Глава 4. Гуманистический аспект педагогической антропологии Н. В. Шелгунова

 

Философская трактовка понятия антропологии многозначна. Антропология в глобальном смысле - это наука, изучающая сущностные характеристики человека, его место в мире, осмысление человеком своего собственного бытия. В тоже время антропология как совокупность наук о человеке представляет собой колоссальный спектр региональных антропологий: медицинской, психологической, экологической, политической и других. Антропологическое обоснование воспитания, объяснение специфической сущности человека сквозь призму воспитательных отношений не является откровением западноевропейского сознания. Антропологический принцип был впервые применен к объяснению воспитания с позиций материализма еще в прошлом веке.

Развитие всей истории философии свидетельствует о нерасторжимой связи философии и педагогики, проблемы человека и проблемы воспитания. Философию всегда интересовало воспитание как уникальный процесс становления человека, так же как и педагогика неизменно ориентировалась на какую-либо философскую концепцию человека.

Шестидесятые годы девятнадцатого столетия характеризуются не только бурными демократическими устремлениями, но и широким спектром педагогических изысканий. Исторически первый опыт педагогической антропологии относится ко второй половине Х1Х века и связан с деятельностью русских педагогов Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Г. И. Водовозова и др. Именно К. Д. Ушинский впервые вводит термин "педагогическая антропология" в качестве подзаголовка к своему труду "Человек как предмет воспитания" (1867). Однако появление педагогической антропологии необходимо рассматривать в контексте идей антропологической философии, получившей огромную популярность в России во второй половине Х1Х века. Это относится, прежде всего, к публикациям таких  известных работ как "Антропологический принцип в философии" Н.Г.Чернышевского (1860), "Рефлексы головного мозга" И. М. Сеченова (1863), "Вопросы жизни" Н. И. Пирогова (1856) и др. Вобрав в себя передовые идеи западноевропейского гуманизма и лучшие национальные традиции своего народа русская педагогическая антропология представляла собой уникальный синтез научных и философских представлений того времени.

Педагогическая проблематика составляет неотъемлемую часть творчества Н. В. Шелгунова. Критика существующей системы образования, требования общедоступности и бессословного принципа обучения, сочетание умственного и физического развития, необходимость трудового обучения все это нашло отражение в его острых публицистических статьях. Впоследствии свои мысли о системе воспитания и образования в России Шелгунов изложил в лучшей своей работе "Письма о воспитании", получившей широкое признание. Это - одно из самых замечательных, ярких педагогических произведений 70-х годов. Построенная как популярный курс рационального воспитания, эта работа опиралась на новейшие данные эмпирических наук, в частности психологии. Шелгунов стремиться дать естественнонаучное обоснование многим педагогическим проблемам. Признавая бисоциальность человека как существа не только природного, но и общественного, Шелгунов считал, что на формирование личности, ее духовного облика оказывает влияние совокупность различных факторов: наследственная предрасположенность, конкретное бытовое окружение, материнская любовь и участие, уровень воспитания и образования, вся система общественных институтов. В исследованиях советской педагогики роль Шелгунова сводилась в основном к популяризации идей революционно-демократического направления, его вклад в развитие педагогической антропологии трактовался как продолжение социологизаторских установок школы Чернышевского. Признавая некоторую правомерность этих утверждений, следует преодолеть сложившийся стереотип и отметить, что педагогическая концепция Шелгунова носит ярко выраженный гуманистический характер. "Письма о воспитании" - это, прежде всего, философское эссе, в котором раскрываются глубинные процессы человеческой психики. Названия двадцати глав этого произведения концентрируют в себе ключевые ориентиры воспитания: "Память", "Воображение", "Внимание", "Слово", Навыки и привычки" и т.д. Рационалистический аспект в дальнейшем уступает место тонким психологическим этюдам: "Воля", "Стыд", "Характер" и др. Проблемы семейного воспитания в педагогическом наследии Шелгунова занимают центральное место. Семью он рассматривал как ту первоначальную социальную среду, в которой начинается формирование личности. Неоспоримую ценность представляет его положение о единстве семейного и общественного воспитания, об их взаимосвязи и взаимообусловленности, где огромная роль принадлежит физическому, трудовому и нравственному развитию личности.

"Главным воспитательным агентом" Н.В.Шелгунов считал жизнь, жизнь общественную, семейную, школьную, со всеми ее положительными и отрицательными, сильными и слабыми явлениями.

Творчество Шелгунова остается верным принципу гуманизма, основанному на идее равенства, справедливости, уважения к человеческому достоинству.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: