Pынок судов «секонд-хенд»

Кузьменко Г.В.

Под редакцией Маркуса Я.И.

 

Оценка судов

Часть 1. Классификация и идентификация

Одесса

2008

Содержание

Введение.. 3

1. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ... 5

1.1. Состояние флота Украины... 5

1.2. Сравнительная статистика мирового грузового флота. 6

1.3. Роль государства. 13

1.4. Роль законодательства Украины... 13

1.5. История отечественных судоплавательных компаний.. 14

1.6. Текущее состояние фрахтового рынка. 15

1.7. Рынок новостроя. 15

1.8. Pынок судов «секонд-хенд».. 15

1.9. Рынок судового металлолома. 15

2. Основные понятия и термины... 17

3. Идентификация и классификация судов.. 23

3.1. Идентификация судов как объекта оценки.. 23

3.1.2. Дополнительные идентифицирующие признаки.. 25

3.1.3. Вспомогательные идентифицирующие признаки.. 26

3.2. Классификация судов.. 27

3.2.1. Классификационные общества. Классификация судов Регистром Судоходства. 28

3.2.2. Классификация судов по основным признакам.. 30

3.3. Малые суда. 54

3.3.1. Катера. 58

3.3.2.Круизеры (cruisers). 62

3.3.3. Моторные яхты (motor yachts). 63

4. Заключение.. 65

5. Список источников..

 

Введение

Опыт практической оценки более 200 судов привел к осознанию необходимости создания материала, сочетающего начальные необходимые сведения по отличительным особенностям этого объекта оценки, его элементов, проверенных практикой обязательных процедур. Материал не претендует на достаточно полный охват указанной темы, однако может быть полезен как для понимания и использования общих обязательных и необходимых процедур при оценке судов, так и для учета некоторых особенностей, возникающих при оценке отдельных видов судов в различных оценочных ситуациях.

В Украине так же, как и в большинстве стран постсоветского пространства, после приватизации и перехода на рыночные отношения, образовалось много акционерных обществ и судоходных компаний, у которых суда находятся в собственности или в пользовании. При ранее существовавшей исключительно государственной собственности на суда их передача между юридическими лицами осуществлялась через процедуру передачи с баланса на баланс на бесплатной основе, балансовая стоимость использовалась, в основном, только для целей начисления бухгалтерской амортизации. В этом случае потребность в определении их рыночной стоимости отсутствовала.

В настоящее время большинство судов находятся в собственности судоходных компаний и акционерных обществ, и любая операция по смене собственника или пользователя сопровождается необходимостью определения стоимости судна. Необходимость определения стоимости возникает и при получении кредита, при сборе таможенной и других государственных пошлин, для страховых компаний при определении ущерба, при банкротстве, для определения эффективности инвестиций в бизнес, связанный с судоходством, определения размеров взносов в уставные фонды создающихся предприятий и других целей. В Украине к настоящему времени сформировалось определенное юридическое законодательно-нормативное поле, определяющее правовые ситуации, при которых оценка стоимости имущества является обязательной или регламентирующей решение поставленных задач.

Поле сформировали – Закон об оценке и оценочной деятельности, Закон об исполнительном производстве, Закон о восстановлении платежеспособности предприятий, Закон о правовом режиме имущества в Вооруженных силах Украины, Национальные стандарты оценки, ряд нормативных документов Фонда государственного имущества Украины, инструкции, методики и положения различных ведомств и учреждений – таможни, министерств, банков, страховых компаний…

В рамках существующего правового поля, международной и национальной методологической базы оценки и специальных знаний сформировался некоторый отечественный опыт оценки таких специфических объектов собственности, которыми являются суда. Имеются отдельные публикации и статьи по вопросам оценки судов, где отражается конкретный опыт специалистов и организаций в этой области, однако единый материал, систематизирующий и объединяющий основные знания, необходимые для оценки этого вида имущества в опубликованном виде до настоящего времени, отсутствует.

При подготовке настоящего материала использовались учебные материалы морских вузов по особенностям судов, материалы семинаров по приобретению и повышению квалификации морских инспекторов и морских аварийных комиссаров, материалы и опыт автора при чтении лекций. Материалы публикаций в печати и интернете. В процессе работы автор пользовался помощью и консультациями многих специалистов, как в области специальных знаний по вопросам специфики объектов оценки, так и по вопросам методологии.

Автор выражает благодарность и признательность: Маркусу Якову Исааковичу, Горчакову Сергею Вениаминовичу - капитану дальнего плавания, морскому инспектору - сюрвейеру, судебному эксперту, предоставившему материал по идентификации судов, Кузьменко Юлиану Витальевичу – конструктору и создателю отечественных плавкранов, предоставившему материал по особенностям оценки плавкранов, Марченко Станиславу Григорьевичу – доценту бывшего Николаевского кораблестроительного института, Язовой Ольге Валентиновне – начальнику отдела оценки ФДМУ, давшей ряд замечаний, способствовавших совершенствованию отчетов об оценке судов, Полулиху Мирославу Владимировичу – постоянно практикующему специалисту в оценке судов, Филиппову Сергею Александровичу – морскому аварийному комиссару, сюрвейеру, предоставивших актуальный обзор отечественного рынка судов; Кузьменко Наталье Георгиевне, специалисту по инвестиционному проектированию, Сахи Ольге Бикашевне, оказавшим помощь в формировании и редактировании материала, Яковенко Игорю Ивановичу – ведущему оценщику, преподавателю и автору ряда работ по оценке судов, Трубчикову Павлу Борисовичу, одному из наиболее опытных оценщиков судов в Украине, Козловской Жанне Архиповне, ведущему оценщику, директору Института экспертизы, предоставившей возможность использовать учебные материалы по данной специализации.

1. ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

1.1. Состояние флота Украины

Украина в 1991 году получила от СССР воднотранспортную инфраструктуру на нескольких судоходных к тому времени реках («внутреннего» плавания – Днепр и Южный Буг, Ингул, Припять, Северский Донец – более 50 рек протяженностью более 100 км; международного пользования – Дунай и Днестр) и значительный тоннаж флота как морского, речного, так и смешанного плавания.

При разделе государственной собственности СССР за Украиной остались четыре пароходства с общей численностью более 400 морских судов, 100 речных судов, более 1000 речных барж и более 250 единиц вспомогательных плавсредств.

Украина в настоящий момент располагает 18 морскими, 5 рыбными и 12 речными портами. На Черном море Украина имеет самую протяженную прибрежную линию и самое большое количество причальной линии и портовой территории. 

В настоящий момент в Украине осталось не более 20% от тоннажа плавсредств, полученных при разделе имущества СССР. Черноморское морское пароходство из крупнейшей в мире судоходной компании превратилось в компанию, на балансе которой всего 6 судов. Свернуты практически все линейные межконтинентальные перевозки, которые являются для морского транспорта наиболее эффективными.  

Наряду с количественной деградацией, произошла и качественная: в Украине не осталось многих специализированных судов, средний тоннаж судов – от 3000 до 20000 тонн ДВТ, средний возраст флота – 28 лет.

Одна из рек (Днестр) перестала быть судоходной; резко сократилось судоходство на Южном Буге (регулярное пассажирское судоходство прекратилось, сохранилось незначительное количество грузовых перевозок);

Днепр работает на 20% своих возможностей. Высокая плата за пользование шлюзами и дополнительные неразумные «оригинальные» сборы, такие, например, как сборы с судов за проход под железнодорожными мостами, резко ограничивают желание судовладельцев работать на Днепре. Необходимо также отметить, что Днепр открыт только для судов под украинским флагом. Для судов под другими флагами необходимо получить специальное разрешение у Министерства транспорта и связи.

