Теоретические основы формирования и использования прибыли в современных условиях

Прибыль как важнейший показатель деятельности предприятия на основании ООО «Форпост ЛТД»

План работы

Введение

1. Теоретические основы формирования и использования прибыли       в современных условиях.            

1.1 Сущность и порядок формирования прибыли и факторы, влияющие на ее величину.

1.2 Распределение и использование прибыли на предприятии.

1.3 Управление прибылью предприятия.

2. Оценка состава и структуры прибыли производственных предприятий.

2.1 Экономическая характеристика ООО «Форпост ЛТД».

2.2 Оценка состава, уровня и динамики показателей прибыли ООО «Форпост ЛТД».

2.3 Расчет и оценка показателей рентабельности ООО «Форпост ЛТД».

2.4 Направления оптимизации прибыли в рыночных условиях.

3.1 Резервы роста прибыли предприятий.

3.2 Рекомендации по увеличению прибыли в ООО «Форпост ЛТД».

Заключение       


Содержание

Введение

1. Теоретические основы формирования и

использования прибыли в современных условиях.            

1.1 Сущность и порядок формирования прибыли и

факторы, влияющие на ее величину

1.2 Распределение и использование прибыли на

предприятии.

1.3 Управление прибылью предприятия.

2. Оценка состава и структуры прибыли

 производственных предприятий.

2.1 Экономическая характеристика ООО «Форпост ЛТД».

2.2 Оценка состава уровня и динамики

2.3    показателей прибыли ООО «Форпост ЛТД».

Расчет и оценка показателей рентабельности

2.5   ООО «Форпост ЛТД».

Направления оптимизации прибыли

 в рыночных условиях.

3.1 Резервы роста прибыли предприятий.

3.2 Рекомендации по увеличению прибыли

в ООО «Форпост ЛТД».

Заключение

Список литературы

Приложения           
ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночным отношениям требует осуществления новой финансовой политики, усиления её воздействия на ускорение социально-экономического развития России, рост эффективности производства и укрепления финансов государства. Важная роль в обеспечении всесторонней интенсификации производства и повышении его эффективности принадлежит прибыли.

Прибыль - одна из основных форм денежных накоплений, создаваемых в отраслях экономики. Она представляет собой часть национального дохода включает стоимость прибавочного и отдельные элементы необходимого продукта.

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цена, себестоимость и другие экономические рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.

Прибыль - один из основополагающих показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятий и объединений. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется финансовое положение предприятия, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников, гарантии полноты и своевременности выполнения обязательств перед финансовой системой.

Прибыль - основной источник финансирования предприятия по научно-техническому и социальному развитию предприятий и объединений. За счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региона и местных органов власти. От их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития России, отдельных регионов, преумножение общественного богатства и в конечном итоге повышение уровня жизни народа.

Решающее значение поэтому имеет выявление резервов роста

прибыли на основе экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышения производительности труда, улучшения качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции, сокращения непроизводительных расходов и потерь.

 Прибыль является одной из самых сложных экономических категорий, без изучения которых невозможен научный подход к решению вопроса повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности и ответственности трудовых коллективов в достижении высоких конечных результатов при наименьших затратах. Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм её формирования, определить факторы её роста или снижения. Эти и другие вопросы, в частности расчет показателей рентабельности, и является целью написания дипломной работы.

 

Задачами дипломной работы являются:

n раскрытие экономической сущности прибыли, ее значение в деятельности предприятия;

n изучение факторов, определяющих прибыль и рентабельность на примере «ООО «Форпост ЛТД»;

n рассмотрение возможностей оптимизации прибыли и рентабельности.

n Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью фирма «Форпост ЛТД» расположенная в г. Чебоксары. В соответствии с поставленными задачами в дипломной работе изложены понятия и анализ прибыли и рентабельности, произведен расчет факторов, повлиявших на прибыль и рентабельность фирмы, сделан расчет прогнозируемых показателей финансовых показателей деятельности фирмы «ООО «Форпост ЛТД».


 




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

1.1 Сущность и порядок формирования прибыли и факторы, влияющие на ее величину.

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельность предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей в системе показателей прибыли. Обобщенно эти показатели представлены в Отчете о финансовых результатах (форма №2 годового и квартального бухгалтерского отчета предприятий).

Конечный финансовый результат деятельности предприятия, балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товаров, продукции, работ, услуг; результата (прибыли или убытка) от финансовых операций, доходов и расходов от прочих внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен ниже:

Р = +  Р + Р  + Р,       (1)

где Р - балансовая прибыль или убыток;

Р - результат от реализации товаров, продукции, работ, услуг;

Р - результат от прочей реализации и финансовых операций;

Р- результаты (доходы и расходы) от прочих внереализационных операций и чрезвычайных ситуаций.

Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.

Предприятия реализуют свою прибыль потребителям, получая за нее денежную выручку. Однако это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. себестоимость продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Прибыль - основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода. Валовой доход предприятия-выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, т.е. включающий в себя оплату труда и прибыль. Связь между себестоимостью, валовым доходом и прибылью предприятия приведена на рис 1.

 

 

Валовой доход

Материальные        затраты                   Оплата труда

      Прибыль

                      Себестоимость

Чистая прибыль  Налог на прибыль

Выручка от реализации

 

 Рис. 1 Связь между себестоимостью, валовым доходом

и прибылью предприятия

 

Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации в

действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции.

Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при начислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы (рис.2).

        Налог на добавлен- ную стоимость (НДС)
        +
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг)     = Выручка от реализации продукции (работ, услуг)     - Акцизы (на отдельные группы товаров)
        +
        Себестоимость продукции (работ, услуг)
        +
        Экспортные тарифы

 

Рис.2 Формирование прибыли от реализации продукции.

 

Вторая составляющая валовой (общей) прибыли предприятия - прибыль от реализации основных средств и иного имущества (рис.3).

    Прибыль от реализации основных средств и иного имущества предприятия     =     Выручка от реализации основных средств, излишнего обо- родувания, материалов, комплектующих изделий и др.     -   Расходы на реали- зацию: реклама, транспортировка, подготовка к реализации и др.              +   Остаточная стоимость  

Рис.3 Формирование прибыли от прочей реализации

Третья составляющая валовой прибыли - прибыль от внереализационных операций, т.е. от операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью: сдача имущества в аренду, доходы по ценным бумагам предприятия, превышение суммы

полученных штрафов над уплаченными, прибыль от совместной деятельности, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, а также сальдо чрезвычайных доходов и расходов. Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли факторы, влияющие на ее получение, классифицируют по различным признакам (рис.4).

  Факторы, влияющие на величину прибыли    

 

  Внутренние   Внешние    

   Производственные   Внепроизводственные  

Экстенсивные    Интенсивные  

 

Рис.4 Классификация факторов, влияющих на величину прибыли

 

 

На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся:

природные условия;

транспортные условия;

социально-экономические условия;

уровень развития внешнеэкономических связей;

цены на производственные ресурсы и др.

К внутренним факторам изменения прибыли относятся:

основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции);

неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям, и др.).

Влияние факторов может быть развернуто по каждому слагаемому балансовой прибыли. Например, возьмем прибыль от реализации продукции (работ, услуг), которая может быть рассчитана по следующей формуле:

Р = N - S,                  (2)

 где N - выручка от реализации продукции, (работ, услуг) без        

           налога на добавленную стоимость, акцизов;

      S - затраты на производство реализованной продукции (работ,

           услуг) по полной себестоимости.

Из данной формулы следует, что все факторы, влияющие на объем продаж (выручка от реализации) и себестоимость реализованной продукции, сказываются также на прибыли от реализации и балансовой прибыли.

Причем можно оценить не только абсолютное влияние факторов, но и относительное, характеризующее изменение в режиме хозяйствования.

Приведем пофакторные расчеты изменения прибыли.

Общее изменение себестоимости за период составляет:

S = U + M + A,    (3)

где  S - общее изменение затрат на производство реализованной

         продукции;

   U - изменение затрат по оплате труда;

   M - изменение материальных затрат;

   A - изменение амортизации.

В свою очередь, изменение затрат по оплате труда характеризуется абсолютным и относительным отклонением:

абсолютное отклонение:

U = U - U                   (4)

относительное отклонение:

                                                            U = U - Uо * J,             (5)

где U, Uо  - отчетная и базовая величина затрат по оплате труда;

   J       - индекс изменения объема выручки от реализации    

                    товаров, продукции, работ, услуг;

Изменение материальных затрат раскладываются аналогично:

абсолютное отклонение:

                            М = М - Мо;                (6)

относительное отклонение:

                            М = М - Мо * J,        (7)

где М, Мо - отчетная и базовая величина материальных затрат.

Влияние амортизации составит:

абсолютное отклонение

                 А = А - Ао;                   (8)

относительное отклонение:

                 А = А - Ао * J                     (9)

где А, Ао - отчетная и базовая величина амортизационных

                    отчислений.

Таким образом, изменения в оплате труда, материальных затрат и амортизации ведут к изменению себестоимости продукции. Это отражается на изменении прибыли от реализации и, в конечном счете, на изменении балансовой прибыли. Повышение себестоимости ведет  к снижению балансовой прибыли и наоборот.                                  Показатели относительной экономии ресурсов используется для оценки режима ресурсосбережения по каждому виду затрат материальных, трудовых, основных фондов.

Получение достаточной величины прибыли является конечной целью любой коммерческой организации. Однако отношение субъектов хозяйствования к оценке прибыли неоднозначно. Увеличение массы прибыли отражает увеличение результативности работы предприятия. Вместе с тем, действующая система налогообложения доходов вынуждает субъекты хозяйствования скрывать свои доходы, использовать все легальные возможности манипулирования величиной прибыли для снижения налогооблагаемой базы.

Объективная оценка качества показателей прибыли, представленных в бухгалтерской отчетности, необходима не только в фискальных целях, но более всего - в целях определения степени надежности финансового положения предприятия. Сокращение дистанции между зафиксированной в бухгалтерской отчетности номинальной величиной прибыли и ее реальной величиной, подкрепленной реальным притоком денежных средств на предприятие, является одной из важнейших задач финансового анализа. Информативность результатов решения этой задачи наиболее высока для внешних пользователей бухгалтерской отчетности (потенциальных инвесторов, кредиторов и др.). Отметим основные причины несовпадения отчетной и реальной величины прибыли.

Во-первых, разрыв между отчетной и реальной величиной прибыли обусловлен особенностями самой действующей системы бухгалтерского учета, выявления и отражения в отчетности финансовых результатов производственно-коммерческой деятельности организации. 

Во-вторых, указанный разрыв обусловлен применением регулирующих воздействий учетной политики предприятия, т.е. особенностями конкретной методики, формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета на предприятии.

Методы регулирования прибыли, самостоятельно определяемые предприятием на основании действующих общих правил организации бухгалтерского учета при выборе учетной политики, сводятся к следующим положениям:

1. Изменение стоимостных границ отнесения предметов - к основным средствам или малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП).

При отнесении предметов к МБП предприятие получает больше возможности управлять себестоимостью продукции по средством варьирования способами отнесения стоимости МБП на издержки производства и обращения. Кроме этого, упрощается процедура их учета, а также реализации и иного выбытия.

2. Выбор способа начисления износа по МБП.

Способ начисления износа по МБП оказывает существенное влияние на себестоимость продукции. Зная интенсивность потребления МБП (передача их в производство), можно заранее определить предел повышения себестоимости продукции по каждому из регламентированных вариантов погашения стоимости МБП:

начисление износа в размере 100% стоимости МБП;

начисление износа в размере 50%;

начисление износа в соответствии с установленными нормами или сметными ставками.

3. Выбор порядка начисления износа по основным средствам.

В соответствии с действующим положением предприятия имеют возможность осуществлять ускоренную амортизацию активной части основных средств. Метод ускоренной амортизации позволяет в более короткие сроки перенести стоимость использованных основных средств на издержки производства и обращения, т.е. их воспроизводство. При этом себестоимость продукции возрастает, что ведет к уменьшению прибыли и налогов на прибыль. 

4. Выбор порядка начисления износа по нематериальным активам.

Предприятия сами определяют порядок начисления износа и перечень объектов нематериальных активов, по которым износ начисляется. Нормы износа также устанавливаются предприятием самостоятельно. Имея ввиду, что первоначальная стоимость объектов нематериальных активов, а также срок их полезного использования определяются договорными отношениями, можно заключить что предприятие имеет немалые возможности в регулировании себестоимости продукции и прибыли.

5. Выбор метода оценки потребленных производственных запасов (сырья, материалов, топлива и т.д.).

Действующими положениями оценку израсходованных материальных ресурсов разрешается отражать в учете одним из следующим методов оценки:

по средней фактической себестоимости приобретения материальных ресурсов;

по себестоимости первых по времени закупок партий материальных ресурсов (ФИФО);

по себестоимости последних по времени закупок партий материальных ресурсов (ЛИФО).

Выбор метода оценки материальных затрат оказывает наиболее существенное влияние на себестоимость продукции и прибыль. В условиях инфляции оценка материальных затрат по первому и второму методу ведет к неоправданному занижению себестоимости продукции и, как следствие, к неоправданному завышению прибыли и налога на прибыль или наоборот.

Финансовое состояние такого предприятия может резко ухудшиться в последующие периоды, поскольку оно не обеспечит себе необходимых условий воспроизводство капитала.

Использование метода ЛИФО в этих условиях, более предпочтительно, потому что приведет к увеличению себестоимости продукции в части материальных затрат и к уменьшению прибыли.

6. Выбор порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции. Затраты по ремонту основных средств могут быть отнесены на себестоимость продукции одним из следующих трех способов:

фактические затраты по ремонту списываются на счета издержек производства или обращения;

создается ремонтный фонд с последующим списанием из него фактических затрат по ремонту основных средств;

фактические затраты по ремонту основных средств аккумулируются на счете «Расходы будущих периодов» с последующим равномерным списанием на издержки производства и обращения.

При первом способе списания затрат по ремонту основных средств существующие колебания в затратах на ремонт, вызванные неравномерностью ремонтных работ в течение года, прямо переносят на себестоимость продукции и прибыль.

Второй и третий способы свободны от этого недостатка, однако их использование приведет к увеличению финансово-эксплуатационных потребностей предприятия в оборотных средствах.

7. Выбор распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования.

Распределение косвенных расходов по объектам учета и калькулирования может осуществляться пропорционально основной заработной плате производственных рабочих или пропорционально производственной себестоимости. Способ распределения косвенных расходов оказывает существенное влияние на точность исчисления себестоимости и рентабельности отдельных видов продукции, работ, услуг.

8. Изменение срока погашения расходов будущих периодов.

Сокращение сроков погашения расходов будущих периодов ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода.

9. Выбор метода определения выручки от реализации продукции.

Предприятия могут определять выручку от реализации продукции либо по моменту оплаты отгруженной продукции (работ, услуг), либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику).

Несоответствие между доходами и расходами имеет место как при первом, так и при втором методах определения выручки. Однако при втором методе величина начисленной прибыли не подкреплена реальным притоком денежной массы на предприятии. Наоборот, второй метод инициирует отток денежной массы за счет ускорения платежей в бюджет по налогам на прибыль, на добавленную стоимость и другие платежи. Малейшая задержка платежей покупателями может вызвать ухудшение финансового состояния предприятия. Поэтому этот метод стимулирует предприятия к переходу на предоплату продукции, что не соответствует условиям нормальной рыночной экономики.

10. Создание резервов предстоящих расходов и платежей.

Предприятия самостоятельно определяют размер и виды резервов. Создание их позволяет нейтрализовать влияние на себестоимость продукции и прибыли резких (пиковых) колебаний в уровне затрат в связи с неравномерным распределением их в течение года.

И наконец, разрыв между отчетной и реальной величиной прибыли обусловлен также применением на практике неадекватного сущности прибыли, способа определения ее величины.

Прибыль - это не просто учетная величина, определяемая как разность между чистой выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство реализованной продукции, но прежде всего экономическая категория, отражающая суть бизнеса.

Прибыль является мерой эффективности бизнеса. Рассматривая бизнес как систему движения капиталов, нельзя не отметить, что его сущностью является вложение средств с целью создания через определенное время существенной экономически выгодной величины для возмещения первоначальных вложений, а затем получения достаточной прибыли.

Жизнеспособность бизнеса в целом определяется непрерывностью этого процесса, улучшением экономического положения владельца и возможностями выполнения дальнейшего вложения средств.

Таким образом, к оценке реальной величины прибыли нужен воспроизводственный подход. Для владельцев предприятия, потенциальных инвесторов и кредиторов важна прибыль не только в конце данного отчетного периода, но и в последующие периоды. Поэтому реальная величина прибыли должна рассматриваться как мера жизнеспособности предприятия. Она должна нести в себе заряд результативности будущей производственно-финансовой деятельности предприятия.

Для оценки качества прибыли с позиции воспроизводственного подхода может быть использована индексная модель А. Ветрова    [          ].

В модели А. Ветрова предполагается оценку прибыли по текущей стоимости дополнить оценкой физической поддержки капитала, т.е. физической производительной способности экономического потенциала предприятия.

С этой целью рассчитываются взвешенные индексы результативности хозяйствующего субъекта - производительности труда, возмещения затрат и рентабельности. Рассчитываются также их денежные эквиваленты, т.е. суммы влияния на прибыль изменения производительности труда, изменения индекса возмещения затрат и совокупного влияния указанных факторов.


1.2 Распределение и использование прибыли на предприятии. Распределение прибыли основывается на соблюдении трех принципов: обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьших затратах; накопления собственного капитала; выполнения обязательств перед государственным бюджетом. Под распределением прибыли понимается порядок ее направления, определяемым законодательством. В рыночной экономике значительная часть прибыли изымается в форме налогов (35-45% валовой прибыли), которое государство направляет на пополнение доходов бюджета [  ]   Одно из направлений распределения прибыли - погашение госу-дарственного целевого кредита, полученного из целевого внебюджетного фонда для пополнения оборотных средств, в пределах срока его возврата. Целевой кредит выдается на основании соглашения между финансовыми органами и акционерами общества (с долей государства в уставном капитале более 50%), приватизированными предприятиями независимо от организационно-правовой формы. Погашение просроченного целевого кредита и уплата процентов по нему осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Цель анализа распределения прибыли - установить, насколько рационально распределяется и используется прибыль с позиции самовозрастания (самоокупаемости) капитала и самофинансирования торгового предприятия. При этом обязательно исследуются направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В условиях рыночной экономики важная роль отводится совершенствованию финансовых отношений, которые должны обеспечить проведение активной финансовой политики государства при всемирном развитии самостоятельности предприятий в хозяйственной деятельности, усилении их ответственности за конечные результаты работы и выполнения обязательств перед государством. Предприятия отчисляют часть полученной прибыли в госбюджет. В этом проявляется функция прибыли как источник доходов бюджета. Распределение прибыли являясь составной частью производственных отношений, выражает прежде всего отношения собственности. В экономическом смысле отношения собственности - это прежде всего общественные отношения, возникающие между людьми по поводу материальных благ. Содержание понятия собственности включает признаки владения (основной признак), пользования и распределения материальными благами.                                                                                                                                       После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства - фонд накопления, вторая - на материальное поощрение  работников предприятия - фонд потребления. Создается также резервный фонд.             Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересованно получить как можно больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия стремится большую сумму прибыли направить на расширенное воспроизводство. Работники                                                   заинтересованы в повышении оплаты труда.

Однако, если государство облагает предприятие очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи с чем сокращается объем производства продукции, и как результат -поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работников предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный капитал (оборотный), что в конечном итоге приведет к снижению жизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же уменьшается доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет к снижению материальной заинтересованности работников и как следствие - к снижению производства. Особенно остро данная проблема стоит в условиях инфляции, когда покупная (стоимость) способность заработной платы падает. Последняя определяется индексом реальной оплаты по формуле:

 

  = Индекс (средняя зарплата + дополнительные выплаты на 1 раб)

    -----------------------------------------------------------

     Индекс потребительских розничных цен

 

Очевидно, если реальная оплата уменьшается или остается на од-

ном уровне или увеличивается, но не так быстро, как на других

предприятиях, то рабочие будут требовать увеличения оплаты их труда. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности.

В процессе анализа необходимо изучить динамику роста прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других

предприятиях или нормативных для данной отрасли производства, то

имеются перспективы для развития предприятия.

Кроме того, необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные по использованию прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли.

Важной задачей является изучение вопросов использования средств фондов накопления, фондов потребления, резервного капитала. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.

В России резервный капитал создается и пополняется за счет прибыли только в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. В резервный капитал можно направлять не более 50% суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Средства этого фонда имеют целевое назначение для покрытия непредвиденных потерь, компенсации риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и при распределении прибыли в различные фонды предприятия. Существование резервного капитала определяет возможности выплат дивидендов по акциям в случае недостатка суммы чистой прибыли. Для дивидендов, на которых полностью отражаются колебания прибыли, характерна неустойчивость. Если акции акционерного общества котируются на фондовой бирже, одним из важнейших ограничений распределения прибыли становится их курс. Существенные изменения в размере выплаченных дивидендов немедленно отражаются на курсе (рыночной стоимости) акции. Поэтому акционерные общества стремятся к тому, чтобы дивиденды не слишком отклонялись от уровня, считающегося нормальным, ориентируясь, как правило, на размер процентов, выплачиваемых Сбербанком по денежным вкладам населения.                                                                              За рубежом широко применяется метод участия работников крупных фирм в ее прибылях. Так, в американской корпорации "Филипп Морис" в фонд участия персонала в прибылях перечисляется 3% прибыли до вычетов налогов. Эти суммы перечисляются между сотрудникам пропорционально их окладам. Причем деньги выплачиваются не сразу, а размещаются в различного рода акции. Сотрудники корпорации могут их получить лишь после ухода с предприятия. В корпорации "Дженерал Моторз" отчисления в этот фонд не превышают 12% прибыли, равной по величине 6-15%

капитала, и 6% ной прибыли, которая превышает 15% капитала [5,14].

Если суммы уставного капитала и фонда накопления превышают величину полученной прибыли, можно говорить об устойчивости

финансовой направленности средств на развитие предприятия. Уравнивание соотношения этих сумм свидетельствует о предкризисном состоянии.

Когда сумма средств для потребления больше уставного капитала,

предприятие - потенциальный банкрот, происходит "проедание" имущества предприятия, деятельность которого может характеризоваться убытками. Выявленные пропорции (в процентном соотношении использовании чистой прибыли характеризуют распределительную политику предприятия.

 

 

Валовая (балансовая)

прибыль

 

 


налоговые платежи

в бюджет

 

 

 


прибыль, остающаяся

в распоряжении

предприятия

 

 

резервный

  капитал  

 

     
 


             фонд                         фонд                        фонд

       социальной                накопления             потребления  

            сферы

 

 

             
     


    фонд                  фонд                  фонд                 фонд

развития        пополнения          выплаты      материального       

материально-    оборотных         дивидендов      поощрения

технической          средств

    базы

 

Рис.5 Схема распределения и использования прибыли

 

Так, соотношение фондов потребления и фондов накопления один к

четырем свидетельствует о значительном инвестировании. Чистая прибыль является важным источником расширенного воспроизводства, за счет нее осуществляется инвестирование капитального строительства, расширение и реконструкция существующих основных фондов, покрытие потребностей в оборотных средствах, на ее основе формируются фонды социального назначения.                       

                                              Направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможности будущего потребления. Прибыль, направленная на инвестирование (капиталовложения), способствует ускорению экономического роста, тем самым расширяются возможности будущего потребления.

В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности собственника. На акционерном предприятии фонды потребления находятся в собственности трудового коллектива предприятия, а фонды накопления - в собственности акционеров, учредителей. Поэтому фонды потребления не могут быть отнесены к капиталу предприятия. Различия капитала и фондов состоит в том, что капитал образуется в результате накопления имущества, а фонды накопления - в результате распределения чистой прибыли.

Фонд накопления - создается (используется) в основном для финансового, производственного развития предприятия: на финансирование капитальных вложений, расширение и реконструкцию предприятия, на финансирование новых разработок, на погашение ссуд и процентов по ним, на пополнение собственных оборотных средств. Таким образом, фонд накопления представляет собой источник средств хозяйствующих субъектов, аккумулирующих прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретение основных фондов, оборотных средств. Фонд накопления

свидетельствует о росте  имущественного состояния предприятия, увеличения собственных средств.

Фонд потребления - источник средств, зарезервированных хозяйствующим субъектом для осуществления мероприятий по социальному развитию и материального поощрения коллектива.

Фонд потребления - может использоваться на коллективные нужды

(расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведения оздоровительных и культурно-массовых мероприятий) и индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санаторий и в дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособие при уходе на пенсию и т.д.).

При использовании средств фондов накопления осуществить полно-

ту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и получения эффекта.

Российское законодательство предоставляет предприятиям независимо от организационно-правовой формы собственности право оперативно маневрировать поступающей в их распоряжение прибылью после уплаты налоговых платежей в бюджет. Разность между совокупной величиной прибылью по всем видам деятельности предприятия и ее использованной частью за отчетный период (квартал) представляет собой нераспределенную прибыль.

Следует подчеркнуть, что до 1993 г. показатель нераспределен-

ной прибыли в бухгалтерских балансах отсутствовал, поскольку всю

прибыль отчетного года распределяли в установленном порядке, а свободную ее часть присоединяли к уставному фонду. С развитием рыночных отношений нераспределенная прибыль прошлых лет становится устойчивой долго временно функционирующей добавочной частью собственного капитала (добавочным капиталом предприятия).

Нераспределенная прибыль - принципиально новый показатель, характеризующий экономический рост предприятия на основе собственны средств. В составе нераспределенной прибыли одна часть характеризует величину накопленной прибыли, вторая представляет собой свободную прибыль, т.е. прибыль, которая не получила по сути никакого направления.

Следует отметить, что прибыль остающаяся в распоряжении предприятия, не может быть полностью отнесена к собственному капиталу.                                                                                                                                                                                                                                Изъятие в бюджет предусмотренное законодательством экономических санкций производится за счет оставляемой в распоряжении предприятия прибыли после начисления налогов. К ним относятся: штрафы за сокрытие (занижение) прибыли от налогообложения (по решению налоговых органов); пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет; экономические санкции за нарушение государственной дисциплины цен (по решению органов ценообразования и контроля за ценами).

Совет учредителей вправе направлять средства фондов на покрытие убытков, перераспределять средства фондов между ними, направлять часть средств на увеличение уставного капитала и финансирование других мероприятий. В любом случае на основании решения Совета учредителей перераспределение чистой прибыли оформляется протоколом, и после регистрации изменений и дополнений в учредительных документах бухгалтерия предприятия выполняет соответствующие проводки.

Бесфондовый метод чаще всего используют малые предприятия.

Обычно они формируют резервный фонд, отчисления в который могут повлиять на налогооблагаемую прибыль за счет возможных льгот по налогу на эти отчисления.

Фондовый метод использования прибыли предполагает распределение чистой прибыли в соответствии с учредительными документами по фондам, в которых предусмотрена величина отчислений. Порядок формирования и расходования средств фондов определяется предприятием самостоятельно и закрепляются в уставе и в приказе об учетной политике предприятия.
1.3 Управление прибылью предприятия

Формирование и управление прибылью - основа любого бизнеса. Масса прибыли составляет результат и указывает на масштабы

предпринимательской деятельности. Сравнение прибыли с затратами

характеризует эффективность работы предприятия. Одним из наиболее

простых и результативных методов финансового анализа с целью оперативного и стратегического планирования и управления финансово-хозяйственной деятельностью является операционный анализ "издержки-объем-прибыль". Данный метод позволяет выявить зависимость финансовых результатов бизнеса от изменения издержек, цен, объемов производства и сбыта продукции. В отличие от внешнего финансового анализа, результаты операционного анализа как правило составляют коммерческую тайну предприятия. с помощью этого анализа можно решить целый спектр управленческих задач, как то:

- оценка прибыльности производственной и коммерческой деятельности:

-    планирование рентабельности на основе запаса финансовой

прочности:

- определение предпринимательского риска:

- оценка начального периода функционирования нового предприятия и прибыльности инвестиций при наращивании капитала:

- разработка ассортиментной политики предприятия:

- выбор оптимального пути выхода из кризиса и т.д.

 Ключевыми элементами операционного управления прибылью выступают пороговые показатели деятельности предприятия: критический объем реализации, порог рентабельности и запас финансовой прочности. Практически все они связаны с понятием "валовая маржа", который показывает результат от реализации за вычетом переменных затрат.

    Схема расчета валовой маржи в сфере производства и торговли приводится в табл.1

                                                              Таблица 1

Расчет валовой маржи в сфере производства и торговли

Производство Торговля
Выручка от реализации продукции (без НДС и спецналога) Товарооборот
  - Затраты на приобретение реализуемых товаров
  = Торговая скидка (наценка)
  - Косвенные налоги (НДС и спецналог)
  = Валовой доход
- Переменные расходы - Переменные расходы
= Валовая маржа = Валовая маржа
- Постоянные расходы - Постоянные расходы
= Результат (прибыль, убыток) = Результат (прибыль, убыток)

 

В финансовом менеджменте операционный анализ тесно связан с понятием операционного (предпринимательского) риска, расчет которого базируется на определении силы операционного (производственного) рычага.

    Сила воздействия =  Валовая маржа        

операционного рычага       Прибыль          (10)

 

Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации (за счет объема) приводит к еще более интенсивному изменению финансового результата (прибыли или убытка). Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на результат финансово-экономической деятельности предприятия при изменении объема производства.

Если порог рентабельности пройден, доля постоянных затрат снижается и сила воздействия операционного рычага уменьшается. Напротив, повышение удельного веса постоянных затрат усиливает действие производственного рычага.

Чтобы обеспечить безубыточность и безопасность своего производства, предприятие с малой долей постоянных расходов может производить относительно меньше продукции, чем предприятие с большей долей постоянных расходов. Процент запаса финансовой прочности у первого предприятия будет выше, чем у второго.

Финансовые результаты предприятия с низким уровнем расходов в меньшей степени зависят от изменения физического объема производства. Предприятие же с высокой долей постоянных расходов вынуждено в значительно большей мере опасаться снижения объемов производства и реализации.

В случае снижения выручки (за счет объема реализации) сила операционного рычага характеризует возможную потерю прибыли (или увеличение убытка). В особо трудное положение попадает то предприятие, у которого в условиях кризиса убытки превышают валовую прибыль, то есть показатель силы операционного рычага по модулю меньше единицы. Увеличение выручки от реализации на подобном предприятии влечет за собой снижение убытков в меньшей степени, чем рост объема, вызвавший его.

Напротив, предприятие, имеющее убытки ниже валовой маржи, быстрее выйдет из кризиса, так как аналогичный рост объема реализации вызовет более интенсивное снижение убытков.

Определим составляющие формулы операционного рычага с учетом специфики финансового анализа торгово-посреднической деятельности:

 

Валовая маржа = Т*С - Т*С*У - Т*З           (11)

 Прибыль = Т*С*Р,                                        (12)

где:

С - Торговая надбавка, в % к товарообороту;

Т - товарооборот;

У - расчетная ставка НДС, в %;

З - уровень средних переменных затрат, в %;

Р - рентабельность (отношение прибыли к доходу).

 Те же показатели в % к товарообороту:

Валовая маржа = С(1-У) - З;                           (13)

Прибыль = С*Р.                                                (14)

 

Тогда, сила операционного рычага (Z) может быть выражена следующим образом:

            

    Z=  (1-У) - 3                                   (15)     

                    Р*С

Данный показатель отвечает на вопрос: на сколько процентов изменится прибыль торгового предприятия при изменении товарооборота на 1%. Достоинством этой формулы является то, что здесь фигурируют только относительные величины. Это расширяет рамки многовариантного анализа соотношения торговой скидки, уровня переменных затрат и рентабельности при заданной расчетной ставке НДС и спецналога, то есть способствует более точному и оперативному регулированию массы и динамики прибыли.

В практической работе коммерческого предприятия необходимо знать экстремальные значения торговой скидки и уровня переменных затрат. То есть, ниже какого уровня торговой скидки и выше какого уровня переменных затрат нельзя заходить, чтобы не попасть в зону убытков.

Операционный анализ также показывает чувствительность, то есть возможную реакцию результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия на изменение как внутренних, так и внешних факторов производства и реализации продукции, отвечая на вопросы: «Что будет, если...?» и «На сколько можно изменить объем реализации продукции (товарооборота) без потери прибыли?».

Решение второго вопроса связано со следующей ситуацией. В современных условиях на первый план выходит проблема не увеличения прибыли, а ее сохранения в заданных самим предприятие размерах, обеспечивающих оптимальное соотношение между покрытием производственных и социальных нужд предприятия и величиной налоговых выплат. Часто эти ограничения даже не соответствуют максимально возможному уровню прибыли.

В основе анализа чувствительности лежит расчет объема реализации (Ко), который обеспечивает постоянный результат при     изменении одного из следующих показателей: цены, переменных и постоянных затрат. Если изменяются постоянные расходы, то объем реализации, обеспечивающий исходный результат (К), составляет:

 

К = М’ * 100%: Ц                                       (16)

                       

Если изменяются переменные расходы, то:

 

К =  Мо* 100%: Ц                                      (17)

 

Если изменяется цена, то:

 

К = Мо* 100%: Ц’,                                      (18)

где Мо - исходная валовая маржа;

  М’ - нова налоговая маржа;

             - исходная доля валовой маржи в доходе, в %;

- новая доля валовой маржи в доходе, в %;

        Ц - исходная цена;

        Ц’- новая цена.


2. ОЦЕНКА СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ПРИБЫЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

                            

2.1 Экономическая характеристика ООО «Форпост ЛТД».

Общество с ограниченной ответственностью "Форпост ЛТД" создано в соответствии с законодательными актами, официальное сокращенное наименование: ООО «Форпост ЛТД» Фирма зарегистрирована в Московской районной администрации г. Чебоксары 13 мая 1992 года. С момента государственной регистрации фирма является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, расчетный счет в АКБ Чувашкредитпромбанк.

Фирма «Форпост ЛТД» является производственным предприятием, преследующем в качестве своих целей производство товаров и услуг. Извлечение прибыли, а также создание дополнительных рабочих мест.

Фирма может вести любые виды деятельности, не запрещенные законом. Основными видами деятельности являются:

n производство товаров народного потребления, в частности, паркета;

n оказание услуг по сушке паркетной заготовки;

n строительство объектов социально-культурного назначения;

n торгово-закупочная и сбытовая деятельность. 

В настоящий момент, из перечисленных видов деятельности, основными являются производство паркета и сушка деловой древесины.

Уставный капитал фирмы в 2010 году составил 9000 тыс. руб. ООО  «Форпост ЛТД» располагает следующей материально-технической базой: производственный цех фирмы в виде сушильной камеры площадью 100 кв. м. и 2 станка для изготовления паркета.

Кроме основных видов деятельности при возможности ООО «Форпост ЛТД» оказывает посреднические услуги в торговых операциях, ведет оптовую торговлю товарами, в частности, стеклом оконным, автомобильным, стиральными машинами, шлангами и т.д. Торговая деятельность фирмы возникает в связи с бартерными расчетами покупателей готовой продукции фирмы.

Численность занятых в фирме на 1.01.2010 году составила 45 человек, фонд оплаты труда 1690 тыс. руб.

За 2009 год предприятие выработало продукции в виде дубового паркета всего на 8329 тыс. руб. без НДС. Это намного меньше, чем в 2008 году. Тогда было произведено и реализовано паркета на 29 млн. руб., т.е. объем производства сокращен почти в 3 раза. Причиной такого спада явилось увеличение стоимости паркета и снижение спроса на него. Значительное влияние оказало и расширение числа конкурентов фирмы. Кроме того, ООО «Форпост ЛТД» получало доход от сдачи в аренду сушильной камеры АО «Отделстрой», но с 01.07.2009 года они расторгли договор в связи с высокой стоимостью и нерентабельностью.  

2.2 Оценка состава уровня и динамики показателей

2.2 прибыли ООО «Форпост ЛТД»

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуют эффективность хозяйствования по всем направлениям деятельности предприятия: производственной, сбытовой и снабженческой. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

К финансовым результатам относятся доходы, расходы и прибыль. Для анализа доходов и расходов воспользуемся следующими данными:

 

                                                                                              Таблица 2.

Формирование и динамика финансовых результатов ООО «Форпост ЛТД» за 2008 - 2009 годы.

                                                                                               (тыс.руб.)

Наименование показателей 2008 2009 Абсолютное отклонение   Темп роста, %                                                                          
А 1 2 3 4
1. Выручка от реализации товаров, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей 29179,5 8329.2   -20850,5 28,5

 

 

Продолжение таблицы 2

А 1 2 3 4
2. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг                       3. Прибыль (убыток) от реализации   4.Проценты к получению          5. Проценты к уплате             6. Доходы от участия в других организациях                  7. Прочие операционные доходы    8. Прочие операционные расходы   9. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности   10. Прочие внереализационные доходы   11. Прибыль (убыток) отчетного периода   12. Налог на прибыль     24291,9     4887,5     -   -     -     12,6     128,9     4765,2   134,6     4905,8   1080,8   6965,2     1364,0     -   -     -       44,3     146,2     1261,5   567,9     1829,4   640,3   -17326,7     -3518,1     -   -     -     +31,7     +17,3     -3503,7   +433,3     3070,4   -440,4   28,7     27,9     -   -     -     351,6     113,4     26,5   421,9     37,3   59,2

 

Продолжение таблицы 2

  А 1 2 3 4
13. Отвлеченные средства   14. Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года   3497,1   321,9   1189,1   -   -2308   -321,9   34,0   -

 

Исходя из данных таблицы 2 доходы ООО «Форпост ЛТД» составили в 2009 году 8941.4 тыс. руб. Они складываются из выручки от реализации продукции, прочих операционных доходов, прочих внереализационных доходов. В 2008 году доходы составили 29326,7 тыс. руб.

Таблица 3

Состав и структура доходов ООО "Форпост ЛТД" за 2008-2009 гг.

 

2008 г

2010 г

Отклонение (+,-)

  сумма, тыс.руб. уд.вес, в % сумма, тыс.руб. уд.вес в % по сумме, тыс.руб.  по уд.весу в %
1. Выручка от реализации продукции   2. Прочие операцион-ные доходы   3. Прочие внереализационные доходы     29179,5   12,6     134,6     99,5   0,04     0,46     83292   44.3     567,9       93,2   0,5     6,3     -20850,3   +31,7     +433,3     -6,3   +0,46     +5,89
Итого 29326,7 100 8941,4 100 -20385,6 -

Как видно из таблицы 3, совокупные доходы ООО "Форпост ЛТД" сократились за 2009 год на 20385.6 тыс. руб. Это произошло в связи со значительным сокращением производства паркета, расторжением отношений с ОАО Отделстрой и приостановкой деятельности к концу 2009 года.

Структура доходов ООО "Форпост ЛТД"  характеризуется следующим об-

разом. Основную долю в доходах составляет выручка от реализации

99,5% в 1999 г. и 93,2% в 2009 г., в целом структуру доходов и

ее динамику можно оценить как положительную.

Расходы предприятия в целом складываются из себестоимости реализации, прочих операционных расходов.

Таблица 4

Состав и структура расходов ООО «Форпост ЛТД» за 2008-2009 гг.

Показатели

2008 г

2009 г

Отклонение (+,-)

  сумма, тыс.руб. уд.вес,в % сумма, тыс.руб. уд.весв % по сумме тыс. руб. по уд. весу, в %
1. Себестои-мость продукции   2. Прочие операционные расходы     24291,9   128,9     99.5   0,5     6965,2   146,2     99,3   0.7     -17326,7   +17,3     -0,2   +0,2
Итого 24420,8 100 7011,4 100 -17409,4 -

 

Как видно из таблицы, совокупные расходы ООО "Форпост ЛТД" в

2009 г. снизились по сравнению с 2008 г. на 17409,4 тыс.руб. и составили 7011,4 тыс.руб. При этом доля себестоимости продукции снизилась на 0,2 пункта, что положительно. Прочие операционные расходы связаны с платежами налогов, не включаемых в себестоимость. Их доля в общей сумме затрат возросла на 0,2 пункта.

Таблица 5

Состав и структура себестоимости реализованной продукции

 ООО "Форпост ЛТД" за 2008 - 2009 гг

 

Наименование

2008 г

2009 г

Отклонение (+,-)

показателей сумма тыс.руб. уд.вес в % сумма тыс.руб уд.весв % в сумме тыс.руб в %
1.Материальные затраты   2. Затраты на оплату   3. Отчисления на социальные нужды   4. Амортизация основных средств   5. Прочие по элементам затрат   17094.0     4615,5     1587,3   757,0   342,0   70.0     18.9     6,5   3,1   1,4   3744.1     1689,7     834,3   659,1   84.1   53,4     24,1     11.9   9,4   1,2   -13349,9     -2925,7     -752,9   -97,9   -257,9   16.6     +5,2     +5,4   6,3   -0,2
Итого 24291,9 100 6965,2 100 -17326,7 -

 

Как видно из таблицы в составе себестоимости основным элементом являются материальные затраты (в 2000 - 53,4%, в 1999 - 70,0%). В структуре себестоимости в 2000 г. произошли следующие изменения: материальные затраты сократились на 16,6%, затраты на оплату труда увеличились на 5,2%, что положительно, отчисления на социальные нужды также увеличились за счет увеличения затрат на оплату труда, амортизационные отчисления увеличились почти в 3 раза за счет переоценки основных фондов и проведения ускоренной амортизации. В целом себестоимость реализации сократилась, однако это нельзя считать положительным, так как сокращение произошло в связи с сокращением объемов производств.

Анализ прибыли и факторов, влияющих на нее позволяет администрации предприятия, её учредителям выбрать наиболее важные направления активизации деятельности предприятия. В ходе анализ




double arrow
Сейчас читают про: