Кузьменко Г.В.
Под редакцией Маркуса Я.И.
Оценка судов
Часть 1. Классификация и идентификация
Одесса
2008
Содержание
Введение.. 3
1. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ... 5
1.1. Состояние флота Украины... 5
1.2. Сравнительная статистика мирового грузового флота. 6
1.3. Роль государства. 13
1.4. Роль законодательства Украины... 13
1.5. История отечественных судоплавательных компаний.. 14
1.6. Текущее состояние фрахтового рынка. 15
1.7. Рынок новостроя. 15
1.8. Pынок судов «секонд-хенд».. 15
1.9. Рынок судового металлолома. 15
2. Основные понятия и термины... 17
3. Идентификация и классификация судов.. 23
3.1. Идентификация судов как объекта оценки.. 23
3.1.2. Дополнительные идентифицирующие признаки.. 25
3.1.3. Вспомогательные идентифицирующие признаки.. 26
3.2. Классификация судов.. 27
3.2.1. Классификационные общества. Классификация судов Регистром Судоходства. 28
3.2.2. Классификация судов по основным признакам.. 30
3.3. Малые суда. 54
3.3.1. Катера. 58
3.3.2.Круизеры (cruisers). 62
|
|
3.3.3. Моторные яхты (motor yachts). 63
4. Заключение.. 65
5. Список источников..
Введение
Опыт практической оценки более 200 судов привел к осознанию необходимости создания материала, сочетающего начальные необходимые сведения по отличительным особенностям этого объекта оценки, его элементов, проверенных практикой обязательных процедур. Материал не претендует на достаточно полный охват указанной темы, однако может быть полезен как для понимания и использования общих обязательных и необходимых процедур при оценке судов, так и для учета некоторых особенностей, возникающих при оценке отдельных видов судов в различных оценочных ситуациях.
В Украине так же, как и в большинстве стран постсоветского пространства, после приватизации и перехода на рыночные отношения, образовалось много акционерных обществ и судоходных компаний, у которых суда находятся в собственности или в пользовании. При ранее существовавшей исключительно государственной собственности на суда их передача между юридическими лицами осуществлялась через процедуру передачи с баланса на баланс на бесплатной основе, балансовая стоимость использовалась, в основном, только для целей начисления бухгалтерской амортизации. В этом случае потребность в определении их рыночной стоимости отсутствовала.
В настоящее время большинство судов находятся в собственности судоходных компаний и акционерных обществ, и любая операция по смене собственника или пользователя сопровождается необходимостью определения стоимости судна. Необходимость определения стоимости возникает и при получении кредита, при сборе таможенной и других государственных пошлин, для страховых компаний при определении ущерба, при банкротстве, для определения эффективности инвестиций в бизнес, связанный с судоходством, определения размеров взносов в уставные фонды создающихся предприятий и других целей. В Украине к настоящему времени сформировалось определенное юридическое законодательно-нормативное поле, определяющее правовые ситуации, при которых оценка стоимости имущества является обязательной или регламентирующей решение поставленных задач.
|
|
Поле сформировали – Закон об оценке и оценочной деятельности, Закон об исполнительном производстве, Закон о восстановлении платежеспособности предприятий, Закон о правовом режиме имущества в Вооруженных силах Украины, Национальные стандарты оценки, ряд нормативных документов Фонда государственного имущества Украины, инструкции, методики и положения различных ведомств и учреждений – таможни, министерств, банков, страховых компаний…
В рамках существующего правового поля, международной и национальной методологической базы оценки и специальных знаний сформировался некоторый отечественный опыт оценки таких специфических объектов собственности, которыми являются суда. Имеются отдельные публикации и статьи по вопросам оценки судов, где отражается конкретный опыт специалистов и организаций в этой области, однако единый материал, систематизирующий и объединяющий основные знания, необходимые для оценки этого вида имущества в опубликованном виде до настоящего времени, отсутствует.
При подготовке настоящего материала использовались учебные материалы морских вузов по особенностям судов, материалы семинаров по приобретению и повышению квалификации морских инспекторов и морских аварийных комиссаров, материалы и опыт автора при чтении лекций. Материалы публикаций в печати и интернете. В процессе работы автор пользовался помощью и консультациями многих специалистов, как в области специальных знаний по вопросам специфики объектов оценки, так и по вопросам методологии.
Автор выражает благодарность и признательность: Маркусу Якову Исааковичу, Горчакову Сергею Вениаминовичу - капитану дальнего плавания, морскому инспектору - сюрвейеру, судебному эксперту, предоставившему материал по идентификации судов, Кузьменко Юлиану Витальевичу – конструктору и создателю отечественных плавкранов, предоставившему материал по особенностям оценки плавкранов, Марченко Станиславу Григорьевичу – доценту бывшего Николаевского кораблестроительного института, Язовой Ольге Валентиновне – начальнику отдела оценки ФДМУ, давшей ряд замечаний, способствовавших совершенствованию отчетов об оценке судов, Полулиху Мирославу Владимировичу – постоянно практикующему специалисту в оценке судов, Филиппову Сергею Александровичу – морскому аварийному комиссару, сюрвейеру, предоставивших актуальный обзор отечественного рынка судов; Кузьменко Наталье Георгиевне, специалисту по инвестиционному проектированию, Сахи Ольге Бикашевне, оказавшим помощь в формировании и редактировании материала, Яковенко Игорю Ивановичу – ведущему оценщику, преподавателю и автору ряда работ по оценке судов, Трубчикову Павлу Борисовичу, одному из наиболее опытных оценщиков судов в Украине, Козловской Жанне Архиповне, ведущему оценщику, директору Института экспертизы, предоставившей возможность использовать учебные материалы по данной специализации.
1. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
1.1. Состояние флота Украины
Украина в 1991 году получила от СССР воднотранспортную инфраструктуру на нескольких судоходных к тому времени реках («внутреннего» плавания – Днепр и Южный Буг, Ингул, Припять, Северский Донец – более 50 рек протяженностью более 100 км; международного пользования – Дунай и Днестр) и значительный тоннаж флота как морского, речного, так и смешанного плавания.
|
|
При разделе государственной собственности СССР за Украиной остались четыре пароходства с общей численностью более 400 морских судов, 100 речных судов, более 1000 речных барж и более 250 единиц вспомогательных плавсредств.
Украина в настоящий момент располагает 18 морскими, 5 рыбными и 12 речными портами. На Черном море Украина имеет самую протяженную прибрежную линию и самое большое количество причальной линии и портовой территории.
В настоящий момент в Украине осталось не более 20% от тоннажа плавсредств, полученных при разделе имущества СССР. Черноморское морское пароходство из крупнейшей в мире судоходной компании превратилось в компанию, на балансе которой всего 6 судов. Свернуты практически все линейные межконтинентальные перевозки, которые являются для морского транспорта наиболее эффективными.
Наряду с количественной деградацией, произошла и качественная: в Украине не осталось многих специализированных судов, средний тоннаж судов – от 3000 до 20000 тонн ДВТ, средний возраст флота – 28 лет.
Одна из рек (Днестр) перестала быть судоходной; резко сократилось судоходство на Южном Буге (регулярное пассажирское судоходство прекратилось, сохранилось незначительное количество грузовых перевозок);
Днепр работает на 20% своих возможностей. Высокая плата за пользование шлюзами и дополнительные неразумные «оригинальные» сборы, такие, например, как сборы с судов за проход под железнодорожными мостами, резко ограничивают желание судовладельцев работать на Днепре. Необходимо также отметить, что Днепр открыт только для судов под украинским флагом. Для судов под другими флагами необходимо получить специальное разрешение у Министерства транспорта и связи.
Реальное развитие за годы независимости получила только одна судоходная компания, занимающаяся речными и морскими перевозками – это акционерная компания «Укрречфлот». По заказам компании были построены 12 сухогрузных теплоходов каждый дедвейтом по 6300 тонн и две баржи.
|
|
По данным Минтранссвязи, доля морских перевозок грузов через украинские порты флотом под национальным флагом Украины составляет от 7 до 8%. Ключевые позиции в вывозе экспортных украинских и транзитных грузов переданы судам иностранных судовладельцев. В 2007 году только через морские торговые порты Украины было перегружено 123 млн. тонн грузов. Отечественный экспорт, прошедший через порты, при этом составил около 60 млн. тонн. Только черных металлов было экспортировано более 22 млн. тонн. За вывоз украинского металла заплачено иностранным судовладельцам от 800 до 900 млн. долларов. Это те деньги, которые могли бы зарабатывать отечественные судовладельцы только на вывозе металлопродукции. Таблица, приведенная ниже, дает общую информацию о флоте под украинским флагом, о флоте, который, условно говоря, контролируется украинскими судовладельцами, и о флоте, который строится на украинских судостроительных заводах.
1.2. Сравнительная статистика мирового грузового флота
Таблица 1
Сравнительная статистика мирового грузового флота на конец 2006 года | |||||||||||
контролируемый флот | флот под флагом | флот по странам | |||||||||
№ | Страна | кол. | Deadweight | № п/п | Флаг | кол.судов | Deadweight | № п/п | Построено в | кол. | Deadweight |
1 | Greece | 2 506 | 171 099 244 | 1 | Panama | 3 668 | 221 216 479 | 1 | Japan | 7 150 | 403 672 249 |
2 | Japan | 2 259 | 150 308 106 | 2 | Liberia | 1 620 | 100 328 978 | 2 | South Korea | 3 196 | 279 759 104 |
3 | China P.R. | 1 798 | 87 734 282 | 3 | Greece | 567 | 54 966 023 | 3 | China | 1 324 | 60 273 320 |
4 | Germany | 1 622 | 64 739 952 | 4 | Hong Kong | 777 | 51 850 323 | 4 | Germany | 1 140 | 27 012 139 |
5 | United States | 684 | 39 631 525 | 5 | Marshall Is. | 738 | 51 315 382 | 5 | Taiwan | 323 | 22 539 661 |
6 | Singapore | 587 | 38 419 283 | 6 | Bahamas | 772 | 49 754 505 | 6 | Denmark | 259 | 16 449 424 |
7 | Norway | 693 | 35 941 187 | 7 | Singapore | 760 | 47 410 978 | 7 | Poland | 486 | 14 288 986 |
8 | United Kingdom | 500 | 35 583 237 | 8 | Malta | 759 | 8 100 016 | 8 | Croatia | 328 | 13 551 813 |
9 | South Korea | 428 | 28 960 915 | 9 | Cyprus | 675 | 30 787 292 | 9 | Spain | 258 | 11 097 716 |
10 | Taiwan | 482 | 28 185 709 | 10 | China P.R. | 812 | 28 862 077 | 10 | United States | 225 | 10 438 724 |
11 | Denmark | 385 | 20 654 727 | 11 | Norwegian Int'l | 389 | 20 189 134 | 11 | Brazil | 192 | 8 932 378 |
12 | Bermuda | 97 | 19 277 400 | 12 | Isle of Man | 193 | 14 231 935 | 12 | Italy | 195 | 7 718 279 |
13 | India | 239 | 14 739 557 | 13 | India | 197 | 12 612 940 | 13 | United Kingdom | 195 | 6 938 360 |
14 | Italy | 334 | 14 551 148 | 14 | Germany | 271 | 12 368 147 | 14 | Romania | 110 | 5 168 968 |
15 | Cyprus | 259 | 11 971 679 | 15 | United States | 286 | 12 268 631 | 15 | France | 121 | 4 740 207 |
16 | Monaco | 171 | 11 588 620 | 16 | South Korea | 193 | 11 397 934 | 16 | Ukraine | 135 | 4 733 603 |
17 | Saudi Arabia | 72 | 11 136 239 | 17 | Italy | 271 | 11 118 847 | 17 | Norway | 162 | 4 318 409 |
18 | Switzerland | 242 | 10 198 328 | 18 | Japan | 125 | 9 751 629 | 18 | Sweden | 107 | 4 235 736 |
19 | Russia | 222 | 10 060 951 | 19 | United Kingdom | 226 | 9 526 247 | 19 | Philippines | 65 | 3 042 949 |
20 | Iran | 126 | 9 792 330 | 20 | Danish Int'l | 136 | 9 245 583 | 20 | Bulgaria | 108 | 3 005 479 |
21 | Canada | 177 | 9 311 858 | 21 | Iran | 110 | 8 793 496 | 21 | Belgium | 52 | 2 674 924 |
22 | Turkey | 249 | 8 738 877 | 22 | Bermuda | 98 | 7 825 001 | 22 | Finland | 86 | 2 450 107 |
23 | U.A.E. | 147 | 6 192 434 | 23 | St. Vincent & G. | 227 | 7 757 501 | 23 | Netherlands | 125 | 2 133 025 |
24 | Malaysia | 111 | 5 972 625 | 24 | Belgium | 48 | 6 907 640 | 24 | Canada | 63 | 1 802 655 |
25 | France | 118 | 5 650 783 | 25 | Malaysia | 123 | 6 795 788 | 25 | Singapore | 65 | 1 282 802 |
26 | Belgium | 77 | 4 519 247 | 26 | Antigua & B. | 305 | 6 734 928 | 26 | India | 26 | 1 183 859 |
27 | Kuwait | 53 | 4 439 016 | 27 | France | 70 | 6 266 729 | 27 | Russia | 47 | 1 143 372 |
28 | Brazil | 94 | 4 033 602 | 28 | Turkey | 162 | 5 741 839 | 28 | Argentina | 38 | 1 095 357 |
29 | Spain | 63 | 4 012 622 | 29 | Philippines | 126 | 5 465 358 | 29 | Portugal | 20 | 1 075 290 |
30 | Sweden | 139 | 4 003 139 | 30 | Taiwan | 78 | 4 903 254 | 30 | Turkey | 66 | 1 019 484 |
31 | Thailand | 157 | 3 830 819 | 31 | Cayman Islands | 91 | 4 141 186 | 31 | Greece | 19 | 594 051 |
32 | Unknown | 146 | 3 808 036 | 32 | Kuwait | 32 | 3 698 890 | 32 | Indonesia | 13 | 403 062 |
33 | Indonesia | 115 | 3 615 544 | 33 | Thailand | 125 | 3 155 980 | 33 | Mexico | 5 | 203 187 |
34 | Netherlands | 143 | 2 778 986 | 34 | Netherlands | 122 | 2 927 454 | 34 | Eire | 4 | 201 162 |
35 | Israel | 61 | 2 671 906 | 35 | Brazil | 87 | 2 845 191 | 35 | Egypt | 8 | 153 044 |
36 | Croatia | 53 | 2 655 393 | 36 | Norway | 24 | 2 586 409 | 36 | Vietnam | 11 | 152 288 |
37 | Australia | 39 | 2 285 427 | 37 | Canada | 78 | 2 552 604 | 37 | Peru | 6 | 135 683 |
38 | Poland | 76 | 2 218 123 | 38 | Russia | 92 | 2 075 673 | 38 | Australia | 5 | 103 741 |
39 | South Africa | 32 | 2 130 524 | 39 | Indonesia | 77 | 2 054 825 | 39 | Malaysia | 4 | 60 973 |
40 | Philippines | 53 | 1 995 382 | 40 | Vanuatu | 43 | 1 928 682 | 40 | Pakistan | 3 | 52 206 |
41 | Venezuela | 33 | 1 978 260 | 41 | Sweden | 90 | 1 902 067 | 41 | South Africa | 3 | 31 640 |
42 | Egypt | 42 | 1 942 074 | 42 | Spain | 35 | 1 754 535 | 42 | Unknown | 1 | 10 400 |
43 | Vietnam | 77 | 1 727 715 | 43 | Croatia | 28 | 1 560 873 |
| Total | 16 749 | 929 879 816 |
44 | Ukraine | 56 | 1 647 914 | 44 | Egypt | 35 | 1 381 272 |
|
|
|
|
45 | Chile | 44 | 1 503 479 | 45 | Vietnam | 65 | 1 374 826 |
|
|
|
|
46 | Bulgaria | 69 | 1 475 695 | 46 | Australia | 26 | 1 330 086 |
|
|
|
|
47 | Finland | 35 | 1 466 935 | 47 | Venezuela | 22 | 1 063 256 |
|
|
|
|
48 | Nigeria | 25 | 1 361 108 | 48 | Saudi Arabia | 30 | 1 039 253 |
|
|
|
|
49 | Latvia | 42 | 1 300 787 | 49 | Gibraltar | 53 | 1 025 481 |
|
|
|
|
50 | Argentina | 27 | 1 204 911 | 50 | Mexico | 32 | 1 010 704 |
|
|
|
|
51 | Austria | 22 | 1 148 396 | 51 | Bulgaria | 46 | 1 009 094 |
|
|
|
|
52 | Bahamas | 38 | 1 125 405 | 52 | Qatar | 16 | 942 530 |
|
|
|
|
53 | Mexico | 37 | 1 103 961 | 53 | Portugal | 9 | 931 466 |
|
|
|
|
54 | Algeria | 20 | 968 621 | 54 | Israel | 19 | 924 797 |
|
|
|
|
55 | Pakistan | 22 | 930 153 | 55 | Neth. Antilles | 32 | 912 961 |
|
|
|
|
56 | Syria | 41 | 800 224 | 56 | U.A.E. | 19 | 873 808 |
|
|
|
|
57 | Angola | 7 | 707 475 | 57 | Cambodia | 42 | 866 840 |
|
|
|
|
58 | Romania | 20 | 674 064 | 58 | Georgia | 33 | 858 771 |
|
|
|
|
59 | Slovenia | 20 | 656 312 | 59 | Chile | 26 | 841 905 |
|
|
|
|
60 | Qatar | 10 | 589 905 | 60 | Belize | 41 | 798 559 |
|
|
|
|
61 | Portugal | 8 | 584 106 | 61 | Dominica | 10 | 761 413 |
|
|
|
|
62 | Bangladesh | 32 | 572 924 | 62 | Switzerland | 20 | 757 477 |
|
|
|
|
63 | Libya | 4 | 450 672 | 63 | Denmark | 13 | 706 052 |
|
|
|
|
64 | North Korea | 25 | 441 593 | 64 | Argentina | 20 | 703 916 |
|
|
|
|
65 | Hong Kong | 6 | 342 059 | 65 | Pakistan | 17 | 670 904 |
|
|
|
|
66 | Georgia | 14 | 306 217 | 66 | North Korea | 37 | 666 443 |
|
|
|
|
67 | Ecuador | 5 | 291 263 | 67 | Algeria | 14 | 645 283 |
|
|
|
|
68 | Peru | 9 | 244 161 | 68 | Luxembourg | 21 | 638 636 |
|
|
|
|
69 | Myanmar | 12 | 203 070 | 69 | Myanmar | 21 | 624 506 |
|
|
|
|
70 | Cuba | 7 | 192 886 | 70 | Finland | 23 | 593 448 |
|
|
|
|
71 | Lithuania | 11 | 170 871 | 71 | St. Kitts & N. | 10 | 568 900 |
|
|
|
|
72 | Bahrain | 4 | 139 632 | 72 | Barbados | 16 | 518 424 |
|
|
|
|
73 | Rep. of Yemen | 4 | 128 673 | 73 | Brunei | 8 | 413 393 |
|
|
|
|
74 | Lebanon | 4 | 122 961 | 74 | Kerguelen Is. | 7 | 400 340 |
|
|
|
|
75 | Morocco | 5 | 110 441 | 75 | Bangladesh | 22 | 365 878 |
|
|
|
|
76 | Seychelles | 3 | 107 249 | 76 | Comoro Islands | 12 | 355 485 |
|
|
|
|
77 | Azerbaijan | 8 | 103 216 | 77 | Bahrain | 7 | 338 018 |
|
|
|
|
78 | Jordan | 5 | 102 963 | 78 | French Ant. | 1 | 298 522 |
|
|
|
|
79 | New Zealand | 4 | 101 913 | 79 | Mongolia | 12 | 291 929 |
|
|
|
|
80 | Cayman Islands | 3 | 100 635 | 80 | Latvia | 6 | 278 866 |
|
|
|
|
81 | Costa Rica | 9 | 99 953 | 81 | Nigeria | 7 | 242 673 |
|
|
|
|
82 | Ethiopia | 6 | 97 982 | 82 | Ecuador | 5 | 234 790 |
|
|
|
|
83 | Tunisia | 4 | 93 209 | 83 | Tuvalu | 8 | 233 152 |
|
|
|
|
84 | Cambodia | 4 | 79 272 | 84 | Ukraine | 11 | 231 326 |
|
|
|
|
85 | Sri Lanka | 5 | 74 074 | 85 | Dominican Rep. | 5 | 222 576 |
|
|
|
|
86 | Belize | 5 | 72 676 | 86 | Honduras | 9 | 199 026 |
|
|
|
|
87 | Iceland | 5 | 68 770 | 87 | Poland | 6 | 185 772 |
|
|
|
|
88 | Mauritius | 1 | 63 800 | 88 | Jamaica | 6 | 157 866 |
|
|
|
|
89 | Kazakhstan | 5 | 61 836 | 89 | Jordan | 8 | 146 026 |
|
|
|
|
90 | Tanzania | 4 | 61 805 | 90 | Lithuania | 10 | 145 465 |
|
|
|
|
91 | Eire | 4 | 57 736 | 91 | Morocco | 7 | 142 906 |
|
|
|
|
92 | Iraq | 2 | 49 067 | 92 | Sri Lanka | 9 | 130 612 |
|
|
|
|
93 | Estonia | 2 | 48 210 | 93 | Romania | 6 | 111 185 |
|
|
|
|
94 | Canary Islands | 2 | 42 103 | 94 | Syria | 7 | 107 576 |
|
|
|
|
95 | Malta | 1 | 41 051 | 95 | Seychelles | 3 | 107 249 |
|
|
|
|
96 | St. Vincent & G. | 2 | 40 690 | 96 | Brazilian Int'l | 4 | 102 255 |
|
|
|
|
97 | Sudan | 3 | 37 921 | 97 | Reg Int. Francais | 1 | 101 000 |
|
|
|
|
98 | Maldive Is. | 3 | 35 985 | 98 | Slovakia | 7 | 99 936 |
|
|
|
|
99 | St. Kitts & Nevis | 2 | 35 858 | 99 | Ethiopia | 6 | 97 982 |
|
|
|
|
100 | Trinidad | 2 | 28 900 | 100 | Tunisia | 4 | 93 209 |
|
|
|
|
101 | Turks & Caicos Is | 2 | 24 960 | 101 | Azerbaijan | 7 | 90 882 |
|
|
|
|
102 | Vir Is British | 1 | 16 560 | 102 | Madeira | 3 | 87 561 |
|
|
|
|
103 | Liberia | 1 | 15 767 | 103 | Eire | 4 | 85 255 |
|
|
|
|
104 | Yugoslavia | 1 | 15 088 | 104 | Peru | 4 | 82 448 |
|
|
|
|
105 | Brunei | 1 | 12 350 | 105 | Lebanon | 4 | 80 300 |
|
|
|
|
106 | Albania | 1 | 11 720 | 106 | New Zealand | 2 | 77 724 |
|
|
|
|
107 | Panama | 1 | 11 474 | 107 | Canary Islands | 4 | 77 132 |
|
|
|
|
108 | Colombia | 1 | 11 338 | 108 | Unknown | 4 | 73 413 |
|
|
|
|
| Total | 16 749 | 929 879 816 | 109 | Mauritius | 2 | 68 200 |
|
|
|
|
|
|
|
| 110 | Sierra Leone | 3 | 64 490 |
|
|
|
|
|
|
|
| 111 | South Africa | 2 | 63 749 |
|
|
|
|
|
|
|
| 112 | Kazakhstan | 4 | 49 468 |
|
|
|
|
|
|
|
| 113 | Iraq | 2 | 49 067 |
|
|
|
|
|
|
|
| 114 | Estonia | 2 | 48 210 |
|
|
|
|
|
|
|
| 115 | Bolivia | 3 | 46 002 |
|
|
|
|
|
|
|
| 116 | Micronesia | 2 | 41 693 |
|
|
|
|
|
|
|
| 117 | Cook Islands | 3 | 39 465 |
|
|
|
|
|
|
|
| 118 | Sudan | 3 | 37 921 |
|
|
|
|
|
|
|
| 119 | Maldive Is. | 3 | 35 985 |
|
|
|
|
|
|
|
| 120 | Angola | 2 | 27 120 |
|
|
|
|
|
|
|
| 121 | Faeroes | 2 | 22 286 |
|
|
|
|
|
|
|
| 122 | Tanzania | 1 | 16 270 |
|
|
|
|
|
|
|
| 123 | Tonga | 1 | 13 900 |
|
|
|
|
|
|
|
| 124 | Rep. of Yemen | 1 | 13 845 |
|
|
|
|
|
|
|
| 125 | Albania | 1 | 11 720 |
|
|
|
|
|
|
|
| 126 | Cuba | 1 | 10 618 |
|
|
|
|
|
|
|
| 127 | Sao Tome | 1 | 10 085 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Total | 16 749 | 929 879 816 |
|
|
|
|
Приведенные в таблице цифры показывают - у нас уже не осталось крупнотоннажных судов. Самое крупное судно вместимостью порядка 20 тыс. тонн. А средняя вместимость судна украинского флота — всего-навсего 1087 тонн. Это вместимость скромной баржи.
На конец 2007 года несамоходные баржи (более 800 единиц) составляли 27% вместимости нашего флота. А наиболее представительная группа самоходных судов — 203 сухогруза — имели общую вместимость всего 0,5 млн. р.т.
При этом число судов, имевших возраст 25 лет и выше, превысило 45%, судов же до 10 лет в составе флота насчитывалось лишь менее 4%. Это грозит значительным сокращением тоннажа в ближайшие годы.
Срок эксплуатации большей части украинского торгового флота создает проблемы, связанные с техническим состоянием судов. Много лет подряд Украина не могла выбраться из «черного списка» Парижского меморандума, куда ежегодно заносятся флаги стран мира, значительное число судов которых по результатам проверок не отвечает международным стандартам и правилам. Однако в мае 2008 года – нас исключили из этого списка. Однако уже в июле 2008-го по решению штаб-квартиры Парижского меморандума опять вернули в тот же список.
С 1992-го по апрель 2005 года флот под украинским флагом пополнился 155 судами общей валовой вместимостью 162,445 тыс. р.т., что примерно равно вместимости трех крупнотоннажных судов.
Десятка крупнейших компаний Украины, суда которых носят украинский флаг, по состоянию на 1 апреля 2005 года выглядела следующим образом.
Табл. 2
Название компании | Число судов | Вместимость, рег. т |
1 ОАО «Украинское Дунайское пароходство» | 679 | 633042,8 |
2 АСК «Укрречфлот» | 175 | 278695,75 |
3 Торговый флот Донбасса | 33 | 276449 |
4 Черазморпуть | 31 | 59873,9 |
5 Черноморнефтегаз | 17 | 43750,4 |
6 Укрферри | 2 | 39019 |
7 Севастопольская рыбодобывающая компания | 6 | 34681 |
8 Черномортехфлот | 64 | 33463 |
9 Херсонский МТП | 42 | 29639,8 |
10 Столичная судоходная компания | 10 | 24203 |
Итого | 1059 | 1452817,65 |
Как следует из приведенного выше, проходной планкой в десятку крупнейших судоходных компаний Украины оказалась цифра всего в 24 с небольшим тысяч тонн регистровой вместимости.
За годы независимости различными ведомствами разрабатывались многочисленные программы возрождения водного транспорта, принимались документы по оказанию помощи отдельным компаниям, больше всего — Черноморскому морскому пароходству, однако все эти годы украинский флот потихоньку таял.
Есть и исключения - одна из финансово-промышленных групп Украины размещает заказ на строительство 5 балкеров дедвейтом 150 тысяч тонн на Керченской судостроительной верфи «Залив». В Украине гражданские суда такого размера не строились.
Играют позитивную роль Европейские банки (ЕБРР), программы (ТАСIS). Выделение грантов действительно достойным кандидатам позволило ощутить эффективность сотрудничества.
Многие специалисты портов и судоходных компаний на деньги программы TACIS посетили семинары в других странах, в портах Европы. Значительное число иностранных специалистов приезжало к нам.
Европейский банк реконструкции и развития участвовал в ряде программ, имевших положительный результат для развития отрасли. На кредитные средства, полученные от ЕБРР, построено несколько судов-коэстеров на румынских и отечественных верфях. Благодаря взаимовыгодному сотрудничеству судоходная компания «Укрречфлот» на данный момент располагает самым «молодым» тоннажом в Украине. ЕБРР также выделил средства на развитие флота частной компании Черноморский фрахтовый менеджмент в размере 20 миллионов долларов США. Проект предусматривает финансирование строительства 5 судов дедвейтом 5.5 тыс. тонн. Суда строятся на Херсонском судостроительном заводе (Украина). Общая стоимость этого проекта – 34 миллиона. На стадии проработки проект о выделении еще одной судоходной компании «Южрефтрансфлоту» средств в размере 27 млн. долларов США для строительства новых судов.
1.3. Роль государства
Несмотря на то, что Министерство транспорта и связи Украины разработало долгосрочные программы развития флота до 2010 года и сейчас разрабатывается еще одна долгосрочная программа, это совершенно декларативные документы, которые не выполняются, финансовые средства на реализацию этих программ не выделяются, а если и выделяются, то ответственности за их неэффективное использование никто не несет. Созданная структура управления включает излишние звенья, которые имеют дублирующие функции. Насколько эта структура эффективна, должны показать результаты ее функционирования: качественный состав флота, его роль в обеспечении транспортных составляющих внешней торговли. Cудами под украинским флагом вывозится не более 6% всех экспортных грузов Украины.
Доходы от российского транзита составляют в национальных бюджетах стран Балтии 16%, в Украине же - всего 13%. Евросоюз после неоправдавшихся надежд на интеграцию Украины сделал ставку на создание коммуникационного выхода к Черноморью через территорию Румынии. Европейская комиссия объявила Констанцу восточными воротами Европы.
Для того чтобы усилить конкурентоспособность морских перевозок и транспортного коридора на Южный Кавказ, оперативное управление свободными портами в Констанце (Румыния) и Поти (Грузия) передано компании JAFZA International (Объединенные Арабские Эмираты). Это международное подразделение связано с самой эффективной свободной экономической зоной мира «Джебель Али».
1.4. Роль законодательства Украины
Украина одной из первых бывших республик Советского Союза приняла Кодекс торгового мореплавания; однако за все годы существования (14 лет) в него была внесена только одна новация, касающаяся создания морского страхового бюро. Необходимо изменение законодательства для регулирования новых реалий в развитии портовой деятельности, особенно того, что касается приватизации портов, а также некоторых аспектов контроля за безопасностью мореплавания. Украина стала членом Всемирной торговой организации – законодательство должно измениться в силу новой ситуации.
Доработаны проекты законов «О морских портах Украины» и «О внутреннем водном транспорте» и проект постановления Кабмина «Об утверждении комитета для создания национальной системы по поиску и спасению на море».
Запланирована также разработка концепции закона «О морской политике Украины». Важнейшим становится вопрос создания государственной администрации морского и речного транспорта.
1.5. История отечественных судоплавательных компаний
На начало 90-х годов Черноморское морское пароходство было одной из самых крупных судоходных компаний мира. Более трехсот крупнотоннажных судов различного типа, большое количество пассажирских судов круизного плавания – все это было продано за менее чем 12 лет. Как результат, компания почти банкрот, разделивший судьбу своего собрата с берегов Невы - Балтийского морского пароходства. Причина - собственность в виде судов - довольно безопасный способ продажи государственного имущества в бесконтрольном пространстве.
Несмотря на количественное и качественное изменение флота под украинским флагом, на Черном, Азовском, Мраморном и Средиземном морях можно встретить много судов с экзотическими флагами тропических островов или таких морских держав, как Монголия, а судовладельцы этих судов проживают в Украине. В основном это небольшие суда смешанного плавания типа «река-море», средний тоннаж которых 3500 т ДВТ, средний возраст – 25-28 лет, встречаются суда возрастом и 30-35 лет.
Есть и положительный опыт отдельных судоходных компаний. «Укрречфлот» теперь судоходная компания, владеющая самым молодым флотом, успешно сотрудничающая с ЕБРР, акции Укрречфлота – одни из самых ликвидных на фондовом рынке Украины.
«Укрферри» – компания, оперирующая тремя железнодорожными паромами, соединяющими берега Украины, Болгарии и Грузии, а также двумя грузопассажирскими судами. В свое время эта компания смогла осуществить переоборудование паромов для соответствия новым требованиям; теперь это одна из самых успешных судоходных компаний Украины. Она же занимается грузопассажирскими перевозками. Черноморский судоходный менеджмент (BSSM) – частная компания, на протяжении многих лет работающая с судами типа «река-море»; недавно получила кредит ЕБРР на строительство флота.
1.6. Текущее состояние фрахтового рынка
Наблюдавшийся рост фрахтовой конъюктуры практически по всем типам судов с начала 2008 года по состоянию на начало марта остановился, по некоторым видам фрахтовые ставки даже немного снизились. Падение фрахтовых ставок составило в среднем от 4 до 16% в зависимости от типа судов, направления и рода грузов.
Однако, несмотря на некоторое падение фрахтовых ставок, абсолютные значения фрахтовых ставок на 30-40% превышало значения фрахтовых ставок на аналогичный период 2007 года.
Рынок новостроя
На рынке новостроя продолжается рост цен на тоннаж. Уровень роста цен по оценкам различных судовых брокеров находится на уровне 10%.
Однако судостроительные верфи постепенно утрачивают рычаги для диктата цен, и прежде всего, на поставки флота после 2009-2010 гг. По состоянию на начало марта, по данным «Fairplay», мировой портфель заказов на суда транспортного флота состоял из 8420 единиц общим дедвейтом 508,05 млн. тонн, из них: балкеры - 46,6 %, танкеры - 34,6 %, контейнеровозы - 15,7 % и оставшаяся часть – это прочие суда.
Pынок судов «секонд-хенд»
Рынок судов «секонд-хенд», несмотря на некоторое падение фрахтового рынка, оставался довольно активным. По некоторым позициям в силу определенной инерционности рынка даже наблюдался определенный рост индикативных цен на подержанный тоннаж.
Анализ цен продаж подержанных судов по различным периодам показывает, что текущий уровень цен в своем большинстве превосходит цены, по которым приобретался аналогичный тоннаж в предыдущие периоды.