Реальное развитие за годы независимости получила только одна судоходная компания, занимающаяся речными и морскими перевозками – это акционерная компания «Укрречфлот». По заказам компании были построены 12 сухогрузных теплоходов каждый дедвейтом по 6300 тонн и две баржи.

По данным Минтранссвязи, доля морских перевозок грузов через украинские порты флотом под национальным флагом Украины составляет от 7 до 8%. Ключевые позиции в вывозе экспортных украинских и транзитных грузов переданы судам иностранных судовладельцев. В 2007 году только через морские торговые порты Украины было перегружено 123 млн. тонн грузов. Отечественный экспорт, прошедший через порты, при этом составил около 60 млн. тонн. Только черных металлов было экспортировано более 22 млн. тонн. За вывоз украинского металла заплачено иностранным судовладельцам от 800 до 900 млн. долларов. Это те деньги, которые могли бы зарабатывать отечественные судовладельцы только на вывозе металлопродукции. Таблица, приведенная ниже, дает общую информацию о флоте под украинским флагом, о флоте, который, условно говоря, контролируется украинскими судовладельцами, и о флоте, который строится на украинских судостроительных заводах.

1.2. Сравнительная статистика мирового грузового флота

Таблица 1

Сравнительная статистика мирового грузового флота

на конец 2006 года

контролируемый флот

флот под флагом

флот по странам


п/п

Страна

кол.
судов

Deadweight

п/п

Флаг

кол.судов

Deadweight

п/п

Построено в

кол.
судов

Deadweight

1

Greece 2 506 171 099 244

1

Panama 3 668 221 216 479

1

Japan 7 150 403 672 249

2

Japan 2 259 150 308 106

2

Liberia 1 620 100 328 978

2

South Korea 3 196 279 759 104

3

China P.R. 1 798 87 734 282

3

Greece 567 54 966 023

3

China 1 324 60 273 320

4

Germany 1 622 64 739 952

4

Hong Kong 777 51 850 323

4

Germany 1 140 27 012 139

5

United States 684 39 631 525

5

Marshall Is. 738 51 315 382

5

Taiwan 323 22 539 661

6

Singapore 587 38 419 283

6

Bahamas 772 49 754 505

6

Denmark 259 16 449 424

7

Norway 693 35 941 187

7

Singapore 760 47 410 978

7

Poland 486 14 288 986

8

United Kingdom 500 35 583 237

8

Malta 759 8 100 016

8

Croatia 328 13 551 813

9

South Korea 428 28 960 915

9

Cyprus 675 30 787 292

9

Spain 258 11 097 716

10

Taiwan 482 28 185 709

10

China P.R. 812 28 862 077

10

United States 225 10 438 724

11

Denmark 385 20 654 727

11

Norwegian Int'l 389 20 189 134

11

Brazil 192 8 932 378

12

Bermuda 97 19 277 400

12

Isle of Man 193 14 231 935

12

Italy 195 7 718 279

13

India 239 14 739 557

13

India 197 12 612 940

13

United Kingdom 195 6 938 360

14

Italy 334 14 551 148

14

Germany 271 12 368 147

14

Romania 110 5 168 968

15

Cyprus 259 11 971 679

15

United States 286 12 268 631

15

France 121 4 740 207

16

Monaco 171 11 588 620

16

South Korea 193 11 397 934

16

Ukraine 135 4 733 603

17

Saudi Arabia 72 11 136 239

17

Italy 271 11 118 847

17

Norway 162 4 318 409

18

Switzerland 242 10 198 328

18

Japan 125 9 751 629

18

Sweden 107 4 235 736

19

Russia 222 10 060 951

19

United Kingdom 226 9 526 247

19

Philippines 65 3 042 949

20

Iran 126 9 792 330

20

Danish Int'l 136 9 245 583

20

Bulgaria 108 3 005 479

21

Canada 177 9 311 858

21

Iran 110 8 793 496

21

Belgium 52 2 674 924

22

Turkey 249 8 738 877

22

Bermuda 98 7 825 001

22

Finland 86 2 450 107

23

U.A.E. 147 6 192 434

23

St. Vincent & G. 227 7 757 501

23

Netherlands 125 2 133 025

24

Malaysia 111 5 972 625

24

Belgium 48 6 907 640

24

Canada 63 1 802 655

25

France 118 5 650 783

25

Malaysia 123 6 795 788

25

Singapore 65 1 282 802

26

Belgium 77 4 519 247

26

Antigua & B. 305 6 734 928

26

India 26 1 183 859

27

Kuwait 53 4 439 016

27

France 70 6 266 729

27

Russia 47 1 143 372

28

Brazil 94 4 033 602

28

Turkey 162 5 741 839

28

Argentina 38 1 095 357

29

Spain 63 4 012 622

29

Philippines 126 5 465 358

29

Portugal 20 1 075 290

30

Sweden 139 4 003 139

30

Taiwan 78 4 903 254

30

Turkey 66 1 019 484

31

Thailand 157 3 830 819

31

Cayman Islands 91 4 141 186

31

Greece 19 594 051

32

Unknown 146 3 808 036

32

Kuwait 32 3 698 890

32

Indonesia 13 403 062

33

Indonesia 115 3 615 544

33

Thailand 125 3 155 980

33

Mexico 5 203 187

34

Netherlands 143 2 778 986

34

Netherlands 122 2 927 454

34

Eire 4 201 162

35

Israel 61 2 671 906

35

Brazil 87 2 845 191

35

Egypt 8 153 044

36

Croatia 53 2 655 393

36

Norway 24 2 586 409

36

Vietnam 11 152 288

37

Australia 39 2 285 427

37

Canada 78 2 552 604

37

Peru 6 135 683

38

Poland 76 2 218 123

38

Russia 92 2 075 673

38

Australia 5 103 741

39

South Africa 32 2 130 524

39

Indonesia 77 2 054 825

39

Malaysia 4 60 973

40

Philippines 53 1 995 382

40

Vanuatu 43 1 928 682

40

Pakistan 3 52 206

41

Venezuela 33 1 978 260

41

Sweden 90 1 902 067

41

South Africa 3 31 640

42

Egypt 42 1 942 074

42

Spain 35 1 754 535

42

Unknown 1 10 400

43

Vietnam 77 1 727 715

43

Croatia 28 1 560 873

 

Total

16 749

929 879 816

44

Ukraine 56 1 647 914

44

Egypt 35 1 381 272

 

 

 

 

45

Chile 44 1 503 479

45

Vietnam 65 1 374 826

 

 

 

 

46

Bulgaria 69 1 475 695

46

Australia 26 1 330 086

 

 

 

 

47

Finland 35 1 466 935

47

Venezuela 22 1 063 256

 

 

 

 

48

Nigeria 25 1 361 108

48

Saudi Arabia 30 1 039 253

 

 

 

 

49

Latvia 42 1 300 787

49

Gibraltar 53 1 025 481

 

 

 

 

50

Argentina 27 1 204 911

50

Mexico 32 1 010 704

 

 

 

 

51

Austria 22 1 148 396

51

Bulgaria 46 1 009 094

 

 

 

 

52

Bahamas 38 1 125 405

52

Qatar 16 942 530

 

 

 

 

53

Mexico 37 1 103 961

53

Portugal 9 931 466

 

 

 

 

54

Algeria 20 968 621

54

Israel 19 924 797

 

 

 

 

55

Pakistan 22 930 153

55

Neth. Antilles 32 912 961

 

 

 

 

56

Syria 41 800 224

56

U.A.E. 19 873 808

 

 

 

 

57

Angola 7 707 475

57

Cambodia 42 866 840

 

 

 

 

58

Romania 20 674 064

58

Georgia 33 858 771

 

 

 

 

59

Slovenia 20 656 312

59

Chile 26 841 905

 

 

 

 

60

Qatar 10 589 905

60

Belize 41 798 559

 

 

 

 

61

Portugal 8 584 106

61

Dominica 10 761 413

 

 

 

 

62

Bangladesh 32 572 924

62

Switzerland 20 757 477

 

 

 

 

63

Libya 4 450 672

63

Denmark 13 706 052

 

 

 

 

64

North Korea 25 441 593

64

Argentina 20 703 916

 

 

 

 

65

Hong Kong 6 342 059

65

Pakistan 17 670 904

 

 

 

 

66

Georgia 14 306 217

66

North Korea 37 666 443

 

 

 

 

67

Ecuador 5 291 263

67

Algeria 14 645 283

 

 

 

 

68

Peru 9 244 161

68

Luxembourg 21 638 636

 

 

 

 

69

Myanmar 12 203 070

69

Myanmar 21 624 506

 

 

 

 

70

Cuba 7 192 886

70

Finland 23 593 448

 

 

 

 

71

Lithuania 11 170 871

71

St. Kitts & N. 10 568 900

 

 

 

 

72

Bahrain 4 139 632

72

Barbados 16 518 424

 

 

 

 

73

Rep. of Yemen 4 128 673

73

Brunei 8 413 393

 

 

 

 

74

Lebanon 4 122 961

74

Kerguelen Is. 7 400 340

 

 

 

 

75

Morocco 5 110 441

75

Bangladesh 22 365 878

 

 

 

 

76

Seychelles 3 107 249

76

Comoro Islands 12 355 485

 

 

 

 

77

Azerbaijan 8 103 216

77

Bahrain 7 338 018

 

 

 

 

78

Jordan 5 102 963

78

French Ant. 1 298 522

 

 

 

 

79

New Zealand 4 101 913

79

Mongolia 12 291 929

 

 

 

 

80

Cayman Islands 3 100 635

80

Latvia 6 278 866

 

 

 

 

81

Costa Rica 9 99 953

81

Nigeria 7 242 673

 

 

 

 

82

Ethiopia 6 97 982

82

Ecuador 5 234 790

 

 

 

 

83

Tunisia 4 93 209

83

Tuvalu 8 233 152

 

 

 

 

84

Cambodia 4 79 272

84

Ukraine 11 231 326

 

 

 

 

85

Sri Lanka 5 74 074

85

Dominican Rep. 5 222 576

 

 

 

 

86

Belize 5 72 676

86

Honduras 9 199 026

 

 

 

 

87

Iceland 5 68 770

87

Poland 6 185 772

 

 

 

 

88

Mauritius 1 63 800

88

Jamaica 6 157 866

 

 

 

 

89

Kazakhstan 5 61 836

89

Jordan 8 146 026

 

 

 

 

90

Tanzania 4 61 805

90

Lithuania 10 145 465

 

 

 

 

91

Eire 4 57 736

91

Morocco 7 142 906

 

 

 

 

92

Iraq 2 49 067

92

Sri Lanka 9 130 612

 

 

 

 

93

Estonia 2 48 210

93

Romania 6 111 185

 

 

 

 

94

Canary Islands 2 42 103

94

Syria 7 107 576

 

 

 

 

95

Malta 1 41 051

95

Seychelles 3 107 249

 

 

 

 

96

St. Vincent & G. 2 40 690

96

Brazilian Int'l 4 102 255

 

 

 

 

97

Sudan 3 37 921

97

Reg Int. Francais 1 101 000

 

 

 

 

98

Maldive Is. 3 35 985

98

Slovakia 7 99 936

 

 

 

 

99

St. Kitts & Nevis 2 35 858

99

Ethiopia 6 97 982

 

 

 

 

100

Trinidad 2 28 900

100

Tunisia 4 93 209

 

 

 

 

101

Turks & Caicos Is 2 24 960

101

Azerbaijan 7 90 882

 

 

 

 

102

Vir Is British 1 16 560

102

Madeira 3 87 561

 

 

 

 

103

Liberia 1 15 767

103

Eire 4 85 255

 

 

 

 

104

Yugoslavia 1 15 088

104

Peru 4 82 448

 

 

 

 

105

Brunei 1 12 350

105

Lebanon 4 80 300

 

 

 

 

106

Albania 1 11 720

106

New Zealand 2 77 724

 

 

 

 

107

Panama 1 11 474

107

Canary Islands 4 77 132

 

 

 

 

108

Colombia 1 11 338

108

Unknown 4 73 413

 

 

 

 

 

Total

16 749

929 879 816

109

Mauritius 2 68 200

 

 

 

 

 

 

 

 

110

Sierra Leone 3 64 490

 

 

 

 

 

 

 

 

111

South Africa 2 63 749

 

 

 

 

 

 

 

 

112

Kazakhstan 4 49 468

 

 

 

 

 

 

 

 

113

Iraq 2 49 067

 

 

 

 

 

 

 

 

114

Estonia 2 48 210

 

 

 

 

 

 

 

 

115

Bolivia 3 46 002

 

 

 

 

 

 

 

 

116

Micronesia 2 41 693

 

 

 

 

 

 

 

 

117

Cook Islands 3 39 465

 

 

 

 

 

 

 

 

118

Sudan 3 37 921

 

 

 

 

 

 

 

 

119

Maldive Is. 3 35 985

 

 

 

 

 

 

 

 

120

Angola 2 27 120

 

 

 

 

 

 

 

 

121

Faeroes 2 22 286

 

 

 

 

 

 

 

 

122

Tanzania 1 16 270

 

 

 

 

 

 

 

 

123

Tonga 1 13 900

 

 

 

 

 

 

 

 

124

Rep. of Yemen 1 13 845

 

 

 

 

 

 

 

 

125

Albania 1 11 720

 

 

 

 

 

 

 

 

126

Cuba 1 10 618

 

 

 

 

 

 

 

 

127

Sao Tome 1 10 085

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Total

16 749

929 879 816

 

 

 

 

 

Приведенные в таблице цифры показывают - у нас уже не осталось крупнотоннажных судов. Самое крупное судно вместимостью порядка 20 тыс. тонн. А средняя вместимость судна украинского флота — всего-навсего 1087 тонн. Это вместимость скромной баржи.

На конец 2007 года несамоходные баржи (более 800 единиц) составляли 27% вместимости нашего флота. А наиболее представительная группа самоходных судов — 203 сухогруза — имели общую вместимость всего 0,5 млн. р.т.

При этом число судов, имевших возраст 25 лет и выше, превысило 45%, судов же до 10 лет в составе флота насчитывалось лишь менее 4%. Это грозит значительным сокращением тоннажа в ближайшие годы.

Срок эксплуатации большей части украинского торгового флота создает проблемы, связанные с техническим состоянием судов. Много лет подряд Украина не могла выбраться из «черного списка» Парижского меморандума, куда ежегодно заносятся флаги стран мира, значительное число судов которых по результатам проверок не отвечает международным стандартам и правилам. Однако в мае 2008 года – нас исключили из этого списка. Однако уже в июле 2008-го по решению штаб-квартиры Парижского меморандума опять вернули в тот же список.

С 1992-го по апрель 2005 года флот под украинским флагом пополнился 155 судами общей валовой вместимостью 162,445 тыс. р.т., что примерно равно вместимости трех крупнотоннажных судов.

Десятка крупнейших компаний Украины, суда которых носят украинский флаг, по состоянию на 1 апреля 2005 года выглядела следующим образом. 

                                                                                                                              Табл. 2

Название компании Число судов Вместимость, рег. т
1 ОАО «Украинское Дунайское пароходство» 679 633042,8
2 АСК «Укрречфлот» 175 278695,75
3 Торговый флот Донбасса 33 276449
4 Черазморпуть 31 59873,9
5 Черноморнефтегаз 17 43750,4
6 Укрферри 2 39019
7 Севастопольская рыбодобывающая компания 6 34681  
8 Черномортехфлот 64 33463
9 Херсонский МТП 42 29639,8
10 Столичная судоходная компания 10 24203
Итого 1059 1452817,65

 

Как следует из приведенного выше, проходной планкой в десятку крупнейших судоходных компаний Украины оказалась цифра всего в 24 с небольшим тысяч тонн регистровой вместимости.

За годы независимости различными ведомствами разрабатывались многочисленные программы возрождения водного транспорта, принимались документы по оказанию помощи отдельным компаниям, больше всего — Черноморскому морскому пароходству, однако все эти годы украинский флот потихоньку таял.

Есть и исключения - одна из финансово-промышленных групп Украины размещает заказ на строительство 5 балкеров дедвейтом 150 тысяч тонн на Керченской судостроительной верфи «Залив». В Украине гражданские суда такого размера не строились.  

Играют позитивную роль Европейские банки (ЕБРР), программы (ТАСIS). Выделение грантов действительно достойным кандидатам позволило ощутить эффективность сотрудничества.

Многие специалисты портов и судоходных компаний на деньги программы TACIS посетили семинары в других странах, в портах Европы. Значительное число иностранных специалистов приезжало к нам.

Европейский банк реконструкции и развития участвовал в ряде программ, имевших положительный результат для развития отрасли. На кредитные средства, полученные от ЕБРР, построено несколько судов-коэстеров на румынских и отечественных верфях. Благодаря взаимовыгодному сотрудничеству судоходная компания «Укрречфлот» на данный момент располагает самым «молодым» тоннажом в Украине. ЕБРР также выделил средства на развитие флота частной компании Черноморский фрахтовый менеджмент в размере 20 миллионов долларов США. Проект предусматривает финансирование строительства 5 судов дедвейтом 5.5 тыс. тонн. Суда строятся на Херсонском судостроительном заводе (Украина). Общая стоимость этого проекта – 34 миллиона. На стадии проработки проект о выделении еще одной судоходной компании «Южрефтрансфлоту» средств в размере 27 млн. долларов США для строительства новых судов.

1.3. Роль государства

Несмотря на то, что Министерство транспорта и связи Украины разработало долгосрочные программы развития флота до 2010 года и сейчас разрабатывается еще одна долгосрочная программа, это совершенно декларативные документы, которые не выполняются, финансовые средства на реализацию этих программ не выделяются, а если и выделяются, то ответственности за их неэффективное использование никто не несет. Созданная структура управления включает излишние звенья, которые имеют дублирующие функции. Насколько эта структура эффективна, должны показать результаты ее функционирования: качественный состав флота, его роль в обеспечении транспортных составляющих внешней торговли. Cудами под украинским флагом вывозится не более 6% всех экспортных грузов Украины.

Доходы от российского транзита составляют в национальных бюджетах стран Балтии 16%, в Украине же - всего 13%. Евросоюз после неоправдавшихся надежд на интеграцию Украины сделал ставку на создание коммуникационного выхода к Черноморью через территорию Румынии. Европейская комиссия объявила Констанцу восточными воротами Европы.

Для того чтобы усилить конкурентоспособность морских перевозок и транспортного коридора на Южный Кавказ, оперативное управление свободными портами в Констанце (Румыния) и Поти (Грузия) передано компании JAFZA International (Объединенные Арабские Эмираты). Это международное подразделение связано с самой эффективной свободной экономической зоной мира «Джебель Али».

1.4. Роль законодательства Украины

Украина одной из первых бывших республик Советского Союза приняла Кодекс торгового мореплавания; однако за все годы существования (14 лет) в него была внесена только одна новация, касающаяся создания морского страхового бюро. Необходимо изменение законодательства для регулирования новых реалий в развитии портовой деятельности, особенно того, что касается приватизации портов, а также некоторых аспектов контроля за безопасностью мореплавания. Украина стала членом Всемирной торговой организации – законодательство должно измениться в силу новой ситуации.   

Доработаны проекты законов «О морских портах Украины» и «О внутреннем водном транспорте» и проект постановления Кабмина «Об утверждении комитета для создания национальной системы по поиску и спасению на море». 

Запланирована также разработка концепции закона «О морской политике Украины». Важнейшим становится вопрос создания государственной администрации морского и речного транспорта.

1.5. История отечественных судоплавательных компаний

На начало 90-х годов Черноморское морское пароходство было одной из самых крупных судоходных компаний мира. Более трехсот крупнотоннажных судов различного типа, большое количество пассажирских судов круизного плавания – все это было продано за менее чем 12 лет. Как результат, компания почти банкрот, разделивший судьбу своего собрата с берегов Невы - Балтийского морского пароходства. Причина - собственность в виде судов - довольно безопасный способ продажи государственного имущества в бесконтрольном пространстве.

Несмотря на количественное и качественное изменение флота под украинским флагом, на Черном, Азовском, Мраморном и Средиземном морях можно встретить много судов с экзотическими флагами тропических островов или таких морских держав, как Монголия, а судовладельцы этих судов проживают в Украине. В основном это небольшие суда смешанного плавания типа «река-море», средний тоннаж которых 3500 т ДВТ, средний возраст – 25-28 лет, встречаются суда возрастом и 30-35 лет.

Есть и положительный опыт отдельных судоходных компаний. «Укрречфлот» теперь судоходная компания, владеющая самым молодым флотом, успешно сотрудничающая с ЕБРР, акции Укрречфлота – одни из самых ликвидных на фондовом рынке Украины.

«Укрферри» – компания, оперирующая тремя железнодорожными паромами, соединяющими берега Украины, Болгарии и Грузии, а также двумя грузопассажирскими судами. В свое время эта компания смогла осуществить переоборудование паромов для соответствия новым требованиям; теперь это одна из самых успешных судоходных компаний Украины. Она же занимается грузопассажирскими перевозками. Черноморский судоходный менеджмент (BSSM) – частная компания, на протяжении многих лет работающая с судами типа «река-море»; недавно получила кредит ЕБРР на строительство флота.

1.6. Текущее состояние фрахтового рынка

Наблюдавшийся рост фрахтовой конъюктуры практически по всем типам судов с начала 2008 года по состоянию на начало марта остановился, по некоторым видам фрахтовые ставки даже немного снизились. Падение фрахтовых ставок составило в среднем от 4 до 16% в зависимости от типа судов, направления и рода грузов.

Однако, несмотря на некоторое падение фрахтовых ставок, абсолютные значения фрахтовых ставок на 30-40% превышало значения фрахтовых ставок на аналогичный период 2007 года.      




Рынок новостроя

На рынке новостроя продолжается рост цен на тоннаж. Уровень роста цен по оценкам различных судовых брокеров находится на уровне 10%.

Однако судостроительные верфи постепенно утрачивают рычаги для диктата цен, и прежде всего, на поставки флота после 2009-2010 гг. По состоянию на начало марта, по данным «Fairplay», мировой портфель заказов на суда транспортного флота состоял из 8420 единиц общим дедвейтом 508,05 млн. тонн, из них: балкеры - 46,6 %, танкеры - 34,6 %, контейнеровозы - 15,7 % и оставшаяся часть – это прочие суда.

Pынок судов «секонд-хенд»

Рынок судов «секонд-хенд», несмотря на некоторое падение фрахтового рынка, оставался довольно активным. По некоторым позициям в силу определенной инерционности рынка даже наблюдался определенный рост индикативных цен на подержанный тоннаж.

Анализ цен продаж подержанных судов по различным периодам показывает, что текущий уровень цен в своем большинстве превосходит цены, по которым приобретался аналогичный тоннаж в предыдущие периоды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: