области привлечения дополнительных источников финансирования:

усилить роль экономических рычагов привлечения ресурсов в социальную сферу, в том числе методами налогообложения доходов юридических и физических лиц, направляемых на создание и поддержание базовых условий жизнедеятельности граждан (образование, охрана здоровья, жилье, воспитание детей);

более активно привлекать средства населения через развитие и стимулирование обязательного и добровольного страхования; обеспечить устойчивость и надежность страховых систем в выполнении страховых обязательств за счет повышения требований к размеру уставного капитала, развитию института перестрахования, резервированию и т.п.;

расширить использование средств от высокодоходных сфер деятельности (лотерей, игрового бизнеса и т.п.) для финансирования мероприятий по социальному развитию;

привлекать международные займы и иностранные инвестиции для структурной перестройки в образовании, здравоохранении, социальной защите населения, а также средства международных финансовых организаций для решения социальных проблем и улучшения финансирования социально - культурной сферы как на федеральном, так и на региональном уровнях.

По мере экономического роста будет происходить повышение уровня финансового обеспечения социально - культурных мероприятий.

Социально - экономические реформы, проводимые в России, привели к радикальным переменам в жизни общества. Осуществлена либерализация экономики, внешнеэкономической деятельности, проведен первый этап приватизации, ликвидирована система централизованного планирования и управления. Кардинальные преобразования произошли в социальной структуре общества. У большинства населения формируются принципиально новые ценностные ориентиры, изменился весь комплекс социальных условий жизни россиян.

Либерализация экономики и устранение административных ограничений создали условия для роста экономической активности значительной части населения, развития рынка труда, увеличения масштабов вторичной занятости и самозанятости. Начались процессы перераспределения рабочей силы в пользу высокодоходных предприятий и организаций промышленности, сферы обслуживания, рыночной инфраструктуры. Постепенно формируется система коллективно - договорных отношений между социальными партнерами на всех уровнях.

Начали развиваться негосударственные учреждения образования, здравоохранения, других социально - культурных отраслей. У населения появилась возможность реального выбора форм обучения, медицинского обслуживания, отдыха.

Вместе с тем развитие экономики в условиях переходного периода, связанное со снижением эффективности хозяйства и падением производства, высокой инфляцией на старте экономических реформ, обусловили существенное снижение уровня жизни значительной части населения, реальной заработной платы и пенсий, рост безработицы, вызвали в ряде отраслей экономики и регионов страны острые социальные конфликты. Хронический недостаток бюджетных средств ограничил возможности государства в проведении активной социальной политики.

Уровень реальных денежных доходов населения в настоящее время примерно на 40 процентов ниже, чем в 1991 году. Возникла массовая бедность, число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составляет около четверти общей численности населения. Усилилась дифференциация доходов, резко обозначилась нелегальная и нетрудовая основа имущественного и социального расслоения, ослабли стимулы к созидательному труду.

Из-за объективных трудностей значительная часть предприятий, прежде всего оборонного комплекса, легкой промышленности и сельского хозяйства, а также предприятий, расположенных в северных и некоторых других районах страны, оказалась в тяжелом финансовом положении. Это привело к росту задолженности по заработной плате, неполной занятости, разрушению социальной инфраструктуры, ранее содержавшейся за счет предприятий.

Недостаточные ассигнования обострили проблему финансирования бюджетных учреждений образования, здравоохранения, науки и культуры.

Заметно ухудшилось положение дел с защитой социальных и трудовых прав и гарантий граждан.

В сложившихся экономических условиях предпринимались меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Были созданы механизмы защиты доходов работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу. В основном удалось сохранить общедоступность образования, здравоохранения и культурного обслуживания населения.

Вместе с тем эта работа проводилась недостаточно эффективно. Компенсационные меры по индексации заработной платы работников социально - культурных отраслей зачастую запаздывали. Многочисленные льготы, компенсации, социальные выплаты и пособия вводились нередко без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. В результате в обществе нарастало социальное иждивенчество, ограничивались возможности для оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждается.

В целом ситуацию в социальной сфере можно охарактеризовать как неоднозначную и противоречивую. Наряду с определенными положительными сдвигами, многие негативные явления приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально - экономической стабильности общества.

 

 

Заключение

 

Бюджетное выравнивание является основным инструментом реализации социальной политики. Его использование должно осуществляться в рамках общего механизма межбюджетных отношений на базе принципов бюджетного федерализма и решать следующие проблемы:

· разграничение ответственности между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации за финансирование социально значимых расходов. В рамках программы социальных реформ на первом этапе должна быть проведена полная инвентаризация социальных расходов, закрепленных за различными уровнями власти и управления;

· оценка реальных потребностей регионов в бюджетных ресурсах на основе системы социальных стандартов и опирающихся на них финансовых нормативов;

· выработка критериев для определения объема федеральной помощи по текущим социальным расходам;

· определение форм и условий оказания федеральной помощи. Предполагается диверсифицировать формы оказания финансовой помощи регионам на социально значимые цели в виде дотаций, целевых и инвестиционных субвенций (на образование, здравоохранение, социальную защиту населения и т.п.).

Органам исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации будет рекомендовано использовать аналогичные подходы при реализации программ социальных реформ и регулировании бюджетных взаимоотношений с органами местного самоуправления.

 

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 1993

2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09 октября 1992 г. №3612-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №46. Ст. 2615

3. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. 78-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. №1. Ст. 2

4. О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон РФ от 15 апреля 1993 г. 4804-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №20. Ст. 718

5. Об авторском праве и смежных правах: Закон РФ от 09 июля 1993 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №32. Ст. 1242

6. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. №135-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. №33. Ст. 3340

7. О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории РФ: Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. №64-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. №16. Ст. 1799

8. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 // Собрание законодательства РФ. 2004. №11. Ст. 945
Федеральная Программа «Культура России. 2001-2005 гг.» // Культура. 2000. 7-13 сентября

9. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. СПб., 2004

10. Брадемас Д. Культура и власть. СПб., 2004

11. Бригадина О.В. История культуры России Новейшего времени. Минск, 2005

12. Гордин В. Э. Социальная политика и социальный маркетинг. М., 2003

13. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. М., 2006

14. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2-х ч. Ч. 1. М., 2004

15. Иванов Г.П. Проблемы развития сферы культуры в рыночной экономике. М., 2006

16. Кармин А.С. Культурология: Учебник. СПб., 2001

17. Карпухин О.И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса в российском обществе // Социально-политический журнал. 1995. №4

18. Культура и культурная политика в России / Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М., 2006

19. Культура на перепутье / Под ред. Б.Ю. Сорочкина. М., 2004

20. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему / Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М., 2004

21. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Драча. М., 2003

22. Михайлова Л.И. Социология культуры. М., 2006

23. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. М., 2006

24. Музейное дело России / Под ред. М.Е. Каулен. М., 2006

25. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М., 2003

26. Паппэ Я.Ш., Шишкин С.В. Перестройка в сфере культуры: Переход к новой парадигме социально-экономического управления // Социальное проектирование в сфере культуры. М., 2003

27. Регионоведение: Учебное пособие / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов-на-Дону, 2005

28. Российская музейная энциклопедия. Т. 2. М., 2005

29. Система муниципального управления: Учебник / Под ред. В.Б. Зотова. СПб., 2005

30. Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2005

31. Столяров И.А. Управление культурой. М., 2003

32. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб., 2005

33.  Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебник. М., 2005

 

 


[1] [28, с. 58-63]

[2] [32, с. 158-159]

[3] [33, с. 197]

[4] [29, с. 133]

[5] [19, с. 144]

[6] [1, с.106-110]

[7] [ 3,с.62]

[8] [ 5, с.105]

[9] [6, с. 125-126].

 

[10] [7,с.232].

 

[11] [ 9,с. 22-23]

[12] [11, с.160-162]

 

[13] [14,c.2]

[14] [16,с. 23].

[15] [ 18, с.271-272]




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: