А. К. Толстой «Дон Жуан»

Так автор драматической поэмы «Дон Жуан» А. К. Толстой формулирует принципиально важное убеждение, лежащее в основе его концепции образа Дон Жуана: «Не признавать в человеке чувство прекрасного, находить это чувство роскошью, хотеть убить его и работать только для материального благосостояния человека - значит отнимать у него его лучшую половину, значит низводить его на степень счастливого животного, которому хорошо, потому что его не бьют и сытно кормят».

Дон Жуан Толстого меньше всего беззаботный повеса, коварный обольститель женщин. Он поэт и философ любви. Для него любовь - не просто чувство, влекущее его к женщине, а основа мироздания. За душу Дон Жуана борются два противоположных начала - света и тьмы. В прологе происходит спор о Дон Жуане между духами, представителями Света, и Сатаной. Духи предупреждают Сатану о высоком предназначении Дон Жуана: «Познай: сей Дон Жуан избранник есть творца». Однако и Сатана «давно его заметил» и рассчитывает сделать похожим на себя. Сатана готовит для Дон Жуана страшное искушение - искать небесный идеал красоты и совершенства на грешной земле. Так с волей пламенной, упорством на челе, С отчаяньем в груди, со страстию вовзоре, небесное Жуан пусть ищет на земле.И в каждом торжестве себе готовит горе. Дон Жуан готов полюбить искренне и глубоко, но каждая новая встреча приносит лишь горечь разочарования. Именно это приводит Дон Жуана не только к утрате веры, но и к восстанию против всех нравственных устоев бытия. Встретив донну Анну, Дон Жуан искренен в своих признаниях, но он совершает поступок, делающий невозможнымего брак с донной Анной. Оскорбленный Командор, обнажив шпагу, бросается на дерзкого обидчика, и Дон Жуан его убивает. Герой не может покинуть Испанию, не увидев донны Анны, не добившись ее любви. Дон Жуан достигает своей цели. Однако он не может изгнать образ донны Анны из своего сердца, как он прежде поступал с десятками женщин. Новое, неведомое чувство тревожит его душу. Последнее свидание с донной Анной открывает ему глаза, он понимает, что наконец обрел истинную любовь. Но явившаяся статуя Командора, призывая Дон Жуана к молитве, сообщает о смерти донны Анны. Гибель женщины, озарившей его душу светом любви и веры, делает невозможным его примирение с Богом. Отвергнув путь покаяния. Дон Жуан погибает от руки статуи.

 

 

Заключение.

 

Задумывался ли кто-нибудь из вас над сущностью, содержанием таких слов, как жизнь и любовь? Для каждого из нас они являются ценностью.

На протяжении всей своей жизни человек чего – то ищет, к чему – то стремиться. То ли он ищет смысл, разгадку, то ли просто делает вид, что занят чем – то серьезным. И однажды на минуту остановившись он задает себе вопрос: «А зачем все это? А кому это нужно? И в чем собственно весь этот смысл моей жизни?»

Сделав не предвиденную паузу он тщетно ищем ответ, пытаясь нащупать хоть малейшую подсказку, которая откроет ему глаза. Он приходит в неимоверный ужас от всего окружающего – от обрюзгшего тела, от одеревенелого сознания, которое вряд ли ясность мысли и от рутинной, и обыденной жизни с каждым днем засасывающей его все глубже и глубже. А было ли так всегда? Что он упустил, потерял, низвергнув себя в это болото.

Жизнь требует бодрости, движения, дерзости, но только непокоя. Извечный поиск новых форм, свежих и бьющих струей порывов, леденящих и воспламеняющих душу - вот, что ему нужно. Как все было бы просто, если бы было достаточно просто жить. Избрав однажды неверный путь, человек будет обречен на мучения на всю жизнь.

Такой человек, как Дон Жуан находит свой жизненный стимул в любви.

Дон Жуан именно тот, кто знает, что нужно женщине в данную минуту, всегда.

Для него это прежде всего жизнь, а не игра, которая может продолжаться только в постоянной подпитке ощущений. Каждая женщина ждет своего неповторимого Дон Жуана, и он оказывается таким разным для каждой из них, олицетворяя собой в одном лице.

Чем больше мы любим, тем больше становимся эгоистами. Безумие и жажда обладать овладевают нами. Мы боимся настолько потерять друг друга, что совершаем порой очень безрассудные поступки, обрекая свою любовь на смерть.

Отдавая свою любовь, женщины рассчитывают на жертву со стороны мужчин. Отдавая, мы всегда требуем взамен другого, называя уже свою цену. Дон Жуану ничего не нужно, он дарит себя каждой, одаривая несусветными ласками любую. Его и винить то не в чем, ведь женщины сами идут к нему, попадая в бездну наслаждений, которые Дон Жуан дарит безвозмездно, не требуя ничего взамен.

«Его переполняет жизнь, и нет ничего хуже, чем ее потерять».

Далеко не каждый мужчина знает, какое слово, какую музыку любви нужно сыграть сейчас или потом своей женщине.

Дон Жуан живет любовью, которая освобождает всех тех, кто к нему приходит. Щедра любовь, осознающая свою неповторимость и бренность. Любовь – смесь желания, нежности, интеллекта,- что притягивает.

Безусловно, жизнь не бесконечна и конец ее с каждым днем приближается, но зачем его ждать. Бросаясь с головой в любовь, Дон Жуан просто отодвигает этот момент, ведь несмотря на свою конечность, наслаждения и чувства не теряют своего сказочного аромата и порочного вкуса.

«Важна не вечная жизнь, а вечная жизненность». Дон Жуан предпочитает вечность в любви, но не в Боге. Он проживает огромное количество жизней, все легче отделяя от них свою собственную жизнь. Дон Жуан требует всего или ничего, любви или смерти, он выбирает действие, а не созерцание. Он завоеватель, победитель, но несмотря на огромное количество побед, последней ему все же не одержать.

Дон Жуан находит свой смысл жизни в любви, в поиске нового чувства рождающего бурю. Именно эта буря останавливает время, превращая жизнь в вечное движение молодости. Но что вызывает этот шторм, будоражащей душу? Новая форма любви, побуждающая Дон Жуана на вечный поиск.

Каждая женщина для Дон Жуана является неповторимой, единственной, способной рождать в Дон Жуане бесконечные букеты новых чувств. Постигая эту неповторимость, Дон Жуан раскрывает всю тайну женщины, в которой не остается больше ничего манящего.

Каждого Дон Жуана ждет свой финал, мы можем только лишь предполагать, каким он будет. Умрет ли Дон Жуан от каменной руки или заключенным в монастыре, вымаливая свое прощение. А нужно ли ему это? Вряд ли его душу томит раскаяние, нет скорее горечь, безвыходность суровой развязки завтрашнего дня.

«Все прожитое стоит перед глазами. Взор его ясен. В своей судьбе он чувствует нечто мучительное и неповторимое и с этим он готов умереть».

Прожив бурную, полную всевозможных красок жизнь, Дон Жуан словно заканчивает свою роль, возвращаясь, как бы к самому себе, но и тут он не может этого сделать, так как он уже другой. 

Я вижу Дон Жуана отшельником, не нашедшего общего языка с Богом, и ждущего достойно и одиноко свою последнюю минуту, может быть, найдя в чем – то последнюю земную радость и красоту. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